Патриотическое воспитание, как неотъемлемая часть образовательного процесса
статья

Наталья Рябова

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание, как неотъемлемая часть образовательного процесса

         Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и развитие гражданских качеств личности, патриотических чувств.

Патриотизм—категория нравственная. Это не слепая преданность своей стране, а знание и уважение истории и культуры своего Отечества, сохранение самобытности и традиций своего народа, сопричастность к общественной жизни страны, стремление повысить духовное и материальное благосостояние своей Родины, ее безопасность. При организации занятий по предмету ОБЖ - военно-патриотическая направленность должна быть стержнем и основой воспитания учащихся школьного возраста. Именно в школе ученики должны понять непреходящую мудрость А.В. Суворова: «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов. Вот одного только не может — защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой». Поэтому перед школой стоит задача — воспитать у учащихся патриотические чувства, сформировать у них готовность к военной службе, защите Родины, даже ценой своей жизни.

Следовательно, основные цели военно-патриотического воспитания:

-        развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;

-        формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы;

- воспитание верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени.

Педагоги школы, учитывая все аспекты воспитания школьников, должны с первых дней учебы вовлекать детей в активную познавательную внеурочную деятельность. Самые разнообразные кружки и секции - спортивные, туристско-краеведческие, поисковые, музейные, исторические помогают детям лучше узнать о своей стране, расширить мировоззрение, попробовать себя в разных качествах.

Внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в нашей школе проводится по двум системообразующим направлениям:

1-е направление - патриотическое воспитание на опыте и традициях прошлых поколений и Вооруженных сил. Данное направление включает в себя следующее:

·         мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти; митинги посвящённых торжественным датам и другие патриотические мероприятия);

·         проведение уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, с членами общества «Дети Войны», празднование памятных дат, организация викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

·         проведение конкурсов среди команд мальчиков различных параллелей и военно-патриотической песни, а также праздничных концертов, посвященных знаменательным датам;

2-е направление - военно-спортивные игры:

·         проведение игр  «Зарница» и «А ну-ка, парни!», полиатлон, биатлон, «Снежный марафон юного туриста»,  военизированные эстафеты. Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на укрепление школьного коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины;

·         месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты и конкурсы.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования заложены в дополнительном образовании учащихся, поскольку оно не ограничивается образовательными стандартами, ориентировано на индивидуальные личностные задатки, на интересы и способности ребёнка, обеспечивает большие возможности самоопределения и самореализации учащегося, способствуя творческому развитию, социальной активности и формированию патриотического сознания.

Дополнительное образование организовано на принципах свободного выбора. Оно способно постепенно, ненавязчиво и наиболее эффективно сформировать в ребёнке, подростке такие качества, как ответственность, трудолюбие, самоорганизация, коммуникабельность, уважение к окружающим, дружелюбие и коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...

«Внеурочная деятельность учащихся как неотъемлемая часть образовательного процесса».

«Внеурочная деятельность учащихся как неотъемлемая часть образовательного процесса»....

Социальный проект-неотъемлемая часть образовательного процесса.

На современном этапе школьной жизни в условиях введения ФГОС     акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добыв...

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО"

Цель:Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деят...

Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса

Данная статья раскрывает опыт работы по внеурочной деятельности вокальной группы "Домисольки"...