"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО"
материал
Цель:
Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деятельности, которая способна обеспечить качество образования.
Задачи:
1. Способствовать формированию теоретических представлений педагогов школы об условиях и возможностях практической реализации внеурочной деятельности;
2. Проанализировать деятельность курсов внеурочной деятельности в школе (на основе материалов анкетирования педагогов ОУ, родителей и учащихся);
3. Объединить усилия педагогов для поддержания творческой среды школы, обеспечивающей возможность самореализации учащихся во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Протокол педагогического совета | 52.62 КБ |
презентация к педагогическому совету | 178.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА № _____ от 14.03.2017 г.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Цель:
Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деятельности, которая способна обеспечить качество образования.
Задачи:
- Способствовать формированию теоретических представлений педагогов школы об условиях и возможностях практической реализации внеурочной деятельности;
- Проанализировать деятельность курсов внеурочной деятельности в школе (на основе материалов анкетирования педагогов ОУ, родителей и учащихся);
- Объединить усилия педагогов для поддержания творческой среды школы, обеспечивающей возможность самореализации учащихся во внеурочной деятельности.
Программа педсовета
- Выступление заместителя директора по ВР Сироткиной М.Н. по теме: «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.»
- Анализ ВД в ГБОУ школе № 263, выступление зам.директора по ВР, ответственного за реализацию курсов ВД Сироткиной М.Н.
- Выступление учителя Аникановой Т. А. по теме «Кластер как модель распределнного образования»
- Выступление социального педагога, руковдителя ОУС «Совет школы» Бледных С. А. по теме: «Реализация задач воспитательной работы ОУ через ОУС «Совет школы»
- Выступление учителя Шиловой М.Н. по теме «Опыт работы по организации курсов внеурочной деятелоности естественно-научной направленности»
- Выступление учителя ИЗО Шумиловой Ю. Н. по теме «Проблемы организации курсов внеурочной деятельности и пути их преодоления»
Присутствовали 35 – чел. Отсутствовали 2 – чел.
Одна из важнейших образовательных тем последних нескольких лет – внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые реализуются с 1 сентября 2011 года. Новое поколение образовательных стандартов – это механизм реализации президентской инициативы «Наша новая школа» Какой же представляется с этой точки зрения школа НОВАЯ? Новая школа – эта школа жизни, а не школа учёбы. Новый ФГОС обозначил особенности современной организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях.
Организация внеурочной деятельности строится в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- ФГОС НОО (утверждены приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241);
- ФГОС ООО (утверждены приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
- Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).
- Методическими материалами по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму МОиН Рф 12.05.2011 №03-296)
- Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» (приложение к письму Комитета по образованию от 21.05.2015 №03-20-2057/15-00)
- Положением об организации внеурочной деятельности (локальный акт ОУ)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
- развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей, учащихся к различным видам деятельности;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения в социуме.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности
- модель дополнительного образования
- модель «школы полного дня»;
- оптимизационная модель
- инновационно-образовательная модель.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения.
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Внеурочная деятельность в ОУ организуется по следующим направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Занятия организуются в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Планируя внеурочную деятельность, учитель должен предвидеть к какому результату должен прийти ребенок.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект – это последствие результата.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
В ГБОУ СОШ № 263 разработана и введена в действие программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.
Опыт работы по введению внеурочной деятельности мы представили в виде SWOT-анализа
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Риски |
|
|
Сильные стороны
- Внеурочная деятельность в нашей школе представлена всеми направлениями, предусмотренными ФГОС.
Слабые стороны
- Недостаточная готовность и настороженность родителей и общественности к внедрению ФГОС
- Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций;
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.
- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС
- перегрузка детей, что негативно влияет на здоровье (диаграммы)
Риски (негативное влияние внешних факторов)
- Недостаточная готовность и настороженность родителей и общественности к внедрению ФГОС
- Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы
Возможности (положительное влияние внешних факторов)
- Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС
- Организация занятости детей во внеурочное время, что позволяет развиваться талантам
- Сближение школы и общественности (участие в социально-значимых проектах, встречи с интересными людьми, людьми разных профессий)
Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель:
создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание социально адаптированной личности.
Результаты SWOT-анализа деятельности школы показывают, что школа в целом обладает ресурсами, необходимыми для организации внеурочной деятельности.
В заключении педагогического совета предлагаем на основе высказываний сформулировать условия эффективности организации внеурочной деятельности:
- «Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души» А. Грин
- «Час работы научит больше, чем день объяснения» Ж. –Ж. Руссо
- «Учить не мыслям, а мыслить» И. Кант
- «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В. Даль
Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание социально адаптированной личности.
Педагогический совет постановил:
Заслушав и обсудив проблему организации внеурочной деятельности – педагогический совет отмечает, что в школе ведётся работа по организации внеурочной деятельности, которая формирует и развивает локальные среды и позволяет решать задачи физического развития, нравственного и духовного воспитания детей.
Учителя школы включены в работу по формированию комфортной здоровьесберегающей атмосферы, мотивирующей учащихся к познавательной деятельности в процессе внеурочной работы, расширяющей продуктивность освоения материала и, констатируя перспективность аудиторной и внеаудиторной деятельности, готовы обмениваться опытом в рамках предметных недель, заседаний методических объединений, педсоветов, семинаров и т.д.
Вместе с тем, педагогический совет отмечает, ресурсы организации внеурочной деятельности не исчерпаны в полной мере.
Рекомендации педагогического педсовета
Заслушав и обсудив выступления и рассмотрев вопросы организации внеурочной деятельности, педсовет рекомендует:
- Признать опыт работы учителей соответствующим требованиям ФГОС.
- Продолжить использование эффективных форм и методов работы внеурочной деятельности в школе согласно требованиям ФГОС второго поколения.
- Расширить систему внеурочной деятельности с целью предоставления учащимся свободы выбора.
- Всем руководителям кружков и заинтересованным в организации курсов ВД педагогам осуществить написание программ по внеурочной деятельности, рассмотреть на заседаниях МО в мае месяце 2017 г., представить администрации ОУ на собеседовании в июне месяце.
- Запланировать (внести в общешкольный план работы) и провести открытые занятия по ВД в мае месяце 2017 г.
- Обеспечить обмен и открытость информации о результатах внеурочной деятельности через интерактивные ресурсы (сайт, бегущая строка, и т. д.).
- Пропагандировать и популяризировать успехи учащихся во внеурочной деятельности (ученические портфолио). Продолжить работу с мотивированными детьми и работу по учету их индивидуальных достижений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования
Типы организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования; модель «школы полного дня»; оптимизационная модель; инновационно -образовательная модель.
Направления развития личности : Спортивно- оздоровитель - ное Д уховно-нравственное С оциальное Общекультур-ное Подвижные игры с элементами спортивных игр Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций России Пешком по Санкт-Петербургу Основы домоводства Образовательный туризм Клуб любителей чтения на иностранных языках Занимательная математика За страницами учебников биологии Учимся программировать Литературно-театральная студия Мастерская слова Юный гид-переводчик по Санкт-Петербургу Мир веществ вокруг нас География в городе Основы дизайна Вокальное искусство ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствие результата.
Сильные стороны Слабые стороны Внеурочная деятельность в нашей школе представлена всеми направлениями, предусмотренными ФГОС. Разработана и введена в действие программа организации внеурочной деятельности Опытные специалисты Недостаточная информированность родителей и общественности о ФГОС Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога ) Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы Возможности Риски Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС Организация занятости детей во внеурочное время Сближение школы и общественности Настороженное (негативное) отношение к ФГОС некоторых педагогов Перегрузка детей Несоответствие материальной базы запросам стандарта
Направления развития личности : Спортивно- оздоровитель - ное Д уховно-нравственное С оциальное Общекультур-ное Подвижные игры с элементами спортивных игр Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций России Пешком по Санкт-Петербургу Основы домоводства Образовательный туризм Клуб любителей чтения на иностранных языках Занимательная математика За страницами учебников биологии Учимся программировать Литературно-театральная студия Мастерская слова Юный гид-переводчик по Санкт-Петербургу Мир веществ вокруг нас География в городе Основы дизайна Вокальное искусство ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
«Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души» А. Грин
«Час работы научит больше, чем день объяснения» Ж. –Ж. Руссо
«Учить не мыслям, а мыслить» И. Кант
«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В. Даль
«Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он непременно превратиться в тормоз…» Александр Асмолов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и соц...
Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса
Данная статья раскрывает опыт работы по внеурочной деятельности вокальной группы "Домисольки"...
Выступление к педсовету «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС»
Выступление к педсовету«Внеурочная деятельность как неотъемлемая частьобразовательного процесса в условиях ФГОС»...
Педагогический совет «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»
Цель педсовета: показать возможности внеурочной деятельности для совершенствования образовательного процесса, также всестороннего развития, воспитания и обучения школьниковЗадачи педсовета...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Статья "Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность-важное звено образовательной деятельности. Формы внеурочной деятельности отличаются от классно-урочной и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной обра...
Приказ о педсовете "«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ООО»"
ПРИКАЗ 13.05.2019 № 270-0с.п. Куть – Ях О подготовке и проведении педагогического совета по воспитательной работе«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть ...