"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО"
материал

Сироткина Мария Николаевна

Цель:

Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деятельности, которая способна обеспечить качество образования.

Задачи:

1. Способствовать формированию теоретических представлений педагогов школы об условиях и возможностях практической реализации внеурочной деятельности;

2. Проанализировать деятельность курсов внеурочной деятельности в школе (на основе материалов анкетирования педагогов ОУ, родителей и учащихся);

3. Объединить усилия педагогов для поддержания творческой среды школы, обеспечивающей возможность самореализации учащихся во внеурочной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА № _____ от 14.03.2017 г.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Цель:

Через анализ работы курсов внеурочной деятельности, функционирующих в ОУ, определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию оптимизационной модели внеурочной деятельности, которая способна обеспечить качество образования.

Задачи:

  1. Способствовать формированию теоретических представлений педагогов школы об условиях и возможностях практической реализации внеурочной деятельности;
  2. Проанализировать деятельность курсов внеурочной деятельности в школе (на основе материалов анкетирования педагогов ОУ, родителей и учащихся);
  3. Объединить усилия педагогов для поддержания творческой среды школы, обеспечивающей возможность самореализации учащихся во внеурочной деятельности.

Программа педсовета

  1. Выступление заместителя директора по ВР Сироткиной М.Н. по теме: «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями   ФГОС второго поколения.»
  2. Анализ ВД в ГБОУ школе № 263, выступление зам.директора по ВР, ответственного за реализацию курсов ВД Сироткиной М.Н.
  3. Выступление учителя Аникановой Т. А. по теме «Кластер как модель распределнного образования»
  4. Выступление социального педагога, руковдителя ОУС «Совет школы» Бледных С. А. по теме: «Реализация задач воспитательной работы ОУ через ОУС «Совет школы»
  5. Выступление учителя Шиловой М.Н. по теме «Опыт работы по организации курсов внеурочной деятелоности естественно-научной направленности»
  6. Выступление учителя ИЗО Шумиловой Ю. Н. по теме «Проблемы организации курсов внеурочной деятельности и пути их преодоления»

Присутствовали 35 – чел. Отсутствовали 2 – чел.

Одна из важнейших образовательных тем последних нескольких лет – внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые реализуются с 1 сентября 2011 года. Новое поколение образовательных стандартов – это механизм реализации президентской инициативы «Наша новая школа» Какой же представляется с этой точки зрения школа НОВАЯ? Новая школа – эта школа жизни, а не школа учёбы.  Новый ФГОС обозначил особенности современной организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях.

Организация внеурочной деятельности строится в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  • ФГОС НОО (утверждены приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241);
  • ФГОС ООО (утверждены приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  • Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
  • Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).
  • Методическими материалами по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму МОиН Рф 12.05.2011 №03-296)
  • Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» (приложение к письму Комитета по образованию от 21.05.2015 №03-20-2057/15-00)
  • Положением об организации внеурочной деятельности (локальный акт ОУ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

  • развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей, учащихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения в социуме.

Типы организационных моделей внеурочной деятельности

  • модель дополнительного образования
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель
  • инновационно-образовательная модель.

     

Оптимизационная модель.  Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения.

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Внеурочная деятельность в ОУ организуется по следующим направлениям развития личности: 

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

Занятия организуются в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Планируя внеурочную деятельность, учитель должен предвидеть к какому результату должен прийти ребенок.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект – это последствие результата.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

В ГБОУ СОШ № 263 разработана и введена в действие программа организации внеурочной  деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из  подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.

Опыт работы по введению внеурочной деятельности мы представили в виде SWOT-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Внеурочная деятельность в нашей школе представлена всеми направлениями, предусмотренными ФГОС.
  • Количество детей, занятых внеурочной деятельностью – 56 % обучающихся 5-6 классов
  •  Разработана и введена в действие программа организации внеурочной деятельности
  • Опытные специалисты
  • Опыт совместной работы с другими социальными структурами
  • Созданная материально-техническая база
  • Недостаточная информированность родителей и общественности о ФГОС

  • Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

  • Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы

  • нехватка площадей для нашей школы

Возможности

Риски

  • Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС
  • Организация занятости детей во внеурочное время
  • Сближение школы и общественности
  • Настороженное отношение к ФГОС некоторых работников образования
  • Перегрузка детей
  • Несоответствие материальной базы запросам стандарта

Сильные стороны

  • Внеурочная деятельность в нашей школе представлена всеми направлениями, предусмотренными ФГОС.

Слабые стороны

  • Недостаточная готовность и настороженность родителей и общественности к внедрению ФГОС
  • Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
  • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
  • дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
  • профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций;

Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.

  • недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС
  • перегрузка детей, что негативно влияет на здоровье (диаграммы)

Риски (негативное влияние внешних факторов)

  • Недостаточная готовность и настороженность родителей и общественности к внедрению ФГОС
  • Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы

Возможности (положительное влияние внешних факторов)

  • Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС
  • Организация занятости детей во внеурочное время, что позволяет развиваться талантам
  • Сближение школы и общественности (участие в социально-значимых проектах, встречи с интересными людьми, людьми разных профессий)

Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель:

создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание социально адаптированной личности.

Результаты SWOT-анализа деятельности школы показывают, что школа в целом обладает ресурсами, необходимыми для организации внеурочной деятельности.

В заключении педагогического совета предлагаем на основе высказываний сформулировать условия эффективности организации внеурочной деятельности:

  1. «Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души» А. Грин
  2. «Час работы научит больше, чем день объяснения» Ж. –Ж. Руссо
  3. «Учить не мыслям, а мыслить» И. Кант
  4. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В. Даль

 

Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание социально адаптированной личности.

Педагогический совет постановил:

Заслушав и обсудив проблему организации внеурочной деятельности – педагогический совет отмечает, что в школе ведётся работа по организации внеурочной деятельности, которая формирует и развивает локальные среды и позволяет решать задачи физического развития, нравственного и духовного воспитания детей.

 

Учителя школы включены в работу по формированию комфортной здоровьесберегающей атмосферы, мотивирующей учащихся к познавательной деятельности в процессе внеурочной работы, расширяющей продуктивность освоения материала и, констатируя перспективность аудиторной и внеаудиторной деятельности, готовы обмениваться опытом в рамках предметных недель, заседаний методических объединений, педсоветов, семинаров и т.д.

Вместе с тем, педагогический совет отмечает, ресурсы организации внеурочной деятельности не исчерпаны в полной мере.

Рекомендации педагогического педсовета

Заслушав и обсудив выступления и рассмотрев вопросы организации внеурочной деятельности, педсовет рекомендует:

  1. Признать опыт работы учителей соответствующим требованиям ФГОС.
  2. Продолжить использование эффективных форм и методов работы внеурочной деятельности в школе согласно требованиям ФГОС второго поколения.
  3. Расширить систему внеурочной деятельности с целью предоставления учащимся свободы выбора.
  4. Всем руководителям кружков и заинтересованным в организации курсов ВД  педагогам осуществить написание программ по внеурочной деятельности, рассмотреть на заседаниях МО в мае месяце 2017 г., представить администрации ОУ на собеседовании в июне месяце.
  5. Запланировать (внести в общешкольный план работы) и провести открытые занятия по ВД в мае месяце 2017 г.
  6. Обеспечить обмен и открытость информации о результатах внеурочной деятельности через интерактивные ресурсы (сайт, бегущая строка, и т. д.).
  7. Пропагандировать и популяризировать успехи учащихся во внеурочной деятельности (ученические портфолио).  Продолжить работу с мотивированными детьми и работу по учету их индивидуальных достижений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Живём в эпоху нанотехнологий , И каждый год даёт нам новый старт, То освоение журналов электронных, А ныне новый наш – образовательный стандарт.

Слайд 2

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Слайд 3

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования

Слайд 4

Типы организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования; модель «школы полного дня»; оптимизационная модель; инновационно -образовательная модель.

Слайд 5

Направления развития личности : Спортивно- оздоровитель - ное Д уховно-нравственное С оциальное Общекультур-ное Подвижные игры с элементами спортивных игр Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций России Пешком по Санкт-Петербургу Основы домоводства Образовательный туризм Клуб любителей чтения на иностранных языках Занимательная математика За страницами учебников биологии Учимся программировать Литературно-театральная студия Мастерская слова Юный гид-переводчик по Санкт-Петербургу Мир веществ вокруг нас География в городе Основы дизайна Вокальное искусство ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

Слайд 6

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствие результата.

Слайд 7

Сильные стороны Слабые стороны Внеурочная деятельность в нашей школе представлена всеми направлениями, предусмотренными ФГОС. Разработана и введена в действие программа организации внеурочной деятельности Опытные специалисты Недостаточная информированность родителей и общественности о ФГОС Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога ) Недостаточное количество финансовых средств для улучшения материально-технической базы Возможности Риски Формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС Организация занятости детей во внеурочное время Сближение школы и общественности Настороженное (негативное) отношение к ФГОС некоторых педагогов Перегрузка детей Несоответствие материальной базы запросам стандарта

Слайд 8

Направления развития личности : Спортивно- оздоровитель - ное Д уховно-нравственное С оциальное Общекультур-ное Подвижные игры с элементами спортивных игр Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций России Пешком по Санкт-Петербургу Основы домоводства Образовательный туризм Клуб любителей чтения на иностранных языках Занимательная математика За страницами учебников биологии Учимся программировать Литературно-театральная студия Мастерская слова Юный гид-переводчик по Санкт-Петербургу Мир веществ вокруг нас География в городе Основы дизайна Вокальное искусство ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

Слайд 11

«Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души» А. Грин

Слайд 12

«Час работы научит больше, чем день объяснения» Ж. –Ж. Руссо

Слайд 13

«Учить не мыслям, а мыслить» И. Кант

Слайд 14

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В. Даль

Слайд 15

«Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он непременно превратиться в тормоз…» Александр Асмолов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

Внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса

Данная статья раскрывает опыт работы по внеурочной деятельности вокальной группы "Домисольки"...

Выступление к педсовету «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС»

Выступление к педсовету«Внеурочная деятельность как неотъемлемая частьобразовательного процесса в условиях ФГОС»...

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»

Цель педсовета: показать возможности внеурочной деятельности для совершенствования образовательного процесса,   также всестороннего развития, воспитания и обучения школьниковЗадачи педсовета...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Статья "Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность-важное звено образовательной деятельности. Формы внеурочной деятельности отличаются от классно-урочной и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной обра...

Приказ о педсовете "«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ООО»"

ПРИКАЗ  13.05.2019 № 270-0с.п. Куть – Ях О подготовке и проведении  педагогического совета по воспитательной работе«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть ...