Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.
материал
Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.
Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Метапредметный подход подразумевает промысливание (а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.
Многие метапредметные результаты учителя физики формируют и развивают на своих уроках, но одними из важных на мой взгляд являются логические УУД, в том числе "умение устанавливать причинно-следственные связи" (метапредметные результат под номером 6) в ФГОС ООО). (S.V.Galjan_Metapredm_podkh._-_metod._rekom.pdf (pstu.ru))
Достижение метапредметных результатов, когда учитель, помимо предметных, ставит метапредметные цели, предъявляет современному уроку определенные требования:
∙ урок должен иметь мотивирующее на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы;
∙ учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются учащимися;
∙ учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
∙ урок должен быть развивающим;
∙ учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
∙минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
∙ времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровьесбережение;
∙ учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
При планировании урока необходимо учитывать такие принципы педагогической техники, как свобода выбора действия, принцип открытости, принцип деятельности, принцип идеальности (высокого КПД) и обратной связи. Это означает, что ученик имеет право выбора в любой обучающей ситуации, он должен не только получать от учителя знания, но и сталкиваться с проблемами, решения которых выходят за рамки изучаемого курса, уметь применять полученную теорию в практических целях. На занятии должны максимально использоваться возможности и знания самих учащихся, а держать под контролем учебную ситуацию поможет система приемов обратной связи.
Традиционный школьный урок проходит по известному сценарию: учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – выученный параграф; затем ставит оценку и спрашивает следующего школьника. Во второй половине урока учитель обычно объясняет новую тему и задает домашнее задание. Новые же стандарты предполагают совершенно иной план работы. Акцент делается не на получение отвлеченных от жизни знаний, а на необходимости познания окружающего мира, подготовке ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработке умения находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни. (S.V.Galjan_Metapredm_podkh._-_metod._rekom.pdf (pstu.ru))
Практический опыт, наблюдения, а позднее — научные исследования подсказывали, что во многих случаях удается установить источник происходящих в мире изменений — явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной, второе следствием (https://oko-planet.su/science/sciencediscussions/186571-prichinno-sledstvennye-svyazi.html).
Причинно-следственная связь – это процесс. Причина – начало процесса, связь – сам процесс, а следствие – итог процесса. (http://www.newtheory.ru/physics/2-tnf-zakon-sohraneniya-i-prichina-sledstvie-t3372.html).
Исходя из этого понятия причина, следствие и связь можно интерпретировать как:
Причина - есть взаимодействие между телами, это явление 1 (событие, факт).
Следствие - это явление 2.
Связь - сам процесс.
Выделяют несколько типов причинно-следственных связей:
1. несколько причин вызывает одно следствие;
2. причина вызывает многочисленные следствия
3. воздействие одной причины вызывает цепочку следствий, которую называют "Эффект домино".
П --------С1 --------- С2 ---------С3 --------- Сn
7 класс это время начала изучения физики. На первых уроках ученики знакомятся с понятием явление и взаимодействие.
Явление - это изменения, происходящие с телами.
Явления наблюдают.
Взаимодействие – это действие одного тела на другое.
Опираясь на эти понятия, обучающиеся на первых уроках, заполняют таблицу 1 по тексту из учебника. При этом учитывают, что причина - это явление, которое произошло раньше; а явление (событие, факт), которое произошло позже - это следствие.
Таблица 1.
Причина | Связь | Следствие |
Источник изменений (взаимодействие между телами, которое вызвало изменение) - явление 1 | Процесс | Явление 2- изменение, как результат взаимодействия этих тел |
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи можно с помощью таких заданий.
Подумайте и запишите в схему причинно-следственной связи одну причину наблюдаемого явления:
Подумайте и запишите в схему причинно-следственной связи причину, которая является следствием, указанной причины:
Также можно использовать объяснение различных устройств, как установление причинно-следственных связей.
При организации деятельности обучающихся по формированию и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи на уроках физики - применение учебных ситуаций повышается уровень сформированности данного метапредметного результата, что способствует успешной сдачи ГИА по физике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.
Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках физики
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...
Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.
Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...
Проект по теме:«Использование современных образовательных технологий на уроках математики как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Формирование учебных универсальных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Статья "Личностно-ориентированная учебная ситуация на уроках литературы как средство воспитания
В статье рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению на уроках литературы....
Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"
Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...