Проект по теме:«Использование современных образовательных технологий на уроках математики как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
проект по математике на тему
Формирование учебных универсальных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 71.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Самарский государственный социально-педагогический
университет
Факультет психологии и специального образования
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)
Проект по теме:
«Использование современных образовательных технологий на уроках математики как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Вдовина Елена Фёдоровна
МБУ «Лицей № 76»
учитель математики
19.09 – 28.09.2016 уч.год
«Предмет математики столь серьезен,
что не следует упускать ни единой возможности
сделать его более занимательным… »
Б.Паскаль
Актуальность.
«Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.»- Д. Медведев.
Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации.
Практика показывает, что каждый год увеличивается количество детей с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у учащихся с ОВЗ минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе.
Опыт педагогической деятельности с детьми с ОВЗ показывает, что возникает противоречие между необходимостью введения ФГОС общего образования и особенностями и возможностями детей с ОВЗ.
Междисциплинарная программа «Формирование универсальных учебных действий» (в составе примерной основной образовательной программы основного общего образования) ориентирована на обычных (нормально развивающихся) детей. Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходима переработка данной междисциплинарной программы, её адаптация в соответствии с особенностями развития обучающихся и особенностями построения образовательного процесса с ними.
Основываясь на Конвенции о правах ребенка, Законе «Об образовании», получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.
Дети с ОВЗ в основном обучаются в интегрированных классах, и для них учителя корректируют рабочие программы. В работе с учащимися с ОВЗ можно расставить следующие приоритеты: развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству. Важно создать атмосферу доброжелательности и активного сотрудничества.
В стандартах второго поколения особое место отводится формированию УУД:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.). РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Но в зависимости от возможностей самого ребёнка, он осваивает их на разных уровнях (начальный, средний, достаточный, высокий).
Цель Создание системы работы для учащихся с ОВЗ на уроках математики для успешного формирования УУД . Задачи 1. Изучить и проанализировать нормативно-правовую литературу (теоретический материал) о формировании УУД у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Исследовать и проанализировать имеющиеся методы и приёмы для работы с детьми с ОВЗ.
- Выделение приоритетных направлений в методике при формировании УУД
- Определить образовательные результаты сформированности коммуникативных УУД на уроке с использованием интерактивных технологий.
- Создать систему коррекционной работы.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода. УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Учителю необходимо создать такие условия что бы обучение детей с ОВЗ в условиях ФГОС стало возможным. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду наилучшим образом подходящую для работы с детьми с ОВЗ. При введении ФГОС общего образования основополагающими технологиями, на мой взгляд, являются ИКТ-технологии и метод проектов, т.к. реализация системно-деятельностного подхода, на котором основано формирование УУД не возможна без их применения. При применении метода проектов формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать ее, формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация). Этот метод хорошо подходит при работе с детьми с ОВЗ, учащиеся чуствуют поддержку в группе и могут внести посильный вклад в работу. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации (таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, справочники и словари. Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, — реальность настоящего времени. На уроках математики, для осуществления поставленных задач, ставлю следующие приоритеты : -овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ; -развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления; -формирование предметных основных общеучебных умений; -создание условий для социальной адаптации учащихся. Как уже отмечалось ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. На основе данных психологической службы, составляется рабочая программа по математике для детей с ОВЗ. Изучив методическую, коррекционную и дополнительную литературу, имея свой опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я пришла к выводу, что следует уделить особое внимание игре.
Я хочу остановиться на игровых технологиях, которые я использую в своей работе. Ребенок с ОВЗ прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. По словам Йо́хан Хёйзинга «(1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов», человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Первые дидактические игры появились в нашей стране в конце XVIII в. В разные годы игра привлекала внимание исследователей и практиков в различных областях профессиональной деятельности. В 1955 году американская корпорация «Рэнд корпорейшн» разработала первую имитационную(деловую) игру для американского военного флота, которая открыла путь к развитию и применению имитационных технологий в Америке и в нашей стране. С середины 1980-х годов имитационными играми стали интересоваться практические психологи, педагоги, учителя-предметники. Возникли имитационные игры не только экономические и управленческие, но и частные предметные, которые повлияли на создание имитационных технологий. Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение диалектики общения; - самореализации в игре как полигоне человеческой практики; - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Целью моей работы является адаптировать учащихся к окружающему миру, развивая коммуникативные навыки и расширяя социальные связи, а также способствовать осознанию и формированию жизненных перспектив с учетом индивидуальных специфических черт на базе социально ориентированных ценностно-мотивационных установок. Работая над формированием коммуникативных навыков учащихся, ставлю перед собой следующие задачи: внедрение в деятельность технологий обучения, которые позволили бы мне максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию учащихся; осуществлять профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном развитии воспитанников; реконструировать и восстанавливать нарушенную систему взаимодействия личности; корригировать эмоциональное отношение к окружающему миру и преобразовывать деструктивную тревожность.
Игра – это естественное средство самовыражения детей. Эта возможность дается детям, чтобы они «проиграли» свои чувства и проблемы, точно также как человек «выговаривает» свои трудности. Таким образом, в современных условиях необходимо владеть игровыми технологиями на достаточно высоком уровне для полноценного развития воспитанников.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра. Среди развивающих игр особую роль можно выделить группу игр, разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге. Разработанные В. В. Воскобовичем развивающие игры характеризуются тем, что содержат готовые игровые сюжеты. Игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.
Приведем примеры игровых технологий В.В. Воскобовича, которые используем в коррекционно-развивающей работе с учащимися с ОВЗ на уроках математики.
Направленность развивающих игр | Решение коррекционных задач | Перечень развивающих игр |
Логико- математическое развитие | Развитие мыслительных операций, познавательной активности | «Волшебная Восьмёрка», «Лого - формочки», «Игровизор», «Прозрачный квадрат», Кораблик «Бызг – брызг», прозрачные цифры |
Универсальные развивающие игры | Развитие наблюдательности, исследовательского подхода, общей и мелкой моторики, фантазии, воображения, творческих способностей учащихся | «Геоконт», «Чудо – головоломки», «Змейка», Коврограф «Ларчик», конструктор букв, цифр. |
Использование развивающих технологий В. В. Воскобовича на уроках математики.
Цель: Развитие мыслительных операций
Работа с «Игровизором».
Учитель: Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие, в котором придется пройти через разные испытания, преодолеть все преграды и трудности. Но если мы это сделаем, то в конце нашего пути найдем клад. А на чем мы отправимся, вы сейчас скажете сами, если выполните арифметический диктант.
Арифметический диктант
9*7, 8*2, 7*3, 9*3, 7*5, 6*5, 9*5, 7*6
5*5, 9*4, 7*4, 4*6, 9*6, 8*8, 7*9, 7*5
7*1, 4*5, 3*7, 7*8, 3*5, 2*6, 1*5, 2*5
Учитель: На чем отправимся в путешествие?
Дети: На корабле.
Работа с «Коврографом Ларчиком» и «Игровизором»:
Цель: Развитие зрительно-моторной координации.
Учитель: Располагайтесь по каютам. Путь к нужной каюте укажут лампочки.
Твоя каюта №2. Ты идешь по палубам, где на стенах по 2 лампочки.
Твоя каюта №3. Ты идешь по палубам, где на стенах по 3 лампочки.
Твоя каюта №4. Ты идешь по палубам, где на стенах по 4 лампочки.
(Дети с помощью «Игровизора» определяют местонахождение каюты).
Учитель: - Сколько раз по 2 получилось? (3).
Сколько раз по 3 получилось? (4).
Сколько раз по 4 получилось?(5).
Сколько лампочек горело на палубах пока вы шли до своей каюты? Составьте пример на умножение. (Дети составляют и записывают на «Игровизоре» под лабиринтом каждый свой пример на умножение и решают его: 2*3=6, 3*4=12, 4*5=20).Сколько всего?(38). Работа с «Коврографом Ларчиком» на материале считалок.
Цель: Развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти.
Учитель: С Синим Гномом мы познакомились. Я хочу познакомить вас еще с Геле. Какого он цвета? (Голубого). Какой он? (Он – мечтатель). Он любит сочинять стихи. Ему было бы приятно, если бы вы выучили считалку, которую он сочинил, с помощью волшебной восьмерки.
ЖИЛИ - БЫЛИ НА СОСНЕ
ДВЕ БОЛЬШИЕ ШИШКИ.
ЖИЛИ – БЫЛИ ПОД СОСНОЙ
ДВЕ СМЕШНЫЕ МЫШКИ.
Учитель: Назовите последнее слово в каждом предложении. (Шишки, мышки). В каких ещё словах встретились звуки [Ж] - [Ш]? (Жили, смешные, большие). Кто ещё жил в лесу? (Уж и ёж). Жили они дружно.
Таким образом, игра занимает значительное место в период обучения детей школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Использование на уроках игровых технологий В. В. Воскобовича делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.
Следовательно, включение в учебный процесс игровых технологий В. В. Воскобовича приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные универсальные учебные действия.
Безусловно, это должен быть не один урок, а их система. Ведь только систематическое использование технологии позволяет добиться результата. Это значит не только создать интересный и познавательный урок, но и комфортные условия обучения, в которых каждый ребенок найдет свое место в классном коллективе, будет заинтересован образовательной деятельностью, сможет оценить свои способности, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методические рекомендации для работы с учащимися с ОВЗ при формировании УУД.
Учителю необходимо:
- - следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
- - посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
- - поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
- - разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
- - требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. ------ повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся
- При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал.
- Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
- Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
- При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Этапы реализации проекта:
№ | Этапы | Мероприятия | Ожидаемый результат (продукт) |
1. | Ориентировочный | Знакомство с нормативно-правовыми актами, психолого-педагогическими аспектами сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе. Знакомство с опытом коллег в школе, России и других странах. | Выступление с докладом на заседании кафедры естественных наук. Повышение профессиональной компетенции и пополнение портфолио учителя. |
2. | Диагностический | Отбор игровых педагогических технологий, определение места их использования в образовательном процессе и адаптировать к условиям обучения детей с ОВЗ. Определение образовательных результатов сформированности коммуникативных УУД на уроке с использованием игровой педагогической технологии. | Определение наиболее эффективных форм, метод и педагогических условий организации учебной деятельности |
3. | Деятельностный | Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих формирование личностно-ориентированных, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД у детей с ОВЗ. | Овладение технологиями и формирование дидактического материала учителя по изучаемому вопросу. Выступление с докладом на педсовете школы. |
4. | Оценочный | Выявление эффективности, продуктивности осуществляемых действий и оценка реализованных действий. | Внедрение системы работы с детьми с ОВЗ позволяет создать условия для их успешной самореализации, работать со всеми детьми, добиваясь максимального развития умений, навыков, коммуникативных способностей. |
Список рекомендуемой и использованной литературы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266–1 от 10.07.1992г.).URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137707 (дата обращения 14.04.2014 г.).
- Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект). URL: hhtp:// институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/ (дата обращения 17.04.2014 г.).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123390 (дата обращения 18.04.2014 г.).
- Приказ Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=307849 (дата обращения 18.04.2014 г.).
- ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения 25. 03.2014 г.).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). Часть 3, п.19.8. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142269 (дата обращения 17.04.2014 г.).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.
- Ишимова, О. А. Примерное содержание программы коррекционной работы основной образовательной программы начального общего образования / О. А. Ишимова,, А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 4. - С. 3- 11.
- Кривченко, Т. А. Оценка уровня сформированности коммуникативной компетентности / Т. А. Кривченко, Н. В. Ольховик, Е. В. Сырых // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 3. - С. 195 - 204.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /под. ред. А.Г. Асмолова.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-159 с.- (Стандарты второго поколения).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=433853 (дата обращения 14.04.2014 г.).
- Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.
- 1.Стребелова Е.А. Коррекционно – развивающие обучение в процессе дидактических игр. Москва: Владос, 2008.
- 2.Степанова О.А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2003.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики, книга для учителя. М:Просвещение.1990
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В.П. Беспалько //Педагогика третьего тысячелетия. М.: Просвещение, 2002.
Электронные ресурсы:
http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=16495
-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
-Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности http://eor.it.ru/eor/
-Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
-Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/
-Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
-Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/
-Педсовет. 13-й Всероссийский интернет-педсовет http://13.pedsovet.org/
-Учительский портал http://www.nchportal.ru/
-Методкабинет http://www.методкабинет.рф/
http://festival.1september.ru/
-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.
Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В материале представлены примерные виды заданий и упражнений. направленные на коррекцию и развитие высших психических функций. А также на формирование универсальных учебных действий...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В материале представлены некоторые виды заданий и упражнений, направленные на развитие высших психических функций и формирование УУД...
Презентация Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В презентации освещены теоретические вопросы по формированию УУ на уроках географии. А также приведены примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО по теме «В...
Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...
Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»
Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...
Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности
Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности - умения учиться, создание благоприятных услови...