Проект по теме:«Использование современных образовательных технологий на уроках математики как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
проект по математике на тему

ВдовинаЕ.Ф.


Формирование учебных универсальных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx71.2 КБ

Предварительный просмотр:

Самарский государственный социально-педагогический
университет
Факультет психологии и специального образования

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 

(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

Проект по теме:

«Использование современных образовательных технологий на уроках математики как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

                                                                                        Вдовина Елена Фёдоровна

МБУ «Лицей № 76»                

учитель математики

                                                                                             

19.09 – 28.09.2016 уч.год

«Предмет математики столь серьезен,

что не следует упускать ни единой возможности

сделать его более занимательным… »

Б.Паскаль

    Актуальность.                                                                                                                          

«Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.»- Д. Медведев.

Актуальность  темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,    способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий,  социализации.

Практика показывает, что каждый год увеличивается количество детей с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у учащихся с ОВЗ минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе.

Опыт педагогической деятельности с детьми с ОВЗ показывает, что возникает противоречие между необходимостью введения ФГОС общего образования и особенностями и возможностями детей с ОВЗ.

Междисциплинарная программа «Формирование универсальных учебных действий» (в составе примерной основной образовательной программы основного общего образования) ориентирована на обычных (нормально развивающихся) детей. Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходима переработка данной междисциплинарной программы, её адаптация в соответствии с особенностями развития обучающихся и особенностями построения образовательного процесса с ними.

Основываясь на Конвенции о правах ребенка, Законе «Об образовании», получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.

Дети с ОВЗ в основном обучаются в интегрированных классах, и для них учителя корректируют рабочие программы. В работе с учащимися с ОВЗ можно расставить следующие приоритеты: развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству. Важно создать атмосферу доброжелательности и активного сотрудничества.

В стандартах второго поколения особое место отводится формированию УУД:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.).                              РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).                                                                                     ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.                             КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.                                                                                                                                                                  Но в зависимости от возможностей самого ребёнка, он осваивает их на разных уровнях (начальный, средний, достаточный, высокий).

Цель                                                                                                                                          Создание системы работы для учащихся с ОВЗ на уроках математики для успешного формирования УУД .                                                                                                                      Задачи                                                                                                                                                       1.  Изучить и проанализировать нормативно-правовую литературу (теоретический   материал) о формировании УУД у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

  1. Исследовать и проанализировать имеющиеся методы и приёмы для работы с детьми с ОВЗ.
  2. Выделение приоритетных направлений в методике при формировании УУД
  3. Определить образовательные результаты сформированности коммуникативных УУД на уроке с использованием интерактивных технологий.
  4. Создать систему коррекционной работы.                                                          

      Важнейшей задачей современной системы  образования  является формирование  универсальных  учебных  действий,  обеспечивающих школьникам  умение  учиться,  способность  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной  связи  с  активными  действиями  самих  учащихся.                                                              Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.                                                                                                                          Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода. УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Учителю необходимо создать такие условия что бы обучение детей с ОВЗ в условиях ФГОС стало возможным.                                                                                                       Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду наилучшим образом подходящую для работы с детьми с ОВЗ.                При введении ФГОС общего образования основополагающими технологиями, на мой взгляд, являются ИКТ-технологии и метод проектов, т.к. реализация системно-деятельностного подхода, на котором основано формирование УУД не возможна без их применения.                                                                                                                                При применении метода проектов формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать ее, формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация). Этот метод хорошо подходит при работе с детьми с ОВЗ, учащиеся чуствуют поддержку в группе и могут внести посильный вклад в работу.                                                            Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации (таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, справочники и словари. Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, — реальность настоящего времени. На уроках математики, для осуществления поставленных задач, ставлю следующие приоритеты :                                                                                                                                              -овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;                                                                                                                                          -развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;                                                                                                                                                      -формирование предметных основных общеучебных умений;                                                     -создание условий для социальной адаптации учащихся.                                                                Как уже отмечалось ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. На основе данных психологической службы, составляется рабочая программа по математике для детей с ОВЗ.                                                                                                                                              Изучив методическую, коррекционную и дополнительную литературу, имея свой опыт работы  с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я пришла к выводу, что следует уделить особое внимание игре.

                                                                                                                                                

                                                                                                    

                                                            

Я хочу остановиться на игровых технологиях, которые я использую в своей работе. Ребенок с ОВЗ  прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. По словам Йо́хан Хёйзинга «(1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов», человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Первые дидактические игры появились в нашей стране в конце XVIII в. В разные годы игра привлекала внимание исследователей и практиков в различных областях профессиональной деятельности. В 1955 году американская корпорация «Рэнд корпорейшн» разработала первую имитационную(деловую) игру для американского военного флота, которая открыла путь к развитию и применению имитационных технологий в Америке и в нашей стране. С середины 1980-х годов имитационными играми стали интересоваться практические психологи, педагоги, учителя-предметники. Возникли имитационные игры не только экономические и управленческие, но и частные предметные, которые повлияли на создание имитационных технологий.                                                                                      Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:                                                                                             -   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);                                                     -   коммуникативную: освоение диалектики общения;                                     -   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;          -   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;                                                                      -   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;                                                                                            -   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;                                                                                                                    -   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;                                                                                       социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.                                                                                                                      В структуру игры как процесса входят:                                                                                                      а) роли, взятые на себя играющими;                                                                                                                                                  б) игровые действия как средство реализации этих ролей;                                                                                   в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;                                                                                                                                                       г) реальные отношения между играющими;                                                                                               д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

Целью моей работы является  адаптировать учащихся к окружающему миру, развивая коммуникативные навыки и расширяя социальные связи, а также способствовать осознанию и формированию жизненных перспектив с учетом индивидуальных специфических черт на базе социально ориентированных ценностно-мотивационных установок. Работая над формированием коммуникативных навыков учащихся, ставлю перед собой следующие задачи: внедрение в деятельность технологий обучения, которые позволили бы мне максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию учащихся; осуществлять профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном развитии воспитанников; реконструировать и восстанавливать  нарушенную  систему взаимодействия личности; корригировать эмоциональное отношение к окружающему миру и преобразовывать деструктивную тревожность.

           Игра – это естественное средство самовыражения детей. Эта возможность дается детям, чтобы они «проиграли» свои чувства и проблемы, точно также как человек «выговаривает» свои трудности. Таким образом, в современных условиях необходимо владеть игровыми технологиями на достаточно высоком уровне для полноценного развития воспитанников.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра. Среди развивающих игр особую роль можно выделить группу игр, разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге. Разработанные В. В. Воскобовичем развивающие игры характеризуются тем, что содержат готовые игровые сюжеты. Игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

  Приведем примеры игровых технологий В.В. Воскобовича, которые используем в коррекционно-развивающей работе с учащимися с ОВЗ на уроках математики.

   

Направленность развивающих игр

Решение коррекционных задач

Перечень развивающих игр

Логико- математическое развитие

Развитие мыслительных операций, познавательной активности

«Волшебная Восьмёрка», «Лого - формочки», «Игровизор», «Прозрачный квадрат», Кораблик «Бызг – брызг», прозрачные цифры

Универсальные развивающие игры

Развитие наблюдательности, исследовательского  подхода, общей и мелкой моторики, фантазии, воображения, творческих способностей учащихся

«Геоконт», «Чудо – головоломки», «Змейка», Коврограф «Ларчик», конструктор букв, цифр.

 Использование развивающих технологий В. В. Воскобовича на уроках математики.

Цель: Развитие мыслительных операций 

Работа с «Игровизором».

Учитель:   Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие, в котором придется пройти через разные испытания, преодолеть все преграды и трудности. Но если мы это сделаем, то в конце нашего пути найдем клад. А на чем мы отправимся, вы сейчас скажете сами, если выполните арифметический диктант.

Арифметический диктант

9*7,  8*2,  7*3,  9*3,  7*5,  6*5,  9*5,  7*6

5*5,  9*4,  7*4,  4*6,  9*6,  8*8,  7*9,  7*5

7*1,  4*5,  3*7,  7*8,  3*5,  2*6,  1*5,  2*5

Учитель:  На чем отправимся в путешествие?

Дети: На корабле.

Работа с «Коврографом Ларчиком» и «Игровизором»:

Цель:  Развитие зрительно-моторной координации. 

Учитель:  Располагайтесь по каютам. Путь к нужной каюте укажут лампочки.

 Твоя каюта №2. Ты идешь по палубам, где на стенах по 2 лампочки.

 Твоя каюта №3. Ты идешь по палубам, где на стенах по 3 лампочки.

 Твоя каюта №4. Ты идешь по палубам, где на стенах по 4 лампочки.

(Дети с помощью «Игровизора» определяют местонахождение каюты).

Учитель: - Сколько раз по 2 получилось? (3).

Сколько раз по 3 получилось? (4).

 Сколько раз по 4 получилось?(5).

Сколько лампочек горело на палубах пока вы шли до своей каюты? Составьте пример на умножение. (Дети составляют и записывают на «Игровизоре» под лабиринтом каждый свой пример на умножение и решают его: 2*3=6, 3*4=12, 4*5=20).Сколько всего?(38).                                                                                                              Работа с «Коврографом Ларчиком» на материале считалок.

Цель:  Развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти.

Учитель:   С Синим Гномом мы познакомились.  Я хочу познакомить вас еще с Геле. Какого он цвета? (Голубого). Какой он? (Он – мечтатель). Он любит сочинять стихи. Ему было бы приятно, если бы вы выучили считалку, которую он сочинил, с помощью волшебной восьмерки.

ЖИЛИ - БЫЛИ НА СОСНЕ

ДВЕ БОЛЬШИЕ ШИШКИ.

ЖИЛИ – БЫЛИ ПОД СОСНОЙ

ДВЕ СМЕШНЫЕ МЫШКИ.

Учитель:  Назовите последнее слово в каждом предложении.  (Шишки, мышки). В каких ещё словах встретились звуки [Ж] - [Ш]? (Жили, смешные, большие). Кто ещё жил в лесу? (Уж и ёж). Жили они дружно.

Таким образом, игра занимает значительное место в период обучения детей школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Использование на уроках игровых технологий В. В. Воскобовича делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

Следовательно, включение в учебный процесс игровых  технологий В. В. Воскобовича  приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные универсальные учебные действия.

Безусловно, это должен быть не один урок, а их система. Ведь только систематическое использование технологии позволяет добиться результата.  Это значит не только создать интересный и познавательный урок, но и комфортные условия обучения, в которых каждый ребенок найдет свое место в классном коллективе, будет заинтересован образовательной деятельностью, сможет оценить свои способности, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методические рекомендации для работы с учащимися с ОВЗ при формировании УУД.

Учителю необходимо:

  1. - следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
  2. - посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
  3. - поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
  4. - разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
  5. - требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. ------ повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся
  6. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал.
  7. Необходимо тщательно отбирать и  комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
  8. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
  9. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Мероприятия

Ожидаемый результат (продукт)

1.

Ориентировочный

Знакомство с нормативно-правовыми актами, психолого-педагогическими аспектами сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе.

Знакомство с опытом коллег в школе, России и других странах.

Выступление с докладом на заседании кафедры естественных наук. Повышение профессиональной компетенции и пополнение портфолио учителя.

 2.

 Диагностический

Отбор игровых педагогических технологий, определение места их использования в образовательном процессе и адаптировать к условиям обучения детей с ОВЗ. Определение образовательных результатов сформированности коммуникативных УУД на уроке с использованием игровой педагогической технологии.

 Определение наиболее эффективных форм, метод и педагогических условий организации учебной деятельности

3.

Деятельностный

 Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих формирование личностно-ориентированных, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД у детей с ОВЗ.

 Овладение технологиями и формирование дидактического материала

учителя по изучаемому вопросу.

Выступление с докладом на педсовете школы.

4.

Оценочный

Выявление эффективности, продуктивности осуществляемых действий и оценка реализованных действий.

 Внедрение системы работы с детьми с ОВЗ позволяет создать условия для их успешной самореализации, работать со всеми детьми, добиваясь максимального развития умений, навыков, коммуникативных способностей.

 

Список  рекомендуемой и использованной литературы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (№ 3266–1 от 10.07.1992г.).URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137707 (дата обращения 14.04.2014 г.).
  2. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект). URL: hhtp:// институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/ (дата обращения 17.04.2014 г.).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123390 (дата обращения 18.04.2014 г.).
  4. Приказ Министерства образования России № 29/2065-п от 10.04.2002. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=307849 (дата обращения 18.04.2014 г.).
  5. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения 25. 03.2014 г.).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). Часть 3, п.19.8. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142269 (дата обращения 17.04.2014 г.).
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.
  8. Ишимова, О. А. Примерное содержание программы коррекционной работы основной образовательной программы начального общего образования / О. А. Ишимова,, А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 4. - С. 3- 11.
  9. Кривченко, Т. А. Оценка уровня сформированности коммуникативной компетентности / Т. А. Кривченко, Н. В. Ольховик, Е. В. Сырых // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 3. - С. 195 - 204.
  10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /под. ред. А.Г. Асмолова.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-159 с.- (Стандарты второго поколения). 
  11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=433853 (дата обращения 14.04.2014 г.).
  12. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.
  13. 1.Стребелова Е.А.   Коррекционно – развивающие обучение в процессе дидактических игр. Москва:  Владос,  2008.
  14. 2.Степанова О.А.,  Рыдзе О. А.   Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2003.
  15. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики, книга для учителя. М:Просвещение.1990
  16. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В.П.   Беспалько   //Педагогика третьего тысячелетия. М.: Просвещение, 2002.

Электронные ресурсы:

http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=16495 

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

-Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности http://eor.it.ru/eor/ 

-Сеть творческих учителей http://it-n.ru/ 

-Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/

-Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 

-Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/

-Педсовет. 13-й Всероссийский интернет-педсовет http://13.pedsovet.org/

 -Учительский портал http://www.nchportal.ru/

 -Методкабинет http://www.методкабинет.рф/ 

http://festival.1september.ru/

-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены примерные виды заданий и упражнений. направленные на коррекцию и развитие высших психических функций. А также на формирование универсальных учебных действий...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены некоторые виды заданий и упражнений, направленные на развитие высших психических функций и формирование УУД...

Презентация Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В презентации освещены теоретические вопросы по формированию  УУ на уроках географии. А также приведены примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО по теме «В...

Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...

Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности

Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности  - умения учиться, создание благоприятных услови...