Грани взаимодействия учителя с учениками
статья
Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Грани взаимодействия учителя с учениками
Одним из критериев эффективного педагогического взаимодействия является создание благоприятного психологического климата и планомерное формирование определенных межличностных отношений в школьном коллективе. Умения в этой области составляют важную часть профессиональной компетентности педагога. Педагог должен быть способен:
-Вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также осуществлять диагностирование личностных свойств и качеств учащегося.
-Вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с обучаемыми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных дидактически значимых целей.
-Идентифицировать себя с учеником.
К частным факторам, лежащим в основе причин возникновения таких конфликтных ситуаций, относятся:
-экономическое положение учителя, которое, правда, в последнее время стало меняться в лучшую сторону, порождающее его неуверенность в собственной ценности для государства и общества;
- эмоциональная нестабильность современного учителя, причинами которой с одной стороны, является обесценивание труда учителя, приравнивание его труда к услуге и, с другой стороны, возрастание социальной напряженности в отношениях между родителями, учениками, с завышенным уровнем притязаний и учителями;
- возрастание требований, предъявляемых к учителю со стороны государства (образовательные стандарты), со стороны общества (усложнение социально-образовательного заказа), со стороны администрации (повышение качества обучения), со стороны родителей (высокие результаты, позволяющие выпускнику школы поступить в ВУЗ), со стороны учеников (демократичность и уважение в отношениях);
- недостаточное знание учителем психолого-физиологических особенностей учащихся различных возрастных групп.
Общие и частные факторы лежат в основе конкретных причин, порождающих конфликтные ситуации и конфликты между учениками, учителями и учениками, учителями и родителями, препятствуют предупреждению конфликтных ситуаций во взаимодействии участников образовательного процесса. В качестве таких причин выделяются слабое владение учителями способами взаимодействия с учащимися различных возрастных групп и способами предупреждения конфликтных ситуаций.
бщаясь с учеником, учитель должен помнить, что личностная самооценка ребенка в младшем школьном возрасте всецело зависит от оценок, даваемых ему взрослым, прежде всего учителями. Дети безоговорочно принимают и присваивают себе все, что слышат от учителя. Постоянное напоминание об ошибках вызывает у ребенка негативное отношение к учению, к школе и часто приводит к противоречию с мнением и ожиданиями родителей.
Профессионально компетентный педагог должен владеть технологией педагогического общения, умением определять психолого-педагогический статус школьника, знать возрастную психологию детей и активно применять свои знания в педагогической практике. Таким образом, во взаимодействии и взаимоотношениях субъектов образовательного процесса при смене парадигмы образования необходимо, чтобы формирующаяся личность ориентировалась на свой собственный жизненный выбор и свои собственные запросы, а «направить это развитие и руководить им - вот задача педагога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций
Учебный материал содержит выступление на районной учительской научно-практической конференции....
Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика
В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение инт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214751-1362199932.jpg)
Презентация Взаимодействие учителя и ученика в профильном классе
В презентации отражена технология обучения на основе взаимодействия учителя и ученика старших профильных классов в условиях проектирования качества обучения....
Дидактика современного урока. Урок как средство взаимодействия учителя и ученика
Дидактика современного урока. Урок как средство взаимодействия учителя и ученика...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/18/picture-42444.jpg)
"Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения"
Обобщение опытом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-354197-1386604232.jpg)
Педагогический опыт «Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»
Представленный материал содержит информацию об использовании проектной деятельности в образовательной области "технология"...