Статья "Причины образовательного неравенства в современной России"
статья
Аннотация. В статье рассмотрены основные территориальные, экономические и социальные причины образовательного неравенства в современной России, а также представлено нормативно-правовое обеспечение и основные целевые ориентиры государственной политики Российской Федерации в области развития общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: образовательное неравенство, сельская школа, городская школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены основные территориальные, экономические и социальные причины образовательного неравенства в современной России, а также представлено нормативно-правовое обеспечение и основные целевые ориентиры государственной политики Российской Федерации в области развития общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: образовательное неравенство, сельская школа, городская школа.
Причины возникновения неравенства образования в
современной России
Проблема доступности и качества среднего общего образования все
более привлекает внимание специалистов как с позиций институциональных,
так и с точки зрения системного подхода. Это объясняется тем, что школа
является основным звеном системы образования, самым массовым из
образовательных институтов, напрямую влияя на социализацию, воспитание
и развитие личности, от чего, в свою очередь, зависит качество
человеческого капитала государства.
Рассмотрим факторы, влияющие на доступность и качество среднего
школьного образования.
Известно, что школьники различаются по своим социальным
характеристикам, что в первую очередь связано с институтом семьи. Так,
социоструктурные характеристики семьи, такие как состав семьи,
последовательность рождения детей и их количество, являются факторами
влияния на успешность в учебе. Специалисты отмечают, что в семьях, где
один-два ребенка, различия в уровне успешности старшего и младшего
школьника незначительны. В свою очередь, в семьях, где более трех детей,
различия в уровне успешности между детьми значительно более ощутимы.
Психологический климат в семье и отношение родителей к успешности
детей также сказываются на школьных успехах детей. В результате
эмпирических исследований было установлено, что чем выше ожидания
родителей, тем выше процент успеваемости ребенка.
Уровень языковых способностей ребенка также влияет на успешность
учения. Исследователи, следуя концепции культурных и языковых кодов Б.
Бернштейна, отмечают, что для детей из нижних социальных страт
характерен «ограниченный» язык, малый словарный запас, что обуславливает их неуспешность в учебе. Как отмечал Л. С. Выготский,
качество речи оказывает влияние на уровень организации мышления.
Среди прочих факторов, влияющих на доступность получения
качественного школьного образования, выделяются социокультурные,
территориальные, экономические и статусные факторы.
Социокультурные факторы — это социокультурный капитал семьи
(образование родителей, статусность и престижность сферы занятости
родителей). Иначе говоря, то, что обеспечивает воспроизводство положения
в обществе и восходящую социальную мобильность учащегося после
получения им профессионального образования.
Экономические факторы, или так называемый уровень материальной
обеспеченности семьи, также оказывают влияние на получение
качественного образования. Гимназии, лицеи, школы при вузах в той или
иной мере требуют денежного участия родителей, которые производят
определенные выплаты для создания хорошей школьной библиотеки,
покупки современного оборудования для класса и т.д. Основное общее
образование становится все более коммерционализированным, теряя
присущие ему функции. Как отмечает В. В. Фурсова, школа не отвечает
требованиям потребителей, и лучшее свидетельство тому — институт
репетиторства, который стал традицией. Согласно исследованиям С. А.
Шишкина, престижное образование, сосредоточенное в Москве и Санкт-
Петербурге, доступно практически только для семей с высоким уровнем
дохода. Что касается престижных вузов, то они также находятся в
крупных городах. Совершенно очевидно, что выпускники таких школ и вузов
имеют больше шансов занять высокостатусные позиции в своей дальнейшей
профессиональной деятельности.
Введение нормативного подушевого финансирования (НПФ) не
решило проблемы качественного образования, налицо большие различия
между муниципалитетами по присутствию в них городских и сельских школ, по уровню финансирования. По нормативу бюджетные средства выделяются
муниципалитетам по числу проживающих в них школьников. Однако
муниципалитеты стремятся перераспределить полученные деньги с учетом
всего многообразия необходимости поддерживать «продвинутые» школы в соревнованиях муниципалитетов.
На доступность образования, безусловно, влияет и статусность
родителей, возможность определить своего ребенка в частную элитную
школу, создающую определенную социальную среду, или школу, где
заведомо высокий уровень качества обучения, что повышает шансы на
поступление в престижный вуз.
Что касается вечерних школ, то современные исследования ставят под
сомнение качество образования в подобных школах. В настоящее время в
вечерних школах учатся, в основном, дети из социально неблагополучных
или экономически незащищенных семей. В таких школах качество
образования настолько слабое, что вряд ли можно говорить об освоении
курса даже основных дисциплин — математики и русского языка. В
настоящее время обучение в вечерней школе иначе как имитацией обучения
назвать нельзя.
Территориальный фактор неравенства образования
Территориальные барьеры также являются мощным фактором влияния
на доступность качественного образования. Известно, что дошкольное и
общее школьное образование финансируется муниципалитетами. В
дотационных регионах качество образования заведомо хуже, так как
хронически недофинансируется. Согласно данным статистики за 2013 г., 84%
регионов России убыточны. В таких областях проживает 74,2% населения
страны, что составляет 87% всей территории РФ. С каждым годом ситуация
усугубляется, образуя отчетливую тенденцию.
Ведущую роль играет тип поселения, а также уровень урбанизации.
Возможности самореализации сельского или деревенского школьника
значительно ниже, чем его городского сверстника. Во многом это связано с
низким уровнем финансирования сельских школ и кадровым голодом в
образовании. Проблемным также является положение с закрытием
(оптимизацией) сельских школ по причине их нерентабельности.
«Бухгалтерский» (по выражению Е. Ямбурга) подход к проблемам
общего образования породил с 2000-2001 учебного года крупномасштабную
реструктуризацию и оптимизацию школьной сети. Численность сельских
школ с 2001 г. сократилось почти в 2,6 раза. Как результат, численность
учащихся в сельских школах стала резко падать после 2000 г.
Настоящую тенденцию подтверждают данные Росстата: за десять лет число
сельских и деревенских школ сократилось с 45 тыс. до 30,6 тыс., количество
обучающихся в них — с 6 млн 15 тыс. до 3 млн 742 тыс. человек. Во многом
это связано с тем, что в условиях централистской административной системы
России многие субъекты РФ являются дотационными и зависят от
федерального центра. В таких обстоятельствах выигрывают только крупные
школы, поскольку за основу расчетов берется количество учащихся в классе.
Малокомплектные школы обречены на гибель. Как следствие, идет
сокращение штата и объединение разновозрастных классов в начальной
школе. Статистика свидетельствует: каждый год в России закрываются более
700 сельских школ. За 20 последних лет потеряно около 35 тысяч деревень
Вышеприведенные данные ярко демонстрируют, что территориальный
фактор сказывается на качестве школьного образования. В результате
мониторинга обнаруживается сегмент школ, демонстрирующих низкие
учебные результаты. Таких образовательных учреждений в разных регионах
России от 4-5% до 25 %.
Неравномерно также и распределение «продвинутых» и «элитных»
школ по регионам России. Так, в Санкт-Петербурге доля таких учреждений составляет 42% от общего числа (в них обучается 50% учащихся), в Забайкальском крае и Еврейской автономной области — по 2% (в них
обучается 7% от общего числа школьников).
Наибольшими ограничениями доступа к качественному образованию
характеризуются не только малонаселенные регионы, такие как Ненецкий
автономный округ или Чукотский край, но и регионы с довольно высокой
плотностью населения — Чеченская Республика, Республика Ингушетия,
Республика Тыва и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Исследования последних лет демонстрируют также характерную
зависимость между охватом высшим образованием и структурой экономики.
Чем сложнее структура экономики региона, тем больше выпускников школ
предпочитают получить высшее образование. В данном случае, возможно,
играет роль привлекательность региона (в случае Москвы и Санкт-
Петербурга) и наличие развитой сети вузов (Томская область, Курская
область).
Социологическое исследование, проведенное в Екатеринбурге в 2014-
2015 гг. преподавателями УрФУ, показало, что абитуриенты, испытывающие
сложности при поступлении в вуз, являются преимущественно
выпускниками сельских школ или школ малых и средних городов России
(45%). Это объясняется невысоким уровнем образования, отсутствием
доступа к дополнительным курсам и репетиторству. Кроме того, родители
таких выпускников часто не могут содержать студента в большом городе
ввиду низкого материального уровня. Данная группа выпускников сельских
школ была определена также как наиболее уязвимая в получении доступа к
высшему образованию: «...дети из сел — самая слабая группа, школьное
образование не дает им возможности сдать единый государственный экзамен
на высокий проходной для вуза балл...».
Таким образом, школьники-провинциалы заведомо находятся в худших
условиях по сравнению со своими сверстниками. Отсутствие возможностей
выбора школы, где дают более качественное образование, меньшее финансирование образовательных учреждений закрепляют территориальную
депривацию.
Нормативно-правовое обеспечение и основные целевые
ориентиры государственной политики Российской
Федерации развития общеобразовательных организаций
сельской местности на современном этапе
Целевые ориентиры развития сельских школ, как и ориентиры развития
системы российского образования в целом, подверглись серьезной
трансформации в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в, что во многом было
обусловлено социальным переустройством, сменой политических установок
общественного развития, состоянием нестабильности, нечеткостью
социальных перспектив. Государство, по существу, ушло из системы
образования. На первое место стал выходить принцип сокращения
финансирования образования, что прямым образом сказалось на состоянии
села и сельских школ.
Начало XXI века оказалось связано с возвращением государства в
образование, с активизацией образовательной стратегии и политики.
Появились серьезные программные документы, которые задали новые
ориентиры развития системы образования. На судьбу образования стали
влиять новые принципы государственного планирования и управления,
подушевое финансирование, нормативная оплата труда и т.д. Эти и многие
другие новшества приводили к серьезным издержкам, например, к
ликвидации многих тысяч сельских школ.
В первой декаде XXI столетия в реформировании образования
возникла потребность в четко обозначенной, проработанной перспективе,
которая была предложена в программно-целевом методе государственного
управления. Принимается ряд принципиально важных документов, которые
по-новому осмысливают задачи развития образования и роли сельских школ.
Новые целевые ориентиры были заданы принятым в конце 2012 года
федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с ним была разработана государственная программа
Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 г.
Данный подход позволил комплексно на уровне межведомственного
взаимодействия выявить актуальные проблемы и перспективы развития
образования в целом, обозначить роли и место сельских школ.
Между тем, программно-целевой метод в системе государственного
управления позволил увидеть актуальные проблемы села на уровне
отдельных ведомств. Так, в частности, была принята Федеральная целевая
программа "Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2030
Рассмотрим более подробно каждую из них через призму
представленности целевых показателей и индикаторов системы общего
образования сельской местности.
Итак, согласно государственной программе Российской Федерации
«Развитие образования» до 2030 г. в РФ:
● С 2020 года реализуется программа "Земский учитель",
призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров
общеобразовательных организаций, расположенных в сельской
местности и городах с населением до 50 тыс. человек.
● Поставлена задача обеспечения возможности детям получать
качественное общее образование в условиях, отвечающих
современным требованиям, независимо от места проживания
ребенка;
● Поставлена национальная цель "возможности для
самореализации и развития талантов" - обеспечение возможности
детям получать качественное общее образование в условиях,
отвечающих современным требованиям, независимо от места
проживания ребенка.
Наиболее значимым инструментом решения задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав перечисленных приоритетных территорий, предусмотренные Программой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе с учетом повышающих коэффициентов, обеспечивающих уровень достижения соответствующих показателей выше среднероссийского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...
Духовно-нравственное образование и воспитание в образовательной системе современной России.
В статье говорится о духовно-нравственной составляющей современного общества. О необходимости возврата истинных ценностей в жизнь общества и роли школы в этом процессе. Рассказывается об организ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «РОССИЯ В 1762 – 1801 ГОДАХ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 7 КЛАССА
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по истории России для 7 класса общеобразовательных учреждений. Составлена на основе Федерального компонента государственного о...
Образовательные стандарты – инструмент реализации образовательной политики в современной России.
Образовательные стандарты школьной ступени (на основе курсовой переподготовки)...
Применение современных образовательных технологий на современном уроке английского языка
Применение современных образовательных технологий на современном уроке английского языка...
История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России
Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории Ро...
Дебаты на тему "гендерное равенство/неравенство в современном обществе"
Дебаты на тему (гендерное равенство/неравенство) в современном обществе...