Образовательные стандарты – инструмент реализации образовательной политики в современной России.
консультация на тему
Образовательные стандарты школьной ступени (на основе курсовой переподготовки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsionnyy_material.doc | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные стандарты – инструмент реализации образовательной политики в современной России.
Государственная политика в области образования реализуется через три основных национальных документа в этой сфере:
1) соответствующие положения Конституции страны,
2) «Закон об Образовании», раскрывающий конституционные гарантии в этой сфере социальной жизни;
3) совокупность Государственных Стандартов в области образования (по его ступеням, типам и видам).
Кроме этих документов, имеющих силу и значение государственных Законов, для обеспечения задач развития, модернизации, реформирования образования, могут приниматься национальные «концепции», «программы» и иные документы стратегического свойства, определяющие роль государства в развитии системы образования на какой-то (обычно средне- или долгосрочный) период времени.
В данном разделе речь пойдёт о государственных образовательных стандартах школьной (общеобразовательной) ступени, поскольку именно они являются главным инструментом реализации целей образовательной политики государства и касаются в непосредственной мере всех субъектов образовательной деятельности — учащихся, педагогов, родителей, работодателей.
Принятые в качестве главного нормативного документа, обеспечивающего модернизацию школьного образования, Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой, по сути дела, долгосрочную (10-12 лет) программу перехода российской школы к новой модели функционирования. В основе этой модели – институциональные (т.е. системные, закреплённые нормативно и на практике) изменения всех сторон деятельности школы. Эти изменения затрагивают:
- миссию школы и реализуемые в ней новые цели общего образования;
- содержание образования в плане не только его «объёма», но и структуры понятий, изучаемых предметов (предметных областей), знаний и уровней компетентности учащихся на всех ступенях общего образования;
- условия осуществления образовательной деятельности: от материально-технических и санитарно-гигиенических, с одной стороны, до учебно-методических, кадровых и тех, которые принято определять как «уклад» жизни школы.
В основе ФГОС лежат положения стратегической Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. Этой Концепцией, в частности, определено, что к 2020 г. Россия должна стать 5-й экономической державой мира за счёт реализации инновационного, социально ориентированного типа развития, основанного на экономике знаний и высокотехнологических отраслей, высокой инновационной активности, роста человеческого капитала и эффективности его использования. Достижение данного результата возможно только при понимании ключевой, решающей роли образования в формировании человеческого потенциала, способного обеспечить достижение поставленных целей.
Одна из ключевых идей Концепции, а следовательно, и ФГОС состоит в том, чтобы средствами «нового школьного образования» обеспечить развитие человеческого капитала, соответствующего задачам инновационной экономики, как экономики, основанной не на добыче и продаже сырьевых ресурсов, а на «производстве и применении новых знаний».
Отличительные качества нового человеческого капитала, основа которого создаётся в школе:
- преодоление паттерналистского сознания, т.е. активная общественная и гражданская позиции,
- компетентное финансовое поведение,
- инновационное поведение и креативность,
- осознание необходимости инвестиций в собственное здоровье,
- мотивация к непрерывному образованию.
С точки зрения содержания школьного образования основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Таким образом, традиционно ставившиеся в качестве главной цели школьного образования «предметные знания» не теряют своей значимости как таковые, но обретают роль «инструментов» в процессе реализации Миссии Школы – создании качественных, равнодоступных, эффективных условий для развития личности ребёнка – гражданина России XXI века.
Цели ФГОС в отношении модернизации школьного образования наиболее ёмко можно изложить в логике «Трёх Т» - требований, предъявляемых к новому качеству образования, ответственность за которое принимает на себя государство во взаимодействии с остальными субъектами образовательного процесса. К этим требованиям относится:
- изменение облика школы, соответствие кадрового состава поставленным задачам (выполнение «Т» - требования к условиям реализации образовательных программ);
- разработка современной образовательной программы (выполнение «Т» - требования к структуре образовательных программ);
- использование современных УМК, технологий, систем оценки и т.д. (выполнение «Т» - требования к результатам освоения образовательных программ).
Обеспечение ФГОС по линии всех «трёх Т» должно гарантировать доступ личности ученика (его семьи) к получению качественного образования, гарантирующего ему социально благополучное и профессионально успешное продолжение своей жизни после окончания школы.
Качество образования – комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественная система образования должна давать возможность каждому индивиду в зависимости от его интересов и возможностей получить полноценное, непрерывное образование соответствующего уровня в очной, заочной или дистанционной форме (определение из Тезауруса ФГОС).
Учитывая традиционную и сохраняющуюся структуру российского общего (школьного) образования как образования, основанного на результатах предшкольного развития ребёнка и реализуемого далее во взаимодействии с системой дополнительного образования (образовательного досуга), можно кратко сформулировать «качественные» ориентиры этих трёх составляющих следующим образом.
Дошкольное образование.
- уровень психо-физического комфорта детей;
- обеспечение и сопровождение процесса развития личности ребёнка по ключевым направлениям: социализация; психическое развитие; нравственное воспитание.
Общее (начальное, основное, полное среднее) образование.
- полнота реализации трёх групп требований ФГОС (требования к структуре (содержанию) ОП; требования к образовательным результатам; требования к условиям осуществления образовательного процесса);
- развитие образовательной мотивации школьника, расширение «поля образовательных достижений».
Дополнительное образование.
- вариативность форм и способов получения дополнительного образования;
- ориентация целей дополнительного образования на развитие детских способностей;
- взаимосвязь программ дополнительного образования с качеством досуга школьников.
Вопрос о новых результатах школьного образования, об их качестве, способе оценки и т.п. является ключевым с точки зрения построения эффективной дидактической и воспитательной модели Новой Школы. Значительное количество методов и приёмов так называемой «традиционной дидактики» устарело в условиях нового информационного общества, реалий постиндустриализма и постмодернизма. То же можно сказать о «личностном» - воспитательном, нравственном аспекте школьного образования с той лишь разницей, что в этом случае их «раз-актуализация» произошла по причинам социально-политического, культурного, наконец, гражданско-правового плана.
ФГОС предполагает рассмотрение образовательных результатов как основного критерия качества образования в трёх аспектах. Подчеркнём, что это не жёсткое, формальное разделение, поскольку перечисленные ниже «области» результатов перекрываются, взаимодействуют, обладают своего рода синергетическим потенциалом в отношении сложной, развивающейся личности ученика.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Одним из главных положений ФГОС, предназначенных для того, чтобы быть конкретизированным, переведённым на язык «школьного уклада», является положение о «воспитательном идеале» современной российской школы. Под таким идеалом в стандарте понимается «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России»
В свою очередь, этот идеал дополняется различными аспектами «компетентной личности XXI века» и обретает форму «Портрета выпускника школы» на каждой из ступеней образования. При этом такой «портрет», по замыслу разработчиков ФГОС, представляет собой не ограниченно достижимый в массовой практике «идеальный результат», а именно характеристику каждого ученика, в отношении которого в полной мере оказались выполнены требования первых из «двух Т», приведённые выше.
Системным социально-педагогическим ориентиром в создании «портретов выпускников» по ступеням образования послужила принятая в современном цивилизованном обществе (позиция ООН, ЮНЕСКО, «Римского Клуба» и др.) характеристика благополучного, востребованного обществом, развивающегося «Человека XXI века». Совмещение его характеристики с целями и задачами стратегической «Концепции 2020», а также с признанными в качестве достижений традициями российской (советской) школы, позволило сформулировать «портреты выпускников» следующим образом:
Портрет выпускника начальной школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Портрет выпускника основной школы:
- познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый;
- умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов;
- принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства);
- умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли;
- умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером;
- инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.
Портрет выпускника полной средней школы:
- осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
- носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений;
- креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни;
- готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов;
- способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения;
- разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении;
- уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.
При всей значимости таких компонентов образовательного процесса, как его материально-техническое обеспечение, качество учебной литературы (учебников, рабочих тетрадей и т.д.), развитие ИКТ в школе и пр., главным «ресурсом» реализации целей ФГОС остаётся учитель. Именно от уровня его профессиональной компетентности (и в немалой степени – качества внутришкольного менеджмента, также осуществляемого педагогами и администрацией) зависит степень соответствия вышеприведённых «портретов» реальным характеристикам учеников Новой Российской Школы.
«Портрет нового учителя»
Какими же качествами должен обладать учитель, задачей которого является реализация ФГОС в своей ежедневной практике? По-видимому, его «портрет» не может не быть развёрнутым «отражением» искомых характеристик выпускников ступеней школьного образования. Вот «ключевые словосочетания» этого профессионального портрета, выбранные из портретов ученических: «социально активный», «ценности гражданского общества», «ценности иных культур», «критически мыслящий», «непрерывное образование», «умеющий сотрудничать». Именно в этом направлении будет строиться стратегия профессионального педагогического образования, если её целью полагать обеспечение эффективности внедрения ФГОС сегодня и в стратегической перспективе. При этом безусловными, актуальными «вызовами» этого процесса являются:
- разнотемповость внедрения различных аспектов ФГОС в школу;
- «пресс» ЕГЭ;
- снижение учебной мотивации учащихся и изменение её качества (прежде всего, «вымывание» интереса к естественно-научной области школьного образования);
- проблемы построения педагогического диалога с родителями.
Для адекватного преодоления этих «вызовов» учитель – как активный субъект внедрения ФГОС в собственную практику - должен уметь принимать на себя целый ряд новых педагогических «ролей», к которым относятся:
- режиссёр образовательного пространства, развивающей среды класса, школы;
- эксперт-консультант по «вопросам детства», связанным со школьным образованием;
- исследователь-практик, ориентированный на инновационное поведение в профессии;
- руководитель творческой (проектной) группы, социальный менеджер в рамках школы и осуществляемого ею социального партнёрства.
Успешное осуществление этих ролей возможно лишь в том случае, если школьный педагог, участвующий в процессе внедрения ФГОС, разделяет следующие актуальные ценности, составляющие основу педагогической профессии в реалиях XXI века:
- профессиональная мобильность, в том числе ориентация на «образовательный Интернет»;
- инновационное поведение по отношению к общепедагогическим и «предметным» аспектам собственной деятельности;
- потребность в освоении развивающейся культурной среды;
- гуманистическая, а не технократическая установка в педагогическом взаимодействии;
- социальный оптимизм и компетентная гражданская позиция.
Результаты освоения компонента основной образовательной программы предметной области «Филология» - «Русский язык»
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
- получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать:
Русский язык. Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Кроме того, освоение предметной области «Филология» в рамках предмета «Русский язык» должно обеспечить базу для развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) и для освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
В сфере развития коммуникативных УУД приоритетное внимание уделяется:
- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты:
- обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
- объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
- критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Содержание предметных знаний и практических (учебных) умений по русскому языку в рамках компетентностного подхода и целей развития коммуникативной практики.
Содержание ФГОС по русскому языку структурировано в логике сочетания аспектов языковой (коммуникативной) деятельности, опыт освоения которой должен стать основным ресурсом развития универсальных учебных действий, исследовательских умений и навыков и, наконец, компетентности школьника. Ниже приводится конкретизация результатов освоения предмета «Русский язык» и его содержания, которые даны в Примерной Основной образовательной программе основного общего образования (целевой раздел и содержательный раздел соответственно).
Речь и речевое общение
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; - использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; - соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; - оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; - предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения Выпускник получит возможность научиться: - выступать перед аудиторией с небольшим докладом; - публично представлять проект, реферат; - публично защищать свою позицию; - участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; - понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. | 1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды. 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. |
Речевая деятельность
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Аудирование Выпускник научится: - различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; - понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; - передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Выпускник получит возможность научиться: - понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Выпускник научится: - понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); - использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; - передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; - использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: - понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; - извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Выпускник научится: - создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); - обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; - извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; - соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: - создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; - участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; - анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Выпускник научится: - создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); - излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; - соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: - писать рецензии, рефераты; - составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; - писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | 1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников. |
Текст
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; - осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.; - создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: - создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств | 1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последова-тельность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов |
Функциональные разновидности языка
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); - различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); - создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи); - оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; - исправлять речевые недостатки, редактировать текст; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Выпускник получит возможность научиться: - различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; - создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; - анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью | 1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа). 2. Установление принадлежности текста к определённой функциональ-ной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом |
Общие сведения о языке
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; - определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; - оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики | 1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. 2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах |
Фонетика и орфоэпия. Графика
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - проводить фонетический анализ слова; - соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; - извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: - опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); - выразительно читать прозаические и поэтические тексты; - извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. | 1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь. 2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой 1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. 2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях. |
Морфемика и словообразование
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; - различать изученные способы словообразования; - анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; - применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; - опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; - извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; - использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова | 1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования. 2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач |
Лексикология и фразеология
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; - группировать слова по тематическим группам; - подбирать к словам синонимы, антонимы; - опознавать фразеологические обороты; - соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; - использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; - опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); - пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: - объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; - опознавать омонимы разных видов; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности | 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка. 2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности |
Морфология
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; - анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; - употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; - распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать синонимические средства морфологии; - различать грамматические омонимы; - опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности | 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. 2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике |
Синтаксис
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; - анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; - употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; - применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать синонимические средства синтаксиса; - опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; - анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи | 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. 2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания |
Правописание: орфография и пунктуация
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); - объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); - обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; - извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Выпускник получит возможность научиться: - демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; - извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. | 1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. 2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем |
Язык и культура
Целевой раздел | Содержательный раздел |
Выпускник научится: - выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; - приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; - уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; - анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира | 1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. 2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни |
Конструирование упражнений, ориентированных на развитие опыта учащихся в области применения средств языка для решения личностно значимых задач.
В Примерной Образовательной программе основного общего образования сказано, что «в соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников». Выделяется 9 типов таких задач, одна из которых (№ 5) напрямую связана с формированием коммуникативных навыков:
«…учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.п.)».
Объединяющим признаком для всех задач данного типа будет то, что они предполагают учёт «позиции адресата», то есть диалог.
Диалог обучающихся может проходить не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы обучающихся со своей и чужой точками зрения может стать письменная дискуссия. В начальной школе на протяжении более чем 3 лет совместные действия обучающихся строятся преимущественно через устные формы учебных диалогов с одноклассниками и учителем.
Устная дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Вместе с тем, для становления способности к самообразованию очень важно развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), где может произойти следующий шаг в развитии учебного сотрудничества — переход к письменным формам ведения дискуссии.
Выделяются следующие функции письменной дискуссии:
- чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей как переходная учебная форма от устной дискуссии, характерной для начального этапа образования, к мысленному диалогу с авторами научных и научно-популярных текстов, из которых старшие подростки получают сведения о взглядах на проблемы, существующие в разных областях знаний;
- усиление письменного оформления мысли за счёт развития речи младших подростков, умения формулировать своё мнение так, чтобы быть понятым другими;
- письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника содействует фиксированию наиболее важных моментов в изучаемом тексте (определение новой проблемы, установление противоречия, высказывание гипотез, выявление способов их проверки, фиксация выводов и др.);
- предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим, даже тем детям, которые по разным причинам (неуверенность, застенчивость, медленный темп деятельности, предпочтение роли слушателя) не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания детей на уроке.
Комплекс учебных заданий (упражнений) по освоению (определению) уровня коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения предмета «Русский язык»
Данный комплекс представляет собой пример аттестации учащихся на уроках русского языка и литературы. Ряд заданий могут рассматриваться учителем как осуществляемые учеником коммуникативные, творческие и др. достижения, т.е. с точки зрения его совершенствования, прогресса в том или ином виде деятельности. Кроме того, приведённые ниже вопросы, задания и упражнения интересны тем, что из них может быть сформировано экзаменационное (зачётное, лабораторное) комплексное задание различного уровня сложности, которое позволит учителю достаточно полно и глубоко оценить и проанализировать уровень сформированности коммуникативных умений школьников.
1. Аналитические упражнения. Основными видами таких упражнений являются ответы на проблемные вопросы, связанные с содержанием текста и с собственным (!) отношением ученика к позиции автора, героя и т.п. Вопросы могут носить общий и индивидуальный характер.
Вопросы общего типа:
1. Почему...
2. Как объяснить...
3. Чем отличается...
4. Чем похожи...
5. В чём смысл утверждения (слова, поступка...)...
6. Из чего мы узнаем, что...
7. Верно ли, что...
8. Какие чувства испытывает герой (автор) по отношению к ...
9. С помощью чего автор дает понять...
10. Почему автор использует глагол (прилагательное и т.д.) для описания...
11. Почему произведение написано от 1-го (2-го) лица?
12. Кто главный герой произведения?
13. С кем спорит герой (автор), говоря о ...
14. В чем комизм (трагизм, драматизм, банальность)...
15. Символом чего являются...
16. Почему тема произведения может (не может) быть отнесена к вечным?
17. Как автору (герою) удается... Удается ли ...
18. В чём достоинства (недостатки) героя (позиции, положения вещей)...
19. Что означают слова ... Могут ли они употребляться в других значениях?
Задания общего типа:
1. Сравните...
2. Опишите...
3. Докажите, что...
4. Найдите в тексте утверждения о том, что...
5. Объясните смысл названия.
Вопросы индивидуального (личностного) характера:
1. Что вы думаете о...
2. Как вы относитесь к тому, что...
3. Разделяете ли вы идею автора (героя) о том, что...
4. Согласны ли вы с тем, что...
5. Ваше любимое место (строка) произведения...
6. Что вам непонятно в тексте (в произведении)...
7. Что вы почувствовали, когда узнали, что...
8. С кем из героев вы могли бы себя сравнить? Почему?
9. Испытывали ли вы когда-нибудь то же, что...
10. Кто из героев вызывает у вас симпатию (неприязнь, страх)?
11. Вы верите в то, что...
12. Что бы вы сделали на месте (в случае)...
13. Как бы вы ответили на вопрос автора (героя) о том, что...
Примечание: Большинство вопросов могут быть сформулированы в виде незаконченных предложений. Это придает несколько иной смысл заданию. Например, не Верно ли..., а Я считаю, что..., не с кем из героев вы могли бы себя сравнить?, а я бы сравнил себя с... потому, что... Такая формулировка ставит ученика в более активную коммуникативную позицию. Кроме того, этот тип заданий может быть переформулирован из аналитического в творческое, если само задание сформулировать так: Закончите вопросы, начинающиеся словами... В этом случае после выполнения задания можно обменяться созданными вопросами и сравнить версии.
2. Творческие упражнения. К таким упражнениям будут относиться те, при выполнении которых ученик создает новые образы, прогнозирует возможные события, дополняет характеристики, описания, меняет что-либо в соответствии со своим творческим замыслом, то есть создаёт новое качество.
1. Перескажите произведение (эпизод) от 1-го (2-го) лица.
2. Попробуйте перенести действие в иное время (эпоху, в другую страну). Какие потребуются изменения?
3. Составьте аннотацию к тексту.
4. Дайте описание героя (места, события), которого нет у автора.
5. Вы только что пережили то, что пережил герой. Расскажите об этом в своем дневнике, в письме к другу, репортаже, телеграмме.
6. Задайте риторические вопросы к абзацам ...
7. Напишите, что могло бы произойти, если бы...
8. Прошло 10 лет (1час, день, месяц). Что, по-вашему, стало с героями?
9. Вы автор рассказа (стихотворения...). Попробуйте написать несколько черновых вариантов строчки "..."
10. Вы - художник спектакля, поставленного по этому рассказу (эпизоду). Предложите вариант костюмов и декораций.
11. Задайте несколько вопросов автору (герою).
12. Закончите предложение (стихотворную строку), которое начиналось бы со слов: "никогда", "зачем только", "О, сколько раз", "неужели".
13. Напишите небольшое эссе на тему...
14. Напишите короткий рассказ о событиях от лица второстепенного героя или предмета.
15. Вам даны первая и последняя строчки сказки (смешного рассказа, письма, сценария). Напишите отсутствующий текст.
16. Напишите короткий диалог, который мог бы состоятся между...
17. Ответьте на телеграмму (письмо, записку) от имени героя. Вместо героя.
18. Подберите ряд синонимов (антонимов, рифм) к словам...
19. На рисунке представлена схема комнаты (прибора) - дайте её описание.
20. Дайте словарное определение словам...
21. Составьте инструкцию по пользованию... Напишите воспоминания о том, как вы этим пользовались.
22. Перескажите своими словами диалог из текста.
23. Вы - детектив (художник, историк, журналист). Задайте несколько вопросов автору (герою, второстепенному персонажу)
24. В 25-30 словах напишите внутренний монолог героя по поводу...
25. Напишите диалог – реплики, в котором начинались бы со слов...
26. Прочитанный рассказ - часть многосерийного фильма – в нескольких предложениях изложите содержание предыдущих серий.
Основные информационные ресурсы
1. Лекционный курс «Русский язык в контексте Федерального государственного образовательного стандарта», разработчик – Л.С. Илюшин, НОЧУ ВПО «Национальный Институт “Высшая Школа Управления”», д.п.н.
Дополнительная литература
1. Концепция ФГОС нового поколения РАО / Под ред. А. Кондакова, В. Кузнецова. – М. Просвещение, 2008.
2. Илюшин Л.С. Методология исследования образовательной мотивации. – СПб.,
3. http://www.moin.gov.ru» www.moin.gov.ru
4. http://www.ege.edu.ru» www.ege.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В данной статье раскрывается актуальная проблема самостоятельного развития студента во вне аудиторных занятиях, способы ее решения и механизмы развития....
Статья "Роль педагога в реализации образовательных стандартов"
Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю, который должен развивать у учащихся способность самостоятельно ставить учебные цели, проектирова...
Основные направления деятельности педагога - психолога в условиях реализации образовательного Стандарта нового поколения в лицее - интернате № 5.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В систем...
Статья по теме "Роль учителя в реализации образовательных стандартов."
Введение стандарта второго поколения направлено на изменение школьной жизни не только ребенка, но и учителя. В данной статье я попыталась найти отличия роли учителя "до..." и "после.." Своими вы...
Исследовательская деятельность в реализации образовательных стандартов второго поколения
Приоритетной задачей школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Высш...
Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта и их формирование в урочной деятельности.
Доклад о формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)...
Педагогический совет "Комфортная образовательная среда как фактор обеспечения реализации образовательных стандартов"
материал содержит разработку педагогического совета...