История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России
методическая разработка по истории (6 класс)
Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Просвещение", 2016 г., Авторы Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева. Часть 1 и 2.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 30. Древние люди и их стоянки на территории современной России.
Дата урока | |
Цель урока | -познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя; -определить степень влияния природно – климатических условий на образ жизни народов; -познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменениями климатических условий |
Тип урока | Вводный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: соотносить историческое времени и пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; определить исторические процессы, события во времени; устанавливать синхронические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; осознавать закономерность развития человеческого общества с древности; описать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности ; понимать взаимность между природными и социальными явлениями , осознавать их влияние на жизнь человека . Метапредметныое: Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи, стоить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели, для получения информации ; анализировать материал учебника и дополнительный материал. Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексе информацию, необходимую для ее решения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действия, владеть основание самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Личностные: развивать стартовую мотивацию изучения нового материала; осмысливать роль и значение истории в жизни человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, |
Основные понятия | Роль природно – географического фактора в истории. Древнее население: расселение, образ жизни, занятия. |
Основные даты | Появление человека на территории России — до 1 млн лет. Каменный век |
План урока |
|
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание образовательных ресурсов |
I. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой на урок. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, Осуществляют Самопроверку готовности к уроку | |
II. Актуализация опорных знаний. | Организует фронтальный опрос по вопросам: -Как вы думаете о чем мы будем с вами говорить? - На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? -Как вы думаете древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России прошли такой же путь, как и остальные жители на Земле? | Отвечают на вопросы. | Устный опрос |
III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, Осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия в работе с информацией. | Объяснение темы «Древние люди и их стоянки на территории современной России» с использованием презентации. | Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. | Записывают новую тему |
Сегодня нам предстоит познакомится с древними людьми и их стоянками на территории современной России. 1.Рассказывает о появлении людей на территории современной России (Приложение 1) 2.Организует работу с учебником «Древнейшие стоянки, Зарождение родового строя и совершенствование орудия труда» на стр.2-14. Предлагает разделиться на 3 группы, каждая группа получает задание, изучив материал, рассказывает материал всему классу. 1 группа: работает с п.2 параграфа 1 стр.11. 2 группа: работает с п.3 параграфа 1, стр. 12 3 группа: работает с п.3 параграфа 1 стр. 13 3. Организует работу с картой на стр. 12. - Предлагает найти на карте древнейшие стоянки человека на территории современной России -Перечислите все указанные стоянки | 1.Слушают учителя, выделяют важную информацию, делают записи в тетради 2.Работают с учебником, каждый со своим заданием, усваивают информацию .Отвечают на вопросы, и записывают определения в тетрадях. Воспроизводят информацию всему классу, другие ребята по возможности задают вопросы 3.Показывают на карте древнейшие стоянки человека на территории современной России, называют выделенные стояки | 1.Записи в тетради 2.Устные ответы, записи в тетради, работа с учебником. 3.Работа с картой, устные ответы | |
V. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Организует беседу с целью проверки усвоения нового материала по вопросам: Обобщение полученных на уроке сведений. Подведем итог, что на поставленный в начале вопрос, можно сказать, что древние люди, пришедшие на современную Россию, прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли.
Организует работу по вопросам на стр. 14 | Работают с текстом учебника. Находят ответы на вопросы. Делают выводы вопросы. | Устные ответы |
VI. Рефлексия учебной деятельности | Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что осталось непонятным? | Обсуждают, анализируют работу на уроке | Устные ответы |
VII. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции | 1. Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. | Осуществляют самоанализ деятельности | |
2. Конкретизирует домашнее задание: Выучить параграф 1 стр.10 – 14, и по желанию взять задание на стр.14 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | Записывают домашнее задание |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
«Появление людей на территории современной России»
Древнейшие люди начали заселять нашу страну с незапамятных времен. Еще недавно считалось, что они появились примерно 700 тыс.лет назад на Северной Кавказе., где был теплый, мягкий климат, богатый растительный и животный мир. Однако археологические открытия последних десятилетия заставили уточнить данное событие. Не так давно в центральном Дагестане и на Таманском полуострове были обнаружены следы пребывания древнего человека, возраст которых от 500 тыс.до 1 млн.лет.
Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали плоды, ягоды, съедобные растения. Такое хозяйство называют присваивающим.
Человек умел поддерживать огонь, хотя еще не научился его добывать. Орудия труда были примитивными, их набор не велик. Люди делали орудия труда из дерева, кости, и камней. Делали рубило и остроконечники.
Древнейшим периодом существования человека называют каменным веком. И он делится на три больших периода:
Примерное содержание таблицы «Основные достижения и открытия»
Период | Открытия и достижения | Итоги, значения |
Палеолит – древний каменный век | Использование и поддержание огня. Охота и собирательство. Коллективные приёмы загона животных. Освоение пещер, заслоны и навесы. Возникновение зачатков родовой общины | Выживание в суровых условиях. Население Земли — 2 млн. Труд способствовал активному развитию человеческого мозга и рук, речи и мышления, происходило сплочение членов праобщины |
Распространение примитивных религиозных представлений (культы зверя, плодородия, погребений). Появление искусства как особой сферы общественного сознания и деятельности человека | Закрепляя в образах искусства свой трудовой, жизненный опыт, человек расширял представления о действительности Искусство способствовало укреплению связей между людьми | |
Мезолит – это средний каменный век | Умение добывать огонь. Лук и стрелы, лодка, сеть, составные орудия труда, иглы. Приручение животных. Распространение охоты на мелкую дичь, морского зверя. Расселение на север | Присваивающий тип хозяйства — добыча и освоение готового. Население Земли — около 10 млн. Климат сменился современным, что сделало возможным заселение всей Европы, Южной Сибири. Обмен опытом, навыками, единые племенные языки |
Неолит – это новый каменный век | Освоение всех известных ныне земледельческих культур, одомашнивание важнейших видов животных. Ремесло: керамика, прядение, ткачество. Оседлые поселения. Кочевники (степь) .Зачатки знаний по астрономии, агрономии, медицине и др. Изобретение колеса. Простой колёсный и водный транспорт. Объединение членов рода в племена (по территории, культам, родству) | Единые корни многих современных народов. Переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). Население Земли увеличилось ок. 160 млн чел. |
Жизнь людей была полна опасностей, выжить в одиночку было невозможно. Люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Вместе легче было добывать пищу, защищаться от хищных животных, поддерживать и охранять огонь. Все члены коллектива были равны между собой, а пища, не зависимо от того, кем и как она была добыта, делилась поровну.
Организует работу с учебником «Древнейшие стоянки, Зарождение родового строя и совершенствование орудия труда» на стр.2-14.
Предлагает разделиться на 3 группы, каждая группа получает задание, изучив материал, рассказывает материал всему классу.
1 группа: работает с п.2 параграфа 1 стр.11.
2 группа: работает с п.3 параграфа 1, стр. 12
3 группа: работает с п.3 параграфа 1 стр. 13
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Появление людей на территории современной России. 2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. 3. Зарождение родового строя. 4. Совершенствование орудий труда. План урока:
Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли? Проблемный вопрос
Где появился первобытный человек? Когда он появился? Как шло расселение древнейших людей? Как им удалось выжить и заселить территорию современной России? Первобытный человек
Когда и на какой территории появились первые люди? 27.08.20
Вспомним ранее изученное:
Первобытные люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек, образуя человеческие стада . 1. Появление людей на территории современной России
Прочитайте материал на стр. 11 п.2 и заполните таблицу 2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
прочитайте материал на стр. 13 и ответьте на вопрос: « В чём же заключался процесс усовершенствования орудий труда» Совершенствование орудий труда
§ 1 (стр.10-14),выучить записи в тетради Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему....
Конспект урока по истории в 6 классе "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
Урок "Древние люди и их стоянки на территории современной России" был разработан в соотсетствии с ФГОС. При разработке данного урока частично был использован материал урока учителя истории Гимназии № ...
Древние люди и их стоянки на территории современной России
Материал к уроку истории России в 6 классе по теме " Древние люди и их стоянки на территории современной России"....
Урок 6 класс ИР Древние люди и их стоянки на территории современной России
Урок по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России" к УМК Торкунова...
Презентация по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России".
На уроке предстоит познакомиться с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя, неолитической революцией и появлением сос...
Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России»
Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России»...
Древние люди и их стоянки на территории современной России.
Урок в 6 классе. По истории России. Учебник под редакцией академика РАН А.В. Торкунова. Поможет подготовиться к уроку....