Тема занятия: «Методы опроса»
план-конспект
Занятие для учащихся в рамках научно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_nou_sotsopros.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Методы опроса»
Цель для учащихся: формирование умения проводить социологический опрос и обрабатывать данные полученные методом опроса.
Цель для педагогов: освоение формы организации исследовательской деятельности учащихся - экспедиция.
Оборудование: протоколы для учащихся: распечатанные вопросы, стикеры, опросный лист, таблица фиксации ответов.
Ход занятия
1 . Вступление.
Перед началом занятия учащиеся участвуют в экспресс опросе (ответы фиксируют с помощью стикеров на листах с вопросами анкеты).
Вопросы анкеты:
- Вы принимали участие в социологическом опросе в качестве респондента? (да / нет)
- Вы использовали социологический опрос в своих исследованиях? (да / нет / планирую использовать)
Вы, наверное, догадались, что тема нашего занятия – метод опроса. Давайте проанализируем ваши ответы (интерпретация результатов).
Вопрос к тем, кто уже использовал этот метод: в какой области было ваше исследование? (ответы учащихся).
В каких ещё областях может применяться метод опроса?
- журналистика, педагогика, психология, политика, юриспруденция и т.п.
Т.о. – область применения метода опроса довольно обширна.
Поднимите руки те, кто считает этот метод довольно простым, и любой человек без особой подготовки может с лёгкостью провести соц.опрос. В конце занятия я хотела бы услышать ваше мнение по этому вопросу.
Поскольку это научный метод, соответственно существуют чёткие требования к процедуре проведения соц.опроса, методические принципы конструирования вопросов. Непосредственно сам опрос длится не долго по времени, значительно больше сил и времени уходит на подготовку к нему. Сегодня мы познакомимся с видами опроса, их особенностями, научимся правильно составлять вопросы и потренируемся проводить соцопрос прохожих на улице.
2. Теоретическая часть
Социологический опрос – это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определённой группе людей.
- Зачем, для чего используется этот метод? (ответы учащихся)
К данному методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, фактах и мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п.
Существуют две основные разновидности социологического опроса – анкетирование (письменный опрос) и интервьюирование (устный опрос).
Логическая схема видов опроса основана на типологии Горшкова и Шереги. Единственное добавление – популярный на сегодняшний день, онлайн-опрос.
Методы опроса | |||
Интервью | Анкетирование | ||
Индивидуальное | Групповое | Очное | Заочное |
«С глазу на глаз» | Индивидуальное | Почтовое | |
Телефонное | Фокус-группы | Групповое | Прессовое |
Онлайн-опрос |
В практической части мы будем проводить соцопрос прохожих на улице. Определите по схеме, к какому виду опроса это относится? – индивидуальное интервью.
Брать интервью мы будем у жителей города Минусинска, т.е. те, кто даёт интервью – респонденты. Мы – те, кто берёт интервью - интервьюеры (корреспонденты).
Интервью является специфическим видом опроса. Интервью – проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Причём запись ответов ведётся либо интервьюером ручкой на листе бумаги, либо на какой-либо носитель информации (например, диктофон).
Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. У нас? (ответ). Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счёт установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку. Об этом я расскажу несколько позже.
Виды интервью:
- Стандартизированное интервью с закрытыми вопросами. Применяется для опроса значительной совокупности людей (сотни, тысячи). Сразу пояснение – закрытый вопрос предполагает ответы – да / нет.
- Стандартизированное интервью с открытыми вопросами. Предоставляет респонденту больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной и точной регистрации. Открытые вопросы начинаются со слов – почему?, зачем?, что вы думаете? и т.п. Сложность – необходимо заранее продумать систему фиксации ответов и возможности их обработки.
- Направленное (фокусированное) интервью. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Но последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
- Свободное интервью. Предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов и их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого.
Этапы подготовки интервью:
- Формулирование темы (проблемы) опроса (например: эстетический вид города Минусинска)
- Определение цели интервью. Получение информации о мнении людей относительно проблемы, информированности, оценке окружающей действительности (например: мнение жителей города Минусинска относительно эстетической привлекательности и функциональности мест общественного отдыха – площадь фонтана);
- Выделение целевой аудитории (молодёжь, пенсионеры, женщины с детьми и т.п. в зависимости от цели опроса) Генеральная совокупность.
- Составление опросного листа.
Правила составления вопросов:
- Количество вопросов не более 5 – 7.
- Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
- Нежелательно употребления специфичных терминов.
- Вопросы должны быть краткими, конкретными.
- Вопросы не должны содержать подсказку.
- Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
Виды вопросов:
- Закрытые. Предполагают выбор ответа из списка. Вопросы могут быть дихотомические (да / нет) или же с множественным выбором, т.е. предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке. Недостаток – высокая вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор у респондента.
- Открытые. Не содержат никаких заготовленных ответов, респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, фиксировать и обрабатывать труднее. Необходимо заранее продумать систему фиксации ответов и способы их обработки.
- Субъективные. Спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
- Проективные. Спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
- Составление таблицы фиксации ответов
- Определение места и времени проведения интервью.
Использование метода соцопроса в общественных местах имеет свои особенности.
ПАМЯТКА «Как брать интервью»
- Интервьюер должен коротко и доброжелательно представиться.
- Необходимо спросить разрешение взять интервью (задать вопросы).
- Вопросы должны быть тактичными, понятными.
- Стиль поведения интервьюера должен быть уважительным, дружелюбным.
- Если вопрос непонятен, его нужно повторить еще раз.
- Интервьюеру следует уходить от любых дискуссий с респондентом и только записывать, но не комментировать его мнение.
- Недопустимы проявления равнодушия, более того, интервьюер должен всячески подчеркивать интерес к тому, что говорит его собеседник (одобрительный кивок, улыбка).
- Функция интервьюера - выяснить различные мнения, а не навязывать свое.
- Интервьюирование.
- Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта.
3. Практическая часть.
Давайте определим тему опроса (методом мозгового штурма и последующим голосованием), цель, целевую аудиторию. Ребята оформляют «шапку» опросного листа (см. в Приложении). Затем учащиеся делятся на группы (по 3-5 учащихся + 1 педагог в каждую группу) для составления вопросов интервью. После групповой работы в опросный лист заносятся вопросы, наиболее точно соответствующие требованиям. Совместно оформляется таблица фиксации ответов.
4. Интервьюирование.
Каждый участник опрашивает 3- респондентов. За 1 педагогом закрепляется группа учащихся из 5 человек.
5. Обобщение и интерпретация результатов
Все ответы респондентов учащиеся фиксируют в сводную таблицу ответов. Интерпретация результатов и краткий отчёт ребята оформляют в качестве д/з и отправляют по электронной почте …
Опросный лист
Тема (проблема)_______________________________________________________________
Цель опроса:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Целевая аудитория (респонденты)________________________________________________
Вопросы интервью:
1____________________________________________________________________________
2____________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________
4____________________________________________________________________________
5____________________________________________________________________________
Таблица фиксации результатов
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Защита растений" на тему "Химический метод борьбы с вредными объектами"
Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных агрономических дисциплин...
Материалы к практическому занятию по математике для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет по теме "Графический метод решения систем линейных уравнений"
Данная разработка содержит конспект и презентацию к практическому занятию "Графический метод решения экономических задач" , завершающему изучение темы "Графический метод решения систем линейных уравне...
Смайлики к методу опросов "Согласен - не согласен"
Иногда можно использовать данный прием несловесного общения: значками с минусом и плюсом, либо , как у меня - задорными смайликами. На вопросы, начинающиеся со слов " Согласен ли ты с...
Опыт работы по использованию эффективного метода опроса на уроке литературы.
Опыт работы по использованию на уроках литературы в старших классах блиц- опроса. Этот прием достаточно эффективный и может использоваться учителем на любом уроке. Устный фронтальный опрос...
Методы опроса (контроля) школьников на уроках математики
Презентация на тему: "Методы опроса школьников на уроках математики"...
Формы и методы опроса обучающихся на уроке
Тема: Формы и методы опроса обучающихся на уроке. Контроль знаний и умений учащихся —обязательное условие результативного учебного процесса.Контроль - это часть процесса обучения.Осно...
Тема занятия: «Изготовление куклы - берегини». Модуль: Послушные кусочки тканей. Тип занятия: комбинированный. Педагогическая технология: метод проектов.
Занятие можно проводить как в творческой мастерской, так и на уроках технологии. Возраст учащихся 5-7 класс, возможны разновозрастные группы. На занятии учащиеся научатся изготавливать куклу-берегиня ...