Тема занятия: «Методы опроса»
план-конспект

Занятие для учащихся в рамках научно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_nou_sotsopros.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Методы опроса»

Цель для учащихся: формирование умения проводить социологический опрос и обрабатывать данные полученные методом опроса.

Цель для педагогов: освоение формы организации исследовательской деятельности учащихся - экспедиция.

Оборудование: протоколы для учащихся: распечатанные вопросы, стикеры, опросный лист, таблица фиксации ответов.

Ход занятия

1 . Вступление.

Перед началом занятия учащиеся участвуют в экспресс опросе (ответы фиксируют с помощью стикеров на листах с вопросами анкеты).

Вопросы анкеты:

  1. Вы принимали участие в социологическом опросе в качестве респондента? (да / нет)
  2. Вы использовали социологический опрос в своих исследованиях? (да / нет / планирую использовать)

Вы, наверное, догадались, что тема нашего занятия – метод опроса. Давайте проанализируем ваши ответы (интерпретация результатов).

Вопрос к тем, кто уже использовал этот метод: в какой области было ваше исследование? (ответы учащихся).  

В каких ещё областях может применяться метод опроса?

- журналистика, педагогика, психология, политика, юриспруденция и т.п.

Т.о. – область применения метода опроса довольно обширна.

Поднимите руки те, кто считает этот метод довольно простым, и любой человек без особой подготовки может с лёгкостью провести соц.опрос. В конце занятия я хотела бы услышать ваше мнение по этому вопросу.

Поскольку это научный метод, соответственно существуют чёткие требования к процедуре проведения соц.опроса, методические принципы конструирования вопросов. Непосредственно сам опрос длится не долго по времени, значительно больше сил и времени уходит на подготовку к нему. Сегодня мы познакомимся с видами опроса, их особенностями, научимся правильно составлять вопросы и потренируемся проводить соцопрос прохожих на улице.

2. Теоретическая часть

Социологический опрос – это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определённой группе людей.

 - Зачем, для чего используется этот метод? (ответы учащихся)

К данному методу исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, фактах и мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п.

Существуют две основные разновидности социологического опроса – анкетирование (письменный опрос) и интервьюирование (устный опрос).

Логическая схема видов опроса основана на типологии Горшкова и Шереги. Единственное добавление – популярный на сегодняшний день, онлайн-опрос.

Методы опроса

Интервью

Анкетирование

Индивидуальное

Групповое

Очное

Заочное

«С глазу на глаз»

Индивидуальное

Почтовое

Телефонное

Фокус-группы

Групповое

Прессовое

Онлайн-опрос

В практической части мы будем проводить соцопрос прохожих на улице. Определите по схеме, к какому виду опроса это относится? – индивидуальное интервью.

Брать интервью мы будем у жителей города Минусинска, т.е. те, кто даёт интервью – респонденты. Мы – те, кто берёт интервью - интервьюеры  (корреспонденты)

Интервью является специфическим видом опроса. Интервью – проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Причём запись ответов ведётся либо интервьюером ручкой на листе бумаги, либо на какой-либо носитель информации (например, диктофон).

Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. У нас? (ответ). Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счёт установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку. Об этом я расскажу несколько позже.

Виды интервью:

  1. Стандартизированное интервью с закрытыми вопросами. Применяется для опроса значительной совокупности людей (сотни, тысячи). Сразу пояснение – закрытый вопрос предполагает ответы – да / нет.
  2. Стандартизированное интервью с открытыми  вопросами. Предоставляет респонденту больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной и точной регистрации. Открытые вопросы начинаются со слов – почему?, зачем?, что вы думаете?  и т.п. Сложность – необходимо заранее продумать систему фиксации ответов и возможности их обработки.
  3. Направленное (фокусированное) интервью. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Но последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
  4. Свободное интервью. Предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов и их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого.

Этапы подготовки интервью:

  1. Формулирование темы (проблемы) опроса (например: эстетический вид города Минусинска)
  2. Определение цели интервью. Получение информации о мнении людей относительно проблемы, информированности, оценке окружающей действительности (например: мнение жителей города Минусинска относительно эстетической привлекательности и функциональности мест общественного отдыха – площадь фонтана);
  3. Выделение целевой аудитории (молодёжь, пенсионеры, женщины с детьми и т.п. в зависимости от цели опроса) Генеральная совокупность.
  4. Составление опросного листа.

Правила составления вопросов:

- Количество вопросов не более 5 – 7.

- Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.

- Нежелательно употребления специфичных терминов.

- Вопросы должны быть краткими, конкретными.

- Вопросы не должны содержать подсказку.

- Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

Виды вопросов:

  • Закрытые. Предполагают выбор ответа из списка. Вопросы могут быть дихотомические (да / нет) или же с множественным выбором, т.е. предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке. Недостаток – высокая вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор у респондента.
  • Открытые. Не содержат никаких заготовленных ответов, респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, фиксировать и обрабатывать труднее. Необходимо заранее продумать систему фиксации ответов и способы  их обработки.
  • Субъективные. Спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
  • Проективные. Спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
  1. Составление таблицы фиксации ответов
  2. Определение места и времени проведения интервью.

Использование метода соцопроса в общественных местах имеет свои особенности.

ПАМЯТКА «Как брать интервью»

  • Интервьюер должен коротко и доброжелательно представиться.
  • Необходимо спросить разрешение взять интервью (задать вопросы).
  • Вопросы должны быть тактичными, понятными.
  • Стиль поведения интервьюера должен быть уважительным, дружелюбным.
  • Если вопрос непонятен, его нужно повторить еще раз.
  • Интервьюеру следует уходить от любых дискуссий с респондентом и только записывать, но не комментировать его мнение.
  • Недопустимы проявления равнодушия, более того, интервьюер должен всячески подчеркивать интерес к тому, что говорит его собеседник (одобрительный кивок, улыбка).
  • Функция интервьюера - выяснить различные мнения, а не навязывать свое.

  1. Интервьюирование.
  2. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта.

3. Практическая часть.

Давайте определим тему опроса (методом мозгового штурма и последующим голосованием), цель, целевую аудиторию. Ребята оформляют «шапку» опросного листа (см. в Приложении). Затем учащиеся делятся на группы (по 3-5 учащихся + 1 педагог в каждую группу) для составления вопросов интервью. После групповой работы в опросный лист заносятся вопросы, наиболее точно соответствующие требованиям. Совместно оформляется таблица фиксации ответов.

4. Интервьюирование.

Каждый участник опрашивает 3- респондентов. За 1 педагогом закрепляется группа учащихся из 5 человек.

5. Обобщение и интерпретация результатов

Все ответы респондентов учащиеся фиксируют в сводную таблицу ответов. Интерпретация результатов и краткий отчёт ребята оформляют в качестве д/з и отправляют по электронной почте …

Опросный лист

Тема (проблема)_______________________________________________________________

Цель опроса:__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Целевая аудитория (респонденты)________________________________________________

Вопросы интервью:

1____________________________________________________________________________

2____________________________________________________________________________

3____________________________________________________________________________

4____________________________________________________________________________

5____________________________________________________________________________

Таблица фиксации результатов

1

2

3

4

5




















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Защита растений" на тему "Химический метод борьбы с вредными объектами"

Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных агрономических дисциплин...

Смайлики к методу опросов "Согласен - не согласен"

Иногда можно использовать данный прием  несловесного общения: значками  с минусом и плюсом, либо , как у меня - задорными смайликами. На вопросы, начинающиеся со слов " Согласен ли ты с...

Опыт работы по использованию эффективного метода опроса на уроке литературы.

Опыт  работы по использованию на уроках литературы в старших классах блиц- опроса. Этот прием достаточно эффективный и может использоваться учителем на любом уроке.  Устный фронтальный опрос...

Методы опроса (контроля) школьников на уроках математики

Презентация на тему: "Методы опроса школьников на уроках математики"...

Формы и методы опроса обучающихся на уроке

Тема: Формы и методы опроса обучающихся на уроке.  Контроль знаний и умений учащихся —обязательное условие результативного учебного процесса.Контроль - это часть процесса обучения.Осно...

Тема занятия: «Изготовление куклы - берегини». Модуль: Послушные кусочки тканей. Тип занятия: комбинированный. Педагогическая технология: метод проектов.

Занятие можно проводить как в творческой мастерской, так и на уроках технологии. Возраст учащихся 5-7 класс, возможны разновозрастные группы. На занятии учащиеся научатся изготавливать куклу-берегиня ...

Выступление на семинаре по теме «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста» Конспект открытого учебного занятия по хореографии по теме «Использование методов активного

Выступление на семинаре по теме «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста»Конспект открытого учебного...