Опыт работы по использованию эффективного метода опроса на уроке литературы.
статья по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Опыт работы по использованию на уроках литературы в старших классах блиц- опроса. Этот прием достаточно эффективный и может использоваться учителем на любом уроке. Устный фронтальный опрос не всегда оказывается действенным и может занимать очень много времени. Альтернатива – блиц – опрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по использованию эффективного метода опроса на уроке литературы. | 47.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Прием блиц- опроса на уроках литературы как эффективное средство мотивации к изучению предмета.
Шейда Г.А.
Учитель литературы МКОУ СОШ № 20 г.Пласта
Как добиться эффективной и объективной оценки работы ученика на уроке литературы? В любом классе урок всегда наполнен важным материалом. Современный урок литературы очень насыщенный, каждая его минута используется для плодотворной работы. В старших классах ученики работают по-разному: физики и лирики уже определили свои пристрастия, и проблема объективного оценивания каждого ученика становится особенно актуальной. Именно поэтому необходимо применять разные технологии индивидуального и фронтального опроса.
Устный фронтальный опрос не всегда эффективен, и не на каждом уроке его можно использовать. А письменный фронтальный опрос требует много времени на проведение.
Очень продуктивным методом контроля знаний учащихся 9 – 11 классов является контроль методом блиц - опроса.
На уроках изучения биографии поэта или писателя предлагаю учащимся ответить на 10 коротких, конкретных вопросов, ответы на которые тоже обязательно должны быть короткими и конкретными, что уменьшает время проведения и проверки. Вопросы связаны с самыми важными фактами жизни поэта или писателя, названиями крупных произведений, общественной деятельностью авторов. Даты для блиц - опроса берутся только самые важные, которые ученик обязан знать даже после окончания школы. ( Предлагаю в качестве примера блиц - опрос по биографии А.Блока. см. Приложение)
Вопросы формулируются так, что требуют сжатого, лаконичного ответа (1 слово или словосочетание). Есть вопросы, на которые ответит даже слабый ученик, есть вопросы для среднего ученика и есть 1-2 вопроса для сильного ученика, знающего биографию поэта или писателя. Таким образом, реализуется принцип доступности и дифференцированного подхода к учащимся. Каждому школьнику создаётся ситуация успешности. Проверка проводится после урока, а результаты сразу выявляют пробелы в знаниях учеников.
Блиц - опрос позволяет повысить накопляемость весьма объективных оценок. Производить блиц – опрос лучше всего в начале урока, темп должен быть высокий, иначе теряется смысл такого приема.
1. “5” ставим за – 10 правильных ответов
2. “4” – за 8 – 9 ответов (Если вопросы сложные)
3, “3” – за 6 – 7 ответов.
Представленный прием блиц – опроса напоминает прием «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. Технология развития критического мышления предполагает такие блиц - опросы. На стадии вызова можно предложить ученикам поиграть в игру «Верные - неверные утверждения» о жизни писателя и его творчестве.
Метод блиц – опроса возможен при проверке знания текста художественного произведения, при проверке теории любого предмета (не только литература), когда нет необходимости в устном монологическом ответе.
В моей педагогической копилке есть блиц - опросы для уроков изучения биографии всех авторов, с творчеством которых знакомятся старшеклассники. Подготовка вопросов для опроса может стать домашним заданием. Ученики с удовольствием подбирают материал, устраивают соревнование: чей вопрос более конкретный, чей ответ самый верный. Уроки с использованием блиц - опроса повышают мотивацию старших школьников к изучению литературы.
Приложение
Блиц –опрос
Тема: А.А.Блок
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Что имел в виду А.А.Блок, когда говорил «о музыке старых русских семей»? | Традиции |
2 | Главный изобразительный прием А.А.Блока? | Метафора |
3 | Как отнеся А.А.Блок к февральской революции? | Восторженно |
4 | Чем занимался А.А.Блок в годы первой мировой войны? | Служил в военно –инженерной дружине |
5 | О ком писал А.А.Блок: «Они стали другими, они не то, что были раньше.» | О большевиках |
6 | Младшие символисты восторженно объявили А.А.Блока...(продолжите) | Продолжателем Соловьева |
7 | Назовите Подмосковное имение А.А.Блока | Шахматово |
8 | Интонация какой поэмы А.А.Блока близка роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | «Возмездие» |
9 | О чем пишет А.А.Блок: «В ее прошлом –царь да Сибирь, в настоящем – душное затишье» | О России |
10 | Укажите ранний период творчества А.А.Блока | 1880-1905 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы
О технологии индивидуального и фронтального опроса...
Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения: опыт работы с использованием ИКТ и проектного метода
В статье даются мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения, говорится о проблемах, выявленных в результате апробации технологии написания сочинения в лицее а также об...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)
Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...
Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения: опыт работы с использованием ИКТ и проектного метода.
В выступлении высказано мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения, говорится о проблемах, выявленных в результате апробации технологии написания сочинения ,особенностях подготовки ...