Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Защита растений" на тему "Химический метод борьбы с вредными объектами"
методическая разработка на тему

Матвеева Татьяна Викторовна

Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных агрономических дисциплин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки краснодарского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анапский сельскохозяйственный техникум»

Краснодарского края

Методическая разработка открытого урока

Тема:

 "Химический способ защиты сельскохозяйственных культур от вредных объектов".

Дисциплина    

«Защита растений»

для специальности

 «Агрономия»

                                                                                  Разработчик:

                                                                                     Матвеева Т. В.

г-к Анапа 2013 г.

Обоснование темы:

При изучении дисциплины «Защита растений», для более углубленного изучения раздела «Методы борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и сорняками» темы «Химический метод борьбы» возникла идея подведения открытого занятия, усвоения нового материала.  

Методика подготовительного периода:

Для подготовки сценария проведения урока ставится конкретная цель - тема предложенного урока.

Подготовка начинается с разработки последовательности проведения урока. В нем отражаются основные вопросы необходимые для студентов аграрных техникумов. В сценарий вошла тема наиболее интересная и необходимая для студентов. В соответствии с примерным сценарием для более успешного усвоения полученных знаний  студенты использовали, учебную литературу, тесты, видеоматериалы.

Учебное занятие проводится на 3 курсе в 31 группе отделения «Агрономия».

Дидактическая  цель урока:

1.Обеспечить восприятие, осмысление  знаний по теме «Химический метод борьбы».

2. Познакомить со способами внесения, и механизмом действия химических средств защиты.

3. Развивать умения и навыки работы с текстом учебника, рисунками, тестовыми заданиями.

                               

Воспитательная цель: формирование умений применять полученные знания на практике, соблюдать правила проведения наблюдений.

Развивающая цель: 

  1. способствовать развитию  логического мышления;
  2. умению объяснять значение выбора  химических средств защиты по объекту применения,   способа внесения;
  3. продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц).

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: урок – сообщения, изучение и закрепление новых знаний.

Оснащенность занятия.

Наглядные пособия: иллюстрации «Способы обработки», «Препаративные формы»,      

                                видеофильм «Стопм Профессионал, гербицид нового поколения»,

                            «Абакус-премиум фунгицид»  

Раздаточный  материал: информационные карточки «Пестициды»

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиапроектор.

Методика проведения занятия. 

I. Организационный  часть (5 мин).

II. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу, самостоятельная работа (тестирование, заполнение тематической таблицы) (15 мин).

III. Изучение нового материала с закреплением в процессе изложения (45 мин).

IV.  Закрепление, обобщение изученного материала (15 мин)

V. Подведение итогов (5 мин).

VI. Домашнее задание, заключительная часть (5 мин).

Ход работы:

        I.  Организационный момент.
   - Приветствие.

    - Проверка наличия студентов.

Основное в этой части - это организовать рабочую обстановку с самого начала урока и создать рабочую дисциплину.

Оглашение темы урока  "Химический способ защиты сельскохозяйственных культур от вредных объектов". Постановка целей и задач урока.

II. С целью закрепления пройденного материала проводится опрос обучающихся по заданному на дом материалу.

       Выполняют 2 задания.  

  1. Тест по теме «Классификация пестицидов» с тремя вариантами ответа один из которых верный.
  2. Заполнение таблицы (у доски) «Условные обозначения форм пестицидов».

Рисунок – 1 Работа с тестами

Тест к лекции «Классификация пестицидов по объекту применения»

1. Пестициды предназначенные для борьбы с насекомыми

     1. Акарициды

     2. Инсектициды

     3. Овициды

2. Пестициды предназначенные для борьбы для борьбы с клещами;

     1. Акарициды

     2. Нематициды

     3. Родентициды

3. Пестициды предназначенные для борьбы для уничтожения яиц вредных насекомых и клещей; 

     1. Гербициды

     2. Арборициды

     3.  Овициды

4. Пестициды предназначенные для борьбы для уничтожения личинок; 

     1. Ларвициды

     2. Инсектициды

     3. Акарициды

     

5. Пестициды предназначенные для борьбы для уничтожения нематод; 

     1. Афициды

     2. Нематициды

     3. Вермициды

6. Пестициды предназначенные для борьбы для борьбы с вредными грызунами; 

     1. Родентициды

     2. Фунгициды

     3. Ларвициды

7. Пестициды предназначенные для борьбы для борьбы с грибными болезнями; 

     1. Инсектициды

     2. Фунгициды

     3. Гербициды

9. Пестициды предназначенные для борьбы для уничтожения травянистой сорной растительности; 

     1. Инсектициды

     2. Фунгициды

     3. Гербициды

10. Пестициды предназначенные для борьбы для уничтожения нежелательной древесно-кустарниковой растительности; 

     1. Арборициды

     2. Акарициды

     3. Альгициды

14. Пестициды предназначенные для борьбы для борьбы с вирусными болезнями. 

     1. Родентициды

     2. Ларвициды

     3. Вирусоциды

15. Пестициды вызывающие отравление вредных объектов при поступлении в организм с пищей;

  1. Кишечного действия
  2. Контактного действия
  3. Системного действия

16. Пестициды, вызывающие отравление при проникновении в организм через наружные покровы при непосредственном контакте.

1. Фумигационного действия

2. Контактного действия

  1. Кишечного действия

17. Пестициды, поступающие в организм в виде газа или пара.

1. Фумигационного действия

2. Контактного действия

  1. Системного действия

Попросим присутствующих у нас на уроке преподавателей помочь нам проверить ваши тесты и оценить.








На уроке присутствовали:

1. Эйснер Т. В. – заместитель   директора по УПР.

2. Чайкина А. И – преподаватель,  председатель ПЦК математических и естественно-научных дисциплин

Пока проверяют наши работы приступим к выполнению 2 задания.

Заполнение таблицы «Условные обозначения различных препаративных форм пестицидов».

III.  Изучение нового материала с закреплением в процессе изложения:

        Объяснение нового материала.

Преподаватель: «Ребята сегодня мы с вами познакомимся с различными способами внесения химических средств защиты на сельскохозяйственные угодия». (Слайд № 1, 2, 3)


Слайд -1 Авиационные обработки


Слайд 2 - Наземное (механизировано)

↑↑

Слайд 3 – Наземное (ручная обработка)

Остановимся более подробно на наземном применении пестицидов, так как в нашем районе это наиболее часто применяемый способ внесения химических средств защиты.

Запись в конспект. 

Наземное опрыскивание.

При наземных обработках по количеству рабочей жидкости, расходуемой на обработку единицы площади, опрыскивание подразделяют на три основных вида:

1. Многолитражное.

2. Малообъемное.

3. Ультрамалообъемное.

1. Многолитражное. опрыскивание. Используются эмульсии и суспензии, содержащие действующее вещество в низкой концентрации.  Допускается  относительно низкий уровень дробления рабочей жидкости до размера капель 120-300 мкм.

Преподаватель (объясняет)  Т.е капли большие, сливаясь между собой, в значительной степени стекают на поверхность почвы, а на листьях остается значительная часть препарата в виде отдельных капель и тончайшей пленки.

Запись в конспект. Нормы расхода рабочей жидкости при многолитражном опрыскивании - На полевых культурах 300 - 600 л/га (сахарная свекла, картофель, хлопчатник).

- На ягодниках, виноградной лозе 800 - 1200 л/га, иногда до 1500 л/га.

- В садах, плодоносящих

8-10 лет -500 - 650 л/га,

в возрасте 10-12 лет - 1000 л/га,

в возрасте 12-16 лет - 1200 л/га,

в возрасте 16-20 лет - 1500 - 2000 л/га.

- На цитрусовых - более 2000 л/га.

2 Малообьемное опрыскивание. Малообъемное опрыскивание - это опрыскивание с сокращенным удельным расходом жидкости. Оптимальный размер капель при малообъемном опрыскивании находится в пределах 20-70 мкм, но не выше 100 мкм.

При малообъемном опрыскивании полевых культур с использованием штанговых опрыскивателей с уменьшенными отверстиями распылителей норма расхода рабочей жидкости составляет 80-135 л/га, а при использовании вентиляторных опрыскивателей норма расхода рабочей жидкости составляет- 15-50 - л/га. Для обработки ягодников и виноградной лозы опрыскивании штанговыми опрыскивателями норма расхода рабочей жидкости составляет 150-200 л/га, а в садовых насаждениях 250-500 л/га.

Преподаватель (объясняет) Как правило, при малообъемном опрыскивании уменьшается лишь расход воды, норма расхода пестицидов остается неизменной. Концентрация рабочих составов возрастает   обратно   пропорционально удельному расходу жидкости. Расходы рабочей жидкости тесно связаны с ее диспергированием. В связи с этим приняты следующие определения по диаметру капель: малообъемное опрыскивание крупнокапельное - размеры капель свыше 300 мкм, среднекапельное - размеры капель 151 - до 300 мкм, мелкокапельное - размеры капель от 51 до 151 мкм, аэрозольное - размеры капель до 50 мкм.

Запись в конспект. Для многолитражного и малообъемного опрыскивания используются опрыскиватели - штанговые и вентиляторные. Штанговые подразделяются на прицепные и навесные.

3. Ультрамалообъемное опрыскивание. Ультрамалообъемное опрыскивание проводится готовыми препаратами, без разбавления водой технических продуктов, или их концентрированных растворов в органических растворителях с помощью специальной опрыскивающей аппаратуры для ультрамалообъемного, обеспечивающей тонкое диспергирование с размером капель 50-100 мкм. При этом норма расхода препаративной формы при УМО составляет 0,5-5 л/га, и, как правило, расход рабочей жидкости на полевых культурах 1-2 л/га, плодовых культурах 2-5 л/га.      

Размер капель - важный параметр высококачественного опрыскивания.

Преподаватель (объясняет) Теоретически возможно иметь при опрыскивании капли одинакового размера, но на практике образуются капли различного размера. Размер капель определяет оседание рабочего состава на листья и проникновение вглубь растений. Чем меньше размер капель, тем большая вероятность, что при продвижении с воздухом они будут обтекать целевой объект и не попадут на него. Крупные капли отрываются от потока воздуха и попадают на лист. Поэтому лучшее попадание рабочего состава на целевой объект обеспечивают капли размером 200-300 мкм при высокой скорости падения.

Запись в конспект. Оценить качество опрыскивания можно по трем критериям:

- густота покрытия

- количество капель на 1 см2 

 Преподаватель (объясняет): определяется на целевом объекте или на искусственных бумажных коллекторах, устанавливаемых над целевым объектом;

Запись в конспект.

-  процент использования рабочего состава

- соотношение между распыленным и осевшим количеством рабочего состава Преподаватель (объясняет): определяется с помощью бумажных коллекторов, установленных горизонтально над целевым объектом;

Запись в конспект.

- распределение

- равномерность   густоты   покрытия,   которая   также определяется на горизонтально установленных бумажных коллекторах.

         Погодные условия оказывают влияние во время опрыскивания на:

- процент использования препарата,

- снос,

- испарение,

- равномерность распределения.

После проведения опрыскивания от погодных условий зависит:

- скорость распада пестицида,

- смывание осадками,

  1. испарение.

Преподаватель (объясняет) В связи с применением УМО изменялись представления об эффективных размерах капель пестицида. Оказалось, что инсектицид в мелких каплях значительно токсичнее, чем в крупных. Это объясняется тем, что множество мелких капель, попадающих на насекомых и имеющих такой же объем, как одна крупная капля, соприкасается со значительно большей площадью покрова насекомых, поэтому инсектицид в летальной дозе проникает через кутикулу быстрее.

Запись в конспект.

Недостатки способа опрыскивания:

1. Сложность приготовления рабочих составов.

2. Очень трудно технически и организационно соблюдать норму расхода рабочего состава, а следовательно и препарата.

3. Дополнительные затраты на постройку специальных сооружений для приготовления рабочих составов - растворных узлов.

4. Увеличение количества обслуживающего персонала по сравнению с опыливанием.

5. Большой расход воды, особенно при наземных обработках.

Преподаватель

          Ребята мы с вами знаем классификацию пестицидов по объекту применения, по способу проникновения,  изучили препаративные формы пестицидов, сегодня познакомились со способами внесения пестицидов.

         Пришла пора увидеть как это происходит в действии. На некоторое время я стану агентом BASF и представлю вашему вниманию как будущим агрономам  2 новых препарата:

  1.  Гербицид - Стромп Профессионал.
  2. Фунгицид - Абакус

Перед вами стоит задача ознакомиться с продуктом и сделать выбор стоит или нет вашему хозяйству его приобретать.

Но для начала разделимся на группы:

  1. Садоводы
  2. Полеводы
  3. Виноградари

Демонстрация видеофильмов.

IV.  Закрепление, обобщение изученного материала. Осуществляется в процессе обоснования  выбора приобретения представленной продукции тремя группами, на которые мы разделили обучающихся.

V. Подведение итогов.

  Преподаватель благодарит студентов и присутствующих на занятии преподавателей, зачитываются оценки полученные за тест. Говорит о том, что поставленные цели и задачи выполнены.

Выдача домашнего задания.

  1. Л-1 стр. 51-58, конспект

       

Литература:

        Основная  

  1. Шкаликов В. А.  «Защита растений от болезней» М: Колосс 2001г.

       Дополнительная

  1. Журнал «Защита и карантин растений» (ежемесячный)  Чеховский полиграфический комбинат» г. Чехов
  2. Перечень разрешенных пестицидов на территории РФ 2007-2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Методическая разработка открытого занятия "Первые шаги"

Разработка открытого занятия в хореографическом коллективе `Искорка` для дошкольников....

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Методическая разработка открытого занятия "Изготовление снежинок из нетрадиционного материала (макаронных изделий)"

Целью занятия является создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей ребят посредством изготовления поделок из нетрадиционного материала. Занятие способствует развити...

Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...

Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"

Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...

Методическая разработка открытого занятия на тему: изготовление арт-объекта "Мемориал" в честь 70-ти летия Дня Победы.

Творческая акция отделения дополнительного образования " Город мастеров "Победе посвящается!"...