Программа наставничества
рабочая программа
Программа наставничества 2022-2023 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа наставничества
над молодым специалистом
на 2022-2023 учебный год
Разработала О.А. Филиппова
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Семенниковская СОШ»
Общие сведения о педагоге-наставнике
Педагог-наставник: Филиппова Ольга Анатольевна
Специальность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «Семенниковская СОШ»
Педагогический стаж: 26 лет
Квалификационная категория: первая
Общие сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: Толоконникова Оксана Сергеевна
Специальность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «Семенниковская СОШ»
Стаж работы: 3 года
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство;
- профессиональное самоопределение;
- творческая самореализация;
- проектирование профессиональной карьеры;
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
Основные принципы:
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип целостности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предметам.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
5.Психолого-педагогическая поддержка.
6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.
Виды деятельности в работе с молодым специалистом:
- Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
- Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
- Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
Внутришкольный контроль:
1.Обзорный контроль (Сентябрь). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
2.Предупредительный контроль (октябрь, ноябрь)
Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).
Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.
Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.
Обязанности наставника:
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
5.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
6.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
7.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
9.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.
План работы по организации наставничества.
План наставничества I четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма работы | Результат |
Сентябрь- октябрь | |||
1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы. | _ .09.2022 | Инструктаж | |
2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся. | _ .09.2022 | Инструктаж. Практическое занятие. | |
3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и рабочей программы воспитания. | _.09.2022 | Практическое занятие. | |
4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию | __.09.2022 | Дискуссия | |
5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя в учебной и воспитательной работе» | _10.2022 | Выявление затруднений в работе. (анализ) | |
6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. | октябрь | Обмен опытом. | |
7.Проектирование содержания родительского собрания. Тема: «3 класс –шаг за шагом» | 23. 09.2022 | Практическое занятие. | |
8. Составление отчётности по окончанию четверти. | 27.10.2022 | Практическое занятие. | |
9. Методические рекомендации по ведению классного уголка | Демонстрация уголка класса | ||
10. Чередование творческих поручений (ЧТП) в системе формирования социально-активной, творческой личности | Лекция |
План наставничества II четверть
План наставничества III четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма работы | Результат |
Январь-март | |||
1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. | _.01.2023 | Собеседование | |
2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа) | _.02.2023 | Самоанализ одного из своих уроков. | |
3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся. | _.02.2023 | Собеседование. Консультация. | |
4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста | 17.02.2023 27.02. 2023 Цель: выявление затруднений, оказания методической помощи. | Выявление затруднений. Консультация. | |
5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки. | _.03.2023 | Практическое занятие | |
6. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся | __.03.2023 | Практическое занятие | |
7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся | _.03.2023 | Собеседование |
План наставничества IV четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма работы | Результат |
Апрель-май | |||
1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями. | __.04.2023 | Собеседование, консультация. | |
2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе» | _.04.2023 | Анкетирование. Выявление затруднений. | |
3. Выступление по теме самообразования на ШМО | __.05.2023 | Анализ своей работы по теме самообразования | |
4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста. | Апрель – май 2023 Цель: выявления степени владения учебным материалом, методикой работы по предмету | Практическое занятие. | |
5.Изучение КИМ к промежуточной аттестации | Май 2023. | Изучение КИМ. | |
6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня» | 20.05.2023 | Анкетирование, оценивание. | |
7. Рефлексия « Мои достижения за прошедший год» | 24.05.2023 | Рейтинговая оценка |
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.
1.Теоретическая готовность к практике преподавания:
1) Уровень теоретической подготовки по предметам;
2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.
2.Методическая готовность к практике преподавания:
1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;
2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;
3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;
4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;
5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;
6) Умение использовать современные педагогические технологии;
7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;
8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;
9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.
3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:
1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;
2) Умение свободно общаться на уроке;
3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;
4) Наличие чувства уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"
Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....
Программа наставничества
Программа«Наставник молодого педагога»...
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....
Программа "Наставничество"
Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...
Программа наставничества
Программа наставничества молодых специалистов...
Программа наставничества
Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...