Программа наставничества
рабочая программа

Ольга Анатольевна Филиппова

Программа наставничества 2022-2023 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа наставничества

над молодым специалистом

на 2022-2023 учебный год

Разработала О.А. Филиппова

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Семенниковская СОШ»

Общие сведения о педагоге-наставнике

Педагог-наставник: Филиппова  Ольга Анатольевна

Специальность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ «Семенниковская СОШ»

Педагогический стаж: 26 лет

Квалификационная категория: первая

Общие сведения о молодом специалисте

Молодой специалист: Толоконникова Оксана Сергеевна

Специальность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ «Семенниковская СОШ»

Стаж работы: 3 года

Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство;
  • профессиональное самоопределение;
  • творческая самореализация;
  • проектирование профессиональной карьеры;
  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.


Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи:

1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;

2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.

Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.
  • Принцип целостности.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип индивидуализации.

Основные направления работы:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предметам.

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.


Виды деятельности в работе с молодым специалистом:

  • Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
  • Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
  • Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.

Внутришкольный контроль:

1.Обзорный контроль (Сентябрь). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.

Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.

2.Предупредительный контроль (октябрь, ноябрь)

Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).

Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.

Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.


Обязанности наставника:

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.

3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.

4.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

5.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

6.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

7.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.


9.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.

3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.

План работы по организации наставничества.

План наставничества I четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма работы

Результат

Сентябрь- октябрь

1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы.

_ .09.2022

Инструктаж

2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся.

_ .09.2022

Инструктаж.

Практическое занятие.

3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и рабочей программы воспитания.

_.09.2022

Практическое занятие.

4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию

__.09.2022

Дискуссия





5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя в учебной и воспитательной работе»

_10.2022

Выявление затруднений в работе. (анализ)

6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

октябрь

Обмен опытом.

7.Проектирование содержания родительского собрания.

Тема: «3 класс –шаг за шагом»

23. 09.2022

Практическое занятие.

8. Составление отчётности по окончанию четверти.

27.10.2022

Практическое занятие.

9. Методические рекомендации по ведению классного уголка

Демонстрация уголка класса

10. Чередование творческих поручений (ЧТП) в системе формирования социально-активной, творческой личности

Лекция

План наставничества II четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма работы

Результат

Ноябрь-декабрь

1. Профессиональная этика педагога.

_.11.2021

Беседа с молодым специалистом.

2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

16.11.2022 23.11.2022

Практическое занятие. Анализ урока.

3. «Современный урок: структура и конструирование».

12.2022

Консультация – практикум.

4. Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников.

Подготовка КТП ко Дню Матери

В течение четверти


ноябрь

Практическое занятие.

5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником.

11.12.2022-17.12.2022

Практикум. Анализ урока.

Цель: : выявление затруднений, оказания методической помощи.

6. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся»

20.12.2022

Консультация-практикум.

7. Планирование внеурочных занятий. Методика проведения

Консультация.

8. Занятие: «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия».

9. Занятие: «Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио)».

План наставничества III четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма работы

Результат

Январь-март

1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

_.01.2023

Собеседование

2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа)

_.02.2023

Самоанализ одного из своих уроков.

3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся.

_.02.2023

Собеседование. Консультация.

4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста

17.02.2023

27.02. 2023

Цель: выявление затруднений, оказания методической помощи.

Выявление затруднений. Консультация.

5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки.

_.03.2023

Практическое занятие

6. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся

__.03.2023

Практическое занятие

7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся

_.03.2023

Собеседование

План наставничества IV четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма работы

Результат

Апрель-май

1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями.

__.04.2023

Собеседование, консультация.

2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе»

_.04.2023

Анкетирование. Выявление затруднений.

3. Выступление по теме самообразования на ШМО

__.05.2023

Анализ своей работы по теме самообразования

4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста.

Апрель – май 2023

Цель: выявления степени владения учебным материалом, методикой работы по предмету

Практическое занятие.

5.Изучение КИМ к промежуточной аттестации

Май 2023.

Изучение КИМ.

6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня»

20.05.2023

Анкетирование, оценивание.

7. Рефлексия « Мои достижения за прошедший год»

24.05.2023

Рейтинговая оценка


Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.

1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.

2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.


3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Программа наставничества

Программа«Наставник молодого педагога»...

Программа "Наставничество"

Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....

Программа "Наставничество"

Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...

Программа наставничества

Программа наставничества молодых специалистов...

Программа наставничества

Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...