План конспект библиотечного урока в 8 кл на тему " Библиотечные каталоги,цели и задачи"
план-конспект урока (8 класс)
Библиотечнй урок для 8 кл по теме : " Библиотечные каталоги, цели и задачи ". Чтобы стать грамотным читателем ребят нужно научить находить необходимую литературу по каталогам и картотекам,которые есть в библиотеке. Когда приходят в библиотеку , перед ними большой выбор книг,огромное количество! И чтобы проникнуть в тайны этих сокровищ, мы должны научить их пользоваться каталогами и картотеками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_bibliot.uroka_mobu_sosh_19_karaseva_s.m.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект библиотечного урока
в 8 классе МОБУ СОШ № 19
на тему «Библиотечные каталоги, цели и задачи»
Тема урока: «Библиотечные каталоги, цели и задачи»
Дата проведения: 21.01.2021 г.
Тип урока: традиционный, с элементами практического занятия.
Технология урока: обучение в сотрудничестве
Цель урока: познакомить обучающихся с каталогами и картотеками библиотек, научить работать с каталогами и картотеками при выборе литературы, воспитывать бережное отношение к книге.
Задачи: обучить обучающихся самостоятельному поиску литературы по каталогам и картотекам.
Планируемые образовательные результаты:
1. Уметь пользоваться системой каталогов и картотек в библиотеке.
2. Уметь находить с помощью библиотечных каталогов нужную литературу.
3. Уметь искать литературу только по одному из признаков либо автору, либо названию.
Основные термины, понятия.
1. Библиотечный каталог - это перечень книг, составленный по определенной схеме.
2. Титульный лист — это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.
3. Аннотация - краткая характеристика содержания книги.
4. Шифр книги - условное обозначение места книги на полке (адрес книги). Шифр книга состоит из индекса и авторского знака
5. Чем может помочь алфавитный каталог? Если мы знаем автора и название книги, то алфавитный каталог поможет нам найти ее, а также сообщит, какие книги этого автора есть в библиотеке. Поэтому очень важно запомнить автора и название книги, которую предлагают прочитать.
6. Чем может помочь систематический каталог? Если необходима литература по определенной теме, то нужно обращаться к систематическому каталогу.
Оборудование:
- карточные каталоги, картотеки;
- плакат «Как пользоваться систематическим каталогом», на котором представлены основные отделы каталога;
- книга и увеличенная каталожная карточка с описанием этой книги;
- вопросы для практического занятия.
Ход урока:
I. Организационный момент. (1мин)
II. Вступительное слово библиотекаря (2мин)
III. Сообщение по теме урока: (15мин)
1. Книга и каталожная карточка
2. Алфавитный и систематический каталоги
3. Тематические картотеки
IV. Закрепление (25 мин)
1. Основные библиотечные термины.
2. Практическое применение полученных знаний
V. Итог урока (2 мин)
VI. Домашнее задание
План – конспект урока
I. Вступительное слово библиотекаря
Ребята, чтобы стать грамотными читателями, вы должны сами научиться находить необходимую литературу по каталогам и картотекам, которые есть в библиотеке. Когда вы приходите в библиотеку, перед вами небольшой выбор книг только на открытом доступе. А сколько книг находится в книгохранилищах библиотеки?! Огромное количество! И чтобы проникнуть в тайны этих сокровищ, вы должны уметь пользоваться каталогами и картотеками. Это умение вам всегда пригодится.
Всех книг человек не в состоянии прочитать, даже если очень захочет. Читать надо наиболее интересные, нужные для вас книги. Как же найти в огромном книжном море нужную вам книгу? Здесь вам помогут библиотечные каталоги и картотеки. По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно познакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки. Каталоги появились очень давно.
На Ближнем Востоке существовало могущественное государство Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатая библиотека, в которой хранились тысячи глиняных табличек с письменами. Тысячи глиняных книг! Чтобы облегчить поиск нужной книги, в библиотеке был создан каталог. Сделан он был тоже из глиняных плиток. На каждой плитке указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранится. Вот как давно появился библиотечный каталог! Проходили века люди научились писать на папирусе, на пергаменте, на бумаге. На смену рукописным книгам пришли печатные. И всегда рядом с книгами находился каталог. Сначала это был список-перечень книг, находящихся в библиотеке. А в начале XX века появился новый вид каталога — карточный, который существует и поныне.
С появлением компьютеров в библиотеке появился и электронный каталог.
Ребята, давайте посмотрим, как устроены каталоги, и как ими пользоваться.
Библиотечный каталог - это перечень книг, составленный по определенной схеме.
II. Сообщение по теме урока
1. Книга и каталожная карточка
Каждую книгу, поступившую в библиотеку, описывают на карточке: автор, заглавие книги, выходные данные (место издания, издательство, год издания), число страниц наличие иллюстраций и т.д. Эти данные берутся с титульного листа книги.
Титульный лист — это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.
Иногда на карточке помещается аннотация - краткая характеристика содержания книги.
В верхнем левом углу помещается шифр книги — это условное обозначение места книги на полке (адрес книги).
Шифр состоит из индекса и авторского знака
Из таких карточек составляют каталоги. Каталоги бывают разные. В нашей библиотеке - два основных каталога - алфавитный и систематический.
2. Алфавитный и систематический каталоги
Если вам известна фамилия автора, название книги, то вам следует обратиться к алфавитному каталогу. Карточки здесь расположены строго в алфавитном порядке по фамилии автора или заглавия книги. Книгу отыскать по нему не составляет особого труда. Главное - помнить алфавит.
Как быть, если вам надо подобрать книги по определенной теме?
В таком случае нужно обратиться к систематическому каталогу.
По систематическому каталогу можно установить, какие книги имеются в библиотеке по той или иной отрасли знания или теме.
Научиться пользоваться систематическим каталогом вам поможет знание основных разделов, т.к. в систематическом каталоге карточки расставлены по отраслям знания, т.е. по отделам (плакат «Как пользоваться систематическим каталогом»). Познакомившись с перечнем разделов каталога, вы уже сможете сказать, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т. д.
На первый взгляд, трудно найти нужные книги по систематическому каталогу. Но не отчаивайтесь. Есть такой ключик, который откроет вам тайну систематического каталога. Называется он - алфавитно-предметный указатель (АПУ). АПУ тоже состоит из карточек. На каждой карточке написано название темы и раздел каталога (Например, Звезды- 22.6).
После того как вы нашли нужные книги по каталогу, нужно заполнитьлисток требования. В нем вы должны указать: шифр книги, автора, название книги, место издания, издательство, год издания, номер читательского билета, дату.
3. Тематические картотеки
В поиске нужных книг вам также помогут картотеки.
Указатель заглавий произведений художественной литературы.
К нему вы можете обратиться в том случае, если знаете название произведения (романа, повести, рассказа), а автор неизвестен. Карточки в картотеке стоят в алфавите заглавий произведений.
Картотека персоналий.
К ней вы обращаетесь, если вам нужен материал о каком-либо художнике, писателе, актере, ученом и т. д. Карточки в картотеке расставлены в алфавите по фамилиям.
Систематическая картотека газетных и журнальных статей
Если же вам нужна литература о текущих событиях международной жизни, или вас интересуют новейшие достижения науки и техники, или вы хотите прочитать, как снимался один из последних фильмов и т.д., то вы обращаетесь к газетным и журнальным статьям, т.к. книги еще не успели отразить эти вопросы. Ведь события, происходящие в мире, всегда обгоняют книги, и нередко газеты и журналы являются единственными источниками нужных вам сведений. Во всех этих вопросах вам поможет систематическая картотека газетных и журнальных статей, организованная по принципу систематического каталога.
(Для закрепления знаний, полученных на уроке, провести теоретический опрос и практическое занятие)
III. Закрепление
1. Основные библиотечные термины.
Дать определения библиотечным терминам: библиотечный каталог, титульный лист книги, аннотация книги, шифр книги.
Вспомнить из объяснения библиотекаря, как при выборе книги могут помочь алфавитный и систематический каталоги?
2.Практические задания:
Работа с каталогами, указателями и картотекой персоналий
А теперь перейдем непосредственно к поиску. Для этого вам необходимо выполнить следующие задания.
Алфавитный каталог
1. Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Тарас Бульба» (автор Н.В. Гоголь)
Ответ: Алфавитный каталог. Гоголь Н.В. «Тарас Бульба». Листок требования: 84(2Рос=Рус)1 Г 58 Гоголь Н.В. Тарас Бульба: Повесть.- М.: Современник, 1984.
2. Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Записки охотника» (автор И.С. Тургенев)
Ответ: Алфавитный каталог. Тургенев И.С. «Записки охотника». Листок требования: 84(2Рос=Рус)1 Т 87 Тургенев И.С. Записки охотника: Рассказы,- Алма-Ата: Мектеп, 1986.
Систематический каталог
1. Подберите книгу по теме «Электронно-вычислительные машины». Ответ: АПУ, ключевое слово — Электронно-вычислительные машины (ЭВМ), индекс -32.97 Систематический каталог, раздел каталога — Вычислительная техника.
2. Подберите книгу о снежном человеке.
Ответ: АПУ, ключевое слово - Снежный человек; индекс 28.7 Систематический каталог, раздел каталога - Биология человека Антропология.
3. Подберите книгу по теме «Неопознанный летающий объект (НЛО)».
Ответ: АПУ, ключевое слово - Неопознанный летающий объект, индекс - 20.3 Систематический каталог, раздел каталога - Уфология.
4. Подберите книгу по теме «Плавание».
Ответ: АПУ, ключевое слово — Плавание; индекс —75.717 Систематический каталог, раздел каталога — Водный спорт.
Указатель заглавий произведений художественной литературы:
1. Установите автора произведения «Коралловый замок».
Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор - Булычев К.
2. Установите автора произведения «Город динозавров».
Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор - Емец Д.А.
3. Установите автора произведения «Чучело».
Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор - Железняков В.К.
4. Установите автора произведения «Алые паруса».
Ответ: Указатель заглавий и произведений художественной литературы. Автор - Грин А. С.
5. Установите автора произведения «Белый Бим Черное Ухо»
Ответ: Указатель заглавий произведений художественной литературы. Автор — Троепольский Г.Н.
Картотека персоналий
1. Подобрать литературу о поэте Чистякове М.И.
Ответ: Картотека персоналий. Чистяков М.И. (о нем)
2. Подобрать литературу о Высоцком В.В. — поэте, певце, актере. Ответ:Картотека персоналий. Высоцкий В.В. (о нем)
IV. Итог урока
Нужно помнить, что даже если в библиотеке ведется не пять, а только два каталога, для каждого из них заводим каталожную карточку, т.е. одну книгу описываем как минимум дважды. В электронный же каталог вводим документ только один раз, отмечаем на нем все необходимые признаки, пусть их будет сотни. Но по каждому из этих признаков можно вести поиск. Если в карточном каталоге можно вести одноаспектный поиск, т.е. поиск по одному только признаку (только по автору или только по какой-то теме), то электронный каталог - это многоаспектная система. Мы один раз вводим документ в компьютер и многократно, потом его используем, то есть совершаем поиск по многим признакам: автору, названию, ключевым словам, названию серии, т.д. Отпадает необходимость вести несколько карточных каталогов, если есть электронный каталог. А если продолжаем вести параллельную работу, то лишь потому, что к слову “техника” пристало определение “ненадежная”.
Так или иначе, к какому бы каталогу мы ни обратились - карточному, электронному, книжному, - только они могут раскрыть содержание фонда полно и указать на более ценную литературу и помочь в выборе книг. Не будем забывать, что каталоги содействуют пробуждению новых интересов и запросов, расширяют ваше представление о системе знаний, привлекают ваше внимание к более широкому по содержанию кругу литературы, тем самым содействуя самообразованию.
А сейчас мы с вами подведём итог урока и для этого в предлагаю вам ответить каждому поочередно на следующие вопросы:
Сегодня на уроке я узнал, что……………..
Мне понравилось……………
Я научился………………………….
Я благодарю вас всех за урок, вы очень меня порадовали своей работой сегодня! Всем спасибо, жду вас в библиотеке, до свидания!
V. Домашнее задание
Проведите самостоятельный поиск информации в систематическом и электронном каталогах по темам:
- применение лазера в промышленности;
- задачи-парадоксы и софизмы.
Сравните ход ручного и автоматизированного поисков и проанализируйте результаты.
Список литературы
- Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура \Г.Г.Воробьев. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 303 с.
- Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Библиотека и юный читатель \ ГБЛ. - М.: Книжная палата, 1987. - 256 с.
- Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Наша библиотека. - М.: Книга, 1964. - 122 с.
- Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Систематический каталог: Практич. пособие \ ГБЛ. - М.: Книжная палата, 1990. - 181 с.
- Государственная республиканская детская библиотека РСФСР. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практич. пособие. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Книжная палата, 1989. - 216 с.
- Кинг Э. Как пользоваться библиотекой \Э.Кинг. - Челябинск, 1997.
- Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография \И.Г.Моргенштерн, Б.Т.Уткин. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Книжная палата, 1987. - 255 с., ил.
- Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методич. пособие \Н.И.Гендина, Н.И.Козлова, И.Л.Скипер, Г.А.Стародубова; Под ред. Н.И.Гендиной. - М.: Школьн. б-ка, 2003. - 183 с. - (Профессиональн. б-чка школьн. библиотекаря).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока-погружения по теме: «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории.
Сценарий урока-погружения по теме: «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории проводился в рамках Ломоно...
Библиотечный урок "В библиотечном царстве - книжном государстве"
Урок знакомит с библиотекой, формирует интерес к книге, знакомитс правилами обращения с книгой.ЗАДАЧИ УРОКА: дать понятие «библиотека»,познакомить учащихся с правилами пользования библиотеко...
"Библиотечный каталог" библиотечный урок
Цели: Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах...
Методическая разработка урока геометрии по теме: «Объем цилиндра. Решение прикладных задач». 11 класс
Урок геометрии в 11 классе. Объем цилиндра....
Урок № 31/9 Тема. Графические способы решения геометрических задач на плоскости. Деление отрезка, угла, дуги на равные части.
Рассмотрены деление отрезка на раввные части, деление углов, нахождение центра окружности делением хорд на равные части....
10 кл Технология ЭК (раздел Черчение) 26.12.22 г. Урок № 32/10 Тема. Графические способы решения геометрических задач. ПР Деление окружности на равные части.
Рассмотены деление окружности на 3 и 6 равных частей, 4 и 8, и на 7 равных частей. В качестве повторени темы учащиеся в группах оценивают чертежи 8-классников по заданной схеме....
Предмет: математика, библиотечный урок. Класс: 5 класс Тема: «Составные арифметические задачи»
Класс: 5 классТема: «Составные арифметические задачи»Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки уч-ся в умножении и делении, сложении и вычитании чисел с переходом через ра...
- Мне нравится (1)