Предмет: математика, библиотечный урок. Класс: 5 класс Тема: «Составные арифметические задачи»
методическая разработка

Никулина Светлана Николаевна

Класс: 5 класс

Тема: «Составные арифметические задачи»

Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки уч-ся в умножении и делении, сложении и вычитании чисел с переходом через разряд. Формирование информационной культуры школьников.

Задачи:

Образовательные:

  • отработка навыков умножения и деления, сложении и вычитании чисел с переходом через разряд;
  • обеспечение усвоения образовательных стандартов;
  • развитие сотрудничества учитель-ученик;
  • знакомство уч-ся с историей создания учебника.

Коррекционные:

  • работать над повышением грамотности устной и письменной речи уч-ся;
  • развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в сравнении;
  • развивать познавательную активность уч-ся, расширять кругозор;
  • следить за осанкой уч-ся при письме.

Воспитательные:

  • прививать интерес к математике и к чтению книг на основе связи с жизнью;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Методы обучения: беседа, изложение знаний, наглядный, словесный, самостоятельная работа.

Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с индивидуальным заданием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kombinirovannyy_urok_5_klass_matematikabiblioteka_2021.docx88.13 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Предмет: математика, библиотечный урок.

Класс: 5 класс

Тема: «Составные арифметические задачи»

                                                                                       

                                                                                             

                                                                                              Составитель:   учитель математики Никулина С.Н.,

педагог – библиотекарь Бондаренко Н.А.

                                                                             

Благовещенка

2021 год

Предмет: математика, библиотечный урок.

Класс: 5 класс

Тема: «Составные арифметические задачи»

Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки уч-ся в умножении и делении, сложении и вычитании чисел с переходом через разряд. Формирование информационной культуры школьников.

Задачи:

Образовательные:

  • отработка навыков умножения и деления, сложении и вычитании чисел с переходом через разряд;
  • обеспечение усвоения образовательных стандартов;
  • развитие сотрудничества учитель-ученик;
  • знакомство уч-ся с историей создания учебника.

Коррекционные:

  • работать над повышением грамотности устной и письменной речи уч-ся;
  • развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в сравнении;
  • развивать познавательную активность уч-ся, расширять кругозор;
  • следить за осанкой уч-ся при письме.

Воспитательные:

  • прививать интерес к математике и к чтению книг на основе связи с жизнью;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Методы обучения: беседа, изложение знаний, наглядный, словесный, самостоятельная работа.

Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с индивидуальным заданием.

Слайд 2

Ход урока

I Организационный момент. (2 мин)

Психологический настрой учащихся, создание у учащихся эмоционального настроя на работу. Учащиеся стоят.

Слайд 2 +

Учитель математики:

-Ребята, нам тепло? (Да)

- В классе светло? (Да)

-Прозвенел уже звонок? (Да)

-Уже закончился урок? (Нет)

-Только начался урок? (Да)

-Хотите учиться? (Да)

-Значит можно садиться. (Да)

Слайд 3

- Ребята, какое сегодня число? (Ответ учащихся)

- А месяц май какой по счёту среди весенних месяцев? (Ответ учащихся)

- Сколько дней осталось до лета? (Ответ учащихся)

- Солнышко стало ярче светить? Теплее? (Ответ учащихся)

- День стал длиннее? (Ответ учащихся)

Повесить на доску солнышко.

- Ребята, это солнышко растеряло свои лучи, я их нашла и раздала Вам. А в конце урока мы вернём солнышку лучи, и оно будет светить нам ещё ярче.

- Хотите знать, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответ учащихся)

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а вернее сразу два урока одновременно.

- Эго урок математики и библиотечный урок.

- Эти уроки будут связаны одной темой. Какой, вы узнаете немного позже.

- В конце урока мы подытожим нашу работу: кто чему научился и какой у нас получился урок.

II Устный счёт.  

Слайд 4

Упражнение на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания, памяти.

  1. Решите примеры и расшифруйте слово в прямоугольнике.

69

24

31

24

0

24

З

А

Д

А

Ч

А

Слайд 5

Тема нашего сегодняшнего урока – «Составление и решение задач»

Целеполагание:

- Чем мы сегодня будем заниматься? (Ответ учащихся)

- Составлять и решать задачи, используя все действия чисел с переходом через разряд.

Записать число в тетради.

- А чем мы пользуемся при решении примеров и задач?

III Актуализация опорных знаний

Слайд 6

История математики. Математика у русского народа.

Библиотекарь:

Сегодня мы с вами заглянем на страницы истории математики. Я хочу открыть секрет. Если вы хотите познать какую-нибудь науку, то начинать изучение нужно с ее истории.

Слайд 6 (видео)

Предки русского народа – славяне. У них, как и у всех других народов, первым учителем математики была сама жизнь.

Еще первобытные люди начали понимать необходимость счета, понятия «больше», «меньше», «столько же». Эти знания были необходимы охотникам, земледельцам, скотоводам; знания требовались для расчетов в торговле.

Постепенно рождались и накапливались навыки счета, правила измерения: ведь без этого нельзя было бы ни торговать, ни даже обмениваться продуктами. В летописях сохранились сведения о школах, которые учреждались по указу князей Владимира Святославовича (-1015), Ярослава Мудрого (978—1054). В них учились «чистолюбцы», которых интересовала математика.

Для записи чисел существовали различные знаки: арабские – 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9; римские – I; V; X; M; буквы славянского алфавита, иероглифы. На Руси числа записывали при помощи букв славянского алфавита, над которыми ставили знак «N» - «титло».

img199

Слайд 7

Было время, когда развитие математики остановилось. Чтобы преодолеть отставание в развитии математики царь Петр I издал указ об открытии многочисленных школ. А вот учебников математики на русском языке не было.

Первый печатный учебник математики на русском языке появился более 300 лет назад, в 1703 году. Этот учебник назывался «Арифметика». Создал его Леонтий Филиппович Магницкий. Много лет (50 лет) это был единственный русский учебник математики. Его называли «вратами всей учености» (М.В. Ломоносов).

В первом русском учебнике математики, мы уже можем узнать название для больших чисел (миллион, биллион, триллион, квадриллион), и далее автор заявляет, что больших чисел не потребуется.

Не зря Арифметику Магницкого называли «вратами всей учености», потому что некоторые задачи из этого учебника включены в современные школьные учебники математики. Эти задачи простые и весьма интересны.

Слайд 8+

Какой сейчас наш современный учебник? Наш учебник математики красочный, содержат много иллюстраций, задания даются в игровой и занимательной форме. Изучаемые темы в современных учебниках 5-9 классов и старые учебники мало отличаются. То есть математические правила не изменились с тех давних времён и применяются до сих пор.

IV Закрепление ране изученного.

Слайд 9

Учитель математики:

- А где учебники взяли Вы? (Ответ учащихся)

- А вы знаете сколько стоит наш учебник математики? (Ответ учащихся)

- А к учебнику есть рабочая тетрадь. Давайте, посчитаем, сколько же рублей стоит комплект на одного ученика.

Задача 1. (на доске)

- Наталья Анатольевна сказала нам, что:

Учебник математики – 702 руб.

Рабочая тетрадь по математике – дешевле в 3 раза.

- Составьте задачу в два действия.

- Как вы думаете, это много или мало для школы? (Ответ учащихся)

Слайд 10 (видео)

Физминутка.   (1 мин)

Слайд 11

Упражнение на коррекцию мыслительных операций анализа и синтеза.

Использование проблемных творческих заданий.

- А что еще нам нужно на урок математики? И где это все взять? (Ответ учащихся)

- А сейчас вы будете решать каждый свою задачу, которую составите самостоятельно. У вас на столах лежат конверты, в которых картинки с изображением канцелярских принадлежностей и их стоимость, вы составляете условие задачи, подобной решенной, чтобы она решалась в 2 действия для 1,2 группы и в 1 действие для 3 группы. (озвучить несколько).

Самостоятельное решение задачи.

Библиотекарь:

Слайд 12 (работа на интерактивной доске)

Возникновение математических знаков «плюс» и «минус

- Какие действия вы использовали при решении задач? (Ответ учащихся)

- А вы знаете историю знаков «плюс» и «минус»? (Ответ учащихся)

- Много лет тому назад люди умели только считать, они не пользовались такими знаками, как «плюс» и «минус». Прошло немало лет, прежде чем эти знаки стали незаменимыми помощниками. А появились они с возникновением торговли.

А было это так… Торговцы на пустых бочках ставили символ «-». Этот символ обозначал у них убыль. А если бочку заполняли, то символ «-» перечеркивали и получался «+». Плюс уже обозначал у торговцев прибыль.

Много лет потребовалось, чтобы знаки «плюс» и «минус» стали математическими для сложения и вычитания. (ввел в XV веке математик Ян Видман).

А как же до этого записывали сложение? Писали очень просто: 3и5, 4и7. А уж потом, благодаря Я. Видману стали писать: 3+5, 4+7. И лишь 100 лет спустя, в XVI веке, эти математические знаки стали использовать при счёте.

Домашнее задание.

- Вы все знаете таблицу умножения (Показать таблицу умножения).

- А вы знаете, что есть таблица «Сложения» новая и старая Магницкого? (Ответ детей)

Домашнее задание.

- Найти в библиотеке информацию о старой и новой таблице сложения.

V. Подведение итогов урока.

Слайд 12 +

- А теперь, ребята, прикрепите лучики к солнышку. Кому урок понравился, и он все понял, длинный лучик, а если остались вопросы, то короткий.

Учащиеся прикрепляют лучики к солнцу.

- Веселее стало солнышко? (Ответ учащихся)

- Всем одинаково светит или по - разному? (Ответ учащихся)

- Это потому, что вы все очень хорошо работали, и солнышко вами довольно.

Выставление оценок.

VI. Рефлексия: (2 мин)

  1. Ребята, понравился вам урок?
  2. Что особенно понравилось?
  3. За что ты можешь себя похвалить?
  4. За что ты можешь похвалить одноклассников?
  5. За что ты можешь похвалить учителя?
  6. Что удивило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе на тему "Законы арифметических действий"

Разработка урока по математике в 5 классе "Законы арифметических действий" включает в себя текстовый файл и презентацию к уроку.На этом уроке повторяется переместительный и сочетательный законы, вводи...

Конспект урока математики в 5 классе по теме: " Среднее арифметическое".

Тип урока: "открытие" нового знания.Цели: дать понятие среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел; повторить действия с десятичными и обык...

Урок математики в 5 классе по теме : "Среднее арифметическое".

Урок составлен в соответсвии с тебованиями ФГОС....

урок математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"

Разработка урока математики для 5 класса содержит красочную презентацию  каждого этапа урока и подробный конспект. Структура урока соответствует ФГОС, УМК Н.Я. Виленкина, тип урока: ОНЗ...

Урок математики в 5 классе по теме: "Среднее арифметическое"

Тема урока: «Среднее арифметическое»....