Предмет: математика, библиотечный урок. Класс: 5 класс Тема: «Составные арифметические задачи»
методическая разработка
Класс: 5 класс
Тема: «Составные арифметические задачи»
Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки уч-ся в умножении и делении, сложении и вычитании чисел с переходом через разряд. Формирование информационной культуры школьников.
Задачи:
Образовательные:
- отработка навыков умножения и деления, сложении и вычитании чисел с переходом через разряд;
- обеспечение усвоения образовательных стандартов;
- развитие сотрудничества учитель-ученик;
- знакомство уч-ся с историей создания учебника.
Коррекционные:
- работать над повышением грамотности устной и письменной речи уч-ся;
- развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в сравнении;
- развивать познавательную активность уч-ся, расширять кругозор;
- следить за осанкой уч-ся при письме.
Воспитательные:
- прививать интерес к математике и к чтению книг на основе связи с жизнью;
- воспитывать бережное отношение к книгам.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Методы обучения: беседа, изложение знаний, наглядный, словесный, самостоятельная работа.
Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с индивидуальным заданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kombinirovannyy_urok_5_klass_matematikabiblioteka_2021.docx | 88.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»
Предмет: математика, библиотечный урок.
Класс: 5 класс
Тема: «Составные арифметические задачи»
Составитель: учитель математики Никулина С.Н.,
педагог – библиотекарь Бондаренко Н.А.
Благовещенка
2021 год
Предмет: математика, библиотечный урок.
Класс: 5 класс
Тема: «Составные арифметические задачи»
Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки уч-ся в умножении и делении, сложении и вычитании чисел с переходом через разряд. Формирование информационной культуры школьников.
Задачи:
Образовательные:
- отработка навыков умножения и деления, сложении и вычитании чисел с переходом через разряд;
- обеспечение усвоения образовательных стандартов;
- развитие сотрудничества учитель-ученик;
- знакомство уч-ся с историей создания учебника.
Коррекционные:
- работать над повышением грамотности устной и письменной речи уч-ся;
- развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в сравнении;
- развивать познавательную активность уч-ся, расширять кругозор;
- следить за осанкой уч-ся при письме.
Воспитательные:
- прививать интерес к математике и к чтению книг на основе связи с жизнью;
- воспитывать бережное отношение к книгам.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Методы обучения: беседа, изложение знаний, наглядный, словесный, самостоятельная работа.
Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, ИКТ.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с индивидуальным заданием.
Слайд 2
Ход урока
I Организационный момент. (2 мин)
Психологический настрой учащихся, создание у учащихся эмоционального настроя на работу. Учащиеся стоят.
Слайд 2 +
Учитель математики:
-Ребята, нам тепло? (Да)
- В классе светло? (Да)
-Прозвенел уже звонок? (Да)
-Уже закончился урок? (Нет)
-Только начался урок? (Да)
-Хотите учиться? (Да)
-Значит можно садиться. (Да)
Слайд 3
- Ребята, какое сегодня число? (Ответ учащихся)
- А месяц май какой по счёту среди весенних месяцев? (Ответ учащихся)
- Сколько дней осталось до лета? (Ответ учащихся)
- Солнышко стало ярче светить? Теплее? (Ответ учащихся)
- День стал длиннее? (Ответ учащихся)
Повесить на доску солнышко.
- Ребята, это солнышко растеряло свои лучи, я их нашла и раздала Вам. А в конце урока мы вернём солнышку лучи, и оно будет светить нам ещё ярче.
- Хотите знать, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответ учащихся)
- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а вернее сразу два урока одновременно.
- Эго урок математики и библиотечный урок.
- Эти уроки будут связаны одной темой. Какой, вы узнаете немного позже.
- В конце урока мы подытожим нашу работу: кто чему научился и какой у нас получился урок.
II Устный счёт.
Слайд 4
Упражнение на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания, памяти.
- Решите примеры и расшифруйте слово в прямоугольнике.
69 | 24 | 31 | 24 | 0 | 24 |
З | А | Д | А | Ч | А |
Слайд 5
Тема нашего сегодняшнего урока – «Составление и решение задач»
Целеполагание:
- Чем мы сегодня будем заниматься? (Ответ учащихся)
- Составлять и решать задачи, используя все действия чисел с переходом через разряд.
Записать число в тетради.
- А чем мы пользуемся при решении примеров и задач?
III Актуализация опорных знаний
Слайд 6
История математики. Математика у русского народа.
Библиотекарь:
Сегодня мы с вами заглянем на страницы истории математики. Я хочу открыть секрет. Если вы хотите познать какую-нибудь науку, то начинать изучение нужно с ее истории.
Слайд 6 (видео)
Предки русского народа – славяне. У них, как и у всех других народов, первым учителем математики была сама жизнь.
Еще первобытные люди начали понимать необходимость счета, понятия «больше», «меньше», «столько же». Эти знания были необходимы охотникам, земледельцам, скотоводам; знания требовались для расчетов в торговле.
Постепенно рождались и накапливались навыки счета, правила измерения: ведь без этого нельзя было бы ни торговать, ни даже обмениваться продуктами. В летописях сохранились сведения о школах, которые учреждались по указу князей Владимира Святославовича (-1015), Ярослава Мудрого (978—1054). В них учились «чистолюбцы», которых интересовала математика.
Для записи чисел существовали различные знаки: арабские – 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9; римские – I; V; X; M; буквы славянского алфавита, иероглифы. На Руси числа записывали при помощи букв славянского алфавита, над которыми ставили знак «N» - «титло».
Слайд 7
Было время, когда развитие математики остановилось. Чтобы преодолеть отставание в развитии математики царь Петр I издал указ об открытии многочисленных школ. А вот учебников математики на русском языке не было.
Первый печатный учебник математики на русском языке появился более 300 лет назад, в 1703 году. Этот учебник назывался «Арифметика». Создал его Леонтий Филиппович Магницкий. Много лет (50 лет) это был единственный русский учебник математики. Его называли «вратами всей учености» (М.В. Ломоносов).
В первом русском учебнике математики, мы уже можем узнать название для больших чисел (миллион, биллион, триллион, квадриллион), и далее автор заявляет, что больших чисел не потребуется.
Не зря Арифметику Магницкого называли «вратами всей учености», потому что некоторые задачи из этого учебника включены в современные школьные учебники математики. Эти задачи простые и весьма интересны.
Слайд 8+
Какой сейчас наш современный учебник? Наш учебник математики красочный, содержат много иллюстраций, задания даются в игровой и занимательной форме. Изучаемые темы в современных учебниках 5-9 классов и старые учебники мало отличаются. То есть математические правила не изменились с тех давних времён и применяются до сих пор.
IV Закрепление ране изученного.
Слайд 9
Учитель математики:
- А где учебники взяли Вы? (Ответ учащихся)
- А вы знаете сколько стоит наш учебник математики? (Ответ учащихся)
- А к учебнику есть рабочая тетрадь. Давайте, посчитаем, сколько же рублей стоит комплект на одного ученика.
Задача 1. (на доске)
- Наталья Анатольевна сказала нам, что:
Учебник математики – 702 руб.
Рабочая тетрадь по математике – дешевле в 3 раза.
- Составьте задачу в два действия.
- Как вы думаете, это много или мало для школы? (Ответ учащихся)
Слайд 10 (видео)
Физминутка. (1 мин)
Слайд 11
Упражнение на коррекцию мыслительных операций анализа и синтеза.
Использование проблемных творческих заданий.
- А что еще нам нужно на урок математики? И где это все взять? (Ответ учащихся)
- А сейчас вы будете решать каждый свою задачу, которую составите самостоятельно. У вас на столах лежат конверты, в которых картинки с изображением канцелярских принадлежностей и их стоимость, вы составляете условие задачи, подобной решенной, чтобы она решалась в 2 действия для 1,2 группы и в 1 действие для 3 группы. (озвучить несколько).
Самостоятельное решение задачи.
Библиотекарь:
Слайд 12 (работа на интерактивной доске)
Возникновение математических знаков «плюс» и «минус
- Какие действия вы использовали при решении задач? (Ответ учащихся)
- А вы знаете историю знаков «плюс» и «минус»? (Ответ учащихся)
- Много лет тому назад люди умели только считать, они не пользовались такими знаками, как «плюс» и «минус». Прошло немало лет, прежде чем эти знаки стали незаменимыми помощниками. А появились они с возникновением торговли.
А было это так… Торговцы на пустых бочках ставили символ «-». Этот символ обозначал у них убыль. А если бочку заполняли, то символ «-» перечеркивали и получался «+». Плюс уже обозначал у торговцев прибыль.
Много лет потребовалось, чтобы знаки «плюс» и «минус» стали математическими для сложения и вычитания. (ввел в XV веке математик Ян Видман).
А как же до этого записывали сложение? Писали очень просто: 3и5, 4и7. А уж потом, благодаря Я. Видману стали писать: 3+5, 4+7. И лишь 100 лет спустя, в XVI веке, эти математические знаки стали использовать при счёте.
Домашнее задание.
- Вы все знаете таблицу умножения (Показать таблицу умножения).
- А вы знаете, что есть таблица «Сложения» новая и старая Магницкого? (Ответ детей)
Домашнее задание.
- Найти в библиотеке информацию о старой и новой таблице сложения.
V. Подведение итогов урока.
Слайд 12 +
- А теперь, ребята, прикрепите лучики к солнышку. Кому урок понравился, и он все понял, длинный лучик, а если остались вопросы, то короткий.
Учащиеся прикрепляют лучики к солнцу.
- Веселее стало солнышко? (Ответ учащихся)
- Всем одинаково светит или по - разному? (Ответ учащихся)
- Это потому, что вы все очень хорошо работали, и солнышко вами довольно.
Выставление оценок.
VI. Рефлексия: (2 мин)
- Ребята, понравился вам урок?
- Что особенно понравилось?
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить одноклассников?
- За что ты можешь похвалить учителя?
- Что удивило?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе на тему "Законы арифметических действий"
Разработка урока по математике в 5 классе "Законы арифметических действий" включает в себя текстовый файл и презентацию к уроку.На этом уроке повторяется переместительный и сочетательный законы, вводи...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: " Среднее арифметическое".
Тип урока: "открытие" нового знания.Цели: дать понятие среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел; повторить действия с десятичными и обык...
Урок математики в 5 классе по теме : "Среднее арифметическое".
Урок составлен в соответсвии с тебованиями ФГОС....
урок математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"
Разработка урока математики для 5 класса содержит красочную презентацию каждого этапа урока и подробный конспект. Структура урока соответствует ФГОС, УМК Н.Я. Виленкина, тип урока: ОНЗ...
Урок математики в 5 классе по теме: "Среднее арифметическое"
Тема урока: «Среднее арифметическое»....
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся....
Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Среднее арифметическое чисел"
Презентация к уроку...