Технологическая карта "Геометрические фигуры"
план-конспект
Технологическая карта
индивидуального дефектологического занятия
«Геометрические фигуры»
Подготовила:
Учитель-дефектолог: Наумова Н.А.
Индивидуальное занятие | Ребенок, 5 лет, ЗПР. Группа комбинированного вида. | ||
Тема занятия | Геометрические фигуры | ||
Тип занятия | Индивидуальное занятие по закрепление ранее приобретенных знаний и умений | ||
Используемые технологии | 1. Здоровье сберегающие технологии. 2. Игровые технологии. | ||
Цель занятия | Закрепление представлений об эталонах формы. | ||
Задачи
Образовательные области: | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
Речевое развитие | - закреплять названия геометрических фигур; - стимулировать использование названий в речевой практике. | - обогащать активный словарь; - развивать связанную и грамматически правильную диалогическую речь; | - формировать речевой этикет |
Познавательное развитие | - закреплять представления об эталонах формы; - формировать ориентировочно-исследовательские действия с геометрическими фигурами; - формировать навыки конструирования по подражанию; | - развивать зрительное и тактильное восприятие; - развивать следующие мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез; - развивать конструктивный праксис; | - вызвать интерес к изучению геометрических фигур и практических действий с ними |
Социально-коммуникативное развитие | - воспитывать чувство доброжелательности; - воспитывать навык сотрудничества; | ||
Оборудование | Набор геометрических фигур, мешочек из плотной ткани, домик из картона, игрушка «робот», обруч. |
Организационная структура дефектологического занятия
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации | Деятельность | Деятельность обучающегося | Результат деятельности |
I. Этап Мотивации, сообщение ребенку цели предстоящей работы | Цель: Создание условий для включения ребенка в образовательный процесс, ознакомление с темой занятия | |||||
2 мин. | Словесный метод. | Индивидуальная | - Здравствуй! Сегодня на нашем занятии мы вспомним, какие есть геометрические фигуры. Будем слушать и играть, Понимать, запоминать! Чем мы будем смотреть? Чем мы будем слушать? Чем мы будем трогать? | Ребенок здоровается с педагогом, отвечает на вопросы. | Активизируется внимание, ребенок вступает в контакт с педагогом, включается в организованную деятельность, знакомится с темой занятия. | |
II. Этап Воспроизведение знаний, которые потребуются для выполнения заданий | Цель: Актуализация у ребенка имеющихся знаний о геометрических фигурах. | |||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности | Деятельность | Деятельность обучающегося | Результат деятельности | |
3 мин | Словесный метод, наглядный, практический. | Индивидуально | Педагог показывает домик из картона, к крыше которого прикреплены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Фигуры наполовину скрыты за крышей домика. - Геометрические фигуры спрятались за домик. Давай отгадаем, что это за фигуры. - Называй фигуру, доставай ее и проверяй, правильно ли ты ее отгадала. | Ребенок, ориентируясь на видимую часть фигуры, называет ее, открепляет от домика и проверяет свой ответ. | Актуализируются знания о том, какие бывают геометрические фигуры (форма, название, основные признаки). Ребенок обучается проверять свой ответ. | |
III. Этап выполнения заданий, направленных на закрепление целевого материала | Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах на сенсорном, речевом, мыслительном уровнях. | |||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности | Деятельность
| Деятельность обучающегося | Результат деятельности | |
7 мин | Словесный, наглядный, практический, игровой (упражнения) методы. | Индивидуально | I Педагог прячет комплект фигур ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) в тканевый мешочек и предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек». - Молодец! Ты отгадала все фигуры из домика, теперь попробуй угадать фигуры, которые лежат в мешочке (смотреть внутрь нельзя, можно только щупать фигуры) - Разложи, пожалуйста, фигуры так, что бы они «дружили». Квадраты с квадратами, круги с кругами и так далее.
II - Молодец! У тебя все получилось, а теперь я хочу познакомить тебя с роботом, которому нужна наша помощь. Он хочет улететь на свою планету, домой. Нам нужно помочь построить ему ракету. Ракета будет состоять из геометрических фигур. Педагог предлагает ребенку сконструировать ракету по подражанию. | Ребенок ощупывает фигуры в мешочке, называет их, проверяет правильность своих ответов.
Ребенок делит фигуры на группы по признаку формы.
Ребенок собирает ракету из геометрических фигур по подражанию. | Ребенок закрепляет представления о основных признаках геометрических фигурах с опорой на тактильные ощущения. Ребенок закрепляет навык группировки фигур по форме. У ребенка формируется образ-представление модели ракеты из геометрических фигур, развивается навык конструирования по подражанию. | |
IV. Этап Физминутка | Цель: развитие слухо-двигательной координации, слухового внимания, снятие мышечного напряжения. | |||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности | Деятельность
| Деятельность обучающегося | Результат деятельности | |
3 мин | Практический метод (упражнение, подражательно-исполнительский). | Индивидуальная | - Перед запуском нам нужно потренироваться, как будто мы с тобой космонавты. Я буду начальником запуска, а ты космонавтом. Перед тем, как повторить за мной движения, нужно ответить: «Есть!». Вставай в обруч, это место запуска. А теперь давай попробуем! | Ребенок повторяет движения за педагогом. | Ребенок снимает мышечное напряжение. Развивается слухо-моторная координация, подражание на уровне крупных движений. | |
V. Этап выполнения заданий, направленных на закрепление целевого материала | Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах на сенсорном, речевом, мыслительном уровнях. | |||||
Длительность этапа 5 мин | Методы и приемы работы Словесный, практический, игровой (упражнения) методы. | Формы организации деятельности Индивидуальная | Деятельность - Мы потренировались запускать ракету, а теперь поможем роботу до нее добраться. Для этого построим дорожку из геометрических фигур. Педагог предлагает ребенку продолжить строить дорожку до ракеты для робота. Дорожку нужно выкладывать, соблюдая последовательность фигур, как в образце. | Деятельность Обучающегося Ребенок выкладывает дорожку из геометрических фигур, в соответствии с предложенной последовательностью. | Результат деятельности Развивается навыки планирование и контроля, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), закрепляются представления о геометрических фигурах | |
VI Этап Итог занятия. Рефлексия | Цель: Рефлексия. Формирование навыка самоконтроля. | |||||
Длительность этапа 2 мин | Методы и приемы работы Аналитико-синтетический метод. | Формы организации деятельности | - Что мы сегодня вспоминали? - Какие фигуры мы вспомнили? - Какая игра тебе понравилась больше всего? | Ребенок отвечает на вопросы. | Ребенок анализирует результат своей рабо |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 5 классе. Тема:"Геометрические фигуры".
Технологическая карта урока математики в 5 классе....
Технологическая карта и презентация к уроку "Набросок фигуры человека"
Технологическая карта и презентация на тему "Набросок фигуры человека" разработана в соответствии с требованиями стандартов нового поколения и могут быть использованы на уроке ИЗО в 7 клас...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме " Единицы измерения площадей. Равные фигуры" ФГОС
Тип урока: закрепление и систематизация знаний по теме. Исследовательская работа.Место урока в системе уроков по теме: урок по отработке навыков вычисления площадей прямоугольника и других фигур...
Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ
Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7 Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...
Технологическая карта урока математики в 8 классе по теме: "Построение симметричных фигур относительно оси симметрии и центра симметрии"
Технологическая карта урака математики в 8 классе по теме "Построение симметричных фигур" с применением технологии уровневой дифференциации...
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Средства выразительности. Фигуры речи. Технологический приём "Анимированная сорбонка".
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Средства выразительности. Фигуры речи. Презентация создана при помощи приема "Анимированная сорбонка"....
Shapes. Фигуры. Технологическая карта урока. 3 класс
Shapes. Фигуры. Технологическая карта урока. 3 класс...