Технологическая карта "Геометрические фигуры"
план-конспект

Наумова Надежда Анатольевна

Технологическая карта

индивидуального дефектологического занятия

«Геометрические фигуры»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                               Подготовила:

                                                                                                                                                 Учитель-дефектолог: Наумова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное занятие

Ребенок, 5 лет, ЗПР.

Группа комбинированного вида.

Тема занятия

Геометрические фигуры

Тип занятия

Индивидуальное занятие по закрепление ранее приобретенных знаний и умений

Используемые технологии

1. Здоровье сберегающие технологии.

2. Игровые технологии.

Цель занятия

Закрепление представлений об эталонах формы.

Задачи

 

Образовательные области:

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

   

Речевое развитие

- закреплять названия геометрических фигур;

- стимулировать использование названий в речевой практике.

- обогащать активный словарь;

- развивать связанную и грамматически правильную диалогическую речь;

- формировать речевой этикет

Познавательное развитие

- закреплять представления об эталонах формы;

- формировать ориентировочно-исследовательские действия с геометрическими фигурами;

- формировать навыки конструирования по подражанию;

- развивать зрительное и тактильное восприятие;

- развивать следующие мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез;

- развивать конструктивный праксис;

- вызвать интерес к изучению геометрических фигур и практических действий с ними

Социально-коммуникативное развитие

  

- воспитывать чувство доброжелательности;

- воспитывать навык сотрудничества;

Оборудование

Набор геометрических фигур, мешочек из плотной ткани, домик из картона, игрушка «робот», обруч.

 

 

Организационная структура дефектологического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

Деятельность
учителя-дефектолога

Деятельность

обучающегося

Результат деятельности

I. Этап

Мотивации, сообщение ребенку цели предстоящей работы

Цель: Создание условий для включения ребенка в образовательный процесс, ознакомление с темой занятия

2 мин.

Словесный метод.

Индивидуальная

- Здравствуй!

Сегодня на нашем занятии мы вспомним, какие есть геометрические фигуры.

Будем слушать и играть,

Понимать, запоминать!

Чем мы будем смотреть?

Чем мы будем слушать?

Чем мы будем трогать?

Ребенок здоровается с педагогом, отвечает на вопросы.

Активизируется внимание, ребенок вступает в контакт с педагогом, включается в организованную деятельность, знакомится с темой занятия.

II. Этап Воспроизведение знаний, которые потребуются для выполнения заданий

Цель: Актуализация у ребенка имеющихся знаний о геометрических фигурах.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности

Деятельность
учителя-дефектолога

Деятельность

обучающегося

Результат деятельности

3 мин

Словесный метод, наглядный, практический.

Индивидуально

Педагог показывает домик из картона, к крыше которого прикреплены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Фигуры наполовину скрыты за крышей домика.

- Геометрические фигуры спрятались за домик. Давай отгадаем, что это за фигуры.

- Называй фигуру, доставай ее и проверяй, правильно ли ты ее отгадала.

Ребенок, ориентируясь на видимую часть фигуры, называет ее, открепляет от домика и проверяет свой ответ.

Актуализируются знания о том, какие бывают геометрические фигуры (форма, название, основные признаки). Ребенок обучается проверять свой ответ.

III. Этап выполнения заданий, направленных на закрепление целевого материала

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах на сенсорном, речевом, мыслительном уровнях.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности

Деятельность
учителя-дефектолога

 

Деятельность

обучающегося

Результат деятельности

7 мин

Словесный, наглядный, практический, игровой (упражнения) методы.

Индивидуально

I Педагог прячет комплект фигур ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) в тканевый мешочек и предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек».

- Молодец! Ты отгадала все фигуры из домика, теперь попробуй угадать фигуры, которые лежат в мешочке (смотреть внутрь нельзя, можно только щупать фигуры)

- Разложи, пожалуйста, фигуры так, что бы они «дружили». Квадраты с квадратами, круги с кругами и так далее.

 

II - Молодец! У тебя все получилось, а теперь я хочу познакомить тебя с роботом, которому нужна наша помощь. Он хочет улететь на свою планету, домой. Нам нужно помочь построить ему ракету. Ракета будет состоять из геометрических фигур.

Педагог предлагает ребенку сконструировать ракету по подражанию.

Ребенок ощупывает фигуры в мешочке, называет их, проверяет правильность своих ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок делит фигуры на группы по признаку формы.

 

 

 

Ребенок собирает ракету из геометрических фигур по подражанию.

Ребенок закрепляет представления о основных признаках геометрических фигурах с опорой на тактильные ощущения.

Ребенок закрепляет навык группировки фигур по форме.

У ребенка формируется образ-представление модели ракеты из геометрических фигур, развивается навык конструирования по подражанию.

IV. Этап

Физминутка

Цель: развитие слухо-двигательной координации, слухового внимания, снятие мышечного напряжения.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности

Деятельность
учителя-дефектолога

 

Деятельность

обучающегося

Результат деятельности

3 мин

Практический метод

(упражнение, подражательно-исполнительский).

Индивидуальная

- Перед запуском нам нужно потренироваться, как будто мы с тобой космонавты. Я буду начальником запуска, а ты космонавтом. Перед тем, как повторить за мной движения, нужно ответить: «Есть!». Вставай в обруч, это место запуска. А теперь давай попробуем!

Ребенок повторяет движения за педагогом.

Ребенок снимает мышечное напряжение.

Развивается слухо-моторная координация, подражание на уровне крупных движений.

V. Этап выполнения заданий, направленных на закрепление целевого материала

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах на сенсорном, речевом, мыслительном уровнях.

Длительность этапа

5 мин

Методы

и приемы работы

Словесный, практический, игровой (упражнения) методы.

Формы организации деятельности

Индивидуальная

Деятельность
учителя-дефектолога

- Мы потренировались запускать ракету, а теперь поможем роботу до нее добраться. Для этого построим дорожку из геометрических фигур.

Педагог предлагает ребенку продолжить строить дорожку до ракеты для робота. Дорожку нужно выкладывать, соблюдая последовательность фигур, как в образце.

Деятельность

Обучающегося

Ребенок выкладывает дорожку из геометрических фигур, в соответствии с предложенной последовательностью.

Результат деятельности

Развивается навыки планирование и контроля, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), закрепляются представления о геометрических фигурах

VI Этап

Итог занятия. Рефлексия

Цель: Рефлексия. Формирование навыка самоконтроля.

Длительность этапа

2 мин

Методы

и приемы работы

Аналитико-синтетический метод.

Формы организации деятельности

- Что мы сегодня вспоминали?

- Какие фигуры мы вспомнили?

- Какая игра тебе понравилась больше всего?

Ребенок отвечает на вопросы.

Ребенок анализирует результат своей рабо

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация к уроку "Набросок фигуры человека"

Технологическая карта и презентация  на тему  "Набросок фигуры человека" разработана в соответствии с требованиями стандартов нового поколения и могут быть использованы на уроке ИЗО в 7 клас...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме " Единицы измерения площадей. Равные фигуры" ФГОС

Тип урока: закрепление и систематизация знаний по теме. Исследовательская работа.Место урока в системе уроков по теме: урок по отработке навыков вычисления площадей прямоугольника и других фигур...

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7  Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...

Технологическая карта урока математики в 8 классе по теме: "Построение симметричных фигур относительно оси симметрии и центра симметрии"

Технологическая карта урака математики в 8 классе по теме "Построение симметричных фигур" с применением технологии уровневой дифференциации...

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Средства выразительности. Фигуры речи. Технологический приём "Анимированная сорбонка".

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Средства выразительности. Фигуры речи. Презентация создана при помощи приема "Анимированная сорбонка"....

Shapes. Фигуры. Технологическая карта урока. 3 класс

Shapes. Фигуры. Технологическая карта урока. 3 класс...