Методические рекомендации для учителя при проектировании урока
материал
Методические рекомендации для учителя при проектировании урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_uchitelya_pri_proektirovanii_uroka.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для учителя по проектированию урока по критериям оценки эффективности обобщённого урока в соответствии с ФГОС
Критерии анализа | Методические рекомендации |
Блок 1. Целеполагание | |
1.1. Определение планируемого результата | 1) определить место урока в теме (согласно рабочей программе), связь с предыдущим и последующими уроками; 2) определить цель урока, отражающую предметный и метапредметный результат (для облегчения можно использовать клише формулирования цели по типам урока), задачи; 3) определить планируемые результаты (предметный, метапредметный и личностный) на формирование которых рассчитан урок, разработать стратегию (способы) их достижения, соотнеся с программным материалом: - конкретизировать предметный результат урока (формулирование содержательной цели урока с использованием формулировок «Выпускник научится» и (или) с использованием глаголов по уровням таксономии Б. Блума); - определить метапредметный результат (для облегчения можно использовать характеристику УУД для целеполагания по уровням образования, указать УУД (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД), на основе указанных аспектов выбрать соответствующие формулировки метапредметного результата, которые планируется формировать на уроке; - определить личностные УУД, на формирование которых будет работать урок. * Метапредметный результат необходимо соотнести с этапами урока (на каких этапах урока, формируется то или иное УУД; соответствие заявленных УУД в целевом разделе ТКУ по этапам урока). Важно соответствие деятельности ученика указанной УУД и способов их оценивания. |
1.2. Постановка цели на уроке | 1) на этапе проектирования урока: - определить цели для ученика и продумать условия, при которых будут ими определены (через: организацию проблемной ситуации; организацию пробного учебного действия, с фиксацией затруднений, выявления места и причины затруднения; вовлечение учащихся в обсуждение цели урока, с фиксацией предложенных идей и формулировку совместной цели урока; через постановку проблемных вопросов, выдвижение гипотез, ситуаций и др.); - продумать реалистичность цели урока с точки зрения достаточности времени на её выполнение, рациональность и целесообразность затраченного времени на постановку цели; - подобрать приемы постановки цели и вовлечения учащихся в целеполагание с учетом возраста и особенностей класса; - продумать индикаторы, с помощью которых можно проверить уровень и качество достижения цели учащимися; - продумать способ фиксации предложенных идей учащимися и формулировки совместной цели урока; - продумать возможные сценарии развития урока на случай расхождения предполагаемой цели, с целью, сформулированной совместно с учащимися; 2) на этапе проведения урока: - создать условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока); - организовать деятельность по приему целей учащимися (уточнение понимания учащимися целей урока и определение шагов по её достижению). * Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку их достижения. Важно рационально и эффективно распределить время на постановку цели урока без ущерба для других этапов урока. |
1.3. Мотивация учащихся | 1) определить значимость изучаемого материала, который учащиеся освоят на уроке; 2) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»); 3) продумать и подобрать формы, приемы, методы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся (например, через совместное формулирование цели урока; актуализацию субъективного опыта учащихся; показ социальной и практической значимости изучаемого материала; создание проблемной ситуации с фиксацией затруднений; создание ситуации удивления; нестандартный вход в урок; отсроченная тема, тема-вопрос и др.); 4) организовать ситуацию на уроке для актуализации субъектного опыта учащихся и соответствующих мыслительных операций, и познавательных процессов; 5) создать на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика; 6) поддерживать интерес к теме, учебной деятельности, к достижению результата на протяжении всего урока. * Необходимо поддерживать мотивацию на протяжении всего урока, не допускать условий, негативно влияющих на мотивацию учащихся. Тема учебного занятия может быть переозвучена для привлекательности внимания. |
Блок 2. Технологизация | |
2.1. Структура урока | 1) определить типологию, тип урока (опираясь на типологию деятельностной направленности), исходя из места урока в теме и его цели; 2) определить структуру урока в соответствии с его типом (учитываем цель, задачи, показатели достижения результатов по каждому этапу урока); 3) распределить дозировку, плотность, рациональность затрат урочного времени на каждый этап урока; 4) определить цели и задачи на каждый этап урока (при необходимости); 5) продумать логические переходы между этапами урока их последовательность, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. * При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков, соответствующих требованиям ФГОС, деятельностной направленности. В случае нарушения этапов уроков, при самоанализе необходимо аргументированно обосновать отсутствие того или иного этапа. |
2.2. Содержание учебного материала | 1) подобрать содержание учебного материала в соответствии с требованиями программы, целью (задачами), выбранного типа урока, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей, с учётом работы по формированию указанных УУД в целевом разделе ТКУ; 2) оптимально распределить объем содержания учебного материала для каждого этапа урока в соответствии с учетом специфики этих этапов, запланированным результатом; 3) подобрать дополнительную информацию, отличающуюся от материалов учебника; 4) подобрать задания для разных категорий, обучающихся согласно их возможностям (предусмотреть задания для одаренных детей и для детей с ОВЗ, если такие имеются в составе класса); 5) определить, позволит ли выстроенная структура подачи учебного материала успешно освоить учащимися запланированную единицу содержания. * Необходимо подобрать проблемное, целесообразное содержание практической направленности, соответствующее особенностям класса, уровню подготовки, теме, целям и задачам урока оптимального объема для достижения планируемого результата по формированию указанных УУД. |
2.3. Формы, приемы, методы обучения | 1) подобрать и распределить используемые формы, приемы, методы по этапам урока, с учетом их целесообразности, временных затрат и соответствия с запланированным результатом, формируемым видам деятельности; 2) продумать сочетание различных форм работы (групповая, индивидуальная, фронтальная, парная); 3) продумать "изюминку" урока; 4) использовать разные приемы, методы, чтобы вызывать у учащихся интерес и желание работать в течение всего урока; 5) организовать продуктивную деятельность учащихся на уроке. * Необходимо отобрать формы, приёмы, методы обучения, адекватные поставленным целям урока и единице содержания, основанные на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивающие деятельностный характер обучения, формирование запланированных УУД. |
2.4. Применение современных образовательных технологий | 1) проанализировать многообразие педагогических технологий для выбора наиболее подходящих данным условиям; 2) подобрать СОТ (либо комплекс технологий), направленную на достижение цели и планируемых результатов; 3) учесть правила и особенности выбранной технологии; 4) в случае использования комплекса технологий, необходимо подобрать различные приемы методы из разных технологий, с учётом возраста и уровня подготовки класса, технологического оснащения учебного кабинета; * Важно подобрать педагогическую технологию, нацеленную на развитие УУД на уроке, соблюдая и учитывая при этом правила и особенности технологии, в соответствии с поставленной целью и содержанием учебного материала. |
Блок 3. Познавательная деятельность учащихся | |
3.1. Учебная деятельность учащихся | 1) спланировать учебную деятельность учащихся на каждом этапе урока в соответствии с его целью и планируемыми результатами; 2) продумать целенаправленное чередование видов учебной деятельности учащихся на уроке (соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности); 3) организовать деятельность учащихся по достижению планируемого результата (разнообразную по содержанию и форме, выбрав оптимальный для учащихся темп урока, подобрав широкий спектр заданий развивающего характера); 4) продумать и организовать работу, позволяющую учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности учебного задания, темп и способы деятельности (при необходимости); 5) обеспечить и поддерживать дисциплину в течение урока. * Необходимо продумать и организовать работу, позволяющую учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности учебного задания, темп и способы деятельности, разные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, фронтальные, коллективные (работа в парах) и (или) групповые. |
3.2. Самостоятельная работа учащихся | 1) оптимально подобрать объем и формы самостоятельной (индивидуальной/групповой) работы учащихся, в соответствии с целью, планируемыми результатами; 2) разработать (подобрать) учебно-методические материалы для самостоятельной работы учащихся; 3) продумать дифференциацию заданий для учащихся более подготовленных, слабоуспевающих и лиц с ОВЗ; 4) разработать критерии оценивания задания и ознакомить с ними учащихся или сформулировать их совместно с учащимися; 5) организовать активную самостоятельную работу учащихся адекватную формируемым УУД, компетенциям с использованием практико-ориентированных, компетентностно-ориентированных заданий, ситуативных задач (широкий спектр заданий развивающего характера); 6) организовать контроль и оценку выполнения самостоятельной работы учащихся с оказанием своевременной помощи. * Необходимо в ходе урока организовать и включить учащихся в активную самостоятельную деятельность учащихся соответствующую формируемым УУД (организовать оптимальный для учащихся темп урока, разнообразную по содержанию и форме учебную деятельность, способствующую сознательности и активности, учащихся на уроке). |
3.3. Домашнее задание | 1) определить цель и объем домашнего задания, соотнести его с планируемыми образовательными результатами урока; 2) продумать разноуровневые задания, обеспечивающие дифференциацию домашнего задания с учетом специфики, уровня и особенностей класса (предоставляя право выбора уровня выполнения заданий в соответствии с интересами и возможностями и притязаниями каждого учащегося); 3) провести инструктаж по выполнению домашнего задания, с указанием трудностей, с которыми могут столкнуться учащиеся; 4) познакомить учащихся с критериями оценивания домашнего задания; 5) проследить, чтобы учащиеся зафиксировали в дневнике домашнее задание (по окончанию урока необходимо прописать домашнее задание в электронном дневнике). * В случае, если домашнее задание не предусматривалось по программе, по типу урока и др. Вам необходимо аргументированно обосновать его отсутствие при анализе урока. Объём домашнего задания должен быть оптимальным, соответствовать содержанию, учебной деятельности, проводимой на уроке. |
Блок 4. Результативность урока | |
4.1. Оценивание | 1) подобрать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить степень достижения планируемого результата (КОЗ и КОТЗ, оценочные листы); 2) продумать сочетание методов педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся; 3) распределить оценочные действия по этапам урока (соответствие методов обучения и процедур оценивания), подобрав способы контроля и оценивания по заявленным аспектам УУД); 4) оценить степень достижения планируемых результатов с помощью разработанных средств (оценочных заданий) или подобранных средств контроля, контрольно-измерительных материалов. * Важно с помощью подобранных или разработанных средств (оценочных заданий) оценить планируемый результат. |
4.2. Рефлексия | 1) продумать формы проведения рефлексии, на конкретных этапах урока; 2) эффективно подобрать приемы и способы рефлексии в соответствии с задачами конкретного этапа урока; 3) спланировать работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне достижения планируемых результатов каждым обучающимся; 4) организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке (чтобы каждому ученику было очевидно, чему научился и над чем предстоит поработать). * Важно научить учащихся соотносить цель и результаты своей учебной деятельности с фиксацией ее достижения, что получилось, что нет и почему. Создать условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия. |
4.3. Результат урока | Соотнести конечный результат урока с: - целью урока; - планируемыми результатами; - количеством учащихся, достигнувших планируемый результат. * Важно, чтоб каждый учащийся мог соотнести результат своей работы с поставленной целью. Какой результат получили в конце урока, соотносится ли он с целью, планируемыми результатами, и сколькими учащимися достигнут планируемый результат. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология быстрого счета на уроках математики. Методические рекомендации молодому учителю
Молодому учителю, только что переступившему порог Храма науки, трудно сориентироваться в огромном количестве методик развития математических навыков у учащихся, выделить нужное на различных этап...
Методические рекомендации для учителей по использованию ТРКМЧП на уроках гуманитарного профиля.
В методическом пособии представлены разработки уроков с использованием методов, приёмов и стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)
Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....
Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка
В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...
Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры
Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....
Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»
Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методическо...