Технология быстрого счета на уроках математики. Методические рекомендации молодому учителю
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

 

Молодому учителю, только что переступившему порог Храма науки, трудно сориентироваться в огромном количестве методик развития математических навыков у учащихся, выделить нужное на различных этапах работы, поэтому хочется,  поделиться опытом работы по привитию ученикам важнейшего навыка, навыка вычисления в уме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yv.docx53.13 КБ

Предварительный просмотр:

      Молодому учителю, только что переступившему порог Храма науки, трудно сориентироваться в огромном количестве методик развития математических навыков у учащихся, выделить нужное на различных этапах работы, поэтому хочется,  поделиться опытом работы по привитию ученикам важнейшего навыка, навыка вычисления в уме.

     Опытному учителю известно, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета,  быстро осваивают технику числовых, алгебраических вычислений, успешно справляются с различного рода заданиями и по другим дисциплинам (химии, физики), составной частью которых являются вычисления. Кроме того, развитые навыки устного счета – залог успешного обучения в старших классах, успешной сдачи ЕГЭ. В устных вычислениях развиваются: память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность, а это важные элементы общего развития ребенка.

     К  сожалению, литературы по этой теме очень мало, поэтому опытный учитель собирает все по крупицам  из книг, из опыта работы коллег и сам многое додумывает, фантазирует. Молодому учителю я рекомендую специально завести тетрадь для сбора данной информации. Уже через 2-3 года вдумчивой работы у Вас будет копилка замечательных приемов быстрого вычисления, интереснейших красочных игр, с помощью которых будет проводиться данная работа, и тогда Ваши ученики будут ожидать этот этап урока. А такая книга, как книга Владимира Гавриловича Коваленко «Дидактические игры на уроках математики» М.Просвещение, 1990г. должна стать настольной для любого учителя, взявшего 5 класс. Поскольку именно в этот период – перехода из начальной школы – мы закладываем основы обучения математики учеников.

Формирование навыков вычисления учитель может проводить в любое время урока, лишь бы это было систематически и в занимательной форме.

Неверно думать, что эта работа отнимает много времени урока от заданной темы курса. Работа ведется на материале урока, ненавязчиво. Сначала надо ребят обучить простейшим приемам на натуральных числах.

Примечание. 

  1. Обязательное требование к тетрадям учащихся:
  1. Тетрадь должна быть обернута в полиэтиленовую (не целлофановую) обложку.
  2. В конце, между обложкой и тетрадью вставлен белый тетрадный лист.
  1. Промежуточные вычисления учащиеся могут записывать на пленке-обложке обычной ручкой. Потом записи легко снимаются с помощью ваты, смоченной одеколоном. (Одеколон и вата должны храниться в кабинете в доступном для учащихся месте.)

 Блок 1. Приемы умножения и  использованием распределительного закона умножения.

Например: 1. Умножение на числа близкие к 10, 20,30… справа и слева: 8, 9, 11, 12, 13; 18,19,21,22..

2512=25(10+2)=250+50=300;

1136=36 (10+1)=360+36=396;

279=(30-3) ∙9=270-27=243,  279=(10-1)27=270-27=243.

2. Быстрое умножение двузначного числа на 11:

а). 3611=396; достаточно сложить цифры 3+6=9 и поставить эту девятку между 3 и 6.

б). 28 11= 308; если при сложении получится двузначное число, начинающееся с 1, то единицу надо прибавить к цифре десятков, в середину вставлять только цифру единиц суммы.   Несколько минут тренировки и  умножение на 11 не составит труда.

 3. Быстрое умножение чисел на числа близкие к 100,1000,.. 97, 98, 99;

9912= (100-1) ∙12=1200-12=1188; аналогично числа, представленные десятичной дробью: 0,991,2=1,188.  Приложение 1. 

Блок 2.

 1. Приемы умножения на 5, 25, 125, используя свойство чисел:  5=102;  25=1004;   125= 10008;           

 2512=12∙1004=3∙100=300;

25012=3000;

 241608125=30201∙1000=30201000.

т.е.  при умножении на 25 - достаточно число разделить на 4 и приписать два нуля, на 125 – число делим на 8 и приписываем три нуля.

Дети должны понимать, что приписать два нуля, значит умножить число на 100, а не бездумно выполнять алгоритм операции.

2. Приемы деления на 5, 25, 125, используя свойство чисел:  5=102;  25=1004;   125= 10008.     Операция алгоритма выполняется в обратном порядке:  т.е.  при делении на 25 - достаточно число умножить на 4 и разделить на 100, на 125 – число умножаем на 8 и делим на 1000.

220:5=440:10=44.

1300:25=13004:100=134=52.

Итак;

умножая на 5, 25, 125 делим число на 2,4,8 и приписываем один, два, три нуля, т.е. умножаем на 10,100,1000;

деля на  5, 25, 125 умножаем число на 2,4,8 и делим на 10,100,1000.

Замечание: можно менять местами действия (как удобно ребенку). Ребята успешно умножают 82425; 1005625; 640816125 и т.д.

Постепенно задания усложняются, натуральные числа заменяются десятичными:

25:  0,25; 0,025; 2,5,…

125:  1,25; 12,5; 0,125; 0,0125,…

Таких примеров можно сочинить много; ребята любят это делать самостоятельно, сочиняют с удовольствием.

3. Быстрое умножение на 99,999,..

536999=535464, 464 – дополнение до 1000 числа 536.

И обратно: 538461:999=539. Доказательство: 536(1000-1)=536000-536=535464,т.е. 464+536=1000.  Приложение 2.

Блок 3. Приучаю ребят записывать сразу ответ действия. При сложении, вычитании и умножении - с последней цифры числа, делении – с первой цифры числа.

Например:

1.125324628+24392=……020 и т.д. Ребенок устно проговаривает 2+8=10, последняя цифра 0;  1 в уме, 2+9=11 да 1 в уме – 12; 2 пишем 1- в уме и т.д. После того, как пятиклассники научатся бегло складывать два числа, ввожу сумму из нескольких чисел 358+439+746+936=…..9;(6+6=12,12+8=20…). Складываются удобные цифры, если они есть. Приложение 3.

Слабоуспевающие учащиеся складывают так:                                              

358                                                 2. 35714=….4; 14=4; записываем в конец 4,

   439                                                              74=28; 8 пишем перед 4, два  в уме.

+  746

   936                                      3. 2345:7=33.. Деление начинаем с  первой цифры:                                       29                                    23:7=3; два в остатке, 24:7=3; три в остатке, 35:7=5.

 +15                                   Аналогично числа, представленные десятичной

 23                                                                               дробью: 2,345:7=0,33

2479.                                                    После 5-6 уроков такой работы, ученики решают быстро, записывают, не проговаривая, ответ действия.

Необходимо также отработать навыки быстрого

 сложения с условиями:

  1. Если одно слагаемое увеличить, то сумма уменьшается:

364+592=364+(592+8)-8=364+600-8=964-8= (4 после 60 и 4 до 60)= 956.

997+856=(997+3)+(856+4)=1000+860-7=1853.

  1. Если одно слагаемое увеличить, то другое уменьшается:

997+856=(997+3)+(856-3)=1000+853=1853,

вычитания с условиями:

  1. Если вычитаемое и уменьшаемое увеличить на несколько единиц, то разность не изменится:

1351-994=(1351+6)-(994+6)=1357-1000=357.

  1. Если от суммы двух чисел отнять разность тех же чисел, то в результате получится удвоенное меньшее число:

(57+25)-(57-25)=50. Ученики владеют знаниями, чтобы доказать это свойство: (a+b)-(a-b)=2b.

  1. Если к сумме двух чисел прибавить их разность, то в результате получится удвоенное большее число: (57+25)+(57-25)=114,

(a+b)+(a-b)=2а.

Замечание: 2 и 3 свойство включаю в свою работу не только из спортивного интереса. Ученики впервые доказывают свойства чисел на буквах.

Блок 4. Метод разложения на множители:

  1. 2522= 25211=50∙11=550.
  2. 3616=362222=722∙2∙2=14422=288∙2=576. 
  3. 14835=14857=7407=5180.

Такой метод счета полезен позднее при извлечении корней: 333∙121∙27=33∙11∙11∙11∙3∙3∙3=311∙33=3333.

Блок 5. Интересен следующий прием устного счета удобных чисел:

  1. 1536 = 30:236=36:230=1830=540;  т.к. 15=30:2 и 36:2=18, то

Можно рассуждать так: 15=53, 36=218, следовательно: 52=10, 18103=540. Описание работы громоздко, а счет очень прост. Учащиеся делают это быстро, перебирая удобные множители.

Блок 6. Существует целая серия чисел, которые легко умножаются с помощью формулы: a2-b2=(a-b) ∙ (a+b)*, a2=a2-b2+b2**.

  1. *532-252=81∙25=95=45.
  2. ** 272=(27+3) ∙ (27-3)+ 32=3024+9=729.
  3. ** 632=6660+9. (Ученик говорит: последняя цифра 0 да 32, будет 9; 66=36; 6 пишем 3 в уме и т.д. Если отработан навык последовательного умножения в уме, то, счет очень прост).
  4. 783787=(785-2) ∙ (785+2)= 7852-4=6162221.

Для решения таких примеров учащиеся должны знать правило быстрого у возведения в квадрат чисел оканчивающихся на 5. 

Блок 7. Возведение в квадрат чисел оканчивающихся на 5.

  1. 352= 1225. Число десятков 3 умножаем на соседнее с ним по натуральному ряду число 4 и приписываем 25.
  2. 652=4225;  1052= 11025; (1011=110 и приписываем 25).

Аналогично:  3,52; 0,352;(312)2. Обязательно нужно привести доказательство факта:  (10a+5)2=100 a (a +1)+25.

Доказательство:  (10a+5)2=100a2+100 a+25=100 a (a +1)+25. Ч.т.д.

Например: 452=10045+25=2025.  Приложение 4.

Блок 8. Возведение в квадрат двузначных чисел, имеющих 5 десятков.

512=2601; чтобы возвести в квадрат двузначные числа, имеющие пять десятков, нужно: 52=25, к 25 прибавить цифру в разряде единиц и к результату приписать справа квадрат числа единиц, так, чтобы получилось четырехзначное число.

(50+a)2=100(25+a)+ a2;

Доказательство: (50+a)2=2500+100 a +a2=100(25+a)+ a2; ч.т.д.

582=3364;  1.  52=25, 25+8=33;

                 2. 82=64.                                                                  

Блок 9. Этот метод быстрого счета некоторых кубических радикалов лучше разобрать на  математическом кружке. Предложите ребятам возвести в куб двузначное число, огласить ответ. По ответу находится само число. Для этого придется выучить наизусть кубы чисел (обычно в кабинете математики  имеется стационарная  таблица квадратов (кубов) чисел от 1 до 20):

a

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

a3

0

1

8

27

64

125

216

343

512

729

Заметим, что кубы выделенных чисел оканчиваются той же цифрой, а числа 2 и 8, 3 и 7 образуют  пары, в которых куб одной цифры оканчивается другой.

  1. a3 = 438976; 438 – лежит между 73 и 83, поэтому цифра десятков – 7, последняя цифра  - 6 , значит, мы имеем дело с числом 76.
  2. a3 = 778688; 778 – лежит правее   93, поэтому цифра десятков  - 9, последняя – 8, значит, имеем дело с числом 92.

 Имеется целая серия примеров с использованием признаков делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13,… которая увеличит информационный объем учащихся, закрепит навыки устных вычислений.

Несомненно, проводить эту работу необходимо, тогда каждый ребенок успешно овладеет некоторыми приемами, ускоряющими вычисления, почувствует «вкус» математики, и наша задача обучить их этим приемам.

 Приложение 1.

Таблица 1.

№ зада

ния

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Дополни-

тельный

вариант

1

5711

5411

5611

5811

2811

2

4412

4612

4512

4212

3611

3

3413

3213

3313

3513

4211

4

2518

2418

2318

2218

8811

5

74∙19

73∙19

72∙19

71∙19

6711

6

4721

4722

4729

4728

6811

7

3437

3438

3431

3432

8211

8

15∙43

15∙42

15∙41

15∙44

9611

9

2698

2798

3498

3798

7211

10

37∙97

36∙97

27∙97

26∙97

4311

Ответы

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Дополни-

тельный

вариант

1

627

594

616

638

308

2

528

552

540

504

396

3

442

416

429

455

462

4

450

432

414

396

968

5

1406

1387

1368

1349

737

6

987

1034

1363

1316

748

7

1258

1292

1054

1088

902

8

645

630

615

660

1056

9

2548

2646

3332

3626

792

10

3589

3492

2619

2522

473

Таблица 2.

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

5,70,11

5,4∙0,11

5,6∙0,11

5,8∙0,11

2

440∙1,2

460∙1,2

4501,2

4201,2

3

3400∙13

3200∙13

3300∙13

350013

4

0,2518

0,2418

0,2318

0,2218

5

0,074∙19

0,073∙19

0,072∙19

0,071∙19

6

0,004721

0,004722

0,0047∙29

0,004728

7

343,7

343,8

343,1

343,2

8

15∙430

15∙420

15∙410

15∙440

9

26∙0,98

2798

3498

3798

10

37∙0,097

36∙0,097

27∙0,097

26∙0.097

Ответы

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

0,627

0,594

0,616

0,638

2

528

552

540

504

3

44200

41600

42900

45500

4

4,5

4,32

4,14

3,96

5

1,406

1,387

1,368

1,349

6

0,0987

0,1034

0,1363

0,1316

7

125,8

129,2

105,4

108,8

8

6450

6300

6150

6600

9

25,48

26,46

33,32

36,26

10

3,589

3,492

2,619

2,522

Примечание:

  1. Полезно предложить учащимся дать сравнительную характеристику ответов в двух таблицах.
  2. На дом необходимо дать задание: составить по одному варианту такой таблицы. На следующем уроке учащиеся обмениваются таблицами, решают, автор проверяет и оценивает. Это пополнит банк заданий по теме в кабинете математики.

Приложение 2.

Таблица 1.

№ зада

ния

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

476385

1537845

9768525

875365

2

168825

72425

53225

823625

3

9532125

8316125

4764125

1572125

4

238190:5

768920:5

4884260:5

437680:5

5

42200:25

18100:25

13300:25

205900:25

6

1191500:125

1039500:125

595500:125

196500:125

7

168,8∙0,25

72,4∙0,25

53,2∙0,25

823,6∙0,25

8

95,32125

83,16125

47,64125

15,72125

9

238,19:5

768,92:5

4884,26:5

437,68:5

10

422:25

181:25

133:25

2059:25

Ответы

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

238190

768920

4884260

437680

2

42200

18100

13300

205900

3

1191500

1039500

595500

196500

4

47638

153784

976852

87536

5

1688

724

532

8236

6

9532

8316

4764

1572

7

42,2

18,1

13,3

205,9

8

11915

10395

5955

1965

9

47,638

153,784

976,852

87,536

10

16,88

7,24

5,32

82,36

Таблица 2.

№ задания

Задание

1

428999

2

574999

3

691999

4

832999

5

329999

6

941999

7

157999

8

264999

9

379999

10

583999

 задания

Ответ

1

427572

2

573426

3

690309

4

831168

5

328671

6

940059

7

156843

8

263736

9

378621

10

582417

Приложение 3.

№ задания

Задание

 задания

Ответ

1

235167+756435

1

991602

2

5937485+68124

2

6005609

3

753951+75386

3

829337

4

96321+8524

4

104845

5

324857+24574

5

349431

6

695378+3562

6

698940

7

698940+4528

7

703468

8

703468+856971

8

1560439

9

1560439+235

9

1560674

10

1560674+247881

10

1808555

Приложение 4.

Таблица 1.

№ зада

ния

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

152

252

352

452

2

552

652

752

852

3

1252

1152

1052

952

4

4,52

8,52

6,52

2,52

5

0,0652

0,0152

0,0452

0,0352

6

3502

4502

2502

1502

7

25002

35002

15002

55002

8

 (712)2

(112)2

(512)2

(312)2

9

(812)2

(512)2

(912)2

(712)2

10

(912)2

(712)2

(812)2

(612)2

Ответы

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

225

625

1225

2025

2

3025

4225

5625

7225

3

15625

13225

11025

9025

4

20,25

72,25

42,25

6,25

5

0,004225

0,000225

0,002025

0.001225

6

122500

202500

62500

22500

7

6250000

12250000

2250000

30250000

8

56,25

2,25

30,25

12,25

9

72,25

30,25

90,25

56,25

10

90,25

56,25

72,25

42,25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации молодому учителю

.Полезные рекомендации для молодого учителя http://www.chitaaty.siteedit.ru/page10...

Методические рекомендации для учителей технологии

Молодым учителям испоьзование проектного метода на уроках технологии.Построение уроков по ФГОС 2-ого поколения....

Элементы модульной технологии обучения на уроках географии. (методические рекомендации)

в материале рассказывается о применении на уроках географии элементов модульной технологии обучения, сочетании его с элементами других технологий  и использовании технологических карт...

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...

Методические рекомендации молодому учителю.

Методические рекомендации молодому учителю....

Методические рекомендации для учителей по использованию робототехники на уроках информатики и математики

Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, программирование.Роботот...