Методические рекомендации для учителей по использованию ТРКМЧП на уроках гуманитарного профиля.
учебно-методическое пособие по теме

Бурнашова Тамара Ивановна

В методическом пособии представлены разработки уроков с использованием методов, приёмов и стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._posobie_trkmchp.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный методический центр МКОУ

«Далматовская средняя общеобразовательная  школа №2»

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» как личностно-ориентированная технология»

                                      Методические рекомендации

Далматово

2012

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» как личностно-ориентированная технология | авт-сост. Т.И.Бурнашова,ТМУЦ МКОУ «ДСОШ №2».- Далматово, 2012.

Автор- составитель: Бурнашова Т.И., учитель высшей категории, победитель конкурса лучших учителей РФ.

Рецензент:                  Поташкина Т.А., учитель высшей категории, победитель конкурса  лучших учителей РФ.

В пособии рассматривается технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо как личностно-ориентированная». В этой технологии синтезированы идеи, приемы и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также технологий сотрудничества, развивающего обучения, она является общепредметной, надпредметной.

                                Личностно-ориентированный подход в технологии развития критического мышления,  с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность обучающегося, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и обучающегося является сущностью их развития. Принцип личностно-ориентированнного подхода состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

      Пособие поможет педагогам получить навыки организации образовательного процесса в контексте технологии развития критического мышления как личностно – ориентированной.

       

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» как личностно-ориентированная технология»

                                                   

                            Технология развития критического мышления,  с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность обучающегося, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и обучающегося является сущностью их развития. Принцип личностно-ориентированнного подхода состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,  Личностно-ориентированный подход в технологии развития саморегуляции, самозащиты, самовоспитания. Исходя из этого, можно определить функции личностно-ориентированного подхода в технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

  1. Признание самоценности человека и обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы  и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средством реализации данной функции являются понимание, общение, и сотрудничество.
  2. Обеспечение  усвоения и воспроизводства обучающимся социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения.
  3. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной коммуникативной среде. Соответственно, механизмами реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Реализацию этих функций в технологии развития критического мышления через чтение  и письмо предполагается через абсолютно иную позицию педагога:

  1. Оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала обучающегося и умение максимально стимулировать это развитие школьника им же самим с помощью адекватных  средств.
  2. Отношение к школьнику как субъекту собственной учебной деятельности как личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность.
  3. Опора на личностный смысл и компетенции ( информационные и коммуникативные) каждого обучающегося в учении, содействие их обретению и развитию.

                 Содержание личностно-ориентированного подхода в технологии развития критического мышления через чтение и письмо  направлено на удовлетворение потребностей человека: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество. Личностно-ориентированный подход в технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван помочь обучающемуся в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг информационных и коммуникативных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

                Содержательные особенности личностно-ориентированного подхода в технологии развития критического мышления через чтение и письмо прежде всего акцентируют внимание на развитии личностно-смысловой сферы обучающихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, столкновений мнений, взглядов, позиций, проектирования возможных решений информационных и коммуникативных задач. При этом основным условием выступает вовлеченность обучающегося в критический анализ, отбор и конструировании коммуникативных задач.

             В технологии развития критического мышления через чтение и письмо важное значение имеет субъектность позиции обучающегося. Обычно субъектность  обучающегося раскрывается в том, что он является субъектом образовательной деятельности. Иначе говоря, обучающийся представляется как партнер учителя по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Обучающийся может быть субъектом педагогической деятельности,  (самоконтроль, взаимоконтроль, взаимообучение, анализ высказываний обучающихся.) Обучающийся является субъектом своего поведения в коммуникативной ситуации уже в силу того, что имеет активное начало, свою позицию.

        С помощью приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо обучающийся, развиваясь как личность, формирует коммуникативную культуру, развивает информационные навыки.

        Такая позиция возникает тогда, когда педагог умеет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию. Объектом педагогической деятельности является не только и не столько сам обучающийся, сколько те условия , которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития обучающегося ( его активности, самостоятельности, инициативности, интересов), для формирования его субъектной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.

      Можно выделить такие группы условий:

  1. Межличностные отношения : микроклимат в педагогическом и классном коллективах, уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии.
  2. Представленность в  уроке структурных компонентов учебной деятельности: учебной задачи, учебных действий, контроля и оценки.
  3. Целесообразность количества времени, отведенного на тот или иной вид деятельности.
  4. Качественное использование времени на отдельные элементы урока.
  5. Рациональность использованных приемов, методов, стратегий, их целесообразность в данных условиях.
  6. Разумность (обоснованность выбора) связи материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

   В технологии развития критического мышления через чтение и письмо позиция педагога характеризуется новыми функциями:

  1. Учитель как собеседник ( функция эмоциональной поддержки). Речь идет о способности и умении педагога проявлять заинтересованность, озабоченность интересами обучающегося , готовности поддержать, помочь.
  2. Учитель как исследователь ( исследовательская  функция). Она выражается в трех аспектах:

первый аспект – умение учителя проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого обучающегося в учебном взаимодействии;

второй аспект - использование в процессе обучения психодиагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии школьника, о его успехах и трудностях;

третий аспект – применение учителем в учебном процессе стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо . Учитель  должен иметь способность корректировать и направлять процесс  развития ученика в учебном общении с ним и адекватно контролировать ход его продвижения в освоении знаний.

  1. Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция).

Учитель, способствующий обучающемуся в усвоении и освоении нового. Учитель строит свои взаимоотношения с учеником на безоценочном положительном принятии школьника, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития обучающегося условия.

  1. Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).

Психолого-дидактические характеристики урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, обеспечивающие формирование нового стиля мышления ,для которого характерны открытость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения,альтернативности принимаемых решений.

1.Формирование и стимулирование субъектной позиции обучающихся:

    * инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности                                        мнений, суждений и выводов обучающихся;

     * создание ситуации выбора;

     * организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке      заданного материала;

     *стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию     различных способов выполнения задания;

     *приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.

2. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности обучающихся:

     *опора на субъектный  личностный опыт обучающихся;

     *активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений обучающихся, их выводов и оценок;  

    *применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом;

    *формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;

    *создание ситуаций, позволяющих обучающимся проявить собственные способности, возможности, интересы.

3. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников ( а не на передачу учебной информации):

   *развитие мотивационной сферы обучающихся;

   *создание условий для усвоения обучающимися компонентов учебной деятельности; учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;

  *повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;

 *поощрение проявлений обучающимися инициативы и активности в образовательном      процессе.

4.Знание и учет психо-физиологических особенностей обучающихся:

  *использование приемов внешней и внутренней дифференциации;

  *выбор методических приемов, типа(вида) урока в соответствии с возрастными  особенностями обучающихся;

  *использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;

 *обеспечение дозированности помощи учителя обучающимся (в соответствии с зоной ближайшего развития).

5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного ( личностного) смысла учения:

 *ориентация   обучающихся на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам;

*обучение целеполаганию ( приемам, последовательности, классификации);

*создание ситуации успеха;

*помощь  в осознании  мотивов собственных действий, поведения, деятельности;

*создание ситуации нравственного выбора.

6. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие умений и навыков аналитического, критического мышления:

*постановка и организация проблемных ситуаций;

*ориентация на развитие информационно-коммуникативных умений и навыков, а не только на запоминание учебной информации;

* использование сюжетно-ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций;

*разнообразие используемых стратегий, методов и приемов деятельности;

*повышение доли учебных заданий продуктивного ( творческого ) характера;

*выделять причинно-следственные связи;

*отвергать ненужную или неверную информацию;

*выделять ошибки в рассуждениях;

*избегать категоричности в своих утверждениях;

* определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

*выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;

*подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

*отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

7. Формирование  эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:

*создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

*формирования опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;

*стремление к обогащению  образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуация успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат и т. д.);

*формирование стремления к достижению успеха , не к избеганию неудач;

*создание ситуаций включенности обучающихся  в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям, значимым для них, коллектива, общества.

8. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия:

*приоритет диалогических форм учебной деятельности;

*организация  сотрудничества учителя и обучающихся;

*организация сотрудничества обучающихся между собой ( взаимопомощь, групповая самостоятельная работа);

*оптимальное соотношение дифференцированных, индивидуальных форм организации учебной деятельности;

*доброжелательность в общении.

9. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:

*поощрение инициативы и активности обучающихся;

*акцентирование  важности и мнения каждого в деятельности группы;

*использование  таких  вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой  или индивидуальной работы от деятельности партнеров;

*подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью их успешности;

*поощрение познавательной активности обучающихся.

10. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:

* «считывание» учителем эмоциональной информации у обучающихся и реагирование на нее;

*обучение обучающихся рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов;

*открытость и незакомплексованность как  учителя, так и обучающихся;

*возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности;

*взаимность обратной связи;

*заинтересованная реакция учителя на предложения; пожелания и замечания обучающихся.

11. Личностно ориентированная позиция педагога:

*установка на обучающегося как на субъект образовательного процесса как на личность, индивидуальность;

*признание самобытности и уникальности каждого обучающегося;

*безоценочная позиция – принятие обучающихся и ситуации как данности;

*приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность обучающихся, в противовес конролирующей;

*доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение;

*умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции обучающихся.

Дискуссия в технологии развития критического мышления через чтение и письмо и личностно-ориентированных технологиях.

       Дискуссия ( от лат.)- исследование, разбор, осуждение какого-либо вопроса.

Основу  уроков - дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий.

       Различают:

  1. Дискуссии-диалоги, когда урок строится вокруг диалога главных участников.
  2. Групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы.
  3. Массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все обучающиеся класса.

Для продуктивного урока-дискуссии необходимо:

  1. на этапе подготовки учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее  сущность проблемы и возможные пути решения.
  2. участникам  предстоящей дискуссии надо познакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем.
  3. в начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы.

        Главный момент дискуссии – непосредственный спор ее участников. Ведущий дискуссии может использовать различные приемы активизации обучающихся, подбадривая их репликами «хорошая мысль», «интересная мысль», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный, оригинальный ответ», либо делая акцент на разъяснении смысла противоположных точек зрения. Необходимо размышлять вместе с обучающимися, помогая при этом им формулировать свои мысли и развивать сотрудничество собой и школьниками.

       Нужно формировать культуру дискуссии, соблюдая правила:

  1. вступая в дискуссию, необходимо точно знать предмет спора;
  2. в споре не допускать тона превосходства;
  3. грамотно и четко ставить вопросы;
  4. правильно формулировать главные выводы.

            Необходимо подвести итоги дискуссии: нужно оценить правильность формулировки и употребление понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуру дискуссии. На этом этапе обучающиеся получают за дискуссию отметки, которые не надо снижать за неверную точку зрения.

          На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанные с ней новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий обучающимся.

        В технологии развития критического мышления через чтение и письмо  есть стратегии , формирующие  умения , необходимые  обучающимся  для участия в дискуссиях.

      Стратегия «Учимся задавать вопросы».

         Говоря словами Э.Кинг, «умеющие  мыслить  умеют задавать вопросы».

Р.Смид рекомендует чаще пользоваться «вопросами Коломбо», начинающимися со слов: «Хотелось бы мне знать». Преподаватель организует работу таким образом, чтобы обучающиеся могли составить «банк» вопросов, определяющий направление в изучении материала.

        Стратегия «Вопросительные слова».

      Учитель просит обучающихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую часть обучающиеся записывают разные вопросительные слова (8-10). После этого им предлагается в течение 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих  колонок.

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как? Что? Где? Почему? Сколько?

Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь?

Из чего состоит? Каково значение?

Прием «Толстый и тонкий вопросы».

Данный прием способствует развитию мышления и внимания обучающихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто… Что… Когда…Может…

Дайте объяснение, почему…

Мог ли… Как звали…Согласны ли вы…

Почему вы думаете… (считаете… )

Верно…

Предположите, что будет, если…

Прием « Ромашка Блума».

Прием состоит из шести типов вопросов :

Простые – вспомнить факты, какую-то информацию.

Уточняющие – обычно начинаются со слов: «Если я правильно понял, то…», « Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…».

Интерпретационные ( объясняющие ) – обычно начинаются со слова «Почему?»

Творческие – в вопросе есть частица «бы».

Оценочные –« Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»

Практические – « Где вы в обычной жизни …?»

« Технология развития критического развития через чтение и письмо» как личностно-ориентированная технология  поможет  педагогам  развить  у обучающихся  способность  критически мыслить, овладеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, научиться аргументировать свою точку зрения, опираясь не только не только на логику, но и на               представления собеседника.

(Приложение: сценарии уроков – дискуссий).

                                             

                                                 Дискуссия как средство Формирования коммуникатинвой компетентности обучающихся на уроке литературы.

                                                    Бурнашова Т.И., учитель русского языка

                                     и литературы, МКОУ ДСОШ№2»

Урок –дискуссия по литературе в 10 классе.

                                                     

Тема: Что значит быть счастливым? ( Поиски счастья героями поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

Аспекты цели:

  1. Обучающий: знакомство с различными  представлениями о счастье героями поэмы и обучающимися.
  2. Развивающий: развивать  критическое мышление: умение  аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, избегать категоричности в утверждениях, участвовать в дискуссии.
  3. Воспитательный: подумать вместе с обучающимися  над определением понятия счастья; установить, что человек и герои поэмы связывают  с понятием счастья .

Воспитывать у обучающихся  нравственное понимание понятия счастья.

Оборудование: поэма Н.А.Некрасова, слайд – презентация, памятки « Как стать  счастливым».

Методические приемы: технология развития критического мышления через чтение и письмо, дискуссия.

                                                             Ход урока.

1.Вызов.

   Ребята, поднимите руки, кто хочет быть несчастным. А сейчас – те, кто хочет быть счастливым.

Сегодня мы будем говорить о вечной проблеме : поиски счастья и смысла жизни. У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь  себя счастливым. Бывают  и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может.. И все же тайно завидуешь людям, которые – по крайней  мере внешне -  всегда выглядят довольными  собой, относятся к происходящему  философски.

Дискуссия (Используется прием «мозговой штурм»).

  1. Что есть счастье - результат  поисков  или осуществление желаний?
  2. Могут ли определенные  удовольствия дать людям временное счастье?
  3. Ищут ли люди временные удовольствия для того, чтобы поскорее забыть о каком-нибудь несчастье?
  4. Насколько это помогает (например, просмотр  кино, чтение книг, угощение )?
  5. Насколько  это может причинить вред другим (например, употребление алкоголя, наркотиков, избиение человека, причинение боли животным  и др.)

   

- Назовите одну вещь (материальную или нематериальную), которая   может сделать вас счастливыми.

 - А для героев поэмы счастье заключается  в материальных или духовных ценностях?

   

Психологи  указывают на 7 способов стать счастливым:

  1. Любите своих близких.
  2. Уделяйте много сил любимому делу, профессии.
  3. Помогайте другим людям.
  4. Будьте  физически активными.
  5. Узнавайте новое во всех областях жизни.
  6. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.

Ребята, аргументируйте свое согласие или несогласие с данными  утверждениями.

2.Осмысление содержания.

 В «Толковом словаре живого великорусского  языка» В.И.Даля дается такое

определение:

Счастье – 1.Случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех.

                   2.Благоденствие, благополучие, желанная насущная жизнь, без горя, смуты,  

                       тревоги, покой и довольство.

В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н.Ушакова:

Счастье – 1.Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни,

                       удовлетворение  жизнью.

                   2.Успех, удача.

 В  Сборнике «Пословицы русского народа»  В.И.Даля помещено

 570 пословиц о счастье. Вот некоторые из них:

  1. Счастье в нас, а не вокруг да около.
  2. Счастье мать, счастье мачеха, счастье бешеный бык.
  3. Счастью не верь, а беды не пугайся.

Ребята, какое определение счастья вам ближе, свой ответ аргументируйте.

- А для героев поэмы счастье заключается  в материальных или духовных ценностях?

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» семь странников-правдоискателей  ведут спор, кто счастливее. С иронией относится поэт  к самой сути спора. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее – поп, помещик, купе, чиновник или царь – обнаруживает ограниченность представлений о счастье, которые  сводятся к материальной обеспеченности.

 Встреча с попом проясняет, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно с ним соглашаются:

        «В чем счастие, по-вашему?

          Покой, богатство, честь –

          Не так ли, други милые?»

          Они сказали: «Так»…

      Рассказ попа заставляет мужиков над многим призадуматься.

Не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его поилец и кормилец. Несчастья мужика приносят глубокие нравственные страдания чутким людям из духовенства. Верхи оказываются несчастливыми по-своему: кризис, переживаемый народом, коснулся всех сословий русского  общества.

  В третьей главе «Пьяная ночь» самим движением народного мира подготовлено из его глубины сильного крестьянского характера, Якима Нагого. У него есть свое крестьянское представление о счастье, свое чувство чести, чувства собственного достоинства. С  Якимом Нагим случается история, которая впервые ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. Во время пожара Яким бросается в избу спасать любимые им картиночки, а жена его – иконы.

Картиночки и иконы оказались дороже целковых, хлеб духовный – выше хлеба земного.

    В главе «Счастливые» Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути  человеческого счастья.

Казалось бы, он имеет «все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни Ермил этим «счастьем» жертвует ради правды народной и попадает в острог.

   

В пятой главе «Помещик» странники спрашивают:

Скажи ты нам по-божески,

Сладка ли жизнь помещичья?

Ты как - вольготно, счастливо,

Помещичек,  живешь?

В конце главы мы слышим ответ:

«Чему учился я?

Что видел я вокруг?

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую,

Сорил казну народную

И думал век так жить…

И вдруг… Владыко праведный!..»

Помещик зарыдал…

  В главе «Крестьянка» странники решили поискать счастливую  женщину:

Освободи нас, выручи!

Молва идет всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живешь… Скажи по-божески:

В чем счастие твое?

В главе «До замужества» Матрена Тимофеевна отвечает странникам:

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором-

Пал на сердце Филипп!..

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице…

Не дело- между бабами

Счастливую искать!..

В главе «Бабья притча»  слышится крик души  героини:

А вы – за счастьем сунулись!

Обидно, молодцы!

Идите вы к чиновнику,

К вельможному боярину,

Идите вы к царю,

 А женщин вы не трогайте,-

Вот бог! Ни с чем проходите

До гробовой доски!

«Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

 От Матрены Тимофеевны мы узнаем еще об одном счастливце:

Грех промолчать про дедушку.

Счастливец тоже был…

В главе «Савелий, богатырь святорусский» показан первый стихийный народный бунтарь со своей крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть». Он познал и острог, и сибирскую каторгу. Однако ничто не сломило свободолюбивого духа, и когда его называют «клейменым, каторжным», он отвечает весело: «Клейменый, да не раб!..» В самом терпении народном  Савелий видит воплощение несломленных и зреющих крестьянских сил:

           Цепями руки кручены,

           Железом ноги кованы,

           Спина… леса дремучие

           Прошли по ней – сломалися.

           А грудь? Илья –пророк

           По ней гремит-катается

           На колеснице огненной…

           Все терпит богатырь!

    Так  постепенно, по мере  смены событий и героев, в поэме складывается образ иного счастливца. Таким  счастливцем оказывается борец за народные интересы.

   Во второй части «Пир - на весь мир» в главе «Доброе время – добрые песни» начинают песни Гриши Добросклонова, русского интеллигента:

           … и лет пятнадцати

           Григорий твердо знал уже,

           Что будет жить для счастия

           Убогого и темного

           Родного уголка.

           

           Иди к униженным,

           Иди к обиженным –

             Будь первым там.

             Ему  судьба готовила

             Путь славный, имя громкое

             Народного заступника,

             Чахотку и Сибирь.

 

Гриша  Добросклонов  знает, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы.

      Так найдено счастье в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

3. Рефлексия.

  Ребята, давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: что значит быть счастливым?

  1. Напишите  синквейн со словом «счастье».

Счастье

            Благополучное, успешное, удачное.

            Достигают, дарят.

           Счастье  в нас, а не вокруг да около

           Благоденствие, благополучие, успех.

  1. Напишите эссе «Что значит быть счастливым?»

Урок - дискуссия в 10 классе.

                                     Бурнашова Т.И.,учитель

                                                   русского языка и литературы.

Тема: «Луч света» или «Привлекательная иллюзия»? ( По драме А.Н. Островского «Гроза».Трактовка образа Катерины в русской литературной критике (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, М.А.Антонович).

Аспекты цели:

Обучающий: познакомить обучающихся с произведениями критической литературы 1860-х годов, обобщить изученный материал.

Развивающий: развивать критическое мышление, обучить некоторым приемам дискуссии на примере рассматриваемых статей.

Воспитательный:  воспитывать умение слушать оппонента, корректно высказывать согласие или несогласие  с иной точкой зрения, быть выдержанным.

Оборудование: тексты критиков, слайд-презентация, словарная работа.

Методические приемы: технология развития критического мышления через чтение и письмо, дискуссия.

Ход урока.

1.Вызов.  

                 Писарев открыто и явно полемизирует с Добролюбовым, который называет Катерину « лучом в темном царстве». В своей статье он заявляет: «Добролюбов ошибся в оценке женского характера». Писарев не видит того, что увидел Добролюбов – пронзительной совестливости и бескомпромиссности Катерины. Писарев, исходя из собственного понимания конкретных проблем новой поры, наступившей после крушения революционной ситуации, полагает, что главный признак по-настоящему светлого явления – сильный и развитый ум. А поскольку ума у Катерины нет, то она – не луч света, а всего лишь « привлекательная иллюзия».

2.Осмысление содержания.

                  Дискуссия.

     Словарная работа: на слайде ключевые понятия: дискуссия, полемика, оппонент, тезис, аргументы, суждение, критический разбор.

      ( Обучающиеся  в процессе обсуждения заполняют  таблицу).

Трактовка образа Катерины Добролюбовым

Трактовка образа Катерины Писаревым

Трактовка образа Катерины Григорьевым

Трактовка образа Катерины Антоновичем

 В чем, на ваш взгляд, причина столь разной трактовки Добролюбова и Писарева образа Катерины? Следует ли учитывать время написания статей?

Обучающиеся зачитывают цитаты из статей критиков.

  1. Какого критика позиция вам ближе? Аргументируйте свою точку зрения.

Сообщение обучающегося о Максиме Алексеевиче Антоновиче.

  1. Какой ответ Писареву дал в своей статье М.Антонович? Убедителен ли он в своих суждениях?

Подготовленный ученик зачитывает наиболее яркие высказывания из фрагмента, посвященного полемике с Писаревым.

  1. Как оценивает А.Григорьев драму Островского «Гроза»? Подумайте, в чем особенности данного критического разбора.

Подготовленный ученик зачитывает краткие тезисы статьи «После «Грозы» Островского.

  1. В чем причина таких разных оценок критиками драмы Островского?
  1. Рефлексия.

Составьте  кластер «Критики о драме Островского «Гроза».

                     

Аргументы “За”

Аргументы “Против”

 

 

Урок- дискуссия по истории России в 11 классе «Итоги и уроки Великой Отечественной войны»

Буркова Л.В. учитель высшей категории.

Цель: 

  1. Знать: причины победы советского народа в Великой Отечественной войне, ее итоги и уроки;
  2. Уметь: работать с учебным пособием и анализировать документы, владеть приемами аргументации, научного доказательства, отстаивать свою точку зрения, критически подходить к своим и чужим суждениям, заполнять сравнительную таблицу.
  3. Оборудование: карта “Великая Отечественная война 1941-1945г.г.”; плакаты времен Великой Отечественной войны; раздаточный материал; документы из Хрестоматии по истории СССР, рабочей тетради, отрывки из художественных произведений;

Эпиграф: “Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом” Г.К. Жуков.                                                

                                                              Ход урока

1) Вступительное слово учителя.

Постановка проблемы. Великая Отечественная война… Бесспорным является тот факт, что главный вклад в разгром фашизма внес СССР, советский народ; бесспорно и историческое значение победы. Она определила дальнейшее развитие всего человечества… Эти истины приняты ныне мировой научной литературой. Каковы же причины победы советского народа в войне? В литературе советского времени главной причиной победы СССР в годы войны указывалось превосходство социалистической системы над капиталистической. “Во время войны с особой силой раскрылись огромные возможности, заключенные в социалистическом способе производства, в новых экономических основах государства. Они в конечном счете и явились источником силы советского народа, его армии в борьбе с захватчиками” (История Второй Мировой войны 1939-1945, том 12. М., 1982, с.37). Да, народы Советского Союза на своих плечах вынесли основную тяжесть войны и сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии. Но какою ценой была завоевана эта победа? Из 50 миллионов человеческих жизней, унесенных Второй мировой войной, около 30 миллионов пришлось на долю Советского Союза. Огромны и материальные потери нашего государства, страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства – непомерно высокая цена этой победы. Возможно ли было предотвратить такие жертвы? Более 60-ти лет назад завершилась Великая Отечественная война. Написано немало фундаментальных трудов, издано много монографий и военно-теоретических исследований об этой войне. И все-таки вся правда о ней до конца еще не выявлена. Рассмотрим один из проблемных вопросов по истории Великой Отечественной войны: Советская система: тормоз или залог успеха в войне?

История мировых цивилизаций. В.М. Хачатурян. М., 2001

Беспрецедентный прорыв в индустриальную цивилизацию совершил Советский Союз. К началу Великой Отечественной войны (начиная, по сути дела, с 1928г.) был создан ряд новых отраслей промышленности (станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др.), построено 9тыс. крупных предприятий. Рост промышленного производства в это период стабильно держался на уровне 15-18% в год. В результате СССР удалось достичь экономической независимости от Запада в области стратегических поставок, страна приблизилась по производству нефти, угля, электроэнергии, стали, цемента и т.д. к ведущим европейским державам, а по некоторым показателям даже опередила их. Был достигнут значительный прогресс в социальной сфере, активно велись научные разработки в авиастроении, машиностроение, химии и т.д. Весьма успешно развивалась и военная промышленность, где были созданы современные (в том числе и оригинальные) виды вооружений, началась разработка ракетной техники.

История Отечества. ХХ век. В.П. Дмитриенко и др. Дрофа, 1995

На XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б), состоявшейся в феврале 1941г., были увеличены государственные ассигнования на оборонную промышленность, которые достигли 43,4% от всего бюджета страны. В 1940г. было начато серийное производство более совершенных боевых самолетов: Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2. В годы предвоенных пятилеток была создана танковая промышленность. В короткий срок конструкторы создали новые образцы мощных и маневренных танков – КВ и Т-34. Высокими темпами развивалось производство артиллерийских орудий, минометов, стрелкового вооружения, боеприпасов. В июне 1941г. было принято решение о запуске в серийное производство установок реактивной артиллерии БМ-13 (“катюш”). Усиливался Военно-Морской Флот. Форсированными темпами велось строительство легких надводных кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов. Решениями ЦК партии и Комитета обороны определялось строительство восьми заводов искусственного жидкого топлива, была одобрена работа инженеров лаборатории Кировского завода в Ленинграде по получению литой двухслойной брони и начато ее производство, начались работы по приспособлению станций Московского метрополитена под массовые убежища и т.д.

История Второй мировой войны 1939-1945г.г., т.12, М., 1982

История бережно хранит примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, военно-морской базы Лиепая, Таллина, Моонзундских островов и полуострова Ханко, Одессы и Севастополя, Ленинграда и Москвы, Сталинграда и Новороссийска, Заполярья. Своеобразным символом и высшим проявлением стойкости советских воинов стали подвиг 28 панфиловцев и подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневная оборона Дома Павлова в Сталинграде. Подвиги фронтовиков получили глубокое признание Коммунистической партии, Советского правительства, народа. Многим соединениям и частям присвоены почетные наименования освобожденных ими городов. За годы войны советские полки и дивизии были награждены орденами свыше 10900 раз, а 29 частей и соединений удостоены пяти и более орденов. Произведенное 5300 тыс. награждений военнослужащих орденами и 7580 тыс. награждений медалями. Более 11 тыс. человек удостоены высшей степени боевого отличия – знания Героя Советского Союза; примечательно, что среди них представители ста наций и народностей СССР. Всего за годы войны орденами и медалями СССР награждены более 7 млн. советских воинов. Родина высоко оценила трудовой подвиг рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции: только медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.” были награждены более 16 млн. человек. Медалью “Партизану Отечественной войны” награждены свыше 127 тыс. человек, а другими медалями и орденами – более 184 тыс. человек. 248 наиболее отличившихся участников всенародной борьбы в тылу врага удостоены звания Героя Советского Союза.

 История России ХХ век. В.П. Островский. М., 2004г.

Всю зиму и весну 1942г. продолжались попытки Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда и соединиться у поселка Любань. Главная роль в этой операции отводилась 2-й Ударной армии. Но для проведения встречной наступательной операции не было сил. Да и сама 2-я Ударная не обладала необходимой для прорыва мощью. Наступление началось, но армия завязла в болотах. Не получая пополнения, провианта, боеприпасов, ее бойцы вели себя исключительно мужественно. Реальной помощи Ставка не оказывала. В мае 1942г. противнику удалось затянуть “мешок” вокруг 2-й Ударной армии. Вырваться из окружения смогли немногие. Ситуацию усугубила добровольная сдача в плен командующего армией генерала Власова. Впоследствии он перешел на службу к гитлеровцам и возглавил так называемую Русскую освободительную армию (РОА).

Военно-исторический журнал, №2, 1992г.

К середине 1943г. фашистами было сформировано 90 батальонов из уроженцев Кавказа и Средней Азии и около 90 “русских”, “украинских” и “казачьих” батальонов численностью по 400-450 человек, включая по 20-30 человек на роту “немецкого кадра”. К концу войны на основе этих батальонов были созданы 15-й казачий карательный корпус (18 тыс. человек, из них свыше 6 тыс. человек – немецкие военнослужащие, 4-5 тыс. человек – белоэмигранты), 13-я мусульманская дивизия СС “Ханшар”, 14-я дивизия СС “Галичина”, 29-я и 30-я “русские” дивизии СС, две латышские (15-я и 19-я) дивизии СС, одна (20-я) эстонская. В 1944г. 29-ю и 30-ю дивизии СС и разрозненные батальоны (часть которых образовала 599-ю “русскую” бригаду) были обращены на формирование 600-й и 650-й пехотных “русских” дивизий.

Военно-исторический журнал, №2, 1993г.

Под угрозой расстрела или по доброй воле?

В конце 1941г. на различных участках советско-германского фронта в составе войск противника стали появляться новые формирования, так называемые национальные легионы, сформированные из военнопленных РККА и частично из насильственно мобилизованных гражданских лиц, проживающих во временно оккупированных районах СССР, а также из бывших белогвардейцев, дезертеров и уголовников. Советская разведка в сентябре 1942г. обнаружила, что против войск Закавказского фронта действуют национальные формирования из военнопленных – выходцев с Кавказа и из Среднеазиатских республик. Это были подразделения так называемых грузинского, армянского, азербайджанского, туркестанского легионов и казачьего полка. А еще раньше на Ленинградском и Волховском фронтах начали боевые действия латышские, эстонские и литовские части.

На первом этапе войны. Н.Г. Павленко. М., 1989

Перед войной и в начале ее Сталин имел весьма смутное представление о военном деле. Тем не менее на протяжении свыше полутора лет (начиная с весны 1941г.) он мало считался с мнениями военных специалистов, полагая себя единственным стратегом. Только суровая действительность осени 1942г. поубавила его амбиции “полководца”. Хотя в Ставке и числилось в разные периоды от шести до восьми членов, на деле в ней работали два-три человека. Вот как характеризовал деятельность Ставки, ее взаимодействие с ГКО Г.К. Жуков: “Трудно было разобрать, где кончается Государственный Комитет Обороны и где начинается Ставка, и наоборот. Это происходило и потому, что Сталин был председателем Государственного Комитета Обороны одновременно возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования. Бывало, придешь к Сталину и не знаешь, куда ты прибыл: то ли на заседание ГКО, то ли на совещание в Ставку – одинаково ругали. На практике получалось так: Сталин – это Ставка и Государственный Комитет Обороны – тоже Сталин. Он командовал всем, он дирижировал, его слово было окончательным и обжалованию не подлежало”.

 Юрий Изместьев о репрессиях в Советской Армии накануне войны

3 марта 1937г. на пленуме ЦК, Сталин вдруг заговорил о существовании шпионов в Красной Армии. В апреле Тухачевский был снят со своего поста. В мае военные политруки были восстановлены в своих правах. 11 июня в советской печати появилось короткое сообщение об аресте Тухачевского и семи высших чинов Красной Армии и о смерти начальника Политуправления армии Гамарника (он застрелился). Через день было сообщено о расстреле виновных. Боясь восстания в армии, Сталин не решился на открытый процесс. Что происходило на суде – до сих пор неизвестно. Даже Хрущев, разоблачая сталинские злодеяния на ХХ съезде, ни словом об этом деле не обмолвился. Существовал ли действительно военный заговор? На это вопрос ответить нельзя: документы, касающиеся этого дела, до сих пор строго засекречены. Но есть множество свидетельских показаний, говорящих о том, что в Красной Армии была распространена идея военного переворота.

Начиная с июня 1937 и до конца 1938г. шло уничтожение командного состава армии и флота. За это время было расстреляно: 3 маршала (из 5), 2 начальника военных округов, Начальник Военно-Воздушных Сил, Командующий Военно-морским флотом, Начальник Академии Генерального штаба, Главный инспектор артиллерии, Главный инспектор бронетанковых сил, 13 (из 15) командиров армий, 57 (из 85) командиров корпусов, 110 (из 190) командиров дивизий, 220 (из 406-ти) командиров бригад. В концлагеря было сослано около 35 тысяч офицеров. Армия лишилась 75% высшего командного и половины офицерского состава. Для замены “вычищенных” Сталин призвал не специалистов военного дела, а верных ему людей – героев гражданской войны. Из них лишь один –Тимошенко во время войны проявил известные способности. Результаты сталинской чистки армии сказались уже в войне с Финляндией и, в еще большей мере, во второй мировой войне.

Ю.В. Изместьев. Россия в ХХ веке.

Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятия.

В целях полной ликвидации все еще имеющих место самовольных уходов рабочих и служащих с предприятий военной промышленности и усиления ответственности рабочих и служащих, работающих на военных заводах, Президиум Верховного Совета Союза ССР постановляет:

1. Всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии), в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают;

2. Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство, и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет;

3. Установить, что дела о лицах, виновных в самовольном уходе (дезертирстве) с предприятий указанных отраслей промышленности, рассматриваются военными трибуналами.

Председатель Президиума Верховного СССР

М. Калинин

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

А. Горкин

26 декабря 1941г.

Из бесед маршала Г.К. Жукова с писателем К.М. Симоновым

о причинах военных неудач Красной Армии в 1941г.

Если сравнивать подготовку наших кадров перед событиями этих лет, в 1936г., и после этих событий, в 1939г., надо сказать, что уровень боевой подготовки войск упал очень сильно. Мало того, что армия, начиная с полков, была в значительной мере обезглавлена, она была еще и разложена этими событиями. Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до самовольных отлучек, до дезертирства. Многие командиры чувствовали себя растерянными, неспособные навести порядок. Ошибки были. Но надо помнить и некоторые объективные данные. Надо подумать и подсчитать, что представляли тогда собой мы и наша армия и Германия с ее армией. Насколько выше был ее военный потенциал, уровень промышленности, уровень промышленной культуры, уровень общей подготовленности к войне. Наконец, надо добавить, что Гитлер со дня своего прихода к власти абсолютно все подчинил интересам будущей войны, все строилось в расчете на победу в этой войне, все делалось для этого, и только для этого. А мы такой позиции не заняли, остановились на полумерах. Столкнулись друг с другом интересы ведомств, шла бесконечная торговля по каждому вопросу, связанному с вооружением армии и подготовкой к войне. Все это также надо класть на чащу весов, объясняя причины наших поражений и неудач первого года войны.

Из приказа народного комиссара обороны Союза ССР №227

Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Каждый командир, красноармеец и политработник должен понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского государства – это не пустыня, а люди – рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремиться захватить враг, - это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемирно ослаблять нашу оборону, нашу Родину. Из этого следует, что пора кончать отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.

Народный комиссар обороны И. Сталин

Об организации партизанского движения

… В первые дни войны организаторы и участники партизанского движения и подпольной борьбы встретились со многими трудностями. В предвоенные годы вопросы борьбы в случае возникновения войны практически не разрабатывались, и это отразилось на темпах организации и развертывания партизанского движения в первые месяцы войны. Одной из причин такого положения являлось распространенное мнение, что если империалисты развяжут войну против Советского Союза, то она будет проходить на территории противника. Полевой устав Красной Армии 1939г. ориентировал на быстрое перенесение войны на территорию напавшего врага. Другой причиной являлась недооценка партизанского движения в условиях войны больших армий с массовым применением танков и авиации. Бытовало мнение, что действия партизан в таких условиях обречены на быстрое подавление и не смогут стать фактором, сколько-нибудь значительно влияющим на ход военных действий. Эта точка зрения в ходе войны не подтвердилась… Был разработан и издан 5 сентября 1942г. приказ народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина “О задачах партизанского движения”, который стал программным документом в дальнейшей организации народной борьбы в тылу врага. Весна 1942г. ознаменовалась бурным ростом народной борьбы во всех ее формах на всей оккупированной территории… На Украине, в Белоруссии, Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской областях и в Крыму существовали партизанские края, находившиеся под контролем партизан, и партизанские зоны, где противник мог появляться лишь эпизодически, ведя тяжелые бои. В 1941-1944г.г. в рядах советских партизан на оккупированных территориях советских республик сражалось: РСФСР (оккуп. обл.) – 250 000; Украинская ССР – 501 750; Белорусская ССР – 373 942; Латвийская ССР – 12 000; Литовская ССР – 10 000; Эстонская ССР – 2 000; Молдавская ССР – 3 500; Карело-Финская ССР – 5 500. Все на оккупированных территориях СССР сражалось свыше 1 150 000 партизан.

П.К. Пономаренко. Всенародная борьба в тылу

немецко-фашистских захватчиков. 1941-1944

 Хрестоматия по истории России. ХХ век. М., 1999

Первые же дни войны поставили перед советским правительством в тылу две основные задачи – организацию эвакуации из оккупированной зоны и прифронтовой полосы и перестройку экономики на военный лад. 24 июня 1941г. был создан Совет по эвакуации, председателем которого назначен Н.М. Шверник. 29 июня 1941г. в Директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей был сформулирован лозунг: “Все для фронта, все для победы”.

Были намечены основные направления перестройки экономики: 1) эвакуация из прифронтовой полосы на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей; 2) переход заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники. Например, Ленинградский завод имени Кирова и Харьковский завод по производству дизелей были слиты с Челябинским тракторным для выпуска танков (“Танкоград”). Такие же предприятия сложились в Поволжье и Горьковской области;

3) ускоренное строительство новых промышленных объектов. Только за первый год войны было возведено 850 заводов разного профиля, шахт, рудников и т.д. Для организации производства предпринимались чрезвычайные меры – с 26 июня 1941г. для рабочих и служащих вводились обязательные сверхурочные работы, продолжительностью от 1 до 3 ч. в день, рабочий день для взрослых увеличивался до 11 ч. при шестидневной рабочей неделе, отпуска отменялись. В декабре 1941 г. все работники военных производств объявлялись мобилизованными и закреплялись для работы на данных предприятиях. В результате к концу 1941 г. удалось остановить падение промышленного производства, а в конце 1942 г. СССР значительно опередил Германию в выпуске боевой техники не только по количеству (2100 самолетов, 2000 танков ежемесячно), но и в качественном отношении – с июня 1941 г. начинается серийное производство минометных установок типа “катюша”, модернизирован танк Т-34. Одной из самых актуальных задач первых месяцев войны был выпуск новых боевых самолетов (поскольку в первые дни войны советская авиация понесла значительные потери). Уже во второй половине 1941 г. выпущено 2141 истребителей ЛаГГ-3, 1019 Як-1, 1293 штурмовиков Ил-2. Своего максимального уровня производства вооружения достигло в 1944г.

“Знать и помнить”. А.М. Самсонов. М., 1988

СССР длительное время готовился к обороне. Но существовали трудности, недостатки – объективные и субъективные. Не хватало и времени для реализации всех планов. Неоправданно задерживалось серийное производство некоторых новейших типов вооружения: танков КВ и Т-34, усовершенствованных самолетов, артиллерийских орудий и пр. Но почему так происходило? Одной из причин этого были бюрократические методы руководства народным хозяйством. Без одобрения Сталина не утверждался к производству ни один из образцов новейшего вооружения. Руководство Наркомата проявляло некомпетентность в вопросах военной техники, даже в оценках танков КВ и Т-34. Пагубно повлияло на обороноспособность страны репрессии против наиболее одаренных и ценных для общества людей. В морально-психологическом отношении это породило атмосферу неуверенности, страха, боязни самостоятельных решений, проявления инициативы. Высший командный состав и офицерский корпус Красной армии в значительной мере были истреблены или находились в лагерях.

“Осенью 1939 г. граница отодвинулась на запад на 250 километров. На прежней линии обороны вооружение демонтировали (речь идет об укрепленных районах вдоль прежней границы), а на новой установить его не успели. В районе Киева оборонительный пояс также был демонтирован. За 13 месяцев до войны Сталин стал получать тревожные радиограммы о планах фашистов… Ценнейшие данные сообщали наши разведчики из Токио. Сталин получал 76 тревожных сообщений о готовящейся войне и ни на одно не обратил внимание”. Г.К. Жуков, вспоминая о венных месяцах и откровенно признал: “… на нас, военных, лежит ответственность за то, что мы не достаточно требовали проведения армии в боевую готовность и скорейшего принятия ряда необходимых на случай войны мер”. Г.К. Жуков не скрывал главную причину такого поведения: “Конечно, надо реально себе представить, что значило тогда идти наперекор Сталину в оценке общеполитической обстановки. У всех на памяти еще бывали недавно минувшие годы; и заявить в слух, что Сталин не прав, что он ошибается, по просто говоря, могло тогда означать то, что, еще не выйдя из здания, ты уже поедешь пить кофе к Берии” (то есть будешь репрессирован).

 3) Подведение итога дискуссии , в котором подчеркивается огромный вклад в победу над фашизмом СССР, а одна из причин – преимущество социалистической системы, идея коллективизма , характерная для ментальности нашего народа.

4) Рефлексия. Хокку.

5) Домашнее задание. Слайд-презентация по одной из причин победы СССР в войне.

Критики о драме Островского «Гроза»

«Привлекательная иллюзия» (Д.И.Писарев)

Григорьев видел в «Грозе» произведение искусства.

«Луч света в темном царстве» (Н.А.Добролюбов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя: "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания".

Структура методической системы: цели,задачи,содержание, результат....

Методическая тема "Формирование гражданской компетенции на уроках гуманитарного цикла"

Именно в стенах школы происходит социализация  ребенка, становление его личностью с определенной системой нравственных норм поведения и гражданскими установками. Литература-это средство, которое ...

Методические рекомендации по использованию видео на уроках английского языка

Методические рекомендации по использованию видео на уроках английского языка...

Использование ИКТ-технологии на уроках гуманитарного профиля

Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью обуч...

Использование ТРКМЧП на уроках истории и обществознания

обобщение опыта работы "Использование приемов ТРКМЧП для развития рефлексии на уроках истории"...

Использование ТРКМЧП на уроках информатики

Примеры использования технологии на уроках...