статья "Система гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях".
статья

Постникова Юлия Михайловна

Примерная программа патриотического воспитания в образовательныхз организациях. Тематическое планирование. расчитана на возрастную категорию 13-17 лет. Можно использовать в сочетанием с другими программами, напроимер, по правовому воспитанию. Программа легко адаптируется к разным регионам, в неё можно включать мероприятия, посвящённые памятным датам,непосредственно, по месту проживания. Данная программа позволяет обучающимся ощутить себя Гражданином своего Отечества, прикоснуться к страницам прошлого своей Родины, быть активным участником политической жизни своего городского округа, обсуждать и пытаться найти решение проблем современной России. Так же участие в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, проектах, научно-практических конференциях повышает мотивацию к дисциплинам истории и обществознанию, помогает увидеть их значимость для становления личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях.

                                                                        Россия в лице образованных людей          

                                                                  своего общества носит в душе своей    

                                                                  непобедимое предчувствие  

                                                                  великости своего назначения,

                                                                  великости своего будущего.              

                                                                                                           Белинский В.Г.

Построение правового государства и гражданского общества – необходимое условие создания свободной и богатой России. В связи с этим, одним из приоритетных направлений государственной политики становится патриотическое воспитание. Формирование патриотического самосознания может быть достигнуто через приобщение подрастающего поколения к непреходящим российским культурно- историческим ценностям, имеющим общечеловеческое значение.

Патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.                                              

 Патриотическое воспитание молодежи — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Как отмечает  Б. С. Гершунский: «Стратегический исход борьбы за Российскую демократию, за цивилизованное гражданское общество будет решаться в школе, в сфере  образования, в сфере культуры. Именно здесь закладываются основы ментальности   новых поколений россиян…Борьба за российскую демократию, за сознательный демократический выбор России – это борьба за умы и сердца молодежи».

   Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.

Цель моей работы: Формирование чувства патриотизма, толерантности, способствовать становлению активной гражданской позиции. Привлечение внимания молодежи к проблеме исторической памяти.

Задачи: 

  • расширение кругозора обучающихся,
  • формирование отношения к историческому прошлому России;
  • формирование чувства принадлежности к своему Отечеству.  

В ходе реализации программы у обучающихся:

  • формируются духовно-нравственные качества личности ;
  • идет процесс воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
  • формируется социально-активная гражданская позиция.

Патриотическое воспитание я реализовываю через внеклассную творческую деятельность учащихся, экскурсии, также используя на уроках педагогические технологии на основе личностной ориентации, например,

проектные технологии и игровые, сочетая их.

Целью проектного обучения является создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, учатся пользоваться этими знаниями, приобретают навыки коммуникативной деятельности, общения. Так же учатся навыкам исследовательских умений (постановка цели, задачей, гипотез и т. д.)

В основе игровых методов - активизация и интенсификация деятельности обучающегося.

Эти методы служат развитию межпредметных связей, расширению интеллекта, повышению интереса обучающихся к предмету. В целом, использование педагогических технологий на основе личностной ориентации в процессе обучения и организации самостоятельной работы обучающихся способствует формированию творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самореализации, самообразованию, инновационной деятельности, обладающего необходимым набором качеств и компетенций для профессиональной деятельности.

Программа патриотического воспитания.

     Данная программа представляет собой цикл занятий с использование различных тематик и форм, основной целью которых является воспитание патриотизма. Программа рассчитана на возраст 13-17 лет, когда под влиянием множества факторов идет формирование собственного мировоззрения, взглядов на мировые проблемы и становление жизненной позиции.

Цель: Формирование чувства патриотизма, толерантности, способствовать становлению активной гражданской позиции. Привлечение внимания молодежи к проблеме исторической памяти.

Задачи: 

  • расширение кругозора обучающихся,
  • формирование отношения к историческому прошлому России;
  • формирование чувства принадлежности к своему Отечеству.  

 В содержании программы сделан акцент на деятельностно-коммуникационную и ценностно-ориентационную составляющие образованности, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал.

Предусмотрены разнообразные формы и направления деятельности:

  • Тематические десятиминутки
  • Интеллектуальная игра
  • Деловая игра
  • Круглый стол
  • Урок-конференция
  • Проектная деятельность
  • Встречи с ветеранами
  • Экскурсии
  • Литературно-исторические композиции
  • Научно-практические конференции
  • Просмотр тематических фильмов (документальных и художественных)

Программа патриотического воспитания осуществляется как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочное время. Эту программу можно применять на практике, адаптируя к любому возрасту, к любому региону нашей страны.

Данная программа позволяет обучающимся ощутить себя Гражданином своего Отечества, прикоснуться к страницам прошлого своей Родины, быть активным участником политической жизни своего городского округа, обсуждать и пытаться найти решение проблем современной России. Так же участие в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, проектах, научно-практических конференциях повышает мотивацию к дисциплинам истории и обществознанию, помогает увидеть их значимость для становления личности.

Примерное тематическое планирование.

Тема мероприятия, урока, экскурсии

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Десятиминутки, посвященные памяти Бесланской трагедии.

Беседа

3 сентября

2.

 Гражданская война: красный террор

Экскурсия в «Храм на крови»

Сентябрь, октябрь, ноябрь

3.

«Не смейте забывать учителей»

«Живая газета»

5 октября

4.

«Истоки дня единения и согласия»

Десятиминутки на уроках истории

1-6 ноября

5.

«Этнонациональная многоликость России»

Круглый стол, викторина

октябрь

6.

«Победа, обернувшаяся поражением»

Урок-конференция, круглый стол

К 7 ноября

8.

«Героями не рождаются»

Выпуск газет и оформление уголков

К 9 декабря

9.

«Герои Московской битвы»

Десятиминутки на уроках истории, «живая газета

Декабрь

10.

« Права человка и гражданина»

Программа мероприятий «Правовое воспитание»

Декабрь

11.

«Блокада Ленинграда»

«Сталинградская битва»

Десятиминутки на уроках истории, «живая газета»

Январь, февраль

12.

«Живая память»

Литературно-историческая композиция с приглашением участников локальных войн

К 15 февраля

13.

«Эхо Афганской войны», «Локальны войны»

Экскурсии в музей «Шурави», «Крылатая гвардия»

Февраль, март

Мероприятие, посвящённые Защитникам нашей Родины, ветеранам УДТК « И мужество Уралом назовут…»

Литературно-историческая композиция с приглашением вктеранов

Февраль, март

14.

«У войны не женское лицо»

Урок памяти

Март

15.

«Времена не выбирают»

Деловая игра

Март

16.

«Мир, в котором я живу»

Круглый стол

Апрель

17.

«Мы первые» (посвящено  полету человека в космос)

Оформление стенда, «Живая газета, десятиминутки на уроках истории

Апрель

18.

«Этот праздник со слезами на глазах»

Литературно-историческая композиция с приглашением ветеранов ВОв и тружеников тыла

Май

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                       Постникова Юлия Михайловна

                                                                                                                                                           2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности в образовательном учреждении в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания и празднования юбилея города

В статье представлены возможные виды   социально-значимой деятельности и примеры социальных проектов гражданско-патриотической направленности....

Деловая игра «Анализ программ физического воспитания учащихся образовательных организаций»

Цель игры:      В результате анализа существующих программ по физическому воспитанию необходимо:    1) определить программу наиболее полно решающую современные задач...

Программа духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях кадетского типа.

Проектная работа "Программа духовно- нравственного  воспитания в образовательных организациях кадетского типа"....

«Реализация задач этнокультурного воспитания в образовательных организациях»

этнокультурное воспитание это процесс, в котором цели, задачи, содержание,технологии воспитания ориентированы на развитие и социаализацию личности  как  субъекта этноса а как гражданина мног...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

Воспитание гражданско-патриотических чувств младших школьников средствами организации внеклассной деятельности в современных условиях

Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открыл...