КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
план-конспект урока по математике (5 класс)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_po_funkts.gram_.docx | 443.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Тема: «Проценты»
Цель занятия: развитие умения обучающихся применять изученные знания по теме «Проценты» в повседневной жизни при совершении покупок.
Планируемые результаты
Предметные:
– обобщить изученный материал по теме «Проценты»;
– научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач;
– расширить представления о практическом применении математики.
Метапредметные:
Коммуникативные:
– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли;
– воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.
Регулятивные:
– определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий);
– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Познавательные:
– осуществлять смысловое чтение;
– использовать общие приёмы решения задач.
Личностные:
– формирование устойчивой мотивации к обучению;
– умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Ход занятия
Обучающимся предлагаются следующие задачи:
– задача «Покупка продуктов к обеду», в которой необходимо подобрать оптимальный вариант покупки необходимых товаров (Вопрос 1/2) и рассчитать стоимость покупки товаров с учётом скидки по дисконтной карте (Вопрос 2/2);
– задача «Подготовка к школе», в которой необходимо выбрать из ассортимента предлагаемых товаров нужные и рассчитать их стоимость (Вопрос 1/3); рассчитать стоимость выбранных товаров с учётом действующих скидок (Вопрос 2/3) и определить сумму денег, которую сэкономили при покупке товаров по акции (Вопрос 3/3).
Решение задач можно осуществлять в процессе индивидуальной или групповой работы.
ЗАДАНИЕ 1 «ПОКУПКА ПРОДУКТОВ К ОБЕДУ»
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–2.
Домохозяйке Наталье Анатольевне для приготовления обеда необходимо купить следующий набор продуктов: 1 баночку кукурузы Bonduelle, 2 упаковки крабовых палочек Vici, 10 яиц, 1 литр молока «Простоквашино» и хлеб. Рядом с домом Натальи Анатольевны располагаются сетевые магазины «Магнит», «Монетка» и «Пятёрочка». У Натальи Анатольевны в телефоне установлено приложение «Едадил» и она постоянно следит за обновлениями акционных товаров в этих магазинах.Цены на необходимые товары в данных магазинах представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Прейскурант цен в магазинах
Наименование | Магазин | ||
Цены на товар (в рублях) | |||
Кукуруза консервированная Bonduelle | 81,99 | 87,90 | 79,99 |
Крабовые палочки Vici | 93,99 | 79,90 | 89,99 |
Яйцо куриное, СО, столовое, 10 штук | 47,99 | 45,90 | 48,99 |
Молоко | 43,99 | 47,90 | 49,99 |
Хлеб | 27,99 | 28,90 | 26,99 |
Вопрос 1/2. Определите стоимость необходимого набора товаров, если Наталья Анатольевна будет покупать отдельные продукты в тех магазинах, где наиболее выгодно.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 2/2. Во сколько рублей обойдётся покупка Наталье Анатольевне, если она будет покупать все продукты в ближайшем к её дому магазине «Пятёрочка» и на кассе предъявит свою дисконтную карту, предоставляющую ей скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
ЗАДАНИЕ 2 «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1–3.
В выходные Вера Александровна с сыном Ваней решили прогуляться по магазинам, чтобы купить одежду к школе. Ване к новому учебному году было необходимо купить брюки, рубашку, джемпер, туфли, футболку и кроссовки. Проходя мимо магазина «Народный», они увидели, что в этот день действует акция: «Школьникам скидка на одежду – 15 %, на обувь – 20 %» и решили совершить покупки в этом магазине. Ниже представлены цены на товары в этом магазине без учета скидки. |
Цены на товары
Рубашка – 900 руб. | Брюки – 1 200 руб. | Туфли – 1 600 руб. |
Джинсы – 1 400 руб. | Кроссовки – 800 руб. | Футболка – 500 руб. |
Джемпер – 1 700 руб. | Спортивный костюм – 1 900 руб. | Куртка – 3 200 руб. |
Вопрос 1/3. Определите стоимость необходимого набора товаров без учёта скидки.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 2/3. Определите стоимость необходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок.
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
Вопрос 3/3. Определите сколько денег сэкономили Ваня с мамой, приобретая товары в магазине «Народный».
Запишите ответ и приведите соответствующее решение.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
ЗАДАНИЕ 1 «ПОКУПКА ПРОДУКТОВ К ОБЕДУ»
Предмет:математика.
Тема:«Действия с десятичными дробями».«Проценты».
Класс:5-6 класс.
Вопрос 1/2.Определите стоимость необходимого набора товаров, если Наталья Анатольевна будет покупать отдельные продукты в тех магазинах, где наиболее выгодно.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и в виде таблицы, определить стоимость покупки |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
КОД | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
1 | Дан верный ответ 356,67 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: Из таблицы видно, в каких магазинах выгоднее приобрести отдельные товары из списка Натальи Анатольевны. 1) за наиболее выгодные товары в магазине «Магнит» (молоко) домохозяйка заплатит: 43,99 руб. 2) за наиболее выгодные товары в магазине «Монетка» (крабовые палочки и куриные яйца) домохозяйка заплатит: 79,90 · 2 + 45,90 = 205,7 (руб.) 3) за наиболее выгодные товары в магазине «Пятёрочка» (баночку консервированной кукурузы и хлеб) домохозяйка заплатит: 79,99 + 26,99 = 106,98 (руб.) 4) за все необходимые товары Наталья Анатольевна заплатит: 43,99 + 205,7 + 106,98 = 356,67 (руб.) |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 2/2.Во сколько рублей обойдётся покупка Наталье Анатольевне, если она будет покупать все продукты в ближайшем к её дому магазине «Пятёрочка» и на кассе предъявит свою дисконтную карту, предоставляющую ей скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость покупки с учетом скидки |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
КОД | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 | Дан верный ответ 367 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) за все продукты (без учета скидки) Наталья Анатольевна заплатит: 79,99 + 89,99 · 2 + 48,99 + 49,99 + 26,99 = 385,94 (руб.) 2) при предъявлении дисконтной карты магазина «Пятёрочка» на кассе домохозяйка заплатит 100% – 5% = 95% = 0,95 необходимой суммы покупки: 385,94 · 0,95 = 366,634 ≈ 367 (руб.) |
1 | Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
ЗАДАНИЕ 2 «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
Предмет:математика.
Тема: «Проценты».
Класс:5-6 класс.
Вопрос 1/3. Определите стоимостьнеобходимого набора товаров без учёта скидки.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость покупки без учёта скидки |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая, читательская.
КОД | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
1 | Дан верный ответ 6 700 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) На покупку одежды Вера Александровна потратит: 1 200 + 900 + 1 700 + 500 = 4 300 руб. 2) На покупку обуви Вера Александровна потратит: 1 600 + 800 = 2 400 руб. 3) За все покупки в магазине «Народный» Вера Александровна заплатит: 4 300 + 2 400 = 6 700 руб. |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 2/3. Определите стоимостьнеобходимого набора товаров с учётом действующих в этом магазине в этот день скидок.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить стоимость покупки с учётом скидки |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
КОД | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 | Дан верный ответ 5 575 рублей и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) В предыдущем вопросе была определена стоимость одежды без учёта скидки – 4 300 рублей. С учётом скидки 15 % на одежду в этот день Вера Александровна заплатит: 4 300 · 0,85 = 3 655 руб. 2) В предыдущем вопросе была определена стоимость обуви без учёта скидки – 2 400 рублей. С учётом скидки 20 % на обувь в этот день Вера Александровна заплатит: 2 400 · 0,8 = 1 920 руб. 3) За все покупки Вера Александровна потратит: 3 655 + 1 920 = 5 575 руб. |
1 | Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 3/3. Определите сколько денег сэкономили Ваня с мамой, приобретая товары в магазине «Народный».
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | определить выгоду при совершении покупок по акции |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: математическая, финансовая.
КОД | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
1 | Дан верный ответ 1 125 руб. и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1) За покупку одежды и обуви Вера Александровна могла заплатить 6 700 руб., если бы в магазине не было акции (Вопрос 1/3). 2) С учётом действующих скидок Вера Александровна заплатила – 5 575 руб. (Вопрос 2/3). 3) Вера Александровна сэкономила, приобретая товары в магазине «Народный»: 6 700 – 5 575 = 1 125 руб. |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. Гла...
"Развитие функциональной грамотности на уроках математики с применением группового метода"
Развитие функциональной грамотности с применением группового метода...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
В статье предлагаются идеи создания мини-проектов для работы в группах по ФГ на уроках математики...
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
В презенттации представлен краткий материал по теме "Развитие функциональной грамотности на уроках математики"...
Урок по развитию функциональной грамотности на уроке математики в 6 классе
Урок по развитию функциональной грамотности на уроке математики в 6 классе...