Использование программного обеспечения MyTestXPro как средства совершенствования навыков аудирования при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
статья по английскому языку на тему

Яковлева Юлия Александровна

На заседании XIII Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов сказал, что «неуспеваемость ученика должна определяться не по итогам государственной итоговой аттестации, а на более ранней стадии и - немедленно устраняться».

В соответствии  с Концепцией и планом мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014 – 2016 гг. (Проект. Версия 2.1 от 25.10.2013) (использованы материалы и идеи: Болотов В., Боченков А., Вальдман И., Ковалева Г., Кравцов С., Реморенко И. Сергоманов П.), стратегическими направлениями формирования ОСОКОО должно выступить «обеспечение перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования на основе применения корректных оценочных процедур».

Кроме того, в Концепции отмечено, что привычными должны становиться «электронные формы и способы сбора данных, центры автоматизированной обработки информации».

По мнению О.Е. Лебедева, для создания качественно иной системы оценки нужны такие изменения как переход от системы, ориентированной на выполнение функций контроля, к системе, основная функция которой – диагностика, а также переход от оценивания, основанного на подсчете недостатков и ошибок к оцениванию, фиксирующему достижение учащимися новых возможностей в решении значимых для них задач. Таким образом, акцент в педагогических измерениях сегодня переносится с оценки-контроля на оценку, способствующую обучению.

Для успешного обучения ребенку нужно знать и понимать, к чему он должен стремиться и насколько он продвинулся относительно самого себя (осознание собственного индивидуального прогресса). Сегодня формы фиксации образовательных результатов, учитывающих индивидуальное развитие учащихся, очень разнообразны. Однако остается актуальной проблема содействия учащемуся в своевременном обнаружении и разрешении возникшего затруднения. Не выявленная вовремя педагогом локальная проблема может привести к общему непониманию предмета и к потере мотивации к обучению.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование программного обеспечения MyTestXPro как средства совершенствования навыков аудирования при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Яковлева Юлия Александорвна,

учитель английского языка МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьск

На заседании XIII Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов сказал, что «неуспеваемость ученика должна определяться не по итогам государственной итоговой аттестации, а на более ранней стадии и - немедленно устраняться».

В соответствии  с Концепцией и планом мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014 – 2016 гг. (Проект. Версия 2.1 от 25.10.2013) (использованы материалы и идеи: Болотов В., Боченков А., Вальдман И., Ковалева Г., Кравцов С., Реморенко И. Сергоманов П.), стратегическими направлениями формирования ОСОКОО должно выступить «обеспечение перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования на основе применения корректных оценочных процедур»[1].

Кроме того, в Концепции отмечено, что привычными должны становиться «электронные формы и способы сбора данных, центры автоматизированной обработки информации»[2].

По мнению О.Е. Лебедева, для создания качественно иной системы оценки нужны такие изменения как переход от системы, ориентированной на выполнение функций контроля, к системе, основная функция которой – диагностика, а также переход от оценивания, основанного на подсчете недостатков и ошибок к оцениванию, фиксирующему достижение учащимися новых возможностей в решении значимых для них задач. Таким образом, акцент в педагогических измерениях сегодня переносится с оценки-контроля на оценку, способствующую обучению[5].

Для успешного обучения ребенку нужно знать и понимать, к чему он должен стремиться и насколько он продвинулся относительно самого себя (осознание собственного индивидуального прогресса). Сегодня формы фиксации образовательных результатов, учитывающих индивидуальное развитие учащихся, очень разнообразны. Однако остается актуальной проблема содействия учащемуся в своевременном обнаружении и разрешении возникшего затруднения. Не выявленная вовремя педагогом локальная проблема может привести к общему непониманию предмета и к потере мотивации к обучению.

Под индивидуальным прогрессом учащегося мы будем понимать «планомерное позитивное продвижение учащегося в процессе обучения, как положительная динамика предметных, метапредметных и личностных результатов»[3].

На наш взгляд, создание системы учета индивидуального прогресса учащегося способно, с одной стороны, вовремя выявлять затруднения в обучении, с другой стороны, мотивировать учащегося на достижение новых целей.

Аудирование как вид речевой деятельности является основой эффективного общения на иностранном языке и безусловным «лидером» среди других видов речевой деятельности. По данным исследований Мадлен Берли-Аллен, доктора философии из университета Сан-Франциско, люди слушают 45% времени, говорят - 30%, читают - 16%, пишут - 9%.

ЕГЭ по английскому языку тестирует умения учащихся прослушивать тексты монологического и диалогического характера с полным пониманием, с пониманием основного содержания прослушанного и с выборочным пониманием на слух необходимой информации на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности и за выполнение заданий раздела «Аудирование» присваивается 20 баллов из 100 возможных. В соответствии с реестрами затруднений учащихся, подготовленными в результате анализа проведения государственной итоговой аттестации в 11 классах в 2017 году ГКУ ЯНАО «Региональный центр оценки качества образования», задания типа «Понимание основного содержания прослушанного текста» и «Полное понимание прослушанного текста» наряду с заданиями типа «Лексико-грамматические навыки» отмечены как наиболее «западающие».

Однако, варианты тренировочных заданий по аудированию, предложенные на сайте ФИПИ, не предусматривают наличие ключей, что исключает возможность просмотра и самоанализа допущенных ошибок. Кроме этого, предложенные варианты не позволяют учащимся на этапе подготовки к ЕГЭ выбрать приемлемый темп выполнения заданий и регулировать количество прослушиваний аудиозаписи в соответствии с их индивидуальными потребностями, поскольку в процессе аудирования учащиеся сталкиваются с определёнными трудностями, связанными с различными аспектами иностранного языка.

Следовательно, для успешного обучения аудированию необходим эффективный дополнительный инструмент развития и совершенствования навыков аудирования, учитывающий эти трудности, обеспечивающий их преодоление и качественную подготовку обучающихся к ЕГЭ по английскому языку в разделе «Аудирование».

С точки зрения технологичности, наглядности и доступности учета индивидуального прогресса учащегося при совершенствовании навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ для нас представляют интерес методики, основанные на автоматизации процесса учета и контроля знаний с использованием программного обеспечения MyTestXPro.

Проблема: каким образом совершенствовать навыки аудирования обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО для качественной подготовки к ЕГЭ по английскому языку?

Для решения данной проблемы рабочей группой учителей иностранных языков МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьска в настоящее время разработан и проходит апробацию тренажёр по аудированию, учитывающий индивидуальные потребности учащихся, имеющий ключи к каждому заданию по аудированию и позволяющий организовать работу учащихся не только в классе, но и дома с использованием ИКТ.

Данный тренажер разработан на основе программного комплекса для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, сбора и анализа результатов – MyTestXPro.

            При выборе данной программы мы ориентировались на возможность создания автономных тестов, решаемых в режиме offline, что позволяет пользоваться продуктом данной программы бесплатно и в случае отсутствия Интернет-соединения.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer)  и позволяет создавать различные типы заданий, таких как: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод текста, перестановка букв, заполнение пропусков и другие.

Так, при создании задания типа «Понимание основного содержания прослушиваемого текста» нами был использован тип заданий «установление соответствия». При создании заданий типа «Понимание и прослушивание в тексте запрашиваемой информации» и «Полное понимание прослушанного текста» мы использовали тип задания «множественный выбор».

С помощью программного комплекса MyTestXPro можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование, проводить тестирование, не имея подключения к какой-либо сети. При невозможности провести компьютерное тестирование из электронного теста можно быстро сформировать и распечатать «бумажный тест». Для удобства распространения тестов среди обучаемых можно создавать «автономные тесты» - программы, содержащие один тест и настройки модуля тестирования в одном исполняемом exe-файле.

По окончании выполнения упражнения пользователю представляется краткий отчет о результатах теста, а также детальный отчет по прохождению заданий, содержащий подробное описание правильных и неправильных ответов.

Для создания и редактирования тестов в программе имеется удобный редактор тестов. С помощью редактора можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. Так же в редакторе настраивается процесс тестирования: порядок заданий и вариантов, ограничение времени, оценивание и многое другое.

В тесте можно использовать как задания одного типа, так и задания разных типов. Количество групп и заданий в тесте не ограничено. Как и какие именно задания из теста будут заданы тестируемому, сколько времени будет ему на обдумывание, будет ли показан верный ответ, будут ли сохранены или отправлены результаты тестирования и многие другие опции легко настраиваются с помощью редактора тестов. Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов тестирования, используя которые возможно эффективно решать разнообразные задачи, как обучения, так и проверки знаний.

Параметры тестирования, задания, звуки и изображения к заданиям для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста.

С помощью MyTestXPro можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование. В программном модуле Журнал тестирования возможно централизовано принимать и обрабатывать результаты тестирования, раздавать тесты посредством компьютерной сети, анализировать результаты тестирования.

В таблице с результатами тестирования отображаются результаты тестов, полученные по сети, открытые или импортированные из файла.

Таблица с результатами может содержать достаточно большое количество колонок, что позволяет получить подробную информацию о проведенном тестировании.

Анализ тестирования по группам позволяет узнать результативность по каждой группе заданий теста. Каждая строка таблицы соответствует отдельной группе в тесте. Таким образом, можно выяснить, например, задания каких групп вызывают наибольшие трудности у учащихся и скорректировать процесс обучения. Какую смысловую нагрузку несут группы - это решает учитель, составляя тест.

Таким образом, введение учета индивидуального образовательного прогресса учащихся в практику работы школы открывает новые возможности в построении педагогической деятельности, так как подобная работа дает новые критерии оценки детских достижений, которые выступают как факторы эффективности работы педагога и школы в целом. Наглядная система учета индивидуального прогресса учащегося помогает учителю, ученику и родителям зафиксировать как продвижение вперед, так и области возникновения трудностей у учащегося. Система учета индивидуального прогресса учащегося должна носить системный характер, и в то же время она должна быть простой, технологичной и логично встроенной в процесс обучения.

С помощью программного комплекса MyTestXPro возможна организация и проведение тестирования в образовательных учреждениях как с целью выявления уровня знаний по предмету, так и с обучающими целями.

Использование MyTestXPro дает возможность:

- учащимся: построить индивидуальный маршрут подготовки к ЕГЭ на основе детальных отчетов по прохождению заданий, в том числе, увидеть результат выполнения заданий, выявить свои ошибки и провести анализ и коррекцию своей деятельности;

- учителю: корректировать работу с классом по подготовке к ЕГЭ с учетом выявленных проблемных тем, выделять сильные и слабые группы учащихся, планировать индивидуальную работу с ними.

Список используемой литературы

1. Андрюкова И. В. Индивидуальный прогресс учащихся как объект оценки образовательных результатов // ЧиО. 2013. №2 (35). С.117-121.

2. Болотов, В.А. Как оценивать образовательные достижения школьников / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Журнал руководителя управления образованием. –2014. –No1. –С. 30 –37.

3. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по иностранному языку // Педагогические измерения. 2017. №3. С.95-118.

4. Информационные  технологии в формировании внутренней системы оценки качества общего образования Фомина Н.Б., к.п.н.,  доцент кафедры профессионального развития педагогических работников института дополнительного образования московского городского педагогического университета // Материалы II заочной научно-практической конференции "Инновационный потенциал методической работы в муниципальной системе дошкольного образования". 24-28 апреля 2017 г. – URL - http://umckonf.chel-edu.ru/glavnaa/materialy-konferencii

5. Лебедев, О.Е. Оценивание образовательных достижений учащихся / О.Е. Лебедев // Народное образование. –2012. –No10. –С. 207 –216.

6. Лебедев, О.Е. Как оценивать образовательные достижения учащихся / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. –2013. –No1. –С. 31 –39.

7. Лебедев, О.Е. Управление образовательным процессом: как оценивать образовательные результаты / О.Е. Лебедев // Народное образование. –2014. –No1. –С. 101 –109.

8. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Изд.-3-е, испр. и доп. Майоров А.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.

9. Мачинская С.В. Формирование системы оценки качества образования с использованием возможностей автоматизированных информационных систем. // Материалы II заочной научно-практической конференции "Инновационный потенциал методической работы в муниципальной системе дошкольного образования". 24-28 апреля 2017 г. – URL - http://umckonf.chel-edu.ru/glavnaa/materialy-konferencii.

10. Новое в оценке образовательных результатов: междунар. аспект/[А. Литтл, М. Э. Локхед, В. Чайнапа и др.; пер. М. С. Добряковой]; под ред. А. Литтл, Э. Вулф; Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. М.: Просвещение, 2007.

11. Пинская, М.А. Формирующий подход оценивания учебных достижений / М.А. Пинская // Журнал руководителя управления образованием.–2011.–I полугодие.–Ч. III. –С. 47 –56.

12. Рябинина Л.А. О некоторых подходах к управлению качеством образования в школе на основе результатов мониторинга индивидуального прогресса учащихся. // Управление образованием: теория и практика. – 2013. - №2. – С.64-72.

13. Фатеева С.И. Формирование муниципальной системы оценки качества образования // Журнал руководителя управления образованием.–2011.–II полугодие. – Ч. III.– С.25 – 40.

14. Яковлева Ю.А. Использование возможностей автоматизированных информационных систем для учета индивидуального образовательного прогресса учащихся при подготовке к ГИА. Эссе по курсу: Основы педагогических измерений. ОАНО
«Московская высшая школа социальных и экономических наук», г. Москва, 2017 г.

15. Assessment for Learning : 10 principles : Research-based principles to guide classroom practice/Assessment Reform Group, 2002. - URL http://www.youblisher.com/p/119546-Assessment-for-Learning-10-Principles/

16. Bredecamp S., Copple C. Developmentally appropriate practice in early childhood programs. NAEYC. Washington, 1997.

17. Knowledge and skills for life. First results from PISA-2000. Executive summary. OECD, 2001.

18. Programme ECLAIR / Ministere de l’education nationale, de la jeunesse et de la vie associative. - 2011. - 64 p.


[1] Концепция и план мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014 – 2016 гг. (Проект. Версия 2.1 от 25.10.2013) (использованы материалы и идеи: Болотов В., Боченков А., Вальдман И., Ковалева Г., Кравцов С., Реморенко И. Сергоманов П.) С.7 -  URL - https://www.hse.ru/data/2014/03/06/1332989959/Концепция%20ОСОКОО_проект_версия%202.2_05.04.2014.pdf 

[2] Там же. С.6

[3] Знаменская О. В., Островерх О. С., Рябинина Л. А., Хасан Б. И. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников // Вопросы образования. - 2009. - № 3. - С. 53-75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в журнал Раздумья на тему "Методы формирования, развития и совершенствования навыков аудирования при подготовке к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ", август 2018

В данной статье говорится о подготовке учащихся к успешной сдаче части "Аудирование"  при подготовке к  ГИА ОГЭ и ЕГЭ...