ИКТ как средство развития и совершенствования навыков аудирования и устной речи в обучении иностранному языку.
статья по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта по проблеме: ИКТ как средство развития и совершенствования навыков аудирования и устной речи в обучении иностранному языку.
Компьютер и Интернет в частности относятся к тем техническим средствам обучения иностранным языкам, которые хоть и не были придуманы специально для этой цели, но в связи со своими большими возможностями, для учителей очень привлекательны. На современном этапе развития отечественного образования одним из приоритетных направлений является компьютеризация и интеграция ИКТ в учебный процесс и создание информационно образовательной среды. Это связанно с тем, что современные технические средства, а также Интернет - технологии представляют собой эффективное средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Для себя выделила следующие преимущества в использовании ИКТ
- в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся компьютером и новыми способами получения информации.
- переноса центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащегося. Следовательно, меняется и моя роль учителя в образовательном процессе. Я перестаю быть источником информации, а становлюсь соучастником, помощником.
ИКТ - наилучшее средство в обучении учащихся аудированию и устной речи. Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. То есть говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка. Над проблемой обучения аудированию работали Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н. , Гальскова Н.Д. и Гез Н.И. охарактеризовали «аудирование» как сложную рецептивную мыслительно деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации. Несмотря на то, что процесс аудирования может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий.
Над проблемой «ИКТ как средство развития и совершенствования навыков аудирования и устной речи» я работаю в течении 4 лет. Проблема достаточно широкая, но я хочу остановиться на одном из направлений моей работы. Использование Интернет- ресурсов на уроках по совершенствованию навыков аудирования и устной речи в старших классах.
Важным условием успешного аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации поэтому, важным является правильный выбор материала. Первым этапом работы был накопление материала Я, используя Интернет- ресурсы, создала медиатеку с СD приложениями к учебнику, подборки тематических презентаций, тесты интерактивные программы, сделала ряд разработок с использованием аудио и видео материала по следующим тема: «Советы изучающим английский», «История Олимпийских игр», «Бережем здоровье», «Глобальные проблемы человечества», Что касается использования видео материала на уроках, то такой вид подачи материала с одной стороны облегчает понимание, так как видео ряд подсказывает, помогает прогнозировать содержание сообщения, а с другой отвлекает от звуковой ценности речи, хотя делает работу гораздо интереснее. К тематическому разделу 10 класса «Как разнообразен мир!» на сайте, я подобрала видео ролик о проблеме глобального потепления, разработала урок используя метод проблемного изложения мы с учащимися искали причины и выбирали пути решения учетом метапредметных и внутрипредметных связей.
Второй этап: реализации и использования материала на уроках. Хочу подробней остановиться на методических разработки для серии уроков по теме: «Сленговые и разговорные выражения английского языка» , оформила и делюсь с коллегами. Что такое сленг? Это набор особых слов или новых
значений уже существующих слов,
характерных для той или иной социальной группы(профессиональной, возрастной). Вот к примеру, вы знаете что означает слово ОК? Спасибо. Какая образованная аудитория! Это слово является сленгом.
Тема эта интересна тем, что знакомит учащихся с новой эмоционально окрашенной лексикой, особенно если это молодёжный сленг, ребята чувствуют причастность к единой общности независимо от национальности. Второй момент важности и интереса к этой теме: сленговые и разговорные выражения помогают учащимся воспринимать язык как живое, яркое средство для общения со сверстниками, а не сухую, книжную субстанцию.
Как же мы разрабатывали этот языковой пласт под названием «Сленг». В работе с тематическими аудио файлами я разработала свой алгоритм подачи материала, где учтены Общедидактические принципов построения урока с использованием современных технических средств .
- принцип научности ( подобранный материал не должен содержать ошибок)
- принцип связи обучения с практикой
- принцип системности и последовательности
- принцип доступности (слишком легкий и тяжёлый текст)
- принцип наглядности
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения на уроках английского языка- это осуществление диалога культур.
Этапы работы на уроках с лексическим материалом по теме: «Сленг»
-Подготовительный. Предварительная работа с лексикой (перевод, заучивание).
- Первичное прослушивание
- Вопросы на понимание главной идеи и детальной информации (без коментария: верно- неверно, я как бы спрашиваю понял ли ты это/ то)
- Вторичное прослушивание со зрительной опорой на текст (учащиеся с высоким уровнем владения языка справляются без опоры. Здесь я использую метод разноуровневого обучения
- Поиск ответов на вопросы повторно (самопроверка) и определение значения данного сленгового выражения (слушаем, разные варианты, с моей помощью выбираем соответствующий эквивалент) Метод поисковый.
- Практическое закрепление лексической единицы речи сленга (форма работа в парах, группах для создания диалога, полилога). Речевая ситуация создана звуковым материалом, учащиеся сами создают сюжет в рамках которого высказываются. Высший пилотаж- это юмор на иностранном.
Казалось, первоначально был только звук, но благодаря использованию инновационных технологий, технологии развивающего обучения, рефлексивных методов, ИКТ была решена главная задача - коммуникативная
Накоплен опыт по использованию Интернет- ресурсов на уроках по проверке качества знаний и навыков аудирования в старших классах. Создала каталог сайтов с разнообразными тестовыми задания он – лайн, но если такой возможности нет, их можно предложить учащимся и в форме заранее распечатанных тестовых заданий, а проверить на компьютере вместе, выведя ответы на экран проектной или интерактивной доски. Одно из первых тестовых заданий «Путешествие в Лондон» мы выполнили с учащимися 10 класса. Тестовое задание было учащимися (качество-30% обученность– 100%), выполнено и дети сразу получили результаты своих работ, а это то, что им всегда так нетерпится узнать, да и время учителя было сэкономлено. Но не все учащиеся выполнили задание хорошо, как от них ожидалось. Текст был в форме диалога, насыщен информацией, а учащиеся выбрали неверную стратегию выполнения и понятую информацию растеряли. Мы с коллегами разработали инструкцию успешного выполнения он лайн теста я разместила её на стенде в кабинете.
Оценивая, анализируя свой опыт, я выделила два направления помогающие мне добиваться результатов в овладении детьми навыками аудирования и устной речи- это системность и практическая направленность. Оценивая результативность работы я провела мониторинг контрольных и проверочных работ по аудированию среди учащихся с 9 по 11 класс в течении 3 лет, чтобы увидеть результаты использования ИКТ на уроках из чего увидела следующее:
Заметен рост обученности и качества за 3 года от 40% до 60%
Индивидуальный мониторинг
Имела «3» по аудированию, не смотря на то, что другие виды деятельности давались на 4-5. Причина была в психо- эмоциональной незрелости. Неудача в начале пути выбивала из колеи. Используя технологи личностно- ориентированного обучения, я помогла справиться с проблемой, а также решить проблему психологического характера. В 10 классе- качество 90% (4-5), а в 11- 80% это «4»вот из чего складываются наши показатели.
Наш с учащимися большой кропотливый труд положительно отразился и на результатах ЕГЭ в 2010 году. Предлагаю Вашему вниманию результаты моих учеников в сравнении с районом и областью.
Результаты ЕГЭ в 2010 году
Опыт показывает, что информационно коммуникативные технологии представляют собой эффективное средство оптимизации учебного процесса и имеют следующие преимущества использования на уроках английского языка
- Повышение мотивации учащихся
- Большая степень интерактивности обучения
- Адаптивность, т.е возможность использования комплекса средств для предоставления информации - текста, звука, графики, мультипликации, видео
- Реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в обучении;
- Формирование информационной культуры у учащихся и осуществление диалога культур;
- Дисциплинировать самого учителя, формирование его интереса к работе.
В перспективе использование технологии он лайн общения с носителями языка
программы Skype системы Интернет-телефонии. Предлагаю свои материалы в виде методических разработок, планирования, тематических презентаций на сайте педсовет.ру.
В заключении хочу сказать, что использование традиционных и инновационных методов, своих творческих находок, открытий, интересных путей решения помогают мне в решении главных задач:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).
- учить ребёнка быть уверенным, знающим, умеющим ориентироваться в речевой ситуации, применять теоретические знания в практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»
Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...
выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"
Содержание выступленияI. Введение. II. Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи. 1. Рече...
Выступление на ГМО учителей английского языка Бородачёвой Е.А. «Дифференцированное обучение устной речи на уроках иностранного языка»
Виды упражнений при обучении устной речи для разных групп учащихся...
Доклад для личного состава Отдела МВД России по Тихорецкому району с целью обучения навыкам прямого перевода устной речи посредством русского жестового языка.
Содержание доклада может быть интересно сотрудникам органам внутренних дел, которые имеют дело с гражданами, имеющими нарушения слуха и речи....
Использование программного обеспечения MyTestXPro как средства совершенствования навыков аудирования при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
На заседании XIII Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов сказал, что «неуспе...
«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»
В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....
Развитие навыков устной речи при обучении французскому языку
При обучении французскому языку, как и любому иностранному языку, очень важно научить общаться на французском языке и не бояться его. Здесь представлены мои наработки того, как я добиваюсь этой цели н...