Формирование самостоятельной и творческой активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Хявгя Ольга Владимировна

Выступление на методическом объединении города с приложением карточек по некоторым темам работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первые шаги в шахматном образовании.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Поэтому в  2019-2020 учебном году в нашей школе в рамках организации центра «Точка роста» было создано объединение «Ход конем».

Цель программы.

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в шахматы.

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Программа рассчитана на четыре года и  предусматривается 34 занятия в год. В 2019-2020 учебному году обучение проводилось в 1Б, 3А, 3Б, 4 классах. В 2020-2021 уч.году в 1Б, 2Б, 3 и 4Б.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.

17 марта 2019 года в МОУ Иванковской СШ в рамках фестиваля «Точка прорыва» состоялся полуфинал конкурса «Шахматный бой», посвященный 75-летию победы в ВОвойне. По олимпийской системе в финал вышли 3 игроков: Мухин Александр (4 кл.), Попырин Андрей (1б кл.) и Чернышева Василиса (1б кл.).

18 марта 2020 года состоялось первенство Фурмановского муниципального района по шахматам среди команд общеобразовательных учреждений Всероссийских соревнований «Белая ладья». Честь МОУ Иванковской СШ защищала команда в составе 4 человек: Хявгя Алена (ученица 5а класса), Гусев Сергей (ученик 6 класса), Уфимцев Роман (ученик 4 класса), Мальцев Максим (ученик 1а класса). Команда заняла четвертое место. В личном зачете Хявгя Алена заняла 3 место.

29 сентября 2020 года, в день Всероссийского Марафона открытий Центров «Точка роста 2020» в нашей школе состоялся шахматный батл «Сеанс одновременной игры». Учащиеся Гусев Сергей, Хявгя Алена и Мальцев Максим, которые достигли высоких результатов и представляли школьную команду на районных соревнованиях, были судьями в шахматном батле. По итогам одновременной игры Андрея Попырина (ученик 1Б класса) с учениками 2Б класса Саньковым Михаила, Арсенова Ивана и Сыркановой Алесей, Андрей получил медаль за победу.

Впереди второй год обучения в нашем объединении «Ход конем», нас ждут новые победы, рекорды, новые чемпионы.

За последние 10 лет наша школа впервые принимала участие в соревнованиях муниципального уровня и достигла высоких результатов, но хочется отметить, что для дальнейшего роста нашему объединению не хватает ….. и наборов шахмат.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тест по алгебре

Вариант 1

№1

В фирме «Родник» стоимость (в рублях) колодца из железобетонных колец рассчитывается по формуле C=6000+4100*n, где n — число колец, установленных при рытье колодца. Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость колодца из 5 колец.

№2

В фирме «Эх, прокачу!» стоимость поездки на такси (в рублях) рассчитывается по формуле  C=150+11*(t-5), где t — длительность поездки, выраженная в минутах (t>5). Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость 15-минутной поездки.

№3

Чтобы перевести значение температуры по шкале Цельсия (t, °C) в шкалу Фаренгейта (t, °F), пользуются формулой F = 1,8C + 32, где C — градусы Цельсия, F — градусы Фаренгейта. Какая температура по шкале Цельсия соответствует 244° по шкале Фаренгейта? Ответ округлите до десятых.

№4

Картинка имеет форму прямоугольника со сторонами 23 см и 41 см. Её наклеили на белую бумагу так, что вокруг картинки получилась белая окантовка одинаковой ширины. Площадь, которую занимает картинка с окантовкой, равна 2035 см2. Какова ширина окантовки? Ответ дайте в сантиметрах. (*)

№5

На карте показан путь Лены от дома до школы. Лена измерила длину каждого участка и подписала его. Используя рисунок, определите длину пути (в м), если масштаб 1 см : 10 000 см. (*)

№6

За 20 минут велосипедист проехал 7 километров. Сколько километров он проедет за t минут, если будет ехать с той же скоростью? Запишите соответствующее выражение. (**)

Приложение 2

Тест по геометрии

Вариант 1

      №1

Пожарную лестницу приставили к окну, расположенному на высоте 12 м

от земли. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 5 м. Какова длина лестницы? Ответ дайте в метрах.

№2

 Колесо имеет 18 спиц. Углы между соседними спицами равны. Найдите угол, который образуют две соседние спицы. Ответ дайте в градусах.

№3

 Наклонная балка поддерживается тремя столбами, стоящими вертикально на равном расстоянии друг от друга. Длины двух меньших столбов — 60 см и 90 см. Найдите длину большего столба. Ответ дайте в см.

№4

От столба высотой 12 м к дому натянут провод, который крепится на высоте 3 м от земли (см. рисунок). Расстояние от дома до столба 12 м. Вычислите длину провода. (*)

№5

 Определите высоту дома, ширина фасада которого равна 8 м, высота от фундамента до крыши равна 4 м, а длина ската крыши равна 5 м. (*)

№6

Пол комнаты, имеющей форму прямоугольника со сторонами 4 м и 9 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 10 см и 25 см. Сколько потребуется таких дощечек? (**)

Приложение 3

Обучающая самостоятельная работа

по теме «Квадратные уравнения»

Карточка 1

Соотнесите:

Квадратное уравнение

3x2-5x+7=0

2x2-21x+7=0

Линейное уравнение

6x2-2x =0

-2x+14=0

Неполное квадратное уравнение

-3x2+14=0

4x+7=0

Карточка 2

Формулы: ax2+bx+c=0, D=b2-4ac,

D>0, уравнение имеет 2 корня

D=0, уравнение имеет 1 корень

D<0, уравнение не имеет корней

Пример:    x2+11x+24=0,  где а=1,  b=11,  с=24

D=112-4*1*24=121-96=25 >0, значит уравнение имеет 2 корня

Задание:

Установите соответствие между уравнением и числом его корней.

А

2x2+2x-3=0

1

Б

5x2+2x+4=0

2

В

-4x2-8x-4=0

0

3

Карточка 2*

Формулы: ax2+bx+c=0, D=b2-4ac, D=(b/2)2-ac

D>0, уравнение имеет 2 корня

D=0, уравнение имеет 1 корень

D<0, уравнение не имеет корней

Задание:

Установите соответствие между уравнением и числом его корней.

А

2x2+2x-3=0

1

Б

5x2+2x+4=0

2

В

-4x2-8x-4=0

0

3

Приложение 4

Тренировочная самостоятельная работа

по теме «Проценты»

Карточка 1

1 уровень

  1. В сундуке лежат 600 золотых монет.  23%  всех золотых монет принадлежат капитану. Сколько  золотых монет принадлежит пирату?
  2. В школе 500 учащихся. 6% учащихся отправились в путешествие. Сколько учащихся отправилось в путешествие?
  3. В море вышло 200 пиратских парусников. 3% пиратских  парусников шли под флагом «Веселый Роджер». Сколько пиратских парусников  вышло в море  под флагом «Веселый Роджер»
  4. Акула весит 430 кг. На неделю акуле хватает пищи 10% от собственного веса. Сколько килограммов пищи необходимо акуле на неделю?
  5. Белая акула развивает скорость до 50 км/ч. А сонная акула 5% от скорости белой акулы. С какой скоростью передвигается сонная акула?
  6. На всех щупальцах осьминога находится 2000 присосок. На одной щупальце находится 12,5%  от всех присосок. Сколько присосок находится на одной щупальце осьминога?

2 уровень

  1. Футболка стоила 1200 рублей. После снижения цены она стала стоить 972 рубля. На сколько процентов была снижена цена на футболку? 
  2. Цена на электрический чайник была повышена на 17% и составила 2340 рублей. Сколько рублей стоил товар до повышения цены? 
  3.  Тетрадь стоит 30 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно будет купить на 450 рублей после понижения цены на 10%? 
  4.  Флакон шампуня стоит 150 рублей.  Какое наибольшее число флаконов можно купить на 700 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 35%?
  5.  Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 140 рублей за штуку и продает с наценкой 25%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1300 рублей? 

3 уровень

  1.  Цену на пальто снизили на 30%, затем новую цену повысили на 30%. Как изменилась цена на пальто?
  2. Вася прочитал в газете, что за последние 3 месяца цены на продукты питания росли в среднем на 10% за каждый месяц. На сколько процентов выросли цены за 3 месяца?                                                  
  3. Антикварный магазин приобрел старинный кинжал за 30 тысяч рублей. И выставил его на продажу, повысив цену на 60%. Но этот кинжал был продан лишь через неделю, когда магазин снизил его новую цену на 20%. Какую прибыль получил магазин при продаже старинного кинжала?
  4. На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 350 рублей уценили на 40%, а через неделю еще на 5%. В другом магазине шарф такой же стоимости уценили сразу на 45%. В каком магазине выгоднее купить этот шарф?
  5. Во время распродажи масляные краски для рисования стоимостью 213 рублей за коробку продавали на 19% дешевле. Сколько примерно денег сэкономит художественная студия, если она купит партию в 150 коробок?

Приложение 5

Закрепляющая самостоятельная работа

по теме «Квадратные уравнения»

Карточка 1

Решите уравнения:

  1. x2-3x-40=0
  2. x2+2x=0
  3. x2-16=0
  4. x2-20х= -5х-13- x2  (*)
  5. x2-24х= -22х+24- x2  (*)
  6. 4x2-19х+32= -6x2 -6х+41  (*)
  7. 3x2-10х+30= 7x2 +2х+3  (*)
  8. -x2+3х+55= (х+7)2  (**)
  9. -3x2-х+8= (х-3)2  (**)
  10.  (х-1)2=2x2-6х-31  (**)

Закрепляющая самостоятельная работа

по теме «Линейные уравнения»

Карточка 1

Решите уравнения:

  1. 6х-18=0
  2. 2х+5=0
  3. 5х-3=0
  4. 9х+6=10х-4 (*)
  5. х+9=-9х-1 (*)
  6. -6(9-5х)=9х+9 (**)
  7. 9+2(2х+1)=1 (**)
  8. -2х+1-3(х-4)=4(3-х)+4(**)

Приложение 6

Повторительная самостоятельная работа

по теме «Четырехугольники»

Заполните таблицу, отметив знаки «+»(да) и «-»(нет):

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов.

Диагонали равны.

Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

Все углы прямые.

Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180°.

Все стороны равны.

Противолежащие стороны равны и параллельны.

Приложение 7

Развивающая самостоятельная работа

по теме «Теорема Пифагора»

Карточка 1

Формула: АВ2=ВС2+АС2

Пример:

ВС=4

АС=3

Найти:АВ.

По теореме Пифагора: АВ2=ВС2+АС2

        АВ2=42+32

     АВ2=16+9

     АВ2=25

     АВ=√25

     АВ=5          Ответ: АВ=5.

Решите задачи:

Мальчик прошел от дома по направлению на восток 800 м. Затем повернул на север и прошел 600 м. На каком расстоянии (в метрах) от дома оказался мальчик?

  1. Длина стремянки в сложенном виде равна 1,11 м, а расстояние между её основаниями в разложенном виде составляет 0,72 м. Найдите высоту (в метрах) стремянки в разложенном виде.
  2. От столба высотой 12 м к дому натянут провод, который крепится на высоте 3 м от земли (см. рисунок). Расстояние от дома до столба 12 м. Вычислите длину провода.
  3. Девочка прошла от дома по направлению на запад 340 м. Затем повернула на север и прошла 60 м. После этого она повернула на восток и прошла ещё 420 м. На каком расстоянии (в метрах) от дома оказалась девочка? (*)
  4.  Определите высоту дома, ширина фасада которого равна 8 м, высота от фундамента до крыши равна 4 м, а длина ската крыши равна 5 м. (*)
  5. Лестница соединяет точки A и B и состоит из 30 ступеней. Высота каждой ступени равна 16 см, а длина равна 63 см. Найдите расстояние между точками A и B (в метрах). (**)

Творческая самостоятельная работа

по теме «Квадратные уравнения»

Карточка 1

  1. Решите уравнения (*):
  1. х3-3х2-8х+24=0
  2. х3+2х2-х-2=0
  3. х4-5х2+4=0
  4. х4+2х2-8=0
  1. Докажите, что при всех значениях параметра а квадратное уравнение имеет два различных корня:
  1. 3x2-4аx-2=0 (*)
  2. 2x2+5аx-3=0 (*)
  3. 2x2+3аx-а2-1=0 (*)
  1. Решите уравнения при всех значениях параметра а (**):
  1. x2-5аx+6а2=0
  2. x2+аx-2а2=0
  3. x2+(а-1)x-а=0
  4. x2-(2а+3)x+6а=0
  1. Один из корней квадратного уравнения равен х1. Найдите второй корень уравнения и значение параметра а (**):
  1. x2-аx+6=0,  х1=2
  2. x2+аx-3=0,  x1=3
  1. аx2+2(2-а)x-1=0,  х1=1
  1. Решите уравнения:
  1. x2+6|x|-7=0 (*)
  2. x2-|x|-6=0 (*)
  3. | x2-5x+4 |=4 (*)
  4. | x2-x-8 |= -х  (**)

Приложение 8

Результаты выполнения тестовых работ по подготовке к ОГЭ по математике

………………………………………………………………….

Дата    

ва

ри

ан

та

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Всего баллов

                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающих занятий с учащимися при подготовке к итоговой аттестации

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА - 9 трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА - 9 как форма экзамена по...

Эффективные методы закрепления учебного материала, как фактор развития познавательной активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации

Разработка "Эффективные методы закрепления учебного материала, как фактор развития познавательной активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации".Целью данной статьи стало обобщение моего оп...

Памятка для учащихся по подготовке к итоговой аттестации

Вполне понятно, что перед тестом мы взволнованы, одни в меньшей степени, другие – в большей. Вы знаете, что от успешных результатов зависит ваша аттестация....

Памятка учащимся по подготовке к итоговой аттестации.

Памятка учащимся по подготовке к итоговой аттестации....

Система работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации.

      Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя -словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший ж...

Организация учебной деятельности учащихся по подготовке к итоговым аттестациям

Методические рекомендации по подготовке к итоговым аттестациям...

Приёмы работы с учащимися при подготовке к итоговой аттестации.

Данный материал содержит практические советы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике....