Статья "Совершенствование речевых навыков школьников при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку"
статья по русскому языку

Маурер Анна Николаевна

В данной статье предлагаю методику работы, опробированную учителями г. Ачинска, по совершенствованию речевых навыков обучающихся при подготовке к устному собеседованию в 9 классе. Это методика взаимотренажа может быть Вами использована на уроках и консультациях по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ         ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Анна Николаевна  Маурер,

 учитель русского языка и литературы,

 КГБОУ  «Ачинская школа № 3»

г. Ачинск, Красноярский край, Россия.

Ключевые слова: речевые навыки, итоговое собеседование, взаимотренаж.

В статье представлен опыт подготовки школьников к итоговому собеседованию по русскому языку на основе взаимотренажа.

 

Последние несколько лет учителя российских школ столкнулись с необходимостью более глубокой и всесторонней подготовки школьников к устному высказыванию на заданную тему. Причина этого – введение  зачета по русскому языку в виде итогового  собеседования в 9 классе. Традиционная форма ОГЭ требует умения письменно демонстрировать свои знания (тесты) или строить тексты (задания 1 и 15). В соответствии с новыми стандартами образования особое внимание при подготовке к устному собеседованию необходимо обратить на коммуникативную составляющую. Кроме того, умение безошибочно прочитать текст и правильно передать информацию, а также логично и последовательно выразить свои мысли в монологическом высказывании играет важную роль в современном информационном пространстве.  

Проблема подготовки к итоговому собеседованию школьников в условиях массовой школы заключается в том, что учитель не имеет возможности оказать адресную помощь каждому ученику на уроке при подготовке к устному высказыванию. Общеизвестно, что в условиях традиционного урока ученик, как правило, говорит не более 1-2 минут за урок, да и то не каждый день. Не удивительно, что для многих школьников, как показали результаты последних двух лет, итоговое собеседование становится стрессовым событием, нередко – с отрицательным результатом «незачёт». Ученики зачастую не могут понять основную мысль текста и передать содержание  в полном объеме, допускают ошибки при чтении, не могут построить собственное высказывание или использовать при пересказе цитаты, не умеют выстраивать диалог с собеседником. Все эти трудности – проблема не только учителей русского языка, работающих в 9-х классах. В начальном и среднем звене обучения недостаточно уделяется внимания тем навыкам, которые необходимы  для успешной подготовки будущих выпускников к  итоговому собеседованию.

Мы предлагаем решение обозначенной проблемы на основе приёма эффективной подготовки школьников к итоговому собеседованию. Системная работа с учащимися по предложенной методике на протяжении  обучения в 5–9 классах поможет учителю не только качественно подготовить их к будущему итоговому собеседованию, но и  сформирует навыки, которые положительно скажутся на результатах и по другим предметам.        

Новизна предлагаемого материала заключается в ином, чем при традиционном обучении, подходе к формированию навыков работы с текстовой информацией. Учащиеся работают с учебным материалом на основе приёма взаимотренажа. Такой подход обеспечивает участие каждого школьника на уроке в речевой фазе, формирует языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции. Учитель имеет возможность определить уровень знаний учеников и, при необходимости, своевременно оказать индивидуальную помощь. Ученики работают в парах, осуществляя взаимоконтроль, лишь иногда обращаясь к учителю. Организация взаимотренажа на уроках позволяет включить в деятельность всех обучающихся, максимально разгрузить учителя на этапах практической отработки навыков и контроля.

Взаимотренаж можно использовать не только в 9 классе при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку, но и  на протяжении всего курса обучения школьников с 5 по 9 классы, в том числе  и на уроках по другим школьным дисциплинам. В основе организации такой деятельности – коллективный способ обучения. Учащиеся организуются в пары, группы сменного состава. Цель такой организации – развитие способов мыследеятельности, коммуникативных умений, навыков коллективного труда, общепризнанных норм поведения и получения системы знаний. При этом меняется характер деятельности как учеников, так и учителя. На подготовительном этапе учитель составляет карточки для взаимотренажа, в которых может быть отражен  материал для чтения, пересказа, составления текстов и диалогов. Содержание текстов в карточках соотнесено с материалом учебников русского языка и литературы. Поэтому учителю не требуется специально искать тексты, он их берёт из учебников. Количество карточек должно быть достаточным для того, чтобы весь класс был охвачен данной работой (обычно 25 вариантов). Объем материала в карточке должен обеспечивать  работу учеников в паре на протяжении 5 минут.

Обязательным условием взаимотренажа является речевая фаза, когда каждый ученик в паре проговаривает товарищу текст задания. Цель такой работы – инициировать учебные действия, что позволяет сформировать такие важные умения, как  самоконтроль и взаимоконтроль. Содержание карточки позволяет ученикам проверить знания друг у друга и сверить с правильным ответом.

Независимо от содержания задания, все карточки имеют одинаковый формат. Для изготовления карточки, как правило,  используют лист А4, который делится горизонтально на две части. В первой части учитель помещает задание, во второй – пример правильного ответа. Шаблон карточки взаимотренажа для заполнения выглядит  следующим образом:

Задание

Ответы

Рис.1 Шаблон карточки взаимотренажа

На уроке учитель организует детей в пары. Это может быть на любом этапе занятия, в зависимости от цели взаимотренажа: закрепление, отработка навыка, контроль усвоенных знаний. Алгоритм работы с карточкой по подготовке к чтению текста может выглядеть следующим образом:

  1. Внимательно прочитайте про себя текст
  2. Определите тему, основную мысль текста
  3. Внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам
  4. Проговорите про себя еще раз наиболее трудные  для  произношения слова
  5. Прочитай напарнику свой текст
  6. Проработаете с напарником текст своей карточки, выслушай его ответ в соответствии с данным алгоритмом

После выполнения заданий по карточкам взаимотренажа ученики в паре заполняют карточку контроля. Она может выглядеть так:

ФИ читающего

ФИ проверяющего

Темп чтения

Интонация

Гр. нормы

Орфоэпич. нормы

Речевые нормы

Нет искажения слов

ИТОГО

Рис.2 Шаблон карты контроля

Формат карточки контроля может меняться в зависимости от того, что является предметом проверки в конкретном задании.

При освоении данного алгоритма дети работают под контролем учителя: учитель подходит то к одной паре, то к другой, помогая ученикам организовать диалог. Основное условие проведения взаимотренажа – устная форма работы учеников в паре. На первом этапе освоения приема взаимотренажа могут возникнуть риски психологического плана (в силу различного темперамента, дети  то отстают, то слишком спешат), поэтому роль учителя на данном этапе – тьюторская.

Постепенно, если взаимотренаж проводится на каждом уроке, школьники привыкают к такой работе и успешно вступают в диалог. Учитель «уходит на задний план», давая возможность детям самоорганизоваться. В результате ученики осознанно и активно усваивают учебный материал, помогая друг другу.

Приведем пример карточки для взаимотренажа. До начала работы учащиеся в паре под осваивают алгоритм работы:

  • внимательно прочитайте про себя текст
  • определите тему, основную мысль текста
  • внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам
  • проговорите про себя еще раз наиболее трудные  для  произношения слова

Текст для  чтения

Текст с интонационными пометами

           Василий Васильевич Алёхин – советский геоботаник, флорист, основатель московской геоботанической школы, организатор и заведующий кафедрой геоботаники Московского государственного университета. Весь долгий путь исследовательской деятельности В.В. Алёхина с юности до последних дней был посвящен проблемам степей и их охране. Василий Васильевич Алёхин открыл для науки целинные степи в Курской области Стрелецкого, Казацкого и Ямского участков с прилегающими к ним участками дубовых лесов. Эти земли были пожалованы царем в XVI веке служилым людям.

          Василий Васильевич Алёхин //– советский геобота́ник,/ флори́ст,/ основатель московской геоботани́ческой школы,/ организатор и заведующий кафедрой геобота́ники Московского государственного университета. // Весь долгий путь исследовательской деятельности В.В. Алёхина с юности до последних дней был посвящен проблемам степей и их охране.// Василий Васильевич Алёхин открыл для науки целинные степи в Курской области Стрелецкого,// Каза́цкого и Ямско́го участков с прилегающими к ним участками дубовых лесов. // Эти земли были пожа́лованы царем в ШЕСТНАДЦАТОМ  веке служи́лым людям.

Рис.3 Карточка ВТ

Данный методических подход разработан участниками творческой группы учителей русского языка Городского Инновационного Комплекса          г.Ачинска Красноярского края. Педагоги-практики разработали карточки и апробировали в учебном процессе прием взаимотренажа как эффективное средство подготовки учащихся к итоговому собеседованию. Разработчики надеются, что представленные материалы помогут  учителям русского языка не только успешно подготовить школьников к итоговому собеседованию, но и к сдаче основного государственного экзамена.

ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

2.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку

В основе выступления рассказ о применении технологии интегрированного обучения на уроках литературы и биологии (по рассказу Ф.Абрамова "О чём лачут лошади?", 7 класс)...

Тема: «Приёмы работы при подготовке к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе»

Помощь учителю-словеснику при подготовке к Итоговому собеседованию в 9 классе...

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....

Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....