Имидж руководителя в управлении корпоративной культурой образовательной организации
статья

Хухрянкина Елена Юрьевна

Актуальность выбранной темы заключается в следующем. Тема «имидж руководителя» активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной деятельности. Имидж – (от английского image) – образ, облик, изображение. Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности.

Имидж рассматривается как функциональное образование, в основе которого лежит действие, отношение, отражение, впечатление, поскольку он показывает влияние на кого-то, выступает оценочным суждением о ком-то, выражает конкретные ожидания по отношению к кому-то.

В последние годы значение имиджа в деловом общении в целом все более возрастает. Понятие имиджа в педагогической литературе определяется по-разному для разных учреждений и организаций. Но все-таки чаще всего понятие «имидж» применяют к личности, к образу человека, от суммы впечатлений к которому в сознании людей складывается определенное отношение.

Если же говорить об организации, учреждении, то важную роль здесь играет личность руководителя, потому что часто именно по его личности судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа является значимой и актуальной для современных директоров.

Для того чтобы правильно сформировать собственный имидж, руководитель должен придерживаться ряда правил. Анализу методов формирования имиджа, существующих в настоящее время, и посвящена данная работа.

Основной проблемой, встающей перед руководителем, является проблема построения взаимоотношений с подчиненным ему коллективом и вышестоящим руководством. Эти взаимоотношения должны строиться так, чтобы способствовать налаживанию эффективной работы всего коллектива, достижению целей, поставленных перед организацией в целом.

Но разве имиджу принадлежит какая-то особая роль в сфере общения с персоналом, управления им? Не достаточно ли руководителю набора необходимых менеджерских качеств – скажем, умения мотивировать подчиненных, обеспечивать профессиональное и личностное развитие персонала и т.п., чтобы добиться эффективной работы?

Имидж – это своего рода призма, через которую преломляется каждая коммуникация от руководителя подчинённому. И эта призма может усилить сообщение, может ослабить, а может и полностью исказить его. И тогда руководитель будет излагать некую важную идею, а его подчинённые услышат совершенно иное.

И второе. Имидж продолжает работать на человека и в его отсутствие, то есть, когда он, скажем так, не стоит за спиной у подчинённого. Если сотрудники относятся к начальнику с уважением – а «правильный» имидж является важным фактором формирования уважительного отношения, - то даже когда руководителя нет рядом, такое восприятие помешает подчиненным обмануть его, не выполнить задание или выполнять его спустя рукава.

Оптимальный руководитель - тот, с кого берут пример.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диплом хухрянкина Е.Ю.50.26 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Региональный Центр переподготовки и повышения

квалификации преподавателей высших и средних

специальных учебных заведений

Имидж руководителя в управлении корпоративной культурой образовательной организации

Итоговая аттестационная работа

по программе профессиональной переподготовки

«Менеджмент в образовательных организациях»

Выполнила:

Хухрянкина Елена Юрьевна

Директор МБОУ «СОШ № 10»

_______________________________

(подпись)

Работа защищена:

«___» _________ 2020 г

Барнаул – 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                3-5

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖА

  1. . Формирования имиджа                                                      6-11        
  2. . Функции формирования имиджа                                   12-13

       1.3. Имидж женщины – руководителя образовательного учреждения                                                                                        14- 15  

       1.4. Психология женщины-руководителя                            16 -20                                                          

     ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                     2.1. Анализ имиджа руководителя образовательного   учреждения в отражении учителей                                                             21-22                    

     2.2. Рекомендации для руководителей и руководителей-женщин образовательных учреждений                                      23-25        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                      26-28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                    29-30

   

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что «имидж руководителя» сегодня активно обсуждается. В последние годы его значение стало неотъемлемой частью общественно-политической жизни.  Существуют различные определения этому понятию, но важнейшим является то, что положительно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной деятельности.

Понятие имидж прочно вошло в нашу жизнь и речь, мы постоянно сталкиваемся с ним в повседневной жизни. Так что же оно обозначает?

Понятие «имидж» имеет много различных определений.

Имидж – (от английского image) – образ, облик, картинка, отражение в зеркале.

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского имидж это «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.»

Социолог управления и имиджелогии В.М. Шепель, считает: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания».

В своем учебнике «Стратегическое управление» Виханский О.С. дает общее определение имиджа. Его суть: «имидж явления – это устойчивое и распространенное представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления».

В нашем же понимании, имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности.

Имидж является результатом постоянной работы человека над собой. 

Имидж показывает влияние на кого-то, выражает конкретные ожидания по отношению к кому-то.

Имидж – это наша визитная карточка, мнение о нас, сформированное на основе производимого нами впечатления. Стоит заметить, что имидж некоторых людей управляем самим человеком, а некоторые люди его абсолютно не контролируют.

Имидж жизнеспособен и убедителен лишь тогда, когда соответствует качествам человека, его характеру, темпераменту и образу жизни. «В грамотно создаваемом имидже, должны быть согласованы все детали. Не только внешние атрибуты – стиль одежды, цвета, аксессуары, прическа и так далее, но и манеры поведения, жесты, походка, мимика, голос. И базируется все это  на личностной психологии. Даже окружение должно работать на заданную цель» (Ирина Дельфей). 

А уж личность руководителя играет в организации очень важную роль. По личности руководителя зачастую судят об образовательном учреждении в целом.

Анализу методов формирования имиджа, существующих в современном обществе, и посвящена данная работа.

Цель  исследования: идеальный имидж руководителя.

Задачи исследования: 

  1. изучить научную литературу по проблеме;
  2. создать обобщенную модель и структуру руководителя современного

образовательного учреждения;

  1. проанализировать образ имиджа руководителя;
  2. сформулировать рекомендации улучшения имиджа для руководителей образовательных учреждений.

Объект исследования: процесс управления персоналом образовательного учреждения.

Предмет исследования: имидж руководителя образовательного учреждения.

           Методы исследования. Сравнительный, комплексный, психодиагностический методы, интерпретационный метод.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖА

1.1.  Формирования имиджа.

            Имидж является одним из ключевых понятий, способствующих закреплению определенного образа в сознании, а также инструментом  власти, с помощью которого можно формировать и мотивировать команду или привлекать партнеров.

Имидж – это своего рода призма и она может может усилить сообщение, может ослабить, а может и полностью исказить его. Ведь  имидж – это не то, чем человек на самом деле является, а образ, который создается в отношении этого человека у окружающих. Общаясь с людьми мы часто замечаем, что имидж сильно отличается от самой личности, это всего лишь образ старательно сформированный.

Имидж зачастую продолжает работать на человека и в его отсутствие, то есть, когда он, скажем так, не стоит за спиной у подчинённого. Если сотрудники относятся к начальнику с уважением - то даже когда руководителя нет рядом, такое восприятие помешает подчиненным не выполнить задание.

Оптимальный руководитель - тот, с кого берут пример.

Работа руководителя образовательного учреждения в настоящее время – это в первую очередь общение. Фраза «сделать себе имидж» - в переводе на русский будет звучать как «вообразить себя», другими словами «надеть маску», которая подскажет, какого отношения к себе ожидает носящий ее человек. Мы вкладываем в эти слова наше представление о том, как человек относится к жизни, что он думает о себе, наши ожидания, связанные с его поведением, проявлением себя.

Не будем забывать, что под «образом» понимается не только зрительный облик, но и образ мышления, действий, поступков, то есть в данном случае слово «образ» должно употребляться в широком смысле – как представление о человеке, мнение о нем. [12]

Имидж образовательного учреждения напрямую зависит и от личного имиджа руководителя. Также верно и другое утверждение: имидж современного образовательного учреждения влияет на имидж его сотрудников.

Из чего складывается имидж современного образовательного учреждения? На наш взгляд это авторитет, уважение, культурное общение, качественное образование учащихся, успешное поступление учащихся после окончания образовательное учреждения в различные учебные заведения и так далее. От сюда же видны и его перспективы.

Специалисты в области имидже логии считают, что имидж – это набор стандартов. Обучая учащихся, руководитель может корректировать имидж в соответствии с требованиями родителей учащихся и социального запроса. Восприятие родителями учащихся образовательного учреждения формирует определенное информационное поле вокруг образовательного учреждения, ее сотрудников и руководства. Положительный имидж привлекает к образовательному учреждению новых учащихся, а хорошая репутация гарантирует, что они будут обращаться к его услугам снова и снова. [17]

Иногда достаточно нескольких минут, чтобы родитель сделал те или иные выводы о характере, надежности и серьезности образовательного учреждения, основываясь на первом впечатлении. Соискатель поймет хочет ли работать в данном коллективе лишь войдя в кабинет директора. Считается, что люди судят о нас по впечатлению, которое мы производим на них в первые пять-семь секунд знакомства, что нашло отражение в старой поговорке «по одежке встречают».

Образ руководителя складывается из нескольких составляющих, в число которых входят одежда, мимика, жесты, движения, позы, речь, тембр голоса и т.д. Здесь нет мелочей.

Гардероб должен состоять из основных цветов, которые чаще всего так и называют - «деловые цвета». Прическа и макияж сдержанными. Походка, мимика, жесты и правильная осанка точно так же иногда портят общее впечатление. Препятствием на пути к успеху для многих является их собственная речь. А неизменная дружелюбная полуулыбка на лице является неотъемлемой частью имиджа. [17].

Внешность – важная составляющая имиджа, но отнюдь не единственная. Есть еще внутренняя и процессуальная составляющие имиджа.

Внутренняя или процессуальная – это прежде всего менталитет, т. е. образ мыслей, интеллект, профессионализм и идеи, так как руководитель без идей является как бы бесцветным.

Анализ современной отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать заключение о том, что понятие «имидж» формировалось в поле зрения разных наук и стало междисциплинарным понятием. Сегодня трудно найти крупного политического деятеля, который специально не обращался бы к имиджмейкерам. Имидж таких личностей выверен буквально до мелочей.

Формирование имиджа бывает осознанным и неосознанным. Осознанный технологический принцип формирования имиджа можно сформулировать так: воздействуй на людей с целью создания у них «нужного» мнения о тебе.

         Неосознанный принцип технологии формирования имиджа гласит: что нужно уметь воздействовать на людей так, чтобы у них помимо их воли возникло чувство приятного ощущения, связанного с вами

Процесс создания имиджа сложный. На впечатление влияет буквально всё: и стиль одежды и внешний вид. Любой неверный шаг – и впечатление о руководителе может повлиять на доверие к образовательному учреждению. А доверие, как известно, дорогого стоит. [15]

Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

Имидж, как показывает практика - это грамотное управление впечатлением. Если говорить о руководителе, то его имидж – это безупречный внешний вид, деловой стиль одежды и деловой этикет и каждая из этих составляющих должна находиться в гармонии друг другом.

Имидж может быть постоянным или ситуативным. Ситуативный зависит от той ситуации, в которой находится руководитель современного образовательного учреждения: деловая встреча, совещание, педсовет,  презентация или корпоративная вечеринка. В неформальной обстановке можно дать себе слабину, но при этом соблюдая чувство меры. [13]

Сошлёмся на одно из высказываний Наполеона: «Я бываю то лисом, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим».

         Внутренний имидж характеризуется в первую очередь взаимоотношением руководителя и работниками образовательного учреждения, а точнее, их восприятием руководителя.  Личная миссия руководителя: это своего рода конституция, выражающая стратегическое видение руководителя. Она определяет то положение, в котором он находится в данный момент, и то, чего он хочет достичь в будущем.

Руководитель просто обязан быть обаятельным. Ведь обаяние – это не столько визуальная привлекательность личности, но и полнота доверия, душевная расположенность к людям. Обладание высшей духовностью выступает в качестве непременного условия создания достойного имиджа.

Один из первых отечественных специалистов по имиджированию В.М. Шепель выделяет три группы качеств, обладание которыми дает шансы решить проблему имиджа.

Первая группа состоит из  природных качеств:

- коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию);

-  рефлексивность (способность понять другого человека);

 - красноречивость (способность воздействовать  словом).  

  Во вторую группу входят такие характеристики личности, которые являются результатом образования и воспитания:

- нравственные ценности;

- способность к межличностному общению;

-  деловой спич;

-  умение преодолевать конфликтные ситуации;

- психическое здоровье.

Ф.М. Достоевский считал, что гуманитарная развитость облегчает человеку успешное освоение любой профессии. О том что писатель в очередной раз прав свидетельствуют многие примеры из жизни знаменитых людей.

Третья группа качеств связана с жизненным и профессиональным опытом личности:

- интуиция;

 - гибкость в общении. [7]

Руководитель образовательного учреждения должен быть талантливой личностью. Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие руководители осваивают актерский ликбез, изучая: искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.

Каковы же критерии выбора модели социального поведения?

Считается, что это:

- безупречность (нравственная и правовая);

- умение действовать по обстоятельствам;

- цель, которую ставит перед собой личность;

-самокритичность собственных возможностей;

-учет психологических характеристик. В имиджировании актуально понимание тех личностных и деловых качеств, которые ожидаемы партнерами по общению. [8]

         Подытоживая подчеркнем, что создание имиджа руководителя образовательного учреждения – процесс, требующий затрат времени, денег и собственных усилий. Создание себя – это очень сложная работа, так как привлекательный для других и не противоречащий своему внутреннему «я» образ является ключом к решению многих жизненных проблем

1.2.  Функции формирования имиджа

Каждый человек несёт свой образ окружающему миру, и воспринимается другими людьми как отражение уровня его самооценки. Выявляя желание самосовершенствоваться, корректировать свой имидж показывает, что человек достиг определенного уровня самоуважения, состоялся как личность и имеет потенциал для роста.

Имидж руководителя является одним из основных факторов формирования имиджа организации. Руководитель любой организации, чаще всего, стремится к созданию позитивного имиджа, который будет являться ее конкурентным преимуществом.

Главная функция имиджа руководителя – это приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция происходит из простейшего желания работников понимать, чего от них хотят. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.

Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией.

Выделяют следующие составляющие имиджа руководителя организации:

- персональные характеристики;

- социальные характеристики;

- личная миссия руководителя, которая определяет то положение, в котором он находится в данный момент, и то, чего он хочет достичь в будущем и является важным моментом в выработке миссии и целей всей организации;

- ценностные ориентации руководителя.

Каждая из этих групп вносит свой вклад в формирование имиджа лидера и в различной степени поддается сознательному конструированию.

Формирование имиджа руководителя осуществляется двумя путями: стихийно или целенаправленно.

 В первом случае это естественный процесс, который проходит без внешнего давления. Чаще всего такая ситуация происходит, когда человек занимает пост руководителя в результате продолжительной вертикальной и горизонтальной карьеры в одной организации.

Второй путь достаточно сложный, так как предполагает активное формирование, которое необходимо, в следующих случаях:

- руководитель не являлся ранее представителем данной организации;

- руководитель не имеет опыта управления;

- в системе управления персоналом есть конфликтные точки;

- огромный размер организации и сотрудники не могут составить адекватное представление о деятельности руководителя и его личности (и это приводит к снижению трудовой мотивации).

В данном случае создание имиджа похоже на одеванием некоторой маски, и успех в этом случае будет обусловлен двумя основными факторами:

- правильность выбора маски;

- её близость к личности самого руководителя.

         Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего с проведением специальных мероприятий и процедур индивидуальной и организационной работы и требует тщательного анализа внутренних условий жизнедеятельности организации.

1.3. Имидж руководителя – женщины образовательного учреждения

В современном российском обществе, тем более в образовательном заведении руководитель не может быть импульсивным. Успех в любой сфере деятельности зависит от удачно выбранного имиджа. Разнообразие его арсенала должно опираться на четкий анализ, поскольку он выступает в деловых отношениях как полноценный игрок.

Структура имиджа руководителя:
          - целостность образа, в котором гармонично сочетаются внешний вид, личностные качества и коммуникативные навыки;
         - конгруэнтность внешних качеств внутреннему состоянию, настроению человека;
         - соответствие личности руководителя корпоративным целям и установкам.

Не стоит забывать, что большинство этих руководителей являются женщинами. Естественно, что деловой женщине следует быть достаточно консервативной в одежде. Иметь свой стиль – значит быть самой собой!

Таким образом, женщина-руководитель обладает более сложным имиджем, чем мужчина-руководитель. Она должна иметь в своем облике серьезные мужские черты.

Для ее имиджа важно все – во что руководитель одета, что несет её внешний вид окружающим, как пахнет руководитель, какова её прическа, как она движется, что написано на лице, какова осанка, какой фразой она приветствует людей, как смотрит им в глаза, как звучит её голос, как она начинает деловую беседу, как произносит комплименты и критику, чем она заканчивает деловой разговор, умеет ли говорить по телефону и насколько она знаком с этикетом электронной переписки и многое-многое другое.

          Грамотное выстраивание имиджа - наука и искусство одновременно, так как привлекательный облик, уже сам по себе притягателен для каждого человека. Ведь имидж, своего рода – репутация, которая сама по себе является ключом к решению многих жизненных проблем. Стилистика внешнего вида, манера поведения, постановка жестов, речи, хорошая артикуляция, визуальная и интеллектуальное владение аудиторией, профессиональное знание предмета, внутренняя гармония, и соответственно уверенность делают человека социально востребованным, раскрывают его неисчерпаемый потенциал и он покоряет новые творческие горизонты! [20].

.

1.4. Психология женщины-руководителя

Когда мы думаем о «лидере», «руководителе», «начальнике» то в первую очередь ассоциируем его с мужчиной. Но в последнее время в современном обществе женщины всё чаще начинают занимать лидирующие позиции. Работа позволяет женщинам проявлять творчество, инициативу, вызывает уважительное отношение со стороны знакомых, друзей, родственников.

На профессиональный статус женщины серьёзное влияние оказывает её семейное положение, необходимость совмещения ролей, что ограничивает выбор деятельности, затрудняет должностное продвижение, создаёт трудности в работе.

Попробуем обобщить психологические черты, которые характеризуют современную женщину - руководителя. Во - первых, это осознание равенства своих возможностей и способностей к участию во всех сферах жизни общества, поэтому результатом управленческой деятельности женщины чаще всего являются, созданные на предприятии, стабильные условия труда для подчиненных.

Женщина гораздо явственнее понимает, что работа - это еще не вся жизнь подчиненного. И чем более разнообразной и насыщенной будет нерабочая жизнь сотрудника, тем более он будет эффективнее на работе.

Именно поэтому, учитывая, что часто сотрудники работают по много часов, эффективные образовательные учреждения берут на себя ответственность за внерабочую жизнь персонала - организуют отдых для сотрудников, часто с семьями, устраивают мероприятия для детей, награждают билетами в театр, кино, на экскурсии, устраивают корпоративные спортивные соревнования.

           Для женщин характерен стиль руководства, ориентированный на стратегии вознаграждения, тогда как мужчины отдают предпочтение методам принуждения и экспертному стилю. Но практика показывает, что  наиболее успешным является комбинированный стиль руководства.

Чем же женщина на руководящей работе отличается от мужчины?

Ей каждый раз приходится доказывать свое право на лидерство, что существенно укрепляет со временем ее позицию. А мужчина опирается на собственный авторитет. Очень часто женщины-руководители охотно делятся собственной властью и любой информацией, считая, что такой подход непременно создаст атмосферу доверия в коллективе. Основным приемом управления женщина-руководитель выбирает моральную поддержку и различные поощрения.

Рассмотрим основные отличительные характеристики мужчин и женщин, занимающих руководящую должность (табл.1).

Таблица 1

Половые отличия в управленческой деятельности

Характеристики

Мужчины

Женщины

Способ преодоления препятствий

Интеллект, сила

Хитрость, ловкость

Ориентированность на проблемы

Перспективная

текущая

Направленность

На задачу

На межличностные отношения

Потребность в эмоциональных стимулах

Пониженная

Повышенная

Основа решений

Рассудок

Чувства

Характер

Замкнутый

Открытый

Отношение к внешнему миру

Реалистическое

Идеализированное

Поведение

Сдержанное

Эмоциональное

Тип мышления

Словестно-логический

Наглядно-действенный

Объект внимания

Содержание

Форма

Наблюдательность и точность

Пониженные

Повышенные

Ориентированность

Деловая

Личная

Отношение к другим

Прямолинейность

Гибкость

Действие словесного поощрения

Расслабляющее

Возбуждающее

Реакция на критику

Агрессивная

Спокойная

Не всё, однако, противодействует женщине в ее желании быть директором.

Начнем с того, что женщина чаще умеет находить компромиссы, договариваться, сглаживать острые углы и добиваться принятия взвешенных решений.

Женщина обычно «по - хозяйски» подходит к вверенному объекту управления, то есть умеет поддерживать и развивать различные стороны бизнеса избегая авралов. Женщины гендерно имеют привычку к рутинным, повторяющимся операциям, поэтому они более устойчиво относятся монотонным и не всегда несущим мгновенный эффект операциям.

Конечно, женщины очень эмоциональны, обычно женщины руководители умеют соединять рациональный подход и эмоциональную составляющую.

И еще один, очень важный фактор: женщины в большинстве своем легче переносят и падения и взлеты. В критических ситуациях они  более стрессоустойчивы и больше нацелены на поиск новых решений и  возможностей. При всей своей эмоциональности женщины еще и достаточно рациональны и ответственны.

Таким образом, подводя итог следует сказать, что современный руководитель может и должен эффективно решать педагогические задачи, обладать определенным уровнем научных знаний по управлению, планировать, мотивировать, организовать и контролирует работу педагогического коллектива.

Основами управленческой культуры женщины-руководителя образовательного учреждения являются:

- успешность в реализации административно-управленческих функций;

-  культура принятия управленческого решения;

-  управление инновационной деятельностью;

- профессионально-педагогическая культура;

-  мотивация педагогического коллектива;

-  создание благоприятного психологического климата;

- культура общения;

-  деловые и личностные качества.

В современных условиях имидж руководителя в образовательном учреждении тесно связан это как с процессами становления и развития различных типов и видов образовательных учреждений, так и с сокращением численности учащихся, а также отсутствием понимания целей, содержания, педагогических инноваций со стороны родителей.

Имидж образовательного учреждения определяется: многочисленными образовательными запросами общества; сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения учащихся; потребностью образовательной практики и усилий менеджмента в формировании представлений о деятельности данного конкретного учреждения.

         В итоге хочется отметить, что директор современного образовательного учреждения всегда должен помнить, что престиж его должности не является гарантией его авторитета как руководителя, поэтому его ценностные ориентации: наиболее важные предположения, принимаемые руководителем образовательного учреждения и оказывающие воздействие на организационную культуру образовательного учреждения вносят свой вклад в формирование имиджа всего учреждения.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

  1. Анализ имиджа руководителя образовательного учреждения в отражении учителей                                                              

       По опросам работники школы, ученики и родители обучающихся в идеальной модели имиджа руководителя образовательного учреждения выделяют в основном следующие составляющие: «одежда», «стиль», «коммуникабельность».

   Внешний вид руководителя - это своеобразная визитная карточка. Ведь "одежда говорит без слов". По тому, как выглядит директор, каковы манеры сотрудников, родители и их дети судят обо всем образовательном учреждении - ее надежности, респектабельности, устойчивости и прочее.

     Навязывать ничего не нужно. Необходимо устно, а лучше в виде внутрифирменного стандарта раз и навсегда договориться, как принято одеваться и оформлять внешность в образовательном учреждении, лучше всего, безусловно, деловой стиль. Такой подход поможет избежать недоразумений и конфликтов.

   Такая же картина обнаруживается  относительно категории «стиль», отражающая в целом образ, вкус и манеру поведения человека. Гармоничный образ женщины-руководителя является залогом коммуникабельности.

Таким образом, подчиненные учителя школы выделяют в имидже женщины-руководителя образовательного учреждения внешние атрибуты и не всегда считают главными внутренние характеристики личности руководителя.

 Но нам бы хотелось поставить акцент на внутренних факторах проявления имиджа женщины-руководителя, так как от этого зависит психологический и деловой климат коллектива.

 Самым важным качеств личности руководителя, по мнению учителей школы, является способность руководителя взаимодействовать с коллективом. Это необходимо для деятельности всего образовательного учреждения и помогает реализовывать общие цели с помощью коммуникаций.

Другими словами, современная школа требует от женщины-руководителя образовательного учреждения, прежде всего взаимодействия с педагогическим коллективом, детьми и их родителями. Внимательность, общительность, порядочность, принципиальность, забота, ответственность, активность - вот те личностные качества руководителя, которые помогают добиваться определенных целей.

  Из выше сказанного, вытекает главная профессиональная задача руководителя образовательного учреждения – выстроить эффективное взаимодействие с педагогическим коллективом, который также состоит преимущественно из женщин. Поэтому идеальный образ модели имиджа женщины-руководителя образовательного учреждения можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, и как ресурс развития образовательного учреждения.

Современная школа требует формирования имиджа руководителя-женщины как взаимодействующего субъекта.

  1. Рекомендации для руководителей-женщин образовательных учреждений.

Успех в любой сфере деятельности зависит от удачно выбранного имиджа. А в условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные образовательные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.

Мы уже выяснили, что успех организации – это в первую очередь успех ее лидера. С целью успешного взаимодействия и управления персоналом, а также на основе проведенного исследования можно дать следующие рекомендации руководителям образовательных учреждений. Формирование имиджа - это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.

I этап - определение миссии (анализа внешней среды, базовой идеей образовательного учреждения)

Итогом этого этапа должно быть четкое понимание того, каковы ваши сильные и слабые стороны. Дальнейшая стратегия здесь проста: сильные стороны актуализируем и популяризируем, с проблемами - работаем.

II этап - определение целевой аудитории.

Планируя имиджевую работу, руководитель должен понять, какую целевую аудиторию хотелось бы привлечь в союзники. Это могут быть: ученики, родители, коллектив работников образовательного учреждения.

III этап - планирование.

На этом этапе происходит разрабатываются конкретные мероприятия, связанных с формированием имиджа.

Итог этого этапа: ролевое распределение нагрузки. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (или мониторинге).

IV этап - реализация запланированных мероприятий.

Итог: органичная интеграция мероприятий по формированию имиджа образовательного учреждения в процесс обучения.

V этап - проверка эффективности.

На этом этапе проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности.

Таким образом, целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.

Особое внимание следует уделить индивидуальным особенностям школы. Для поддержания устойчивого положительного имиджа школе необходимо использовать PR - технологии. Но не просто наличие, а доступность сайта, удобство навигации, своевременность обновления.

Предложим следующие рекомендации:

- активное сотрудничество с местными средствами массовой информации, так как средства массовой информации являются своеобразными посредниками между школой и обществом;

- поиск способов передачи этой информации для пропаганды образования и создания имиджа школы;

- содействие в повышении квалификации педагогов, а также демонстрирование потребности школы в высококвалифицированных кадрах, стимулирующее педагогов на профессиональные достижения;

- предоставление педагогам возможности творческой и профессиональной реализации;

- информирование коллектива педагогов и коллектива учащихся с историей школы, нормами поведения в школе, этике и этикете.

- необходимо постоянно проводить анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.

Модель создания идеального имиджа образовательного учреждения полностью зависит от руководителя, раскрывают его неисчерпаемый потенциал и покоряет новые творческие горизонты! И несмотря на значимые успехи в формировании положительного имиджа забота о его укреплении и о высокой репутации школы должна вестись постоянно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, директору современного образовательного учреждения нужно всегда помнить, что престиж его должности – не является гарантией его авторитета как руководителя. Поэтому, чем привлекательнее для педагогов, учащихся и их родителей его личностные и профессиональные данные, тем он авторитетнее для них как личность, тем больше он получит признания как руководитель образовательного учреждения. 

Эффективное управление образовательным учреждением, как специфического социального социума, немыслимо без привлекательного облика того, кто по должностному положению этим занимается. Руководитель образовательного учреждения является публичной фигурой, так как в своей работе он постоянно вступает в общение с пятью социальными группами:

- учащиеся;

-  педагоги;

- технический персонал;

- родители;

 - вышестоящее руководство.

Кроме этого, ему (или ей) необходимо поддерживать связь с общественностью своего региона. Поэтому руководителю современного образовательного учреждения необходимо быть обаятельной и авторитетной личностью. Обладание названными характеристиками и их нравственно-профессиональная весомость имеет важное значение для утверждения общественного статуса руководителя образовательного учреждения.

Рост конкуренции на рынке образовательных  услуг давно уже заставил руководство образовательных учреждений задумываться о том, как они воспринимаются общественностью. Руководители понимают, что правила игры на современном рынке ужесточились и их имидж во многом влияет на имидж образовательного учреждения [18].

Понимая это, многие руководители школ настоятельнее проявляют интерес к своему имиджу, как личностному инструментарию, с помощью которого они могут утвердиться в социальной среде, формировать доверительные отношения с детьми, родителями и работающим в школе персоналом. В конечном итоге, это помогает обрести профессиональную репутацию и личный авторитет.

Персональный имидж женщины-руководителя - это целенаправленно формируемый, индивидуальный образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения, представляющий окружение и компанию, целью создания которого является запоминание и создание благоприятного впечатления у различных социальных групп, соответствующий их ожиданиям и ситуации.

Ни для кого не секрет, что руководитель образовательного учреждения должен быть лучшим примером для педагогов школы. Это касается не только его деловых качеств и организаторского таланта, но и манеры поведения в повседневной жизни. Высокая должность обязывает никогда не забывать о том, что в любую минуту на руководителя может быть устремлено множество глаз. И именно он задает тон и создает дух коллектива, которым руководит.

Теоретический анализ научных работ по проблеме исследования позволил нам создать обобщенную модель имиджа руководителя образовательного учреждения, которая использовалась в нашей работе как критерий для анализа полученных результатов. Нами была подробно описана обобщенная модель руководителя и женщины-руководителя современного образовательного учреждения и ее структура.

В исследовании изучены представления учителей современной школы  и результаты исследования показали, что главная профессиональная задача руководителя образовательного учреждения – выстроить эффективное взаимодействие с педагогическим коллективом, который также состоит преимущественно из женщин. Идеальный образ модели имиджа женщины-руководителя образовательного учреждения можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, и как ресурс развития образовательного учреждения.

В нашей работе мы сформулировали рекомендации для руководителей образовательных учреждений с учетом потребностей учителей.

Список использованной литературы

  1. Алешина, И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект. // Маркетинг, 2003.
  2. Бардышева, О.Ф. Социальный проект "Лицо школы" / О.Ф. Бардышева
    // Эксперимент и инновации в школе. - 2011.-№2. - С.19-21.
  3. Вишнякова М. Концепция формирования имиджа компании (общий подход и рекомендации) // Маркетинг, 2003.
  4. Деревлева, М., Ульянова, М. Формирование имиджа руководителя    // Офис-менеджер, № 7-8, 2002, с.42-47.
  5. 10. Джи, Б.П. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: Питер, 2000.
  6.  Егоршин, А. П. Управление персоналом: Учеб. для вузов / А. П. Егоршин. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.
  7.  Зверинцев, А.Б. Формирование имиджа // Коммуникационный менеджмент. СПб.,1997.
  8. Имидж как инструмент управления// Директор школы. - 2009.-    №10. - С.43-46.
  9. Исенко,С.П. Профессиональный имидж педагога и культура его общения / С.П.Исенко// Дополнительное образование и воспитание. - 2008.-№9. - С.3-10.
  10. Малыхина, Л. Личность руководителя и функция управления организационной культурой//Директор школы. - 2005.-№9.-С.34-40.
  11. Медреш, Е. «Фактор первого лица», или Типология управленческих стилей//Директор школы.-2005.-№5.-С.22-26.
  12.  Милютин, П. Управленческая культура личности и факторы развития// Власть, №5, 2007.
  13.  Менеджмент в управлении школой / Под. ред. Т. И. Шамовой. — М.: Магистр, 1992.
  14.  Моисеев, А. Миссия организации: что это значит? //Лидер образования. -2004.-№5.-С.43.
  15.  Пискунов, М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999, № 5, С 45.
  16.  Плахова, Л.М. Курс молодого бойца, или Азбука директора школы. В -3-х вып. Вып. 2. Практическое пособие / Л.М. Плахова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008, - 255 с
  17.  Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – С. 81.
  18.  Сергеева, Л.Б. Развитие управленческой культуры руководителей структурных подразделений вуза. - Автореф. на соиск. уч. степени кандидата пед. наук:Челябинск, 2011.
  19.  Ситников, А. Репутация компании и управление персоналом . // Имидж контакт, 2003, №7. - С. 32
  20.  http://www.hrliga.com/index.php?module=professionop=view .
  21.  Журнал "Менеджер по персоналу" в электронном виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ Формирование имиджа руководителя современного образовательного учреждения; его слагаемые

    Личность руководителя играет очень важную роль. Часто именно по личности судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей все ...

Роль ИКТ-технологий в создании имиджа современной образовательной организации

Выступление директора на августовской педагогической конференции...

"Роль учителя в формировании успешного имиджа образовательной организации"

Данный материал может быть полезен для классных руководителей ,учителей предметников ,заместителя директора по учебно-воспитательной работе...

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье рассмотрены подходы к формированию корпоративной культуры образовательных организаций, входящих в сеть организаций Нижневартовского района, ориентированных на дополнительное образования детей...

Стратегия формирования и развития организационной культуры образовательной организации

Исследование организационной культуры образовательного учреждения. Корпоративная культура образовательного учреждения - это инструмент, который дает возможность руководителю понять особенности своей о...

Стратегия и технология внедрения проектного управления в деятельность образовательной организации

Думаю, материал будет полезен тем, кто хотел бы реализовать проект, но сталкивается с проблемами его реализации. В чем может быть ошибка или проблема?...

«Формирование корпоративной культуры образовательной организации»

Значимость развитой корпоративной культуры в эффективном функционировании организации является общепризнанной во всем мире. Современные исследователи считают, что корпоративная культура является мощны...