Доклад "Использование технологии проектов на уроках истории в школе-интернате"
статья
Доклад на педсовете.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Седова Н.М., учитель истории и обществознания
«Использование технологии проектов на уроках истории в школе-интернате
(Из опыта работы)
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам истории, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Наряду с большими проектами существуют проекты, которые отличаются рядом особенностей.
Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент.
Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию.
В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала, от особенностей организации учебного процесса в данном образовательном учреждении.
Цель метода мини-проектов отвечают целям образования на современном этапе. Такой метод создает условия для формирования интеллектуальных качеств личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, учит конструировать собственный образовательный маршрут.
Цели использования метода проектов на моих уроках:
- способствовать актуализации и обобщению знаний, имеющихся у ученика по данной теме или проблеме;
- продолжить формирование устойчивого интереса к изучаемой теме;
- способствовать повышению мотивации ученика к активной, творческой работе на уроке и дома.
Ценность метода мини-проектов по моему мнению состоит в удивительной легкости и гибкости его применения, доступности для большинства педагогов и учащихся, не зависимо от уровня их подготовки по предмету и личностных характеристик.
Этот метод является оригинальным, инновационным, носит универсальных характер, и думаю, что он будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Этот метод с одной стороны, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, а с другой стороны, использование данного метода ориентировано на развитие ярко выраженных способностей учащихся в области истории.
Из опыта работы можно предложить несколько примеров применения метода мини-проектов. Для каждой изучаемой темы курса «Истории России» я подбираю нетрадиционные задания, в том числе и темы для мини-проекта учащегося. Их должно быть несколько. (Приложение) У детей должен быть шанс для творчества. Учащиеся выбирают мини-проект и тему мини-проекта.
В своей работе использую следующие творческие игры и задания:
“Особое задание” Сильные ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).
“Необычная обычность»: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.
“Идеальное задание”: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.
“Добудь ответ” опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в Интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени
«Звезда знаний»: на оборотной стороне звездочки в центре записать вопрос и варианты ответов на лучах звезды
В рамках мини-проекта ученикам предлагаю кроссворды, чайнворды, ребусы, которые можно разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему, предлагать отгадать одноклассникам.
Интересны детям задания, включающие ошибки в рассуждениях или записях, сбор и подготовка учебных пособий, таких, как открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки для изучения новых тем на уроках, создание карты-схемы путешествия (реальное или воображаемое).
Задания мини-проекта могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные, их можно выполнять самостоятельно и с родителями.
Я считаю, что метод мини-проекта результативен, так как он позволяет мне достигать целей поставленных в процессе обучения, а именно: сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
Приложение.
Темы мини-проектов к разделу «Великие преобразования России в 18 веке»
8 класс.
№ | Тема урока | Тема мини-проекта |
1 | Начало правления Петра I. | Я участник потешных игр. Я участник «Великого посольства» (составить карту-схему) Дневник путешествия. |
2 | Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга. | Я строитель города. Заочная виртуальная экскурсия по городу. Составить текст с исторической ошибкой. Хочу задать вопросы. Тематический кроссворд. |
3 | Полтавская битва. | Нарисуй ответ на вопрос. Внеси изменения в схему сражения. Добудь ответ. Подобрать пословицы и поговорки по теме. |
4 | Пётр I–первый русский император. | Составь шпаргалку по теме. Тематический кроссворд. Идеальное задание . Изготовить звезду знаний. Портрет (внешность, одежда, характер). |
5 | Преобразования Петра1. | Ребусы. Составь для своего соседа два задания. Изготовить книжку-малышку. Подобрать пословицы и поговорки по теме. Один день с Петром I. Копилка интересных и занимательных фактов. Рассказ -рассуждение «Пётр I в 21 веке». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Петр I - первый российский император" урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий в 8 классе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида
Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, реализован через личностно ориентированный подход с элементами проектной деятельности...
презентация на тему: Сушка плодов и овощей". Учитель технологии Губачёва Ольга Николаевна ГКОУ РО школа-интернат ст. Николаевская
Презентация предназначена для обучающихся 10 класса по предмету " Технология переработки сельскохозяйственной продукции", для закрепления материала по теме:"Сушка плодов и овощей"...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы-интерната
Здоровье - одно из важных составляющих жизни человека....
Выступление на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
Выступление на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»Подготовила: воспитатель школы – интерната...
Доклад на тему: «Нетрадиционное использование рисунков и проектов на уроках истории в специальной коррекционной школе-интернате»
На уроках истории я использую метод нетрадиционного подхода использования средств наглядности. В чем заключается практическая значимость такого метода?...
Дипломный проект "Адаптация школьников в условиях школы-интерната"
Стремительные изменения, происходящие в окружающем мире, отражаются во всех сферах деятельности подрастающего поколения. Стратегической целью современного образования является «человек гражданск...
- Мне нравится (1)