Статья на тему: «Взаимосвязь ценностных ориентаций старшеклассников и их профессионального самоопределения»
статья (9, 10, 11 класс)

Бычкова Анна Владимировна

       Очень часто мы сталкиваемся с большим числом случаев, когда учащиеся (выпускники школ) еще не определили свои профессиональные склонности, не выбрали своей будущей профессии. С факторами различных кризисов, связанных с неудачами при поступлении в специальные учебные заведения, отрасли производства,  с разочарованием в избранной профессии.                  

         Старший школьный возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для построения более или менее четких планов на ближайшее и отдалённое будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. Самоопределение означает определение себя в мире, своего места в обществе. Человек сам определяет границы своего выбора. Выбирая, кем быть, он отказывается от возможности «пройти» другие жизненные пути, может быть, и привлекательные, но оставшиеся за чертой сделанного выбора.                                                

        Поэтому цель нашего исследования – выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональных интересов учащихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_kopiya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Бычкова Анна Владимировна

«Взаимосвязь ценностных ориентаций старшеклассников и их профессионального самоопределения»

Очень часто мы сталкиваемся с большим числом случаев, когда учащиеся (выпускники школ) еще не определили свои профессиональные склонности, не выбрали своей будущей профессии. Сталкиваемся с факторами различных кризисов, связанных с неудачами при поступлении в специальные учебные заведения, отрасли производства, с разочарованием в избранной профессии.                 

Старший школьный возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для построения более или менее четких планов на ближайшее и отдалённое будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. Самоопределение означает определение себя в мире, своего места в обществе. Человек сам определяет границы своего выбора. Выбирая, кем быть, он отказывается от возможности «пройти» другие жизненные пути, может быть, и привлекательные, но оставшиеся за чертой сделанного выбора. 

По мнению отечественных психологов, юность –  это возраст, когда  закладывается основы мировоззрения,   формируются   ценностные   ориентации, установки психологических особенностей учащихся старших классов. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не  только по темпераменту и по характеру,  но  и  по  своим  способностям,  потребностям, стремлениям  и  интересам,  разной  степенью  самосознания.   Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути [1,2].

В ранней юности процесс формирования личности ещё не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остаётся с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу. На последнем этапе становления  подросткового возраста начинает складываться ценностно-смысловая мировоззренческая картина, формируются идеалы, представления о самом себе, определяющие во многом смысл деятельности, которую начинает самостоятельно строить молодой человек[1].

Согласно точки зрения Д.И.Фельдштейна, ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определённое место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и моё участие в жизни общества».

Психологический критерий «вхождения» в юность из подросткового возраста связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремлённость в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии [1].        

Многие отечественные психологи отмечают, что интеллектуальная зрелость, в том числе и нравственно-мировоззренческая, готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя в общем виде, имея в виду сравнительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек. Речь идёт о возможностях, которые имеются у всех старшеклассников и многими из них реализуются практически [5]. 

Различные аспекты изучения ценностных ориентаций старшеклассников рассмотрены в трудах многих отечественных исследователей (Божович Л.И.,1976; Братусь Б.С.,1988; Леонтьев Д.А., 1992 и др.), которые в своих работах подчёркивали особенности старшего школьного возраста и ценностных ориентаций личности.               

Основываясь на концепции А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами — значением и личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком [5].                  

С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентации — это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [5].

М.Рокич обобщил ценности личности как «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях».  В.Б.Ольшанский  рассматривал их как устремление личности или группы к разным формам социальной значимости, А.Г.Здравомыслов и В.А.Ядов ценностные ориентации связывали с понятиями установки личности на те или иные стороны материальной и духовной культуры общества [5].

Как справедливо замечает Д. А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [3].

Установлено, что система ценностных ориентаций личности имеет многоуровневую структуру, вершину которой составляют ценности, тесно связанные с её идеалами, жизненными целями.

Вопрос о соотношении целей и средств, в ценностных структурах, рассматривается в работах М.Рокича, В.А.Ядова и других исследователей. М.Рокич выделяет два класса: ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные) [3].

В основе регуляции социального поведения и профессиональной деятельности человека находится система его ценностных ориентаций, которая представляет собой сложное и динамическое образование. Cистема ценностных ориентации личности сложна, многопланова, образует динамичную многоуровневую структуру и может быть представлена как совокупность структурно-динамических и содержательно-типологических характеристик.   Универсальных критериев содержательной типологизации не существует, некоторые имеющиеся в научной литературе классификации лежат в основе конкретных методик, исследования ценностных ориентации личности.

Социальные нормы и личностные ценности находят своё отражение в профессиональном самоопределении личности. Вопросы профессионального самоопределения человека сложны и противоречивы.

Профессиональное самоопределение -  основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Вопросы формирования профессионального самоопределения в условиях процесса обучения в школе относятся к числу наиболее актуальных в исследованиях по педагогической и социальной психологии.  

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию в выборе профессии. Классические исследования в области профориентации принадлежат Е. А. Климову, И. С. Кону, А. Е. Голомштоку, Н. С. Пряжникову, Н. Н. Чистякову, А. Д. Сазонову.

По мнению И.С. Кона профессиональное самоопределение заканчивается в ранней юности, когда уже  необходимо  принять  решение,  которое  повлияет  на  всю дальнейшую жизнь человека [2].

Отечественные педагоги и психологи считают, что профессиональное самоопределение молодёжи - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально - трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально - профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, сферы трудовой деятельности и конкретной профессии.

В работе Пряжникова Н.С. и Пряжниковой Е.Ю. рассматривается  сущность профессионального самоопределения, которое  состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Причём важен сам процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом – это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение») [4].

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Иногда окончательный выбор делается позже, уже за порогом юности, нередко же своя истинная «сказка», которую «необходимо постигнуть» (М.М.Пришвин), так и остается неразгаданной.

Многие  исследователи отмечали различные проблемы, связанные с профессиональным самоопределением учащихся выпускных классов. Исследования проводились и в области ценностных ориентаций. Однако недостаточно исследована взаимосвязь ценностных ориентаций старшеклассников и их профессионального самоопределения. Поэтому нам было интересно проведение исследования в этом направлении.

Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональных интересов учащихся старших классов. Мы хотели выявить профессиональные интересы и ценностные ориентации учащихся старших классов, и, проанализировав полученные результаты, составить рекомендации для старшеклассников.

Наше исследование проходило на базе средней общеобразовательной школы №1 города Долгопрудного (2008 г.). Принимали участие учащиеся 10-11 классов. Общее количество испытуемых 51 человек (из них 18 девушек и 33 юноши), средний возраст составляет 16-17 лет.

Исследование наше проходило в несколько этапов.

На первом этапе нами были выявлены профессиональные и учебные интересы. У старшеклассников положительные интересы проявляются к таким предметам и сферам деятельности как право, юриспруденция,  военные специальности, а особенно к физкультуре и спорту. Отрицательный интерес выявлен в областях: биология, физика, математика, литература, деревообработка, металлообработка и строительство.   Положительных интересов к профессиональным областям у старшеклассников не выявлено, все значения лежат в отрицательной области. По сравнению с остальными несколько больше проявляется интерес к профессиям, предметом труда которых является человек (Человек-Человек). А практически не привлекают профессии деятельность которых связана с природой  (Человек-Природа), т.е. предметом труда являются объекты природы.  

Наиболее предпочтительными для старшеклассников является группа профессий религиозной направленности. К данной группе профессий относятся священники, монашество и послушничество. Не исключено, что выбор данного типа профессий связан с особенностями формулировки вопросов, а также проникновением религии в светскую жизнь.

Большинство учащихся старших классов выбирают профессии в области медицины и городского транспорта, а также профессии связанные с научной, артистической и героической деятельностью.

Учащиеся старших классов  проявляют мало интереса к профессиям связанным с высокими физическими нагрузками и математическими расчетами.  Хотя есть склонность к работе в необычных условиях и условиях, связанных с повышенной ответственностью.      Таким образом,  мы можем сделать вывод, что старшеклассники выбирают профессии, требующие проявления милосердия, творчества, героизма и самопожертвования.

На втором этапе нашей исследовательской работы было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций старшеклассников.       Профессиональные ценности у учащихся старших классов сформированы не полностью, ко всем ценностям проявляется обычный интерес. Наиболее выраженными профессиональными ценностями для старшеклассников являются чувство полезности людям чувство и духовный поиск.

Преобладающими терминальными ценностями старшеклассников являются такие ценности как:  область достижений, развитие себя, высокое материальное положение. Жизненные ценности учащихся - это сфера обучения и образования, а также сфера профессиональной жизни. Что является  в данный период жизни учащихся старших классов наиболее актуальным.

По результатам исследования взаимосвязей ценностных ориентаций и профессиональных интересов можно сказать, что существуют положительные взаимосвязи таких ценностей как «Духовный поиск и духовное удовлетворение», «Чувство полезности людям», «Развитие себя», «Сфера общественной жизни», «Сфера обучения и образования» с социономическими, творческими, биономическими профессиями. И отрицательные связи с финансовымаи и строительными профессиями, наукой. А у ценностей власти и богатства положительная взаимосвязь с финансовыми и асоциальными профессиями. И отрицательная с творческими и социономическими профессиями.

На третьем этапе нами проанализированы взаимосвязи ценностей и профессиональных интересов юношей и девушек. А также различия в их профессиональных интересах и ценностях.  Данные по профессиональному самоопределению между юношами и девушками старшеклассников  позволили  выявить  достоверные  различия.

У юношей наибольший положительный интерес проявляется к такой профессиональной деятельности как «Техника», «Рабочие на производстве» и «Профессии преступного мира». У девушек  положительный интерес преобладает к профессиям, трудовая деятельность которых связана с людьми (Человек-Человек), искусством, творчеством, изучением иностранных языков и журналистикой.

Данные по ценностным ориентациям старшеклассников позволили  выявить  достоверные  различия   по  таким показателям ценностей как: «Литература», «Педагогика», «Человек-Художесвенный образ», «Сценическое искусство», «Творцы»  (обобщенный уровень, где p<0,00);  «Лёгкая и пищевая промышленность», «Электро- и радиотехника», «Транспорт», «Иностранные языки», «Человек-природа», «Человек-Техника», «Человек-Человек» (p<0,05); «Техника», «Журналистика», «Изобразительное искусство», «Артисты», «Рабочие на производстве», «Профессии преступного мира»  (уровень конкретных действий, где p<0,01).                          

У девушек преобладают такие ценности как: «Азарт жизни, интересные события», «Духовный поиск», «Престиж, известность», «Чувство полезности людям», «Креативность», «Духовное удовлетворение», «Сохранение собственной индивидуальности» и «Сфера обучения и образования». У юношей, в отличие от девушек, доминирующей ценностью являются «Деньги, богатство, комфорт».

В связи с тем, что были выявлены различия в профессиональных ценностях и профессиональных интересах мы рассмотрели взаимосвязи ценностей и интересов в выборке юношей старшеклассников и девушек старшеклассниц.

Анализ взаимосвязей профессиональных интересов и ценностей юношей показал, что при выраженной ценности денег, богатства у них проявляется интерес к артистическим профессиям, асоциальным и техническим профессиям. И не проявляется к профессиям в области географии, торговли, сервиса, городского транспорта и юриспруденции. У девушек при выборе творческих, социономических профессий преобладают такие ценности как «Чувство полезности людям», «Креативность», «Духовное удовлетворение».

Также значимые различия у девушек и юношей были выявлены в ценности «Азарт жизни, необычные события». Среднее значение у девушек выше, чем у юношей, хотя у них взаимосвязи с этой ценностью не были выявлены. Это говорит о том, что старшеклассницы, которые стремятся к азарту и необычным событиям в жизни ещё не определились в выборе профессии.

В профессиональной ценности «Престиж, известность» у юношей наблюдается отрицательная взаимосвязь с юридическими, педагогическими профессиями и  деятельностью в области истории. Юноши, которые стремятся к престижу, не выбирают данные профессии. Девушки, стремящиеся к престижу отдают предпочтение профессиям в области техники, авиации, морского дела, экономики, природы, творчества, а также бродяжничества и профессиям преступного мира.

Девушки стремящиеся к собственному престижу в деятельности не интересуются химией, историей, математикой.  Юноши, которые ценят собственный престиж выбирают юридические и транспортные профессии, профессии религиозной направленности, общественную деятельность.                                  

В терминальной ценности «Духовное удовлетворение» у юношей выявлены положительные взаимосвязи с героическими, педагогическими, юридическими, медицинскими профессиями, общественной деятельностью, управлением, менеджментом, а также с профессиональной деятельностью в области биологии, географии, литературы, сферы обслуживания, изобразительного искусства и городского транспорта. А у девушек положительная взаимосвязь духовного удовлетворения выявлена  со строительными, героическими профессиями, сценическим искусством, домашним хозяйством, музыкой, деревообработкой. Т.е. данная ценностная ориентация доминирует у старшеклассников, выбирающих перечисленные типы профессий.    

Терминальная ценность «Сохранение собственной индивидуальности» у юношей положительно взаимосвязана с педагогическими, юридическими, творческими профессиями, общественной деятельностью, менеджментом и управлением. У девушек  положительная взаимосвязь выявлена с такими видами профессиональной деятельности как деревообработка и городской транспорт. Это говорит о том, что     старшеклассники, выбирающие данные профессии, стремятся к развитию и сохранению собственной индивидуальности.

В сфере обучения и образования юноши старшеклассники выбирают  профессиональную деятельность, предметом труда которой является человек (общественная деятельность, медицинские, педагогические, юридические, героические профессии, управление, менеджмент), а также городской транспорт. Девушки, предпочитающие медицинские профессии, стремятся к обучению и образованию в них. А девушки, предпочитающие сферу обучения и образования, не проявляют интерес к физике и химии.      

Таким образом в результате нашего  исследования   были выявлены взаимосвязи между профессиональными интересами и ценностными ориентациями старшеклассников.

Крайне необходимо в профориентационной работе учитывать различия в интересах и ценностях юношей и девушек. Интересы и ценности девушек на данном жизненном этапе имеют более сформировавшийся реалистичный характер. У юношей выявлен менее выраженный широкий спектр профессиональных склонностей и ценностных ориентаций, что говорит о  некоторой «неопределённости» жизненных планов на будущее. Возможно, это связано с вопросом прохождения воинской службы. Полученные результаты могут стать основой для разработки программы по профориентации.  

1.Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности // Вопр. психол. - 1976. - № 6. - С. 34-44.

2.Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989.

3.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992. - С.17.

4.Пряжников Н.С.,Пряжникова Е.Ю. Профориентация. -М., 2006.- С.32-36.

5.Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990, - С. 360.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Ценностные ориентации старшеклассника"

Исследовательская работа о ценностных ориентациях посвящена актуальной проблеме современного школьника. В своей работе автор раскрывает направления, которые в большей степени присущи старшеклассникам....

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

Концептуальные основы моделирования системы формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению

И.Н. ПронинаПедагог-психолог МБОУ СОШ № 7г. Минеральные Воды     Теоретическое ядро концепции формирования готовности к профессио­нальному самоопределению со...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что физическая культура для большинства учащихся ещё не стала  личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие из ни...

Автореферат "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"

Очевидным стал факт того, что демократические преобразования, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод в нашей стране создали условия для становления личности, осознающей...

Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"

Изменения в социальной, экономической, политической сферах  жизни современного российского общества не могли не повлиять  на социокультурную ситуацию в стране. Они отразились не только...

Статья "Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностной толерантности у воспитанников кадетского корпуса"

В статье рассматриваются проблемы педагогического сопровождения процесса формирования ценностных ориентаций кадет и развитие их межличностной толерантности. Авторы представили методику для изучения си...