Исследовательская работа "Ценностные ориентации старшеклассника"
творческая работа учащихся по обществознанию (9 класс) по теме

Максимова Алевтина Серафимовна

Исследовательская работа о ценностных ориентациях посвящена актуальной проблеме современного школьника. В своей работе автор раскрывает направления, которые в большей степени присущи старшеклассникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Марисолинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

                                                                    Выполнила: Соловьёва Екатерина,        

                                                         обучающаяся  9 класса МОУ

                                                         «Марисолинская средняя (полная)

                                                         общеобразовательная школа»

                                                          Руководитель:

                                                         Максимова Алевтина Серафимовна,

                                                         учитель истории и обществознания

                                                         МОУ «Марисолинская средняя

                                                        (полная)  общеобразовательная школа»

Марисола - 2013


Оглавление.

Введение             2

ГЛАВА I.     Понятие ценности и ценностные ориентации……… 5

ГЛАВА II.  Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов………………………………………………………. 8

Заключение          18

Литература.        21

Приложение        22

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования ценностных ориентацией у учащихся старших классов остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей.

В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.

Первоочередная задача "переходных" обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение в обществе стабилизирующего назначения. Становясь ценностными ориентациями людей, они непосредственно входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения. Важно выяснить психологические особенности современных подростков и в какой степени можно влиять на их формирование.

 Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Именно ценностная ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

Объектом исследования являются учащиеся 9-11 классов МОУ «Марисолинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

        Предмет исследования - ценностные ориентации учащихся общеобразовательного учреждения.

В ходе исследования была поставлена следующая цель: выявление психологических особенностей ценностных ориентаций и прослеживание их изменений в зависимости от пола.

 Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Теоретическое изучение вопроса: что такое ценности, ценностные ориентации.
  2. Проведение исследования ценностных ориентаций.
  3. Проведение сравнительного анализа полученных данных.
  4. Формулировка выводов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что ценностные ориентации старшеклассников имеют различную направленность в зависимости от пола  и возраста. 

В исследовании нами были использованы следующие методы:

  1. Изучение научно-теоретических источников, имеющих отношение к избранной теме;
  2. Метод сбора социологической информации – опрос в форме анкетирования.
  3. Метод наблюдения.

Статистическая обработка результатов проводилась ручным методом.

Эмпирическая база: исследование проводилось на базе Марисолинской средней школы им. Йывана Кырли. В исследовании приняли участие 49 подростков, возраст 15-17 лет.

 

             Рабочий план исследования.  

№ этапа

Содержание

1 этап

Подготовительный.

Разработка программы исследования. Определение объекта, предмета, задач исследования, рабочих гипотез. Изучение научной литературы.

2 этап

Анкетирование.

Проведение исследования. Опрос учащихся методом анкетирования

3 этап

Обработка материала.

Подготовка и обработка полученных в ходе исследования данных. Обработка вручную.

4 этап

Анализ материала.

Изучение и описание полученной информации. Интерпретация полученных результатов. Теоретический анализ. Выводы

 Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы   педагогическими работниками, оказывающими психолого-педагогическую помощь подросткам.

 Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Глава I. Понятие ценности и ценностные ориентации

Изучение проблемы ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии и психологии.

 Понятию «ценность»   придается несколько значений, в зависимости от рассматриваемой проблемы:

 

  1. Ценность как субъективная значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека (произведения материальной и духовной культуры) (К.А. Абульханова- Славская, В.А. Василенко, В.П. Тугаринов, А.С. Шаров, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Г. Оллпорт, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Сержантов и др.);
  2.  как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (К. Клакхон, В.Б. Ольшанский, Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Д.А. Леонтьев, С.С. Бубнова и др.);
  3.  как представления о должном, принципы, нормы поведения (В.А. Бодров, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ и др.);
  4.   как разновидность установок или как аттитюды (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.Г. Афанасьева, У. Томас, Ф. Знанецкий, Н.А. Кириллова и др.);
  5.  как элементы мотивации наряду с потребностями и мотивами (Э. Фромм, А. Маслоу, В.Г. Морогин и др.).

 Но, несмотря на многообразие подходов к трактовке ценностей, мнения большинства авторов сходятся в том, что индивидуальные ценности являются важнейшими, ядерными компонентами структуры личности, обусловливающими направленность личности, ее активность, устойчивость, целостность «Я», мировоззрение и т.д.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценности носят двойственный характер. Они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта.   Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые эта личность входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

 Ценностям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряют свою значимость.

  Как отмечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни».  

Направленность личности на те или иные ценности  составляет ее ценностные ориентации.  

         Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.  Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

  Усвоение ценностных ориентаций помогает школьнику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое я.

Формирование ценностных ориентаций - сложный и длительный процесс. Поскольку  ценностные ориентации обычно определятся как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как   целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно - историческими условиями. Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентации выступают индивидуально - типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоций и воли.

Глава II. Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

 Мною было проведено исследование ценностных ориентаций старшеклассников. Исследование проходило в несколько этапов:

  1.  Теоретическое исследование.

  2. Исследование ценностных ориентаций у учащихся 9-х -11-х классов  

В исследовании приняли участие 49 человек: 27 девушек и 22 юноши. Для осуществления исследования ценностных ориентаций у учащихся старших классов были использованы методы:

  1. Метод наблюдения.
  1. Метод анкетирования «Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения» (см. приложение).

Методика предназначена для выявления психологических особенностей ЦО как механизма регуляции поведения. С помощью данной методики можно выявить доминирующие экзистенциональные ценности в зависимости от уровня и аспекта регуляции, степень сформированности ЦО как психологического механизма. В нашей работе мы использовали типы ценностей, которые были выделены Н.А. Кириловой в работе «Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников».  

Для исследования были использованы анкеты. Испытываемым было дано задание на оценку суждений, которые представлены в анкете. Необходимо было оценить степень того, насколько для испытуемых важно, значимо то, о чем говорится в суждении. Общее количество суждений – 19, они разделены на блоки. Это повышает информативность методики, позволяет более дифференцированно описать психологические особенности формирования ценностных ориентаций.

К первому блоку относятся суждения, характеризующие возможность и значимость профессии в жизнедеятельности человека, - это 1, 8, 15 суждения. Во второй блок входят суждения, характеризующие роль взаимоотношений со сверстниками, - это 3, 10, 17 высказывания. Суждения, которые вошли в третий блок описывают окружение человека (обстановка в квартире, одежда, книги и так далее) – это 2, 9, 16 высказывания. В четвертый блок включены суждения, которые характеризуют образ «Я» - это 4, 5, 6, 11, 12, 13 суждения. И, наконец, в пятый блок – высказывания, связанные с возможностью и значимостью для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности – это 7, 14, 18, 19 суждения.

Каждое высказывание необходимо было оценивать с учетом трех параметров:

  1. Насколько активно вы добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности (реальность).
  2. Как часто вы мечтаете о данном предмете, явлении (мечты).
  3. Насколько для вашей будущей жизни важно, значимо то, о чем говориться в суждении (необходимость).

В соответствии с тем, как исследователи понимают ценностные ориентации, были проведены обработка и интерпретация полученных данных. Прежде всего определялась степень сформированности ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот параметр ценностных ориентаций, служила вариативность оценок, которые учащиеся используют при определении той или иной значимости ценности. В случае, когда учащиеся используют все оценки пятибалльной шкалы, можно говорить об определенной сформированности у них механизма дифференциации. Использование испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (в  основном 4 и 5) свидетельствует о том, что умение дифференцировать ценности находится на начальной стадии формирования. Если же испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом, или вообще не  в состоянии дать оценки, то можно предположить, что дифференциация у этих учащихся еще не сформировалась.

Так же степень сформированности ценностей определялась по величине ранга, полученного той или иной ценностью.

 

Результаты получились такие: ценностные ориентации, полностью сформированы лишь у одной трети юношей и девушек 9-11 классов. У 24% учащихся ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказались несформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся.

 А теперь рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций у учащихся 9-го  класса, представленные в таблице 1. Данное исследование было проведено в январе-феврале 2013-го года.

Таблица 1

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек и юношей  9-го  класса Марисолинской СПОШ

Реальность

Мечты

Необходимость

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

1.

Сделать из себя настоящего человека

1. Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями

1. Любимая и интересная работа 

1. Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями

1.

Любимая и интересная работа

1.

Любимая и интересная работа

2. Честный правдивый человек

2. Верный, надежный, преданный друг

2

Сделать из себя настоящего человека.

2. Любимая и интересная работа

2. Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями 

2. Целеустремленный, волевой человек

3.

Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями

3. Целеустремленный, волевой человек

3. Верный, надежный, преданный друг 

3.

Иметь средства для отдыха и развлечений

3.

Верный, надежный, преданный друг

3. Материальная обеспеченность

Три параметра, с учетом которых необходимо было оценить высказывания, мы условно назвали 1) реальность, 2) мечты, 3) необходимость для будущей жизни.

В реальности девушки на первое  место ставят ценность «Сделать из себя настоящего человека», а юноши - «Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями».  

Во второй графе, названной «мечты» на первое место учащиеся   ставят ценности «Любимая и интересная работа», «Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями».  

И, наконец, третья графа «Необходимо для будущей жизни». Здесь предпочтения девушек и юношей совпали - «Любимая и интересная работа».

Можно сделать вывод, что у учащихся 9 класса  реальность не совпадает с необходимостью: и у девушек, и у юношей самым важным в жизни будет «любимая и интересная работа», но для этого пока они ничего не делают.

Следующим этапом нашего исследования было изучение ценностных ориентаций учащихся 10 класса.  Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек и юношей  10-го  класса Марисолинской СПОШ

Реальность

Мечты

Необходимость

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

1.

Любимая и интересная работа

1. Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями

1.

Любимая и интересная работа

1.

Сделать из себя настоящего человека

1.

Любимый человек

1.

Сделать из себя настоящего человека

2. Верный, надежный, преданный друг 

2.

Любимая и интересная работа

2

Верный, надежный, преданный друг

2.

Материальная обеспеченность

2. Сделать из себя настоящего человека 

2. Любимая и интересная работа

3.

Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями

3. Верный, надежный, преданный друг

3.

Сделать из себя настоящего человека

3.

Любимая и интересная работа

3.

Любимая и интересная работа

3.

Материальная обеспеченность

В реальности юноши на первое место ставят ценности «Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями»; на втором месте – «Любимая и интересная работа», на третьем – «Верный, надежный, преданный друг». А у девушек на первом месте – «Любимая и интересная работа», затем «Верный, надежный, преданный друг» и «Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями». Таким образом, в реальности ценности юношей и девушек 10 класса совпадают. Оттого, возможно, и этот класс самый дружный и сплочённый в школе.

В графе мечты у юношей на первое место поднимается – «Сделать из себя настоящего человека». На втором месте -  ценность  «Материальная обеспеченность». И на последнее место ставится ценность «Любимая и интересная работа», которая располагалась в реальности на втором. У девушек же главная мечта – «Любимая и интересная работа».

И, наконец, в графе «Необходимо для будущей жизни», на первом месте у юношей - «Сделать из себя настоящего человека», на втором месте «Любимая и интересная работа», на третье место юноши определяют ценность: «Материальная обеспеченность». А девушки на первое место ставят ценность «Любимый человек», хотя остальные ценности  у них совпадают.

Таблица 3

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек и юношей  11-го  класса Марисолинской СПОШ

Реальность

Мечты

Необходимость

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

1.

Верный, надежный, преданный друг

1. Любимая и интересная работа

1.

Материальная обеспеченность

1.

Сделать из себя настоящего человека

1.

Любимый человек

1.

Любимая и интересная работа


2.

Сделать из себя настоящего человека

2.

Верный, надежный, преданный друг

2

Любимая и интересная работа

2.

Целеустремлённый волевой человек

2.

Сделать из себя настоящего человека

2.

Сделать из себя настоящего человека

3.

Любимая и интересная работа

3. Материальная обеспеченность

3.

Сделать из себя настоящего человека

3.

Любимая и интересная работа

3.

Материальная обеспеченность

3.

Материальная обеспеченность


Ценностные ориентации выпускников в целом не отличаются от 9 и 10 классов. В реальности девушки на первое место ставят ценность «Верный и надёжный друг», понимая, видимо, под этим свою вторую половинку, судя, что они выбрали в графе необходимость. А у юношей на первом месте ценность «Любимая и интересная работа». В графе «необходимость» выбрана эта же ценность. Это значит, что они уже сегодня серьёзно заняты реализацией этой ценности.

А теперь проведем сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек.   Результаты   представлены в сравнительной таблице. Таблица 4.

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек

Реальность

Мечты

Необходимость

Юноши

Юноши

Юноши

1

Любимая и интересная работа

Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями

Любимая и интересная работа

2

Верный, надежный и преданный друг

 Любимая и интересная работа

Сделать из себя настоящего человека

3

Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями

Сделать из себя настоящего человека

Материальная обеспеченность

Девушки

Девушки

Девушки

1

Верный, надежный и преданный друг

Материальная

обеспеченность

Любимый человек

2

Любимая и интересная работа

Любимая и интересная работа

Сделать из себя настоящего человека

3

Сделать из себя настоящего человека

Верный, надежный и преданный друг

Любимая и интересная робота

В реальности у мальчиков на первом месте ценность «Любимая и интересная работа », у девочек же на первом месте – «Верный, надежный и преданный друг»; на втором месте у юношей – «Верный, надежный и преданный друг», тогда как у девочек – это «Любимая и интересная работа». Третье место у юношей занимает ценность «Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями», а у девушек – ценность «Сделать из себя настоящего человека».

В мечтах у юношей выходит на первое место ценность «Взаимопонимание хорошие отношения с друзьями », хотя в реальности она занимала последнее место. На втором месте у юношей - «Любимая и интересная работа». У девушек эта ценность в мечтах стоит на втором месте, а первое место девушки отдали ценности «Материальная обеспеченность».         Ценности, выбранные и юношами и девушками носят похожий характер, однако места занимают разные.

Существенные изменения в предпочитаемых ценностях мы можем проследить в графе «Необходимо для будущей жизни».

Юноши неизменно ставят на первое место «Любимую и интересную работу», а девушки – ценность  «Любимый человек ». «Любимая и интересная работа» занимает у девушек третье  место. Юноши же на второе место ставят «Сделать из себя настоящего человека». И, наконец, на третьем месте «Материальная обеспеченность» - у юношей и «Любимая и интересная робота » - у девушек.

Анализируя и сравнивая ценности в графах «Реальность» и «Необходимо для будущей жизни», можно увидеть, что они заметно изменяются. То, что есть сейчас, в реальности не соответствует или частично соответствует тому, что нужно для будущей жизни. Это прослеживается как у юношей, так и у девушек.

Анализ ценностей, наиболее предпочитаемых респондентами двух групп показывает, что можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как: «Любимая и интересная работа», «Сделать из себя настоящего человека», «Верный, надежный и преданный друг». Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.

Таким образом, из проведенного нами исследования, мы сделали следующий вывод: ценностные ориентации учащихся старших классов различны в зависимости от пола. Для юношей наиболее важными являются ценности социальной успешности, а для девушек – ценности социального взаимодействия. Наличие именно этих ценностей, их содержание обуславливает соответствующее поведение старшеклассников, регулируют их поведение.

Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась. Задачи решены.

Результаты нашего исследования имеют ярко выраженную практическую   значимость, так как они могут быть использованы в консультативной, профилактической работах с учащимися. Полученные данные помогут учителям составить конкретную программу воспитательной работы с данными классами, а психологу разработать комплекс мероприятий с конкретными учениками.  

Заключение

На основании проведенного теоретического анализа мы сделали следующие выводы:

1. Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

2. Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.

3. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту.  

Поэтому такой важный элемент личностной структуры, как ценностные ориентации, полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек 9-11 классов. У 24% учащихся ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказались несформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся.

Несформированность основного механизма выделения ценностей – препятствует учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей.

  1. Ценностные ориентации учащихся старших классов различны в зависимости от пола. Для юношей наиболее важными и регулирующими являются ценности социальной успешности – это «любимая и интересная работа», «дело, которое будет самым важным в жизни», «иметь средства для развлечений». Для девушек значимыми являются ценности социального взаимодействия такие как «верный, надежный и преданный друг», «авторитете и уважение товарищей», «сделать из себя настоящего человека».
  2. Анализируя и сравнивая ценности в графах «Реальность» и «Необходимо для будущей жизни», можно увидеть, что они заметно изменяются. То, что есть сейчас, в реальности не соответствует или частично соответствует тому, что нужно для будущей жизни. Это прослеживается как у юношей, так и у девушек
  3. Рассматривая ценности, наиболее предпочитаемые респондентами двух групп, можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как «любимая и интересная работа», «сделать из себя настоящего человека», «верный, надежный и преданный друг». Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.

Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась, задачи решены.

 

 

 

Литература

  1. А.И.Кравченко. Основы социологии и политологии. М.: ТК Велби, 2007. – 352 с.
  2. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии 1999 №6 с. 29.
  3. Обществознание. 11 класс. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова и др. М., «Просвещение», 2011. -432 с.
  4. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. М., 1990. - 494 с.
  5. Интернет – ресурсы.:

                    http://www.bestreferat.ru/referat-208287.html

              http://revolution.allbest.ru/psychology/00172792_0.html

        http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1018

Приложение

Методика 1: Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения.

Необходимый материал: анкеты, ручки.

Ход исследования: 

Инструкция для школьников: «Ребята! Сейчас вам будет дано задание на оценку суждений (высказываний), которые записаны на отдельных бланках. Оценить надо степень того, насколько для вас важно то, о чем говорится в суждении. Оценка производится в баллах (см.          Шкала оценок). Внимательно прочтите приведенные на листах анкеты суждения. Напротив каждого суждения в колонке I выставляется оценка. Оценка выставляется с учетом того, насколько вы активно добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности. Например, «нужная и полезная людям профессия», если вы редко задумываетесь о профессии  и лишь тогда пробуете кое-что делать для ее приобретения (ходите на подготовительные курсы, консультируетесь с людьми данной профессии, читаете литературу об избранной профессии и так далее), то поставьте против этого суждения оценка 2 балла. И таким образом следует оценить все приведенные на бланке суждения».

После того, как испытуемые оценят все суждения, экспериментатор продолжает инструкцию: «А теперь оцените те же суждения, но по тому, как часто вы мечтаете, фантазируете о конкретном предмете, явлении. Например, вы мечтаете о том, чтобы иметь хорошего, верного друга. Часто фантазируете как бы с ним занимались интересным делом, а если вдруг вы попали в сложное положение, то он поможет вам. Таким образом, если вы часто мечтаете об этом, то в колонку 2 напротив этого суждения поставьте оценку 4 балла».

После окончания этого этапа работы экспериментатор продолжает: «И последнее, что я попрошу вас сделать, это оценить эти же суждения с точки вашей будущей жизни, то есть, насколько для вашей будущей жизни важно, значимо то, о чем говорится в суждении например, «иметь красивые, модные вещи», если для вас это будет важно, то в колонку 3 напротив данного суждения поставьте 5 баллов».

Бланк методики исследования.

Уважаемый товарищ! Ваши ответы могут улучшить учебно-воспитательную работу в школе. Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использоваться в обобщенном виде. Перед вами список из различных высказываний. Необходимо оценить в баллах каждое суждение в соответствии со шкалой оценок. Оценка проводится с учетом того, насколько важно, значимо для вашей жизни сейчас или в будущем то, о чем говорится в суждении.


Анкета.


п/п

Список ценностей

Номер

опыта

1

2

3

1

Нужная и полезная для людей профессия

2

Материальная обеспеченность

3

Взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями

4

Сочувствовать тем, кто попал в беду

5

Целеустремленный, волевой человек

6

Эрудированный и культурный человек

7

Иметь такую профессию, за которую люди будут меня уважать

8

Любимая и интересная работа

9

Иметь красивые и модные вещи (одежда, магнитофон, машина и тому подобное)

10

Верный, надежный, преданный друг

11

Честный и правдивый человек

 

12

Ответственный и настойчивый человек

13

Понять все, что меня окружает

14

Быть модно одетым, иметь машину, деньги – это очень важно в жизни

15

Дело, которое станет самым важным в моей жизни

16

Иметь средства для отдыха и развлечений (деньги, машина, дача, радиоаппаратура и тому подобное)

17

Любимый человек

18

Авторитет и уважение товарищей

19

Сделать из себя настоящего человека

Анализ и интерпретация полученных данных.

При разработке методики исследования мы руководствовались мыслью, что если суждения, описывающие те или иные ценности, можно будет разделить на классы, блоки и тому подобное, то это повысит информативность методики, позволит более дифференцированно описывать психологические особенности формирования ЦО и их функционирования как психологического механизма регуляциции поведения. В соответствии с этой мыслью мы сгруппировали суждения, описывающие ценности, в пять блоков. К первому блоку (суждения №1, №8, №15) относятся высказывания, характеризующие важность  и значимость профессии в процессе жизнедеятельности человека.  Профессия в этих суждениях рассматривается с точки зрения полезности для общества, насколько она является для него эмоционально привлекательной и входит ли профессия в круг самых важных для человека ценностей. Во второй блок (суждения №3, №10, №17) относятся высказывания, характеризующие роли взаимоотношений со сверстниками, их важность и значимость для испытуемых.  В них нашел отражение эмоциональный и поведенческий аспект взаимоотношений со сверстниками. Значимость, важность для человека вещей, в которые он одет, предметов, в которые  его окружают, не вызывает никаких сомнений.

Суждения, которые вошли в третий блок (суждения №2, №9, №16) и описывают вещное окружение человека, к ним можно отнести обстановку в квартире, одежду, которую мы носим, книги, картины, магнитофоны и машины, украшения и тому подобное. Люди далеко не безразлично относятся к приобретению некоторых из названных предметов, более того, есть люди, для которых приобретение предметов становится главным в жизни. Это характеризует одну из сторон ценностной направленности человека. Ценностная направленность, ЦО связаны не только с вещным окружением человека, с его направленностью во вне, но и самым человеком, с его личностными качествами и свойствами. У человека всегда есть стремление быть умнее, красивее, сильнее и так далее, то есть соответствовать конкретному или обобщенному идеалу. В зависимости от своего идеала, человек как-то себя и оценивает, то есть имеет определенное представление о себе. Образ «Я» это и есть представление индивида о самом себе. Таким образом, суждения, характеризующие образ «Я» включены в четвертый блок. Представление личности о себе имеет нравственный аспект блок (суждения №4, №11), регулятивно-волевой (№5, №12) и информативно-культурный (№6, №13). В последний пятый блок (суждения №7, №14, №18, №19) входят высказывания, связанные с важностью и значимостью для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности.  К этим сферам можно соотнести роль профессии, через которую личность самоутверждает себя (№7), самоутверждение в обещании  и взаимоотношениях со сверстниками (№18), возможность показать себя и реализовать свои возможности через вещное окружение (№14). И, наконец, через самовоспитание человека утверждается в собственных глазах (№19). Стремление занять определенное положение среди сверстников, чтобы тебя уважали, ценили, а возможно и преклонялись, особенно характерно для школьников подросткового возраста и старшеклассников. Однако, пути самоутверждения бывают разные и задача педагогов найти наиболее приемлемый для школьников данного возраста и социально оправданный подход в плане самоутверждения личности.

В соответствии с предложенной методикой исследования регуляция личностного поведения зависит от времени, то есть как ЦО выполняя функцию психологического механизма детерминируют поведение в настоящее время или будут определять поведение в ближайшем и отдаленном будущем. На время и уровень регуляции личностного поведения указывают вопросы: а) насколько вы активно добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности? – в настоящее время; б) как часто вы мечтаете, фантазируете о конкретном предмете, явлении? – ближайшая перспектива; в) насколько для вашей будущей жизни важно, то о чем говорится в суждении? Отдаленная перспектива. Таким образом, уровни регуляции личностного поведения и временной параметр регуляции совпадают.

Обработку и интерпретацию полученных данных полезно начать с нахождения среднего арифметического по всем суждениям в зависимости от уровня регуляции личностного поведения сравнивая средние арифметические по величине, можно прийти к выводу, какой из уровней регуляции поведения более актуален для школьников и наиболее интенсивно формируется.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация старшеклассников

Представление родителей о роли семьи в профессиональной ориентации, информация родителям о высших и средних специальных учебных заведениях города Самары...

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

Работа с родителями по предпрофильной ориентации старшеклассников

Работа с родителями по предпрофильной ориентации старшеклассников...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Характеристика приоритетной ценнойстной ориентации сташекласснико.Формы, методы и средства ее формирования....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что физическая культура для большинства учащихся ещё не стала  личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие из ни...

Автореферат "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"

Очевидным стал факт того, что демократические преобразования, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод в нашей стране создали условия для становления личности, осознающей...

Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"

Изменения в социальной, экономической, политической сферах  жизни современного российского общества не могли не повлиять  на социокультурную ситуацию в стране. Они отразились не только...