Доклад «Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».
учебно-методический материал
Доклад
«Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Павловская Елена Юрьевна
учитель (по адаптированной образовательной
программе) МБОУ Озёрная СШ №9,
с. Чёрное Озеро, Ширинский район, респ. Хакасия
Доклад
«Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».
В нашей школе имеются специальные классы для обучения детей с умственной отсталостью. Основная задача специальных (коррекционных) классов VIII вида – максимальное преодоление дефектов развития умственно отсталых школьников, подготовка их к посильному участию в производственном труде и общественной жизни. В нашей школе в среднем 60% детей с нарушением интеллекта имеют выраженные дефекты речи. Нарушения речи у таких детей носят системный характер и конечно нужно отметить, что с самых первых дней пребывания их еще в начальной школе нужно вести активную работу по её развитию.
Работа над связной устной речью и по ее развитию осуществляется на уроках русского языка, литературы, уроках развития речи. Но, как и любая коррекционно развивающая задача, развитие устной речи должно присутствовать на всех остальных уроках, в том числе и на уроках математики. Хорошим помощником в данном вопросе может быть альтернативная коммуникация, приемы которой возможно применять на различных уроках.
«Альтернативная коммуникация — общение лицом к лицу с собеседником без использования речи. Ребенок использует данные средства без речи, он не комментирует. Примеры альтернативной коммуникации — жесты, графические знаки, предметные символы, письмо.
Система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей. Так в Оксфорде разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, который называется «Смотри и говори». Эту систему используют при обучении умственно отсталых детей.
Графические символы включают в себя символы-изображения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, пиктограммы.
Предметные символы обычно делают из пластика. Их используют для слепых и людей с нарушением зрения» [3].
На уроках математики в начальных классах (в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающимися по адаптированной программе 8 вида) наиболее эффективным я считаю применение графических символов.
Самый простой пример – использование в работе цифр картинок, когда дети должны решить простой пример «2+2», ответ они могут не сказать, а показать с помощью карточки с цифрой «4».
При оценке работы на уроке, или над каким - то заданием можно применить символы выражения отношения (Рис.1). Так же свои эмоции ребенок может выражать через графические символы, к примеру ребус-символы (Рис.2)
При составлении заданий можно использовать карточки с инструкциями, того, что нужно выполнить. (Рис.3)
Применение системы Блисс-символов (состоит из 100 основных символов, их можно комбинировать, чтобы образовывать новые слова) при изучении темы многоугольники так можно вводить понятия треугольник, четырехугольник и т.д. Дети при изучении таких фигур могут показывать символ «Угол» и цифру «3», «4», «5», в зависимости от рассматриваемой фигуры. Отвечая на вопрос, что есть у данной фигуры?
Картиночные символы коммуникации - это простые черно-белые контурные рисунки с написанными снизу словами (рис. 4). Можно применять для обозначения предметов.
При решении задач, эффективно применять картинки, по которым детям наглядно можно понять вопрос. (Рис.5).
Так же можно при изучении цифр, чисел и простых математических действий применять фотографии, на которых нужно сосчитать изображенные предметы.
Эффективно так же использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов геометрических фигур, картинок к задачам, разрезных цифр и т.п
Всегда в работе на уроке нужно полагаться на индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка и его интересами. Подбираем задания под увлечения. (В классе много мальчиков - решаем задачу с машинками, и считаем игрушечные машинки).
Очень важно установление положительного взаимодействия с ребенком через игру (Например, «Здравствуйте!»). Формирование умения приветствовать взрослого, используя движения кистью руки.
Не нужно забывать и про жесты, которые широко распространены и доступны пониманию людей, не имеющих специальной подготовки. Конечно, жест не заменяет слово, а лишь дополняет его. Мы не прекращаем говорить с ребенком, пользуясь жестами. Опора на них дает ученику возможность использовать все доступные ему каналы для запоминания и установления связей. Это лежит в основе развития коммуникации и интеллекта. Существуют различные жесты:
- кивок головой – да
- покачивание головой – нет
- погрозить пальцем – не шали
- палец к губам – тихо
- рукой помахать – до свидания
- рука, ладонями вниз – садитесь
- рука, ладонями вверх – встаньте
- ладонь немного согнута – иди ко мне.
Жестами можно показать действия «+» или «-«.
Также продуктивность реализации развития речи ребенка будет зависеть во многом от условий урока, от методической организации этих занятий и их нацеленности на решение следующих задач:
1. Расширение представлений об изучаемых предметах;
2. Повышение речевой мотивации учащихся на уроках математики;
3. Одновременное развитие всех сторон устной речи;
4. Организация связного высказывания.
Содержание уроков математики, их целевая установка определяет выбор методов. Среди них можно выделить методы наглядные и практические, цель которых - всестороннее ознакомление детей с материалом: они наблюдают, ощупывают, вырезают, выполняют задания и т.д.
Вместе с тем, учитывая, что сама по себе наглядная и практическая деятельность умственно отсталых детей ещё недостаточна для того, чтобы определённая информация была воспринята ими, а тем более усвоена. Учитель широко пользуется словом, чтобы направить внимание детей на рассматривание объектов, на их сравнение, на организацию деятельности; он активизирует высказывания учащихся, постоянно добиваясь соответствия их речи и деятельности.
Участие максимального количества анализаторов, сочетание деятельности и слова делают чувственный опыт более полноценным. Создаётся та предметно – понятийная основа, на базе которой уточняется и расширяется словарь, формируется связная речь.
Речь, обращённая к ученику, привычно используемая в различных вариантах (рассказ, объяснение, вопросы, задания) является важнейшим методом обучения и должна быть правильной и лаконичной.
Важно помнить и применять:
1. Сходные по смыслу выражения, слова, плохо различаемые умственно отсталыми учащимися следует сопоставлять. Это удобнее делать тогда, когда они предъявляются в письменном виде, когда они записаны, н-р на разных половинках одного листа тетради.
2. Если учителя будет удовлетворять то, что ученики просто правильно называют ответ, на задачу и не будет требовать с детей распространённых ответов, то учащиеся научатся лишь механически узнавать разнообразные формулировки и воспринимать их, как указания на выполнение действия сложения или вычитания, но настоящего осознания заданий не произойдёт и в речи учащихся, они не закрепятся. Если обращать внимание на речь в ходе урока, то на первых порах это несколько замедлит темп работы. Но постепенно включение в речь умственно отсталых школьников различных вариантов формулировок, подлежащих усвоению, расширит речевые возможности школьников и перестанет оказывать влияние на темп работы во время устного счёта.
3. Известно, что если ребёнок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков, том числе и речевых у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительно времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребёнка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребёнок с УО незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счёте, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребёнка с УО, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в изменённых условиях, в новой ситуации. Всё это свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр.
4. Хорошим фундаментом для развития речи на уроках математики является обобщающий урок.
Уроки, на которых систематизируются и углубляются знания по определённой теме, имеют чрезвычайно важную цель: научить детей пользоваться приобретенными знаниями в разнообразной деятельности. На обобщающем уроке следует создавать условия, предоставляющие возможность учащимся рассуждать, приходить к определённым выводам и умозаключениям, решать познавательные задачи. Только в этом случае полученные знания послужат дальнейшему умственному и, конечно же, речевому развитию. Нужно сказать, что особое внимание на этих уроках надо уделять внимание проведению бесед по вопросам. Формулировки вопросов следует продумывать очень тщательно и строить таким образом, чтобы заинтересовать самых пассивных учащихся. Необходимо чередовать трудные и лёгкие вопросы, что вовлечёт в работу наиболее подготовленных учеников и всех заставит быть внимательными. Важно с самого начала обучения приучать детей обосновывать свой ответ (попросить доказать или объяснить, почему ученик так думает).
Важным моментом в развитии речи учащихся на уроках математики является приучение детей к точности в употреблении слов. В этом случае учитель предлагает ученикам подобрать подходящее слово, наиболее точно выражающее свойство или действие предмета. В этом случае нужно отметить, что нельзя разрешать ученикам на уроках математики употреблять неграмотно составленные фразы, незаконченные предложения. Если формулируя мысль, умственно отсталый школьник испытывает затруднения, ему следует оказать помощь, предлагая дополнительный вопрос, содержащий необходимые для ответа слова или сочетания. Можно дать для обдумывания ответа (для составления фразы, припоминания), в крайнем случае – предоставить ему возможность повторить сказанное другим школьником. Таким образом, систематическая работа над оформлением высказываний, требование доказательности ответов позволяет достичь значительных результатов в развитии устной речи учащихся на уроках математики.
5. Из психологической литературы известно, что предлагаемый вниманию детей с интеллектуальными нарушениями объект быстро перестаёт их интересовать, поскольку их ориентировочная деятельность кратковременна. Помочь учащимся сосредоточить внимание помогут различные действия с этим предметом. В процессе предметной деятельности легче возникают мотивы для осуществления высказывания.
6. Интерес детей к овладению речью, их желание говорить, в большей мере зависит от учителя: он поддерживается умением педагога проведения урока, позволять свободно высказываться детям с умственной отсталостью, не подавлять их речевую активность, а наоборот активизировать речь. Любую, даже не очень удачную попытку ученика выразить свою мысль необходимо поддерживать и тактично помочь исправить неточность.
7. Работа должна вестись на протяжении всего урока с обязательным подведением итогов.
При затруднении процесса коммуникации люди прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, рисункам, значкам, фотографиям, пиктограммам, системам символов). Эти средства помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности — в домашней обстановке, в условиях школьного обучения и воспитания, при общении со сверстниками. Кроме того, системы альтернативной и дополнительной коммуникации помогают в перспективе неговорящим детям перейти на речевое общение. Использование знаков, дополняющих или заменяющих речь, развивают абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом формируя понимание речи.
Обеспечение ребенка с ОВЗ средствами альтернативной и дополнительной коммуникации повышает уровень его социализации, улучшает качество жизни, дает возможность почувствовать себя полноценной личностью. Дети с ОВЗ, использующие эти средства коммуникации, нуждаются в поддержке.
Еще раз хочется отметить, что все педагоги работающими с данной группой детей, должны применять технологии развивающие речь, не нужно забывать о приемах альтернативной коммуникации, т.к. для детей с интеллектуальными нарушениями такая работа наиболее наглядна, оптимальна и полезна.
Список литературы
1. Богдан В.В. Создание комфортных условий на уроках математики в специальных школах./ Дефектология, 1997, №3.
2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 453-480.
3. Танцюра С.Ю. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ. Методическое пособие – Москва.: Издательство «Т.Ц. Сфера», 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Развитие познавательной активности через приемы проблемной ситуации на уроках математики"
laquo;Развитие познавательной активности через приемы создания проблемной ситуации на уроках математики»В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт мо...
Особенности развития речи детей с интеллектуальными нарушениями
особенности развития речи детей...
Приемы активного целеполагания на уроках математики (из опыта работы).
В современное время урок математики должен быть для учеников не только занятием по решению задач и упражнений, но также уроком, где можно самостоятельно...
Статья "Коррекция физических недостатков у детей с интеллектуальными нарушениями через подвижные игры."
Физическое развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями происходит по тем же законам, что и нормально развивающихся детей, однако имеет некоторые отличия, знания которых содействует лучшей орг...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы....
Формирование коммуникативных навыков и развитие разговорной речи детей с интеллектуальными нарушениями.
Тема самообразования. Публикация....
Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....