РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 «Альтернативная коммуникация» для 6 класса
календарно-тематическое планирование (6 класс)

Глотова Светлана Александровна

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся 6 класса составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объём и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya-kommunikatsiya.docx69.75 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ставропольского края‌‌

Администрация Левокумского муниципального округа‌

МБОУ СОШ №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

 «Альтернативная коммуникация»

для 6 класса

село Левокумское, 2024

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся 6 класса составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объём и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.

Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

  1. сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
  2.         научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  3.         научить понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  4. научить использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Описание места коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» в

учебном плане

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, «Коррекционно-развивающая область».

Реализация рабочей программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» рассчитана на 34 часа, (34 учебные недели, по 1 часу в неделю.).

Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Альтернативная коммуникация».

Основным ожидаемым результатом освоения АООП обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития являются развитие жизненных компетенций, позволяющих достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Освоение АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.

Ожидаемые личностные результаты освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющимся и развивающемся мире развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Однако, личностные результаты обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития тесно связано с предметными результатами, и достаточно сложно отделить их друг от друга в связи, с чем выделяются следующие возможные предметные результаты:

Аудирование:

Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Дикция и выразительность речи:

Умение определять интонацию, произносить слоги, слова, чистоговорки, уметь различать информацию;

Подготовка речевой ситуации и организации высказывания:

Умение вступать в контакт, уметь проигрывать обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

Культура общения:

Понимать смысл доступных жестов и графических изображений, понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира, деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный запас и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Содержание коррекционного курса

                                                     «Альтернативная коммуникация»

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» включает в себя следующие направления работы:

  1. Аудирование;

Распознавание речевых звуков и соотнесение их с образом предмета, составление предложений при помощи карточек пекс, дидактические игры с «говорящим зеркалом», упражнения на развитие речевого выдоха и артикуляционного аппарата.

Планируемые результаты: Предметные:

  • Знать алгоритм работы с речевым зеркалом;
  • Знать простые речевые упражнения;
  • Уметь пользоваться вербальными средствами коммуникации в социальном взаимодействии;
  • Использовать жесты, как средство коммуникации.

Познавательные:

  • Отличать речевые от неречевых звуки;
  • Понимать простых по звуковому составу слов;
  • Соотносить звук с демонстративным материалом.
  • Уметь следовать инструкции;
  • Уметь прогнозировать свои действия согласно полученной инструкции;
  • Уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио.

Коммуникативные:

-        Уметь выполнять ритуал приветствия, прощания;

  • Уметь привлечь к себе собеседника звуком (словом, жестом) уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
  • Слушать и отвечать на вопросы взрослого;
  • Владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
  • Уметь устанавливать контакт с собеседником;

Регулятивные:

  • Осуществлять самоконтроль при выполнении элементарных упражнений;
  • Удерживать учебную задачу;
  • Осуществлять самоконтроль при выполнении элементарных упражнений
  • Понимать системы общепринятых правил и требований;
  • Уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
  • Придерживаться учебному поведению.
  1. Дикция и выразительность речи;

Артикуляционная гимнастика, проговаривание рифмованных фраз с движениями, пение слогов под фонограмму, соотнесение блисc символов с предметной картинкой и жестами, знакомство с новыми словами по лексическим темам.

Планируемые результаты: Предметные:

  • Знать алгоритм работы с речевым зеркалом;
  • Знать простые речевые упражнения;
  • Знать имена детей своей подгруппы/класса;
  • Называть объекты, субъекты и явления, изображенные на графическом изображении или фотографии;
  • Знать графическое изображение предмета;
  • Знать графическое изображения действия предмета.

Познавательные:

  • Отличать речевые от неречевых звуки;
  • Соотносить символы с предметной картинкой;
  • Соотносить звук с демонстративным материалом;
  • Понимать смысл слов, обозначающих объекты и явления предметного мира, созданного человеком и объекты, и явления природного мира;
  • Понимать на слух речевые и неречевые звуки;

Коммуникативные:

  • Уметь попросить помощь;
  • Уметь выполнять ритуал приветствия, прощания;
  • Уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
  • Слушать и отвечать на вопросы взрослого;
  • Владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Регулятивные:

  • Осуществлять самоконтроль при выполнении элементарных упражнений;
  • Удерживать учебную задачу;
  • Понимать системы общепринятых правил и требований;
  • Уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
  • Придерживаться учебному поведению.

  1. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания;

Составление коротких рассказов по серии картинок, составление предложений блис символами, карточками пекс, жестами. Составление букв из элементов, слогов из букв, слов и простых предложений.

Планируемые результаты: Предметные:

  • Знать алгоритм работы с речевым зеркалом;
  • Знать простые речевые упражнения;
  • Знать имена детей своей подгруппы/класса;
  • Произносить звуки, слова по образцу учителя;
  • Знать графическое изображение букв;
  • Называть объекты, субъекты и явления, изображенные на графическом изображении или фотографии;

Познавательные:

  • Понимать слова, обозначающие предмет и действия предметов;
  • Отвечать на вопрос словом, карточкой или жестом;
  • Соотносить звук с демонстративным материалом;
  • Уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио.
  • Овладевать навыком чтения слогов, слов, предложений;
  • Составлять предложения доступными средствами;
  • Овладевать навыками глобального чтения слов и словосочетаний;
  • Понимать причинно-следственные связи на графическом изображении или фотографии;
  • Составлять рассказ из 1-2 предложений по графическому изображению или фотографии с использованием устной или письменной речи (напечатанные слова).

Коммуникативные:

  • Уметь попросить помощь;
  • Уметь выполнять ритуал приветствия, прощания;
  • Уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
  • Слушать и отвечать на вопросы взрослого;
  • Владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Регулятивные:

  • Осуществлять самоконтроль при выполнении элементарных упражнений;
  • Удерживать учебную задачу;
  • Понимать системы общепринятых правил и требований;
  • Уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
  • Уметь прогнозировать свои действия согласно полученной инструкции.

  1. Культура общения;

Артикуляционные    и     тематические     пальчиковые     гимнастики,     дидактические     игры

«Колокольчик», «Волшебный мешок», «я учусь говорить», составление рассказов по серии картинок, составление вопросительных и повествовательных предложений путем карточек и жестов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь устанавливать контакт с собеседником;
  • Уметь пользоваться вербальными средствами коммуникации в социальном взаимодействии;
  • Использовать мимику и пантомимику, как средство коммуникации.

Познавательные:

  • Уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио.
  • Овладевать навыками глобального чтения слов и словосочетаний;
  • Понимать причинно-следственные связи на графическом изображении или фотографии;
  • Составлять рассказ из 1-2 предложений по графическому изображению или фотографии с использованием устной или письменной речи (напечатанные слова).

Коммуникативные:

  • уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
  • слушать и отвечать на вопросы взрослого;
  • владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Регулятивные:

  • понимать системы общепринятых правил и требований;
  • уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
  • придерживаться учебному поведению.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Раздел. Тема урока.

Кол-во

часов

Дата

Основные виды деятельности

1 четверть – 8 час

Аудирование

4

1

Развитие слухового восприятия.

1

03.09

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие речевого выдоха. Распознавание низких неречевых звуков и соотнесение их с образом предмета. Развитие ритмико-интонационной коммуникативной стороны речи по серии картинок из цикла «истории

из жизни детей. Школа». Составление предложений при помощи пекс по теме «Школа»

2

Различение речевых звуков

1

10.09

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие речевого выдоха.». Распознавание гласных речевых звуков. Опора на кинестетические ощущения артикуляции и слухоречевой контроль. Обозначение звука образом. Проговаривание рифмованных фраз (или договаривание) с движениями «Кошка. Молоко, Муха. Зайка». Упражнения на развитие графомоторных умений на графических дорожках. Составление предложений при помощи пекс

по теме «Школа»

3

Различение речевых звуков

1

17.09

Распознавание гласных речевых звуков. Опора на кинестетические ощущения артикуляции и слухоречевой        контроль. Обозначение звук образом и графически. Дидактическая игра с

«Говорящим» зеркалом. Упражнения на развитие графомоторных умений на дорожках. Составление предложений при помощи пекс по теме «Школа»

4

Развитие слухо- речевого контроля. Символические социальные жесты и

движения.

1

24.09

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Упражнение на развитие речевого выдоха Развитие чувства ритма. Проговаривание рифмованных фраз с движением. Дидактическая игра с «Говорящим» зеркалом. Развитие мелкой моторики путём плетения цветных полосок на планшетах. Символические социальные жесты  и движения. Составление предложений при

помощи пекс по теме «Школа»

Дикция и

выразительность речи

5

5

Время года «Осень». Символические социальные жесты и движения.

1

01.10

Уточнение и расширение пассивного и активного словаря по теме «Времена года. Осень. Сезонные изменения в природе». Тематическая артикуляционная гимнастика. Различение и произнесение губно-губных согласных. Пение слогов с данными звуками под фонограмму. Развитие чувства ритма. Развитие речевого переключения между звуками и слогами. Составление букв из элементов. Составление слогов из букв. Тематическая пальчиковая гимнастика. Жесты, имитирующие простые предметные действия. Составление предложений

при помощи пекс по теме «Осень».

6

«Чтение» изображений по теме «Осень».

Символические социальные жесты и движения.

1

08.10

Уточнение и расширение пассивного словаря по теме «Времена года. Осень. Сезонные изменения в природе». Тематическая артикуляционная гимнастика.

Различение и произнесение губно-губных согласных. Пение слогов с данными звуками под фонограмму. Развитие чувства ритма. Развитие речевого переключения между звуками и слогами. Знакомство с губно-зубными звуками. Кинестетический образ звуков, предметный образ. Составление букв из элементов. Составление слогов из букв. Тематическая пальчиковая гимнастика. Жестовое обозначение понимания изображений на тематических картинках.

Дидактическая игра «картинка-символ-слово». Складывание разрезных картинок на тему

«Осень». Составление предложений при помощи пекс по теме «Работа на огороде осенью».

7

Жесты, имитирующие простые предметные действия. Жесты описательного характера.

1

15.10

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Расширение пассивного словаря по теме «дикие животные». Соотнесение звуков неречевых (издаваемые дикими животными) с речевыми (гласные первого ряда, губно-зубные согласные). Развитие умения соотносить звук с предметной картинкой и кинестетическим образом. Составление букв из элементов. Составление слогов из букв.

Тематическая пальчиковая гимнастика.

Жестовое обозначение понимания изображений на тематических картинках. Развитие понимания блисс-символов.

Коммуникативное взаимодействие со сверстниками и педагогом по данной теме по средствам блисс символики.

Составление предложений при помощи пекс по теме «Дикие животные»

8

Жесты, имитирующие простые предметные действия. Жесты описательного характера.

1

22.10

Расширение пассивного словаря по теме «Овощи». Соотнесение предметной картинки с муляжом. Игра на развитие памяти и внимания «Что пропало». Тематическая пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Развитие мышц мимической мускулатуры лица. Повторение произнесения гласных звуков первого ряда с переключением; согласных губно- губных и губно-зубных; переключения слогов. Составление предложений при помощи пекс по теме «Овощи». Жестовое обозначение понимания изображений на тематических картинках.

Развитие понимания блисс-символов.

2 четверть – 8 час

9

Жесты, имитирующие простые предметные действия. Жесты описательного

характера.

1

05.11

Продолжать расширять пассивный словарь по теме «Фрукты».

Тематическая пальчиковая гимнастика. Составление предложений при помощи пекс по теме

«Фрукты». Знакомство с блисс символами обозначающими действия «кушать», «собирать»,

«мыть». Артикуляционная гимнастика. Развитие мышц мимической мускулатуры лица. Произнесение заднеязычных звуков. Кинестетических , предметный образ звука.

Речевые упражнения с «Говорящим» зеркалом.

Подготовка речевой ситуации и организации

высказывания

4

10

Знакомство со словами-названиями, действиями, которые находятся в близком окружении.

1

12.11

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения, формирующие речевой выдох.

Формирование умения употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,

«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», Дидактическая игра с блисс-символами. Развитие понимания функции предметов, установление взаимосвязи между ними.

Проговаривание слогов с губно-губными и губно-зубными согласными и гласными первого ряда. Формирование умения переключения слогов. Проговаривание слогов и доступных слов перед «Говорящим» зеркалом.

Составление рассказов из серии картинок на тему быта.

11

Знакомство со словами-названиями, действиями, которые находятся в близком окружении.

Построение вопросительного предложения.

1

19.11

Артикуляционная и тематическая пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения

«Кораблик», «Забей мяч в ворота».

Расширение пассивного словаря по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы». Тематическая пальчиковая гимнастика.

Жестовое взаимодействие по данной теме. Речевое упражнение «неоконченная фраза».

Дидактическая игра «подбери к картинке символ». Установление связи символ-картинка. Построение вопроса с помощью карточек пекс.

12

Упражнения на развитие речевого дыхания (пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен).

Блисс-символы предметные

действия.

1

26.11

Развитость речевого дыхания. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Пальчиковые и артикуляционные гимнастики. Дидактическая игра «Барабан». Развитие чувства ритма. Подбор блисс символов к песням. Расширения словаря словами, обозначающими действия. Построение вопроса с помощью карточек пекс.

13

Блис-символы предметные действия.

1

03.12

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Упражнения на развития речевого выдоха «Мяч»,

«Бабочка». Выполнение двигательных упражнений с сопровождением рифмованной фразы «Ты шагай, ты шагай». «Колобок». Сформировать навык воспроизведения слоговых компонентов. Выполнение инструкций учителя. Формировать умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Развитие умения произнесение слоговых цепочек, опираясь на слуховой анализатор, зрительный, кинестетический образ. Проговаривание слогов перед «Говорящим» зеркалом. Подбор блисс символов по действиям с предметами.Построение вопроса с помощью

карточек пекс.

Культура общения

21

14

Картиночные символы коммуникации. Построение вопросительных предложений.

1

10.12

Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Тематическая пальчиковая гимнастика по данной теме. Знакомство с блисс символами по теме «Зима». Знакомство с картиночными символами. Жестовое взаимодействие по теме. Обозначение жестами действий. Произнесение гласных и согласных звуков. Пение слогов под фонограмму. Речевое упражнение «неоконченная фраза». Развитие чувства ритма. Развитие умения определять источник звука с опорой на практические действия. Составление последовательного рассказа по серии картинок для развития ритмико- интонационной коммуникативной стороны речи « зимние игры». Построение вопроса с

помощью карточек пекс.

15

Классификация предметов.

Картиночные символы коммуникации. Построение вопросительных

предложений.

1

17.12

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Формирование длинного речевого выдоха. Картиночные символы коммуникации. Классификация предметов по цвету, форме. Формирование умения распределять предметы по группам.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Распределение предметов по цвету и форме, подбор к ним блисс символов.

Построение вопроса с помощью карточек пекс.

16

Картиночные символы коммуникации по теме «Домашние животные»

1

24.12

Расширение словаря по теме «Домашние животные». Дидактическая игра «Кто, где живёт». Развитие речевого дыхания. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Языковая программа Макатон: слова-действия.

Картиночные символы коммуникации по данной теме. Составление последовательного рассказа по серии картинок для развития ритмико-интонационной коммуникативной стороны речи

«домашние животные». Построение предложений с помощью карточек пекс по теме «Домашние

животные».

3 четверть – 10 час

17

Картиночные

символы коммуникации по

1

14.01

Расширение словаря по данной теме. Артикуляционная и тематическая пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие речевого выдоха «Кораблик», «Снежок». Дидактическая игра

«Животные   и   их   детёныши».        Произнесение   неречевых   звуков   речевыми.   Повторение

теме «Животные и

их детёныши»

кинестетических,        предметных        образов        звуков.        Упражнения        с        «Говорящим»        зеркалом.

Картиночные символы коммуникации.

18

Картиночные символы коммуникации по теме «Дом»

1

21.01

Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда. Продукты питания». Картиночные символы коммуникации. Развитие речевого выдоха. Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Кошечка пьёт молоко». Дидактическая игра на развитие слухоречевого восприятия «Колокольчик». Упражнения на развития тонкой моторики. Языковая программа Макатон:

  • слова-действия.

Развитие графомоторных функций путём выполнения упражнений на графических дорожках. Составление последовательного рассказа по серии картинок для развития ритмико-

интонационной коммуникативной стороны речи «быт».

19

Эмоции. Картиночные символы коммуникации.

1

28.01

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Картинки, ролевые игры. Распознание эмоций. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Картиночные символы коммуникации. Дидактическая игра «Покажи своё настроение». Составление из деревянных табличек с изображением отдельного элемента лица своего настроения. Пение слогов под фонограмму на длительном речевом выдохе. Дыхательная гимнастика. Развитие мелкой моторики и графомоторных функций. Плетение цветными

полосками «Укрась коврик».

20

Составление предложений по теме «Транспорт». Составление предложений картиночными

символами.

1

04.02

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Дидактическая игра «Барабан» Развитие чувства ритма. Расширение представлений по теме

«транспорт». Произнесение неречевых звуков речевыми. Прохлопывание слогов односложных слов, двухсложных слов с прямыми открытыми слогами. Развитие чувства ритма.

Знакомство с блисс символами по данной теме. Картиночные символы коммуникации. Составление предложений картиночными символами.

Составление        последовательного        рассказа        по        серии        картинок        для        развития        ритмико-

интонационной коммуникативной стороны речи «транспорт».

21

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету,

величине, форме

1

11.02

Артикуляционная и тематическая пальчиковая гимнастика. Взаимодействие с предметами. Развитие слухоречевого контроля. Дидактическая игра «Колокольчик».

Дидактическая игра «Я учусь говорить»

Развитие чувства восприятия цвета, формы и величины.

Развитие понимания блисс символов и формирование умения коммуникативному взаимодействию с помощью символов.

22

Составление

предложений при

помощи карточек по теме «Мебель» Картиночные символы.

1

18.02

Расширение представление по лексической теме «Мебель». Артикуляционная и дыхательная

гимнастика. Пальчиковая гимнастика по данной теме. Дидактическая игра на развитие

зрительного внимания «Чего не хватает». Составление предложений картиночными символами. Языкова программа Макатон: слова-предметы; слова-действия.

Развитие        понимания        блисс        символов        и        формирование        умения        коммуникативному взаимодействию с помощью символов.

23

Составление предложений при помощи карточек по теме «Птицы» Использование жестов описательного

характера.

1

25.02

Артикуляционная и тематическая пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения

«Пёрышко», «Задуй свечу».

Расширение представление по данной теме. Среда обитания, особенности внешнего вида. Собирание разрезных картинок.

Двигательные упражнения, сопровождающиеся стихотворной рифмой «Ты шагай, ты шагай»,

«По снегу петляет зайка». Использование жестов описательного характера. Знакомство с блисс символами по данной теме.

Прослушивание пения птиц.

24

Использование жестов описательного характера.

1

04.03

Артикуляционная гимнастика. Тематическая пальчиковая гимнастика. Расширение понятий о времени года «Весна». Использование жестов описательного характера. Ролевая игра.

Развитость речевого дыхания. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по

подражанию. Коммуникативное взаимодействие с педагогом и сверстникамиблисс символами по данной теме. Разрезные картинки «Птица», «Цветы», «Зонтик».

25

Составление предложений при помощи карточек по теме «Весна» Развитие жестовой

речи.

1

11.03

Артикуляционная гимнастика. Тематическая пальчиковая гимнастика.

Расширение понятий о времени года «Весна». Составление слогов с губно-зубными согласными опираясь на образец, на слух. Развитие слухоречевого контроля. Развитие возможностей жестовой речи. Коммуникативное взаимодействие с помощью блисс символов с

педагогом и сверстниками. Развитие графомоторных функций по средствам выполнения упражнений на графических дорожках.

26

Классификация предметов.

Использование жестов описательного

характера.

1

18.03

Артикуляционная и тематическая пальчиковая гимнастика «Весна». Дыхательные упражнения

«Кораблик», «Пчёлка». Игра на развитие внимания и памяти с помощью блисс символов «Что пропало». Двигательные упражнения, сопровождающиеся стихотворной рифмой «Ты шагай, ты шагай», «Качели», «Дождь». Дидактическая игра «Барабан». Развитие чувства ритма.

Классификация предметов по форме. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Составление слогов. Проговаривание слогов с опорой на кинестетический образ звуков.

4 четверть – 8 час

27

Классификация предметов.

Мебель и посуда.

1

01.04

Артикуляционная и тематическая пальчиковая гимнастика «Весна». Дыхательные упражнения

«Кораблик», «Пчёлка». Дидактическая игра «Убери лишнее». Двигательные упражнения сопровождающиеся стихотворной рифмой «Ты шагай, ты шагай», «Качели», «Дождь».

28

Классификация предметов.

Транспорт.

1

08.04

Артикуляционная и тематическая пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения на развитие речевого выдоха «Кораблик», «Цветок». Знакомство с блисс символами по данной теме. Дидактическая игра «Убери лишнее». Игровое упражнения с движениями

сопровожденные рифмованным высказыванием «Транспорт».. Составление предложений картиночными символами. Развитие мелкой моторики плетением полосками на планшетах.

29

Классификация предметов Одежда.

1

15.04

Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Пальчиковые игры. Дидактическая игра «Убери лишнее» Коммуникативное взаимодействие с педагогом с помощью картиночных символов..

Дидактическая игра «Разрезные картинки». Игра с коммуникативными игрушками для развития ритмико-интонационной стороны речи. Развитие мелкой моторики путём плетения полосками

на планшетах.

30

Складывание букв, слогов.

1

22.04

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Двигательные упражнения с сопровождением рифмованной фразы «Колобок». Формирование умения складывать буквы и слоги. Составление слогов и чтение их. Развитие слухоречевого контроля. Пение слогов под фонограмму. Развитие речевого переключения. Речевые упражнения с говорящим зеркалом. Игра с коммуникативными игрушками для развития ритмико-

интонационной стороны речи. Развитие графомоторных функций путем выполнения упражнений на графических дорожках.

31

Коммуникативное взаимодействие по теме «Погода».

Картиночные символы.

1

29.04

Рассказывание об особенностях погоды при помощи картинок. Составление слогов и чтение их. Повторение кинестетического образа звуков. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая и дыхательная гимнастика. Двигательные упражнения с сопровождением рифмованной фразы

«Дождь». Дидактическая игра «Барабан». Развитие чувство ритма, темпа. Знакомство с картиночными символами по данной теме. Альбом жестов. Игра с коммуникативными

игрушками для развития ритмико-интонационной стороны речи. Составление разрезных картинок.

32

Коммуникативное взаимодействие по теме

«Моё настроение»

1

06.05

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Информирование о своем самочувствии (настроении) при помощи пекс. Составление предложений из двух слов при помощи пекс и языковой программы Макатон. Применение жестов вежливых слов. Развитие интонационной выразительности речи и активизации зрительных функций путем составление лица из разрезных деревянных табличек с

изображением элемента лица. Развитие графомоторных функций путем выполнения упражнений на графических дорожках.

33

Коммуникативное взаимодействие по теме «Лето».

Картиночные символы.

1

13.05

Артикуляционная и тематическая пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Расширение словаря по теме «Времена года. Лето». Дидактическая игра «Времена года».

Знакомство с блисс символами по данной теме. Употребление вежливых слов, жестов, слов-

предметов и слов-действий. Складывание разрезных картинок, по образцу и без.

Речевые упражнения с помощью говорящего зеркала. Игра с коммуникативными игрушками для развития ритмико-интонационной стороны речи.

34

Итоговое занятие. Классификация предметов.

Составление вопросительных

предложений.

1

20.05

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Повторение пройденного материала. Дифференциация понятий по лексическим темам. Составление предложений при помощи пекс. Развитие ритмико-интонационной стороны речи серией картинок «Школа». Составление последовательного рассказа по средствам блисс символов с опорой на предметные картинки. Игра с коммуникативными игрушками для развития ритмико-

интонационной стороны речи.

Итого:

34 часа

Описание материально-технического обеспечениякоррекционного курса

Доска магнитная – 1 Доска переносная – 1 Стенд – 1

Диван – 1

Стол одноместный – 4 Стол компьютерный – 2 Стулья – 4

Шкаф книжный закрытый – 2 Тренажер «Говорят зеркало» - 1 Компьютер – 2

Тренажер «Дельфа - 142» - 1

Технические средства обучения:

  • компьютер;

Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы:

Дидактический материал.

п/п

Наименование

1

Г.М. Зегебарт «Коррекция дисграфии»

2

Н.И. Соколенко «Материал по исправлению недостатков произношения»

3

О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда»

4

Профили артикуляции и постановки звуков.

5

Рабочие тетради по автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков,

соноров.

6

С.Н. Вохринцева «Дидактический материал по лексическим темам»

7

Дидактический комплект «Речь и речевое общение»

8

Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови одним словом», «Все о времени»,

«Логопедический экран», «Азбука в загадках», «Двойняшки»

Проверочный материал.

п/п

Наименование

1

Г.М. Зегебарт «Рабочие материалы по коррекции дисграфии»

2

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Рабочие материалы на повторение и закрепление

основных правил орфографии и пунктуации»

3

В.В. Лайло «Рабочие материалы на повторение и закрепление основных правил

орфографии»

4

Образцы текстов для чтения

Раздаточный материал.

п/п

Наименование

Количество

1

«Речевые игралочки»

  • «Гласные звуки и буквы А – О, О – У»
  • «Гласные звуки и буквы Е – И, У – И»
  • Парные твердые и мягкие согласные
  • Некоторые твердые и мягкие согласные
  • Слова, обозначающие предметы
  • Слова, обозначающие признак предмета
  • Слова, обозначающие действие предмета

13 шт

2

«Рассказы о временах года»

13 шт

3

Рабочие материалы для логопедической группы

12 шт

4

Рабочие тетради «Окружающий мир»

5

Динамические раздаточные пособия с эластичными элементами для начальной школы:

  • «Словарные слова»
  • «Пиши правильно»

6

Пособия для шнурования, плетения

6 шт

7

Пластилин

13 шт

8

Цветные карандаши и краски

13 шт

9

Трафареты

20 шт

10

Тренажеры для массажа пальцев и костей рук

6 шт

11

Мозаики

4 шт

Наглядные пособия

п/п

Наименование

1

Демонстрационный материал для фронтальных занятий:

  • По лексическим темам,

«Антонимы», «Словообразование», «Крылатые выражения», «Рассказы по

картинкам», «Пословицы и поговорки», сказки – «Колобок», «Теремок».

2

Таблицы «Звериная азбука», «Времена года и природные явления», «Учимся

писать», «Счет от 1 до 10»

3

Таблички со словами

4

Демонстрационная таблица «Алфавит»

5

Демонстрационная таблица «Слоговая таблица»

6

Комплект «Сюжетные картинки»

7

Комплект картинок «Сказки народов мира».

Учебно – методическая и справочная литература

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1

«Коррекция        устной        и письменной речи у учащихся

начальных классов»

Е.Н. Ефименкова

М.: Владос, 2001 г.

2

«Нарушение чтения у младших

школьников»

М.Н. Русецкая

СПб.: Каро, 2007 г.

3

«Логопедическая        работа        в

коррекционных классах»

Р.И. Лалаева

М.: Владос, 2004 г.

4

«Логопедическая        работа        в

школе»

О.А. Ишимова

М.: Просвещение, 2012 г.

5

«Волшебный        мир        звуков        и слов»

Е.А. Пожиленко

М.: Владос, 1999 г.

6

«Практическая грамматика на уроках русского языка»

А.Г. Зикеев

М.: Владос, 2003 г.

7

«Специфические        расстройства речи и школьных навыков »

Л.О. Пережогин

М.: Сфера 2005 г.

8

«Уроки русского языка»

В.В. Воронкова

М.: Владос, 2003 г.

9

Планирование        уроков

«Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром»        в        специальных

(коррекционных) классах

Е.Д. Худенко

М.: Аркти, 2004 г.

10

«В первый класс – без дефектов

речи»

Т.А. Ткаченко

СПб.: Детство пресс, 1999 г.

11

«Логопедические распевки»

Т.С. Овчинникова

СПб.: Каро,2006 г.

12

«Программа коррекционно   –

развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР »

Н.В. Нищева

СПб.: Детство пресс, 2006 г.

13

«Коррекция дисграфии, Учение

без мучения»

Г.М. Зегебарт

М.: Генезис, 2010 г.

14

«Проверь себя»

В.В. Лайло

М.: Дрофа, 2006 г.

15

«Коррекция        устной        и письменной речи у учащихся

начальных классов»

Е.Н. Ефименкова

М.: Владос, 2001 г

16

«Нарушение чтения у младших

школьников»

М.Н. Русецкая

СПб.: Каро, 2007 г.

17

«Логопедическая        работа        в

коррекционных классах»

Р.И. Лалаева

М.: Владос, 2004 г.

18

«Логопедическая        работа        в

школе»

О.А. Ишимова

М.: Просвещение, 2012 г.

19

«Волшебный        мир        звуков        и слов»

Е.А. Пожиленко

М.: Владос, 1999 г.

20

«Практическая грамматика на уроках русского языка»

А.Г. Зикеев

М.: Владос, 2003 г.

21

«Специфические        расстройства речи и школьных навыков»

Л.О. Пережогин

М.: Сфера 2005 г.

22

«Уроки русского языка»

В.В. Воронкова

М.: Владос, 2003 г.

23

Планирование        уроков

«Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром»        в        специальных

(коррекционных) классах

Е.Д. Худенко

М.: Аркти, 2004 г.

24

«В первый класс – без дефектов речи»

Т.А. Ткаченко

СПб.:Детство пресс, 1999 г.

25

«Логопедические распевки»

Т.С. Овчинникова

СПб.: Каро, 2006 г.

26

«Программа        коррекционно        – развивающей                работы        в

Н.В. Нищева

СПб.:Детство пресс, 2006 г.

логопедической        группе        для

детей с ОНР »

27

«Коррекция дисграфии, Учение

без мучения»

Г.М. Зегебарт

М.: Генезис, 2010 г.

28

«Проверь себя»

В.В. Лайло

М.: Дрофа, 2006 г.


        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия» (для 1 - 7 класса)

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 1 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 1 класса...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 2 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 2 класса...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 3 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 3 класса 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 4 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 4 класса 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 5 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 5 класса 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 7 класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 "Адаптивная физическая культура" для 7 класса 2023-2024 учебный год...