Статья на тему "Развитие познавательной активности через приемы проблемной ситуации на уроках математики"
статья по теме
«Развитие познавательной активности через приемы создания проблемной ситуации на уроках математики»
В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности
Цель и задачи методического семинара
Цель: обобщение педагогического опыта, использования приёмов технологии развития мышления на уроках математики для формирования познавательной деятельности обучающихся;
создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.
Задачи:
Ø Раскрыть сущность технологии развития проблемного обучения.
Ø Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие самостоятельного мышления обучающихся.
Ø Показать результативность использования приёмов технологии проблемного для формирования познавательной деятетельности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Развитие познавательной активности через приемы создания проблемной ситуации на уроках математики»
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности
Цель и задачи методического семинара
Цель: обобщение педагогического опыта, использования приёмов технологии развития мышления на уроках математики для формирования познавательной деятельности обучающихся;
создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.
Задачи:
- Раскрыть сущность технологии развития проблемного обучения.
- Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие самостоятельного мышления обучающихся.
- Показать результативность использования приёмов технологии проблемного для формирования познавательной деятетельности обучающихся
Актуальность педагогического опыта.
В качестве результата образования в настоящее время задается не объем предметных знаний, а новообразования в личности обучающегося. Данные новообразования касаются как всех проявлений психики ребенка (познавательной, эмоциональной и волевой сферы), так и его личностных качеств. Обращение к личности ребенка, как результату деятельности вызвано, в частности, идеей современного образования - «учение через всю жизнь».
Одной из ведущих идей «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» является предоставление каждому обучающемуся возможности достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе. Одним из способов реализации данной идеи вижу проблемное обучение. При таком обучении ребенок сам определяет для себя круг задач, в решении которых он может быть успешен.
Теория проблемного, развивающего обучения – новая дидактическая система, современной дидактики. Развивающим обучение, т.е. ведущим к общему и специальному развитию, можно считать только обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.
В практике работы приходится сталкиваться с тем, что дети успешно справляющиеся с различными видами работ под руководством учителя, пасуют в ситуациях, связанных с самостоятельным принятием решения.
Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы.
Актуальными являются уроки, которые учитель проводит в соответствии с современными стандартами образования. В настоящее время перед педагогами школ и мной лично стоит важнейшая проблема, как сделать процесс обучения еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Какие выбрать формы и методы обучения, чтобы педагог утратил центральную роль, стал организатором образовательного процесса, чтобы дети на таких занятиях взаимодействовали друг с другом, а педагог о том, чтобы усилия их были направлены на положительный результат. В практику педагогического процесса такие методы обучения вошли под названием «проблемные методы обучения», под которыми обычно понимается система методов, требующих от учащихся каких-либо творческих поисковых усилий, а не чисто механической учебной работы.
Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения обучающимися понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Актуальность темы
- Спад интереса обучающихся к изучаемому предмету;
- осознание необходимости формирования познавательных интересов обучающихся;
- поиск методических средств и приемов, располагающих к совместной деятельности учителя и обучающихся по овладению предметом, повышению качества математического образования;
- рассмотрение возможности использования проблемного обучения, как метода развития мотивации и познавательной активности обучающихся и, как следствие –повышение качества образования;
- формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Выводы, полученные в результате изучения психолого-педагогической литературы.
Проведенный анализ педагогической литературы показал, что проблемное обучение можно применять на уроках различного типа и позволил выделить внутреннюю часть структуры проблемного урока, которая состоит из следующих этапов:
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы, проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, конструкторско-изобретательную, частично-поисковую, художественную учебно-познавательную деятельность учащегося или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ репродуктивного и творческого характера или при изложении учебного материала учителем. Проблемные вопросы, задачи, задания являются наиболее универсальными и эффективными формами выражения проблем. Однако проблемная ситуация может быть создана учителем преднамеренно, без постановки вопроса или задания, а может возникнуть по логике изложения учебного материала.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Структура проблемного урока, позволяющего активизировать
познавательную деятельность ученика:
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
Учитель знакомит с общей идеей (проблемой) урока.
Ученики выдвигают гипотезы, идеи
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
Ученики проводят исследование, собирают информацию для своих гипотез.
Подтверждают или опровергают гипотезы.
- доказательство гипотезы;
Сообщают свою информацию систематизируют материал
- проверка правильности решения проблемы.
Подводят итоги, планируют дальнейшую работу.
(в обучении этот метод – лучший, по мнению психологов)
Для примера рассмотрим виды следующих составленных проблемных ситуаций:
1. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
Тема: Сумма углов треугольника (7 класс)
Учитель читает условие задачи, ученики анализируют его и выявляют ошибки, тем самым мы можем проверить учеников на внимательность. В данных задачах следует вспомнить теорему о сумме углов треугольника, полагаясь на данную теорему, мы придем к выводу, что не все условия задач поставлены корректно, тем самым некоторые треугольники не существуют.
Задача 1.1.Построить треугольник по трем заданным углам.
2. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
Тема: Линейные уравнения с одной переменной (6 класс)
Учитель приводит готовое решение следующих примеров, в ходе которого допущены ошибки. При проверке ответ не сходится. Ученики ищут ошибку, тем самым решают проблему, приходят к определенным выводам и решают пример уже без ошибок.
Таким образом, применение технологии проблемного обучения при изучении математики дает возможность обучающимся:
- уметь работать с информацией, делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- повысить уровень мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений;
- уметь применять полученные знания в практической деятельности;
- развить способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).
Используемые ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-391885-1390831448.jpg)
Презентация "Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание проблемных ситуаций на уроках физики".
Презентация к выступлению....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-545265-1516886598.jpg)
Формирование универсальных учебных действий через приемы проблемного обучения на уроках математики в 5-6 классах
Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать и бегать. Ему можно научиться только путем подражания и упражнения(Д.Пойа). Главной отличительной чертой современн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/12/picture-1162593-1568306788.jpg)
Приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики
Технология проблемного обучения на уроках математики....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-1175802-1571157920.jpg)
Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке математики
Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке математики...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102916-1547564888.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ.
Использование в учебном процессе новых методов обучения и воспитания способствует достижению высокого уровня обучения в Российской школе. Одним из таких методов является использование учебных ситуаций...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/21/picture-1280395-1603288304.jpg)
Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников
Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-1039833-1527853378.png)
Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности
Сегодня под проблемным обучением понимается: тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся, с усвоением ими готовых выводов науки, а с...