КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Сценарий школьного вечера для среднего звене по теме "Культура общения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_povedeniya_gotov.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
1 ведущий: Добрый вечер!
2 ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы собрались в этом зале не просто так. Сегодня мы будем говорить о культуре общения. Поскольку часто общаемся мы плохо, неумело, невразумительно.
1 ведущий: Каждый из нас задумывался, что такое ОБЩЕНИЕ? Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.
2 ведущий Наш жизненный опыт еще мал, и порой мы не знаем, как вести себя в разных ситуациях, как поступить, чтобы не было конфликтов. Сегодня мы и попытаемся в этом разобраться.
2.
Общаться надо уметь! И учиться этому, и воспитывать в себе культуру общения!
Представляем вашему вниманию небольшой журнал, который поможет вам и нам, нашим сверстникам научиться правильному общению друг с другом. Этот журнал мы будем создавать вместе с вами.
Первую страничку этого журнала условно назовем «Историческая».
Приведем примеры общения людей разных поколений.
-В разное время люди общались по– разному. Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Давайте послушаем.
/Выходят поочерёдно учащиеся, произносят фразы/
- –Рад Вас приветствовать, Игорь Сергеевич.
- Нижайший поклон, Петр Денисович!
- Честь имею откланяться.
- – Доброго здоровьица.- И вам не хворать!
- - Не толкайтесь! Не видите, что тут стоят – глаза что ли на затылке?
- – Ленка! Приветик!
- Привет! Как дела?
- Всё в порядке! А у тебя?
- Тоже ничего. Ну, всего!
- Пока!
Но в каком бы возрасте и с кем бы вы ни общались, ваша речь всегда должна быть достаточно культурной. Давайте же поиграем в игру «Речевой этикет».
1)Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Привет! Салют! и т.д.).
2)Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать? (Не могли бы вы мне?, Будьте добры! и т.д.).
3)Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам…, Разрешите познакомить вас…, Познакомьтесь…, Как тебя зовут? и т.д.).
4)Как принято извиняться в культурном обществе? (Прошу вам свои глубокие извинения…, Позвольте мне извинится…, Простите за… и т.д.).
5)Слова благодарности. (Благодарю вас…, Спасибо, Разрешите поблагодарить вас…, Заранее благодарен, Признателен вам… и т.д. ).
6) Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встреть вас? (До свидания!, Надеюсь увидеть вас еще!, Доброго пути!, и т.д.).
Спасибо за участие в игре!
СТИХИ О ВЕЖЛИВЫХ СЛОВАХ
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумано кем-то красиво -
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свиданья»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» - если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Предлагаем выйти представителей классов. Задание- составить
из двух частей пословицы о культуре поведения:
У себя как хочешь,
Не дорог подарок –
О пустяках спорить –
По одежде не суди,
Слово – серебро,
Хоть не богат,
От слова спасенье,
На незваного гостя
В деревню, где живут одноногие,
От одного слова, по делам гляди.
молчание – золото.
а в гостях – как велят.
дорога любовь.
дело упустить.
и от слова погибель.
не припасена и ложка.
а гостям рад.
да навек ссора.
надо идти на одной ноге.(победители - кто быстро и точно составит)
- Мы открываем следующую страничку нашего журнала -«Давайте говорить друг другу комплименты»
(звучит песня Б.Окуджавы)
Скажите, что мы называем комплиментом, как вы понимаете это слово?
/Ответы учащихся/
- Толковые словари комплиментом называют любезные, приятные слова, лестный отзыв.
Средств выражения одобрения, комплимента в русском языке очень много. И все они обращены к собеседнику, к тому, с кем вы общаетесь.
- Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступков, работы. А одобрение – от корня « добро», как и доброта, доброжелательность, и добродетель. Добро можно сделать и словом, одобрив что-то в человеке. Так давайте говорить друг другу комплименты! В нашем распоряжении всё богатство речевого этикета!
Просим выйти на сцену представителей всех классов. Объявляем сейчас конкурс на лучший комплимент.
/Конкурс, итоги конкурса, призы/(от каждого класса по 1-2 чел)
5. Страница третья «На добрый привет – добрый ответ».
- О свойствах культурной речи вы должны помнить всегда: выступаете ли вы с докладом на уроке, просто говорите в обществе знакомых или непосредственно общаетесь с собеседником.
Думаю, никому из вас не нравится грубое, пренебрежительное, оскорбительное отношение к себе других людей.
Сказанное с утра недоброе слово может испортить настроение на весь день. И наоборот, приветливое слово или пожелание может поднять настроение. Иногда вы даже не замечаете, что обидели друга, поэтому очень важно, чтобы вы с малых лет приобрели навыки воспитанности, вежливости.
Что значит быть вежливым, учтивым?
Вежливость – это почтительность, приветливость, доброжелательность, стремление не причинять неприятностей другим, готовность прийти на помощь
С давних времен люди приучали употреблять «волшебные» слова даже маленьких детей. Чтобы стать культурным, воспитанным человеком, нужно с детства приучаться быть вежливым, добросердечным.
Язык, которым мы с вами разговариваем, красивый, богатый, ласкательный, нежный. В нем есть много «волшебных» слов - слов вежливости.
А сейчас давайте назовем «вежливые» слова, которые смягчают речь, помогают выразить доброжелательное отношение к собеседнику.
/Учащиеся называют эти слова.
- Говорить эти слова нужно улыбаясь, потому что улыбка согревает сердца, улучшает настроение. Это маленькое чудо, которое мы должны разделить со всеми.
Давайте посмотрим несколько ситуаций такого непосредственного общения.
/Учащиеся инсценируют диалоги между продавцом и покупателем в книжном магазине/.по 1-2 чел от класса
- Невежливый продавец и вежливый покупатель.
- Вежливый продавец и невежливый покупатель.
- Вежливый продавец и вежливый покупатель.
. Я думаю, что вы без труда определили правильное и неправильное поведение действующих лиц .
Давайте определим лучшую актерскую пару.(жюри)
- Наряду с вежливыми словами существуют ещё правила общения. Послушайте их и постарайтесь запомнить.
- Старайтесь, чтобы общение с вами было человеку полезно и приятно.
- Будьте всегда вежливы, приветливы, доброжелательны в общении.
- Умейте внимательно слушать друг друга.
- Помните: невежливо слишком много говорить о себе, перебивая собеседника.
- Говорите и пишите о том, что может быть интересно человеку, с которым вы общаетесь. Учитывайте его возраст, характер.
- Учитесь чувствовать настроение собеседника. Не скупитесь на улыбку и добрые слова.
Сейчас предлагаем вам поучаствовать в следующем конкурсе «Вежливые слова»(от каждого класса 1-2 чел).
Составьте диалоги, соблюдая правила общения и употребляя вежливые слова.
- Приглашение вместе пойти куда – нибудь.
- Просьба помочь в выполнении трудного домашнего задания
- принести интересную книгу для чтения
- зайти за другом/подругой, чтобы вместе идти на секцию/кружок
Определяется самый вежливый собеседник(жюри)
- Мы с вами ещё раз убедились, насколько важно для каждого человека владеть речевой культурой, которая является свидетелем уровня общей культуры. Недаром в пословице говорится: «По твоей речи о тебе судят».
- Следующая страничка журнала – «Манеры поведения»
(С листочков я и 6 класс)
Последняя страничка нашего журнала «Викторина и загадки о правилах культурного общения»
Загадки о вежливости
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь: «добрый …. день»!
Друг другу на прощание
Мы скажем … «до свидания».
Друга не стоит в обиде винить,
Лучше скорее его ….извинить.
До чего ж оно красиво,
Слово доброе …«спасибо».
Как похоже слово «царствуй»
На приветливое … «здравствуй».
Когда виноваты, сказать спешите:
«Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше не … перебивай!
А сейчас небольшая викторина
1. Навстречу мужчине идет женщина. Кто должен первым поздороваться? (Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой)
2. В дверях школы вы встретились с одноклассницей. Кто первым должен поздороваться? (Из двух детей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан).
3. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сергей увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Добрый день, Галина Ивановна!» Какой ошибки он допустил? (Сергей поступил невежливо. Надо было сказать общее «Добрый день».
4. Вы встречаете этого человека часто, например, возле магазина, мимо которого идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься, даже если ты с ними не знаком, обязательно).
5.Люди приветствуют друг друга при помощи слов, жестов. Какие вы знаете жесты? (Поклон, рукопожатия).
6. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”?
Правильно говорят «Извините»
7. С какой стороны обходят прохожих?
(Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).
- Почему приветствуются правой рукой? (Во время приветствия принято пожимать друг другу руку. Сегодня эта традиция считается проявлением уважения. А поводом для этого принято было прежде другое: миролюбие, демонстрация мирных намерений. Протянутая открыта правая рука должна подтвердить, что в ней нет оружия - камней, ножа).(за прав ответ –фишка, у кого больше -победители)
Подведение итогов викторины.
- Вот и закрылась последняя страничка нашего журнала. И хорошо, если вы задумаетесь: всегда ли правильно общаются дети с родителями, подростки со взрослыми? А наши разговоры с близкими, с друзьями?
И ещё об одном нам хотелось бы сказать, что особо ценится в общении. Это улыбка. Улыбка не нужна самому себе. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте же улыбнёмся друг другу, чтобы нам с вами было хорошо, легко и радостно!
/Заканчивается урок песней Б.Окуджавы/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"
Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»
Данный курс призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...
Методическая разработка классного часа на тему: "Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми"
Роль семьи в современной жизни....
Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»
Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....
Проект по культуре общения "Законы общения"
Проект направлен на развитие культуры общения учеников 5 класса....