Дополнительная общеразвивающая программа "Школьный вальс"
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Майер Надежда Рудольфовна

Актуальность программы обусловлена социальным заказом обучающихся 9-11 классов, не занимающихся ранее танцевальным искусством, разучить с ними школьный вальс к мероприятиям «Последний звонок» и «Выпускной вечер». Так возникла необходимость создания программы «Школьный Вальс». Результат достигается при условии желания обучающихся украсить вальсом свой выпускной вечер, праздник последнего звонка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_vals.docx119.25 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная     общеобразовательная      общеразвивающая      программа «Школьный Вальс» художественной направленности разработана в соответствии:

  • «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.),
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей     программе МОУ «СОШ № 4 г. Ершова Саратовской области»

Актуальность программы обусловлена социальным заказом обучающихся 9-11 классов, не занимающихся ранее танцевальным искусством, разучить с ними школьный вальс к мероприятиям «Последний звонок» и «Выпускной вечер». Так возникла необходимость создания программы «Школьный Вальс». Результат достигается при условии желания обучающихся украсить вальсом свой выпускной вечер, праздник последнего звонка.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что содержание программы, формы, методы и технологии обучения помогают наиболее эффективному решению комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задачи достижению поставленной цели. А так же при реализации программы у обучающихся вырабатываются технические и танцевальные навыки. На занятиях применён коллективный способ обучения, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Адресат программы: учащиеся 14-17 лет.

Возрастные особенности: 14-17 лет - старшие подростки не только познают действительность, но и вырабатывают к ней соответствующее отношение.

Представление о жизни, требования к себе и другим превращаются в убеждения, формирующие мировоззрение, которое начинает выступать в качестве основных мотивов в поведении и деятельности. Как отмечают психологи, мышление подростков полно увлечений и страсти. Особенно остро эмоциональность характера проявляется в спорах, в отстаивании своих взглядов. Выражено стремление объединить свои знания в единую систему и тем самым определить смысл своего существования. Это возраст между детством и юностью, когда осуществляются основные процессы физического созревания. Работая с этой возрастной группой, педагогу необходимо воспитывать волевые качества, поощрять выдержку, упорство, настойчивость. В этом  периоде учащимся доступна сложная координация, точность, отчетливость движений. Развивается художественный вкус: не всегда интересны конкретные, приземленные характеры, образы, сюжеты.

Срок реализации программы:1 месяц (18 ч.).

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Форма обучения: очная

Принцип набора учащихся в объединение: свободный, наличие сертификата дополнительного образования.

Состав групп: переменный.

Форма организации деятельности: групповая.

Количество детей в группе: 20-26 человек.

  1. Цель и задачи программы:

Цель: развитие творческих способностей учащихся, средствами хореографии через овладение техникой исполнения вальса.

Задачи программы:

Обучающие:

научить танцевальным элементами движениям вальса, уметь правильно исполнять движения, взаимодействовать в паре.

Развивающие:

развить художественный вкус и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

сформировать культуру группового общения с детьми и взрослыми, уметь работать в паре и группе.

  1. Планируемые результаты

Предметные результаты:

знание основных понятий, танцевальных элементов и движения вальса, умение правильно исполнять движения, взаимодействовать в паре.

Метапредметные результаты:

развитие художественного вкуса и творческих способностей учащихся.

Личностные результаты:

формирование культуры группового общения с детьми и взрослыми, уметь работать в паре и группе.

  1. Содержание программы

Учебный план

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/

контроля

Теория

Практика

I

Введение. Вальс и его особенности.

2

1

1

Опрос,

Демонстрационный показ.

Вальсовый шаг вперед и назад.

1

-

1

Показ.

Разворот впереди

назад.

1

-

1

Практическая

работа.

Основной вальсовый ход. Движение качели.

Вальсовый квадрат.

1

-

1

Показ.

Движения «лодочка», «окошко»

1

-

1

Показ.

Кружение парой.

1

-

1

Соревнование на

Лучшее исполнение.

Итоговое занятие.

1

-

1

Контрольный показ.

II

Постановочная работа. Выход. Соединение вальсового квадрата и  движений вальса.

2

-

2

Практический показ.

Связка из движений и связка из фигур.

1

-

1

Коллективный

показ.

Итоговое  занятие.

1

-

1

Соревнование на

лучшее исполнение.

III

Четкость исполнения движений.

1

-

1

Показ.

Чистота исполнения

фигур.

1

-

1

Практический показ.

Синхронность в

исполнении.

1

-

1

Практический показ.

Выразительность

исполнения.

1

-

1

Практический показ.

Эмоциональность

исполнения.

1

-

1

Показ.

Контрольное занятие.

1

-

1

Исполнение вальса

на«Последнем звонке»,

«Выпускном вечере».

Итого

18

1

17

Содержание учебного плана.

  1. Введение.

Теория. Вводное занятие: цели и задачи. История возникновения и развития. Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи данного курса обучения (стоящие перед учащимися) и требования к учащимся в процессе обучения. Рассказывается об истории возникновения и развития вальса.

Практика. Позиции рук, ног. Положение рук, головы и корпуса в паре. Вальсовый шаг вперед, назад. Вальсовая дорожка, развороты. Движение «качели», вальсовый квадрат. Разучивание диагонали, движение «лодочки» и «окошко». Фигуры «прямоугольник» и волна. Кружение парой. Итоговое занятие.

  1. Постановочная работа.

Теория. Объяснение схемы танца и связок. Составление танцевальной композиции из ранее проученных элементов и комбинаций. При постановке танцевальной композиции следует учесть уровень восприятия, эмоционального и физического развития, интересов учащихся.

Практика. Соединение вальсового квадрата и диагонали, составление связки из двух движений и двух-трех фигур. Соединение кружения парой с основным ходом. Соединение связок в танцевальную композицию. Итоговое занятие.

  1. Репетиционная работа

Теория. Объяснение танцевальной композиции.

Практика. Добиваться чёткости исполнения движения, чистоты исполнения фигур. Отрабатывать синхронность исполнения. Техника танца. Добиваться выразительности и эмоциональности исполнения. Контрольное занятие.

  1. Форма аттестации планируемых результатов программы и их периодичность

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и итогов аттестации учащихся.

Текущий контроль–осуществляется регулярно педагогом на занятиях. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и учитывает темпы продвижения учащегося, инициативность на уроках, качество выполнения заданий.

Итоговая аттестация–обеспечивает оперативное управление учебной

деятельностью учащегося и проводится с целью определения:

-качества подготовки по программе;

-уровня умений и навыков, сформированных у учащегося за время обучения. Формой итоговой аттестации служит публичное выступление на последнем звонке и на выпускном вечере.

Раздел 2.

Комплекс организационно-педагогических условий.

  1. Методическое  обеспечение

Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения: очная. Методы обучения– словесный, наглядный, практический.

Словесный        метод        -        позволяет        в        кротчайшие        сроки        передать учащимся информацию, ставить перед ними задачу и указывать пути ее решения.

Наглядный метод - исполнение педагогом музыкального материала, показ видеоматериала.

Практический метод - выполнение практического действия с целью овладения им или повышения его качества исполнения.

Метод практических работ - для формирования навыков самостоятельной деятельности.

Педагогические технологии используемые в предоставлении программного материала: технология группового обучения, технология обучения в сотрудничестве, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

  1. Условия реализации программы

Программа «Школьный Вальс» обеспечивается учебно-методической документацией. В образовательном процессе используются учебно-методические пособия, аудио-, видеоматериалы.

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю данной программы.

  1. Календарный учебный график дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный вальс»

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Место

проведения

Форма

проведения

Форма аттестации/контроля

1

Введение. Вальс и его особенности.

2

 Актовый зал

Школьная площадка

Опрос, упражнения

Демонстрационный показ.

2

Вальсовый шаг вперед и назад.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Показ.

3

Разворот впереди назад.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Практическая

работа.

4

Основной вальсовый ход. Движение качели. Вальсовый квадрат

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Показ.

5

Движения «лодочка», «окошко»

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Показ.

6

Кружение парой.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Соревнование на

лучшее исполнение.

7

Итоговое занятие.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Танец

Контрольный показ

8

Постановочная работа. Выход. Соединение вальсового квадрата и  движений вальса.

2

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Практический показ.

9

Связка из движений и связка из фигур.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Коллективный

показ.

10

Итоговое  занятие.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Танец

Соревнование на

лучшее исполнение.

11

Четкость исполнения движений.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Показ.

12

Чистота исполнения фигур.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Практический показ.

13

Синхронность в исполнении.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Практический показ.

14

Выразительность исполнения.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Практический показ.

15

Эмоциональность исполнения.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Изучение движений

Показ.

16

Контрольное занятие.

1

Актовый зал

Школьная площадка

Танец

Исполнение вальса на

«Последнем звонке»,  «Выпускном вечере».

17

Итого

18

  1. Оценочные материалы

Критерии определения результативности программы:

  1. Музыкальность–способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
  2. Эмоциональность–выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позах, жестах характер вальса.
  3. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук в исполнении элементов вальса.
  4. Координация, ловкость движений–точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
  5. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения(выполнять композиции самостоятельно, без подсказок)
  6. Память–способность запоминать музыку и движения.

  1. Список литературы

Список литературы для педагога

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 2-еизд.- Л.: Искусство. 1983.-207 с.
  2. Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала.- М.: Владос, 2003
  3. Курников Д.В. Современная хореография как средство саморазвития личности.//Вестник новосибирского государственного педагогического университета.2012. № 2.Том 6. С.87-91.
  4. Современный бальный танец. Под ред. М. В. Стриганова и В. И.Уральской. М., «Просвещение»,1978.
  5. Хамзин Х.Х. Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев. Правильная осанка.-М.,1999.

Список литературы для учащихся

Интернет-ресурсы

  1. https://ikt.ipk74.ru
  2. https://horeografiya.com
  3. www.horeograf.com  Сайт посвящен хореографам и танцорам
  4. http://www.ballet.classical.ru/ - Маленькая балетная энциклопедия
  5. https://studwood.ru/760190/kulturologiya/zaklyuchenie/

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Рабочая программа дополнительного образования «Школьный вальс» для обучающихся 9, 11 классов

Групповая форма работы учащихся на занятии позволяет обучающимся избавиться от излишней стеснительности, позволяет обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся, воспитать культуру эмоций, культуру д...