Дополнительная образовательная программа по теннису
рабочая программа
Программа по настольному теннису для детей 10-15 лет в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tennis.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) разработана согласно требованиям следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010г.);
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» имеет физкультурно- спортивную направленность. Она предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Уровень программы
Программа реализуется на стартовом (ознакомительном) уровне.
Новизна программы
Дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что в условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Срок реализации программы и объем учебных часов
1 год обучения: 37 часов, 1 раз в неделю по 2 часа
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 3-9 класс (9-15 лет).
Формы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: фронтальные, групповые, коллективные, индивидуальные, парные.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель - создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Обучающие:
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие:
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные:
- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропаганда здорового образа жизни;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание занятий 1 год обучения | Количество часов | Формы аттестационого контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. Введение. Инструктаж по тех. безопасности. | 1 | 1 | зачёт | |
2. Общая физическая подготовка. | 5 | 0 | 5 | Беседа |
3.Специальная физическая подготовка. | 10 | 0 | 10 | Упражнения по карточкам |
4.Техника игры. | 10 | 0 | 10 | Соревнования |
5. Тактика игры. | 8 | 0 | 8 | Контрольная |
6. Участие в соревнованиях. | 3 | 3 | Соревнование | |
Итого: | 37 | 1 | 37 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Содержание учебного плана
Теория
Физическая культура и спорт в России.
Состояние и развитие настольного тенниса в России.
Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи.
История развития настольного тенниса в мире и нашей стране. Достижения теннисистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок.
Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика заболеваемости травматизма в спорте.
Содержание: Понятия о гигиене. Гигиена тела. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Понятия о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию обучающихся. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания. Пищевые отравления и их профилактика. Режим дня спортсмена. Значение сна, утренней гигиенической гимнастики для юного спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом; оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Основы техники и техническая подготовка
Содержание: Основные сведения о технике игры, о её значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация и анализ техники изучаемых приёмов игры.
Обучающиеся должны знать:
- Гигиенические требования к обучающимся
- Режим дня спортсмена
- Естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний
- Историю развития настольного тенниса в России и терминологию избранной игры
Уметь:
- Составлять режим дня и руководствоваться им. Закалять свой организм
- Подготовить место для занятий
- Соблюдать технику безопасности на занятиях
- Оказать первую доврачебную помощь пострадавшему
- Проявлять стойкий интерес к занятиям
Общефизическая подготовка
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса
- Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития ловкости
- Упражнения типа «полоса препятствий»
- Упражнения для развития общей выносливости
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (ОФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять строевые упражнения на месте и в движении
- Выполнять комплекс разминки самостоятельно
Специальная физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести
- Упражнения для развития игровой ловкости
- Упражнения для развития специальной выносливости
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
-Упражнения с отягощениями
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (СФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра,
с изменением скорости, амплитуды, с отягощениями и без них.
- Развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость)
Интегральная подготовка
Основные технические приемы:
1.Исходные положения (стойки)
а) правосторонняя
б) нейтральная (основная)
в) левосторонняя
2.Способы передвижений
а) бесшажный
б) шаги
в) прыжки
г) рывки
3.Способы держания ракетки
а) вертикальная хватка-«пером»
б) горизонтальная хватка-«рукопожатие»
4. Подачи
а) по способу расположения игрока
б) по месту выполнения контакта ракетки с мячом
5. Технические приемы нижним вращением
а) срезка
б) подрезка
6. Технические приемы без вращения мяча
а) толчок
б) откидка
в) подставка
7. Технические приемы с верхним вращением
а) накат
б) топс- удар
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении технических упражнений
- Основные приёмы техники выполнения ударов.
Уметь:
- Выполнять эти технические элементы на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов
Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра
Техника нападения.
Техники передвижения. Бесшажный способ передвижения(без переноса ОЦТ; с незначительным переносом ОЦТ; с полным переносом ОЦТ).Ш аги( одношажный, приставной, скрестный).Прыжки (с двух ног,с двух ног на одну, с одной ноги на другую). Рывки (с правой ноги, с левой ноги, с поворотом туловища, с наклоном туловища).
Техники подачи. Подброс мяча. Траектория и направление полета мяча. Точки пересечения плоскостей вращения мяча .Прием подач. Формы распознавания подач соперника. Игра в нападении. Накат слева, справа.
Техника защиты.
Техники передвижения. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в защите. Срезка, подрезка.
Обучающиеся должны знать:
-Основные приёмы тактических действий в нападении
и при противодействии в защите
Уметь:
- Выполнять элементы тактики на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении элементов тактики
Подвижные игры:
- на стимулирование двигательной активности обучающихся
- на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей
Эстафеты с элементами настольного тенниса (на развитие):
- скоростно-силовых качеств
- быстроты действий
- общей выносливости
- силы
- гибкости
- ловкости
- Игровые спарринги:
- 1 х 1, 1 х 2, 2 х 2
Обучающие должны знать:
- Технику безопасности при выполнении игровых упражнений
- Основные правила настольного тенниса
Уметь:
- Выполнять основные технические и тактические игровые приёмы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы:
Личностные результаты:
• развитие любознательности и сообразительности;
• развитие целеустремленности, внимательности;
• развитие наглядно-образного мышления и логики;
• повышение мотивации к изучению и потребности игры в настольный теннис;
• способность к самооценке на основе критерия успешности;
• знание и применение основных моральных норм поведения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и детьми.
Метапредметные результаты:
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;
• освоение начальных форм рефлексии;
• формирование умения понимать причины успеха /неуспеха и способности действовать даже в условиях неуспеха;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
• формирование умений договариваться, готовность слушать собеседника;
• способность к самооценке на основе критерия успешности;
Предметные результаты
К концу года обучающиеся
будут знать: историю развития настольного тенниса в стране и за рубежом, правила игры, судейство и организация соревнований, теорию и тактику игры в настольный теннис, тактику и стратегию игры.
будут уметь: правильно держать ракетку, стоять, передвигаться, выполнять правильно технические элементы: накаты справа и слева, подачи с различными вращениями, топ – спин справа и слева, срезки, подрезки, запилы, подставки, перекруты, топс- удары, свечи, удары по свечам, технично играть в настольный теннис на высоком уровне.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
1 | 1 год | 3.09 | 27.05 | 37 | 37 | 37 | 1 раза в неделю |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Для занятий требуется: спортивный инвентарь и оборудование:
∙теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося
∙набивные мячи
∙перекладины для подтягивания в висе –5-7 штук
∙скакалки для прыжков на каждого обучающегося
∙секундомер
∙гимнастические скамейки –5-7 штук
∙теннисные столы -2 штуки
∙сетки для настольного тенниса –2 штуки
∙гимнастические маты –2 штуки
∙табло для подсчёта очков
Информационное обеспечение
- Барчукова Г.А. Настольный теннис. – М.: физкультура и спорт, 1990.
- ГогуновН.Е., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта.-М.: – CADEMIA, 2000.
- Коротков И.М. Подвижные игры. – М.:Физкультура и спорт, 1974.
- Марущак В.В. Спортивные игры. – М.:Военное издательство, 1985.
- Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского
- Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
- Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы аттестации:
Критерии текущего контроля, проводимых в форме наблюдения
Низкий уровень – учащийся имеет знания о правилах игры, владеет простейшими основами техники настольного тенниса, умеет проводить специальную разминку теннисиста, знаком с правилами проведений соревнований по данному виду спорта.
Средний уровень – учащийся имеет более глубокие знания о правилах игры и спорных ситуациях, хорошо владеет арсеналом технических приёмов и применяет их на практике, знаком с основами судейства в настольном теннисе, умеет составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя.
Высокий уровень - учащийся имеет глубокие знания о правилах игры в настольный теннис, владеет такими техническими приемами как: накат справа и слева по диагонали, накат справа и слева поочерёдно, накат справа и слева в один угол стола, топ – пин из разных положений. Учащийся умеет проводить и судить соревнования в группах младшего возраста.
Оценочные материалы для промежуточной аттестации, проводимой в форме сдачи нормативов и спарринг - тренировки.
Упражнения для сдачи нормативов
Набивание мяча (кол-во раз) - Юноши: 20 – 25. Девушки: 15 – 20.
Подрезка (кол – во секунд без потери мяча) – Юноши: 30 – 35 с. Девушки: 25 – 30 с.
Накат (кол – во раз в серии) – Юноши: 15-20. Девушки: 10 – 15.
Подача (кол – во раз, 10 попыток) – Юноши: 9 попаданий. Девушки: 7 попаданий.
Спарринг игра – это вид игры в настольном теннисе, при котором ваш партнёр – игрок заменяет соперника во время тренировки. Для спарринга лучше выбирать игрока более высокой квалификации. Такая тренировка дает возможность увидеть уровень исполнения технических элементов, к которому стоит стремиться.
Критерии оценки результатов:
• Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием;
• Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
• Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после
подсказки педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».
Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....
Дополнительная образовательная программа "Настольный теннис"
Дполнительная образовательная программа "Настольный теннис" может быть использована для работы с детьми во внеурочное время в рамках работы школьного спортивного клуба....
дополнительная образовательная программа по настольному теннису
внеурочная деятельность...
Дополнительная образовательная программа "Настольный теннис"
Программа предназначена для обучения учащихся детского объединения учреждений дополнительного образования детей....
Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"
Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Настольный теннис»
Рабочая программа по настольному теннису предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции. Занятия рассчитаны на четыре года обучения с последовательным углублением теоретически...