Дополнительная образовательная программа "Настольный теннис"
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа предназначена для обучения учащихся детского объединения учреждений дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_nastolnyy_tennis_antipinoy_e.i.doc | 46.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр
Усть - Кутского муниципального образования
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД ДЮЦ
___________ В.В. Дорогавцева
«04» марта 2013г., приказ
ЭС МУ УО УКМО 05.02.13г
Дополнительная ообразовательная программа
«Настольный теннис»
для учащихся 12- 15 лет
1 год обучения
Антипина Екатерина Ивановна,
педагог дополнительного образования;
Будаева Надежда Алексеевна, методист
г. Усть-Кут
2013 г.
Пояснительная записка
Спортивная игра в теннис занимает значительное место в системе физического воспитания.
Занятия спортивными играми – весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся.
Настольный теннис относится к числу наиболее популярных спортивных игр.
Теннис - это спортивная игра, богато насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями.
Игра в настольный теннис отличается от других игр сочетанием быстрого темпа с высокой точностью попадания мячом. Такая игра требует умения выполнять удары с ходу в процессе свободного, быстрого передвижения. Действия теннисиста требует высокой координации движений.
Сравнительно небольшие размеры стола, большая скорость перемещения мяча, быстрая смена игровых ситуаций требуют от игроков мгновенных ответных реакций на действия противника, высокой координации движений, разносторонней физической и волевой подготовки, умения быстро и правильно оценить игровые ситуации и в связи с этим применять наиболее целесообразные технические приёмы и тактические действия.
Достижение спортивного мастерства в современном настольном теннисе возможно только при высоком развитии морально- волевых качеств, при всесторонней физической подготовленности, при овладении совершенной спортивной техникой и тактикой.
Образовательная программа «Настольный теннис» является основным документом при организации и проведении занятий по настольному теннису.
Данная программа является адаптированной, так как основа на типовой программе для учреждений дополнительного образования детей «Настольный теннис» (Москва, 2004г)
Цель программы:
- научить учащихся практическим навыкам игры «настольный теннис»
Задачи программы:
Обучающие
– обучение основам техники игры;
Воспитательные
– - формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Развивающие
- укрепление здоровья и закаливание,
-содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма,
-развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и др.)
-воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества
Этапы реализации программы:
- Теоретическая подготовка
(общее понятие о теннисе)
- Физическая подготовка
(общая и специальная физическая подготовка)
- Техническая подготовка
(перемещения, удары)
- Тактическая подготовка
(ведение спортивной игры)
Образовательная программа «Настольный теннис» рассчитана на 1 год обучения (144 часа в год), для учащихся 12-15 лет.
В возрасте 12 - 13 лет у детей значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды.
В возрасте 14 - 15 лет подростков интересует достижение конкретного определенного результата: укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц.
Набор в детское объединение свободный, но учащиеся должны предъявить медицинские справки о допуске к занятиям.
Количество детей в объединении – 10- 12 человек.
Занятия в проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю).
Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений.
Структура занятия:
1. Вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно- гигиеническим требованиям на занятиях по настольному теннису.
2. Разучивание различных приёмов и атак.
3. Закрепление полученных знаний на практике.
В процессе теоретических и практических занятий, соревнований занимающиеся должны получить знания и навыки, необходимые инструктору- общественнику и спортивному судье.
Занятия настольным теннисом развивают координацию движений, ловкость, гибкость, быстроту, скорость реакции, внимание, мышление, эмоциональную устойчивость.
Учащиеся должны знать:
- Историю развития настольного тенниса;
- Оборудование и инвентарь;
- Правила и приемы игры;
- Приемы игры («школа» техники),
- Основные удары и др.
Уметь:
- Совершенствовать приемы игры в тактических действиях, в одиночных и парных встречах;
- Применять разнообразные способы подачи и их приемы, удары, передвижения;
- Планировать тактические действия.
В конце учебного года проводятся соревнования – тестирование по физической подготовке, упражнениям с мячом и ракеткой согласно контрольным нормативам, приведенным в программе.
Учащиеся в течение учебного года принимают участие не менее, чем в двух соревнованиях и участвуют в соревновании внутри объединения не менее 2-4 встреч.
Качество подготовки учащихся находится под постоянным контролем педагога.
Требования по подготовке:
- Ответы на вопросы по теории настольного тенниса (пройденный материал);
- Участие внутри объединения в соревнованиях.
Итогом обучения по прохождению данной программы являются дипломы, грамоты, сертификаты.
Учебно-тематический план
Для учащихся 12-15 лет 4 часа в неделю
№ | Разделы | Всего часов | Теория (часов) | Практика (часов) |
1 . | Общее понятие о теннисе | 10 | 6 | 4 |
1.1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
1.2. | Оборудование и инвентарь для настольного тенниса | 2 | 2 | |
1.3. | Первая помощь при травмах. | 2 | 2 | |
1.4. | Правила игры | 4 | 4 | |
II. | Общая и специальная физическая подготовка | 18 | 2 | |
2.1. | Общее понятие | 2 | 2 | |
2.2. | Упражнения для определения координированности движений | 4 | 4 | |
2.3. | Упражнения для определения гибкости | 4 | 4 | |
2.4. | Упражнения для определения ловкости | 2 | 2 | |
2.5. | Основные виды вращения мяча | 2 | 2 | |
2.6. | Виды ударов | 4 | ||
III. | Техническая подготовка | 40 | 10 | 30 |
3.1. | Основы техники игры | 8 | 2 | |
3.2. | Основные виды вращения мяча | 8 | 2 | |
3.3. | Виды ударов | 8 | 2 | |
3.4. | Сочетание ударов. | 8 | 2 | |
3.5. | Основы тактики нападения и защиты в одиночных играх. | 8 | 2 | |
IV. | Тактическая подготовка | 30 | 4 | 26 |
4.1 | Общее понятие | 2 | 2 | |
4.2 | Тактика одиночных встреч | 6 | 2 | |
4.3 | Тактика и техника парных встреч. | 6 | ||
4.4 | Планирование тактических действий. | 4 | ||
4.5. | Значение начальной расстановки игроков. | 4 | ||
4.6. | Тактика игроков в смешанных парных играх. | 8 | ||
V. | Соревнования | 16 | 2 | |
5.1. | Правила игры, организация и проведение соревнований | 10 | 2 | |
5.2. | Контрольные испытания | 6 | ||
ИТОГО: | 144 | 30 | 114 |
Содержание программы
№ | Название раздела и тем | Основные узловые моменты |
I. | Общее понятие о теннисе | |
1.1. | Вводное занятие | Знакомство с коллективом, с программой обучения. История настольного тенниса. Появление игры в стране, ее распространение, техника, тактика. Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов. Особенности современной игры. Инструктаж по технике безопасности и санитарно- гигиеническим требованиям. |
1.2. | Инвентарь для настольного тенниса
Практика | Инвентарь, необходимый для настольного тенниса: стол; сетка; мяч; ракетка Ремонт кронштейнов для сетки, стоек, столов, ракетки. Замена игровых покрытий ракетки. Профилактический уход за ракетками. Ремонт спортивного инвентаря, смена игровых покрытий ракеток. |
1.3. | Первая помощь при травмах | Травмы и другие неприятности, подстерегающие теннисиста. Понятие о травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях по настольному теннису. |
1.4. | Правила игры. | Общее понятие. Правила игры. |
II. | Общая и специальная физическая подготовка | |
2.1. | Общее понятие | Значение физической подготовки. Виды. Отличие. |
2.2. | Упражнения для определения координированности движений | Общеразвивающие упражнения без предметов: для мышц рук, ног, туловища. Упражнения: прыжки с места в длину и вверх, с разбега в длину и в высоту, подскоки. Общеразвивающие упражнения с предметами: с гимнастическими палками, баскетбольным мячом, ракеткой, теннисным мячом. |
2.3. | Упражнения для определения гибкости | Упражнения: прыжки с места в длину и вверх, с разбега в длину и в высоту, подскоки Упражнения на растягивание мышц. |
2.4. | Упражнения для определения ловкости | Метание теннисного мяча в цель и на дальность |
2.5. | Основные виды вращения мяча | Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой. Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок. Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы. Удары слева и справа у тренировочной стенки. Имитационные удары ракеткой по одновесному мячу слева и справа. |
2.6. | Виды ударов | Виды ударов (промежуточные, атакующие, защитные). Разновидности ударов: по назначению, по направлению вращений мяча, силе удара, траектории полета мяча, времени выполнения удара. |
III. | Техническая подготовка | |
3.1. | Основы техники и тактики игры. | Понятие техники игры. Значение технической подготовки для достижения высоких спортивных результатов. Основные технические приемы игры. Способы хвата ракетки: европейская и азиатская («пером») Основная стойка и позиция. |
3.2. | Основные виды вращения мяча
Практика | Подачи: толчком слева без вращения мяча, ударом справа без вращения мяча, ударом слева с вращением мяча вверх и др. Подрезки. Накаты Чередование и выполнение серий различных по вращениям мяча подач. Отражение сложных подач (атакующими и защитными ударами) Поочередные контрудары слева и справа. |
3.3. | Виды ударов
Практика | Виды ударов: промежуточные, атакующие, защитные. Разновидности ударов: по назначению, направлению вращений мяча, силе удара, траектории полета мяча, времени выполнения удара. Различные моменты удара по мячу. Подача с верхним, нижним, смешанным вращением, «двойники» |
3.4. | Сочетание ударов.
Практика | Удары «накат» слева и справа, с вращением мяча вниз, удары «накат» слева и справа против контратак с вращением мяча вверх. Игры (на счет - двумя мячами), «подставкой» против «подставки» только ударами «накат» слева против защиты «подрезками» и др. |
3.5. | Практическое изучение основ тактики нападения и защиты в одиночных играх. Практика | Планирование тактических действий. Применение различных тактических приемов против теннисистов разных стилей игры и характеров. Совершенствование тактики игры в разных зонах. |
IV. | Тактическая подготовка | |
4.1. | Общее понятие | Взаимосвязь техники и тактики игры. Общая тактическая подготовка. Выработка индивидуального тактического стиля. |
4.2. | Тактика одиночных встреч.
Практика | Тактика одиночной игры с противниками: защитниками, нападающими, комбинационными игроками. Композиции, используемые нападающим против противника |
4.3. | Тактика и техника парных встреч.
Практика | Особенности техники игроков при парных встречах, умение применять разнообразные технические приемы, передвижение у стола при парных встречах. Композиции, используемые нападающим против защитника |
4.4. | Планирование тактических действий.
Практика | Выбор темпа игры. Выбор позиции. Чередование нескольких приемов игры в быстром темпе, с различными направлениями полета мяча. Композиции, используемые нападающим против нападающего |
4.5. | Значение начальной расстановки игроков.
Практика | Применение различных тактических приемов против теннисистов разных стилей игры и характеров. Совершенствование тактики игры в разных зонах. Композиции, используемые защитником против защитника против защитника. |
4.6. | Тактика игроков в смешанных парных играх. Практика | Особенности парных игр и тактика смешанных игр. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры и противника. Определение ошибок в технике и тактике игры, работа над ошибками. |
V. | Соревнования | |
5.1. | Правила игры, организация и проведение соревнований Практика | Правила игры. Требования организации и проведению соревнований по настольному теннису. Системы проведения соревнований, требования, предъявляемые к участникам. Судейство соревнований. Оформление документации |
5.2. | Контрольные испытания. Практика | Организация мест занятия, самодельный инвентарь. Тренировки. Эстафеты с элементами настольного тенниса. |
Методическое обеспечение программы
Применяются следующие способы и формы работы с детьми:
- индивидуальные занятия;
- групповые (в парах, с педагогом и т.п.) занятия;
- теоретические в форме: опроса-беседы, карточки – задания;
- тестирование, и т.п.;
- практические – мини-соревнование, соревнование, различные игры на скорость, меткость, быстроту и т.п.
Методы обучения:
- словесный – при формировании теоретических и фактических знаний, когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер;
- практический – для развития практических умений и навыков;
- репродуктивный – для запоминания и воспроизведения знаний;
Дидактический материал:
- схематический или символический (таблицы, схемы, рисунки);
- дидактические (карточки, рабочие тетради);
Средства, необходимые для реализации программы:
- теннисный стол,
- теннисные мячики,
- теннисная сетка,
- ракетки,
- тренировочная стена,
- гимнастические скамейки,
- табло-счет,
- скакалки.
Список литературы
Для педагогов:
- Кариена З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования – М., Школа Пресса, 2007 г.
- Байгулов Ю.П. Программа «Настольный теннис»
- Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса – М., 2006 г.
Для учащихся:
- Морозова А.А. Невская ракетка – программа обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2006 г.
- Гришин В.Г. – Игры с мячом и ракеткой – пособие воспитателя старших групп детского сада – М., «Просвещение» - 82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования «Настольный теннис»
пояснительная запискаПрограмма «Настольный теннис» является модифицированной. При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для спортивных школ Г.В. Бар...
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».
Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....
Дополнительная образовательная программа "Настольный теннис"
Дполнительная образовательная программа "Настольный теннис" может быть использована для работы с детьми во внеурочное время в рамках работы школьного спортивного клуба....
дополнительная образовательная программа по настольному теннису
внеурочная деятельность...
Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"
Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...
Дополнительная образовательная ( общеразвивающая) программа спортивной секции "Настольный теннис"
Пояснительная записка.Физической культуре и спорту на современном этапе развития общества придается большое значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций...
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Настольный теннис»
Рабочая программа по настольному теннису предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции. Занятия рассчитаны на четыре года обучения с последовательным углублением теоретически...