Дополнительная образовательная программа "Настольный теннис"
рабочая программа по физкультуре по теме
Дполнительная образовательная программа "Настольный теннис" может быть использована для работы с детьми во внеурочное время в рамках работы школьного спортивного клуба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 93
( полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № __
от 30 августа 2013года
Председатель педсовета
________ О.Н. Дегтярева
Дополнительная образовательная программа
«Настольный теннис»
Составитель:
Соболева Любовь Владимировна,
учитель физической культуры
Сроки реализации программы
Возраст воспитанников 12 – 14 лет
Краснодар, 2013
Пояснительная записка
Настольный теннис один из самых увлекательных видов спорта, способствующий всестороннему и гармоничному физическому развитию. Велика его роль и в укреплении организма: между словами «теннис» и «здоровье» можно поставить знак равенства. Теннис — это бодрость, жизнерадостность, превосходное самочувствие. Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое, интеллектуальное и духовное развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Занятия теннисом оказывает благотворное влияние на многие системы организма. Теннисистов отличает молниеносная реакция, ловкость движений, стойкость в защите и нападении, быстрое мышление, умение находить в доли секунды остроумные и неожиданные тактические решения, большая работоспособность отменная скорость, выносливость и многие другие качества.
Настольный теннис — это спорт и развлечение, полезное для здоровья. Но удовольствие от игры будет тем больше, чем сильнее и точнее будут удары, красивее движения. А для учащихся все это возможно при условии, если они овладеют рациональной техникой игры.
В интересах эффективного физического совершенствования необходимо учитывать и соблюдать основы рациональной тренировки в школьных и внешкольных секциях, в учебно – тренировочных группах. Работа спортивных секций при школе во многом зависит от содержания учебной программы. В основу данной авторизованной программы заложены основополагающие принципы подготовки спортсменов, основанных на результатах научных исследований и передовой спортивной практики. Задача этой программы — изложить общепринятые теоретические и методические основы спортивной тренировки, которые имеют определяющее значение для достижения определенных спортивных результатов.
Дополнительная образовательная программа по настольному теннису составлена на основе программы для внешкольных учреждений, спортивные кружки и секции «Настольный теннис». Утверждено управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ и рекомендовано для использования в системе дополнительного образования детей.
Цель программы - воспитать физически здоровую психоустойчивую личность посредством занятий настольным теннисом в условиях позитивного межличностного общения.
задачи
- содействие правильному физическому развитию организма;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- в привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом и привитие занимающимся стойкого интереса к занятиям по настольному теннису;
Актуальность. Реализация оздоровительно-восстановительной функции проходит в увлекательной игровой форме активного отдыха. Постоянная смена поз, быстрое изменение фокуса зрения, чередование активных и пассивных двигательных действий, тренировка моторики рук лежат в основании этой здоровье сберегающей программы востребованного досуга.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Техника безопасности. | 1 | 1 | |
2 | История развития н./тенниса. | 1 | 1 | |
3 | Терминология и правила игры; оборудование и инвентарь. | 1 | 1 | |
4 | Хватка ракетки; стойка; Способы передвижений теннисиста. | 4 | 1 | 3 |
5 | Подачи. Удар «толчок». Подставка. | 9 | 1 | 8 |
6 | Подрезка справа – слева. | 20 | 1 | 19 |
7 | Накаты справа – слева. | 20 | 1 | 19 |
8 | Основы тактики и судейства | 20 | 2 | 18 |
9 | Турниры Свободная игра. | 32 | 32 | |
итого | 108 | 9 | 99 |
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Техника безопасности. | 1 | 1 | |
2 | История развития н./тенниса. | 1 | 1 | |
3 | Терминология и правила игры; оборудование и инвентарь. | 3 | 3 | |
4 | Хватка ракетки; стойка; Способы передвижений теннисиста. | 5 | 1 | 4 |
5 | Подачи. Удар «толчок». Подставка. | 20 | 2 | 18 |
6 | Подрезка справа – слева. | 40 | 1 | 39 |
7 | Накаты справа – слева. | 40 | 1 | 39 |
8 | Основы тактики и судейства | 40 | 2 | 38 |
9 | Турниры Свободная игра. | 40 | 40 | |
10 | Общая физическая подготовка | 26 | 26 | |
итого | 216 | 12 | 204 |
Содержание программы
1.Техника безопасности
Условия безопасного проведения уроков и тренинга воспитанников.
Занятия проводятся только в присутствии тренера.
Спортивная форма инвентарь должны соответствовать требованиям к занятиям н./теннисом. Разминку проводить обязательно.
2. История развития настольного тенниса
Этапы развития игры в мире и нашей стране.
Выдающиеся теннисисты Краснодарского края.
3. Терминология, правила н/тенниса; Оборудование и инвентарь
Игроку и судье для взаимопонимания важно знать терминологию при нарушениях игры при подаче мяча и розыгрыше очка. Основные: «над столом», «сетка ещё мяч», «неверно подано», «за», «двойной удар» Игра начинается с подачи. По правилам мяч вводят в игру из-за задней линии стола или ее воображаемого продолжения. Розыгрыш очка начинается с момента подачи и продолжается до выигрыша его одной из сторон. Партия продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберет 11 очков при преимуществе не менее 2 очков.
Для занятий н.т. необходимы: стол, сетка, мяч, ракетки. стол должен быть прямоугольным, длиной 274 см, шириной 152, 5 см, высотой 76 см Игровая поверхность стола должна быть строго горизонтальной, гладкой, ровной, темного, желательно зеленого цвета. На поверхность стола наносят линии белого цвета по краям и среднюю линию для парной игры параллельно боковым линиям.
Над столом натягивается сетка длиной 183 см. Высота ее по всей ширине стола 15, 25 см. Сетка плетеная, с квадратными клетками. Нижний край должен вплотную прилегать к поверхности стола.
Ракетка может быть любой формы, размера и веса. Изготовляется из целого куска фанеры. Наиболее ходовые размеры ракетки: длина 26-30 см, ширина 15-17 см, вес 160-200 г.
Мяч весит около 3.0 граммов, изготавливается из матового целлулоида белого или оранжевого цвета.
Для игры оборудуется место, в котором находятся стол и зоны для перемещения игроков.
4. Хватка ракетки. Стойка. Передвижения теннисиста
Стойка является положением наивысшей готовности. Во всех случаях готовности ноги расставлены и чуть согнуты в коленях, пятки оторваны от пола. Хватка должна обеспечивать свободу и естественность движений всей руки при выполнении ударов. Есть две разновидности хваток: европейская, когда ракетка расположена горизонтально, и азиатская, когда расположена вертикально.
Способы движения ног при ударе подразделяются: 1. Одношажный способ передвижения. 2. Передвижения скользящими шагами. 3. Передвижение прыжками Повороты тела вправо и влево, наклоны вперед или назад при быстром перемещении и при перенесении центра тяжести с одной ноги на другую играют не только вспомогательную роль, но и увеличивают силу руки и плеча, вкладываемую в удар.
5 . Подачи. Удар «толчок». Подставка
Техника подачи делится на фазы: подброс мяча и сам удар. Мяч подбрасывают с открытой ладони. Подача «прямой удар» выполняются справа и слева движениями, как в срезке или накате.
Подача «маятник» Подача придаёт мячу различное вращение в зависимости от того, в какой момент происходит соударение ракетки с мячом - в начале, середине или конце движения. Подача «веер». Её выполняют ладонной и тыльной сторонами ракетки. Она описывает дугу, выпуклой стороной вверх.
В удар «толчком» одновременно вкладываются две силы: сила движения руки вперед и заимствованная сила поступательного движения мяча, посланного противником; поэтому удар «толчком» по скорости полета мяча является одним из самых быстрых в настольном теннисе.
Движение при ударе короткая «подставка» нужно использовать силу поступательного движения мяча, посланного противником, так, чтобы мяч, встретившись с ракетой, отскочил от нее на сторону противника.
6. Подрезка справа – слева
При ударе «подрезкой» ракета в большинстве случаев движется по дугообразной линии, как бы описывая полуокружность под мячом. Только с помощью такого движения после начала соприкосновения мяча с поверхностью ракеты можно удлинить продолжительность контакта, необходимого для того, чтобы рука и кисть более полно и лучше выполняли свои функции.
7. Накат ракеткой справа и слева
Накат справа - это один из основных атакующих ударов. Ракетка при этом движется вверх и вперед и наносит удар по верхней боковой половине мяча. Накат закрытой ракеткой (слева): движение мяча в основном такое же, как при накате справа. Необходимое вращение придается мячу при движении вверх - вперед.
8. Основы тактики игры и судейства игры
Розыгрыш очка состоит из подачи или приема подачи. Тактика подач — один из важных разделов тактики игры. Так, если он стоит далеко от стола, выполните короткую подачу; если близко, то наоборот — длинную, быструю подачу на заднюю линию стола. Тактика розыгрыша очка - это один из наиболее разнообразных и сложных разделов тактики игры. Тактические варианты розыгрыша очка: смена игрового ритма, длительный розыгрыш очка, перехват инициативы, нелогичная игра (обманы) постоянное изменение направления полета мяча. Права и обязанности участников соревнований Участник соревнований обязан знать и точно соблюдать правила соревнований. Ведущий судья должен: Следить за состоянием игровой площадки и стола, проверять высоту сетки до начала встречи, а в необходимых случаях — и в процессе игры. Следить за точным выполнением правил, предупреждать игроков, ведущих себя недисциплинированно, а при повторном нарушении — снимать участника соревнований с игры в данной встрече
Турниры и свободная игра
Список использованной литературы:
- «Основы настольного тенниса» Ю.П. Байгулов; А. Н. Романин М ФиС 1979
- «Программа для ДЮСШ « Ю. П. Байгулов М. 1999.
- «Настольный теннис в вузе», Г.В. Барчукова; А.Н. Мизин, М.»СА Пресс»2002
- «Профилактика детской близорукости» ж-л «Настольный теннис» 3-2000
- «Резервы скорости ударного движения в настольном теннисе».А.А.Индин
- Журнал «Теория и практика физической культуры»;8-2001;
- «Атакующее ударное действие в настольном теннисе» А.А.Индин
- Журнал «Физическая культура»;1-2006;
Календарно-тематическое планирование
учебно-тренировочных занятий по настольному теннису на 108 часов
№ Занятия | Содержание | Кол-во часов | дата |
1 | Вводное занятие. Беседа об истории развития игры. | 1ч. | |
2 | Правила игры в настольный теннис. | 1 ч. | |
3,4,5 | Стойки игрока их классификации (правосторонняя, левосторонняя). | 3 ч. | |
6,7,8 | Способы держания ракетки (традиционная, классическая, европейская). | 3 ч. | |
9 | ОФП, упражнение на координацию, подвижные игры. | 1 ч. | |
10,11 | Способы перемещения игрока (шаги, переступания, выпады). | 2 ч. | |
12,13 | Способы перемещения (приставные шаги, скрестные шаги). | 2 ч. | |
14 | ОФП, упражнения для мышц плечевого пояса, упражнения на гибкость. | 1 ч. | |
15,16,17 | Подача простая толчком, парные игры. | 3 ч. | |
18,19 | Навыки владения мячом и ракеткой (подбрасывание, набивание мяча). | 2 ч. | |
20 | Упражнение в парах, ОФП, эстафеты. | 1 ч | |
21,22,23 | Удар толчком слева. | 3 ч. | |
24,25 | Подача накатом справа, парные игры. | 2 ч. | |
26,27 | Удар накатом справа. | 2 ч. | |
28,29 | Оборудование и игровые условия для игры в настольный теннис. | 2 ч. | |
30,31 | Подача накатом слева, парные игры. | 2 ч. | |
32,33 | Удар накатом слева. | 2 ч. | |
34, | Упражнения на развитие координации, подвижные игры, ОФП. | 1 ч. | |
35, | Подача срезкой слева. | 1 ч. | |
36, 37 | Практика игрока атакующего комбинацией ударов. | 2 ч. | |
38,39,40 | Сложные подачи с верхнебоковым вращением. | 3 ч. | |
41, | ОФП, прыжки, многоскоки, подвижные игры. | 1 ч. | |
42,43 | Сложные подачи с нижнебоковым вращением. | 2 ч. | |
44,45,46 | Удар срезкой справа. | 3 ч. | |
47, | Тактика игрока защитного стиля. | 1 ч. | |
48, | Правила проведения встречи. | 1 ч. | |
49,50,51 | Сложные технические приемы, завершающий удар. | 3 ч. | |
52,53,54 | Комбинации подач и ударов. | 3 ч. | |
55,56 | Смешанные тактические действия игрока. | 2 ч. | |
57, | Правила парной игры. | 1 ч. | |
58,59,60 | Простые и сложные подачи. | 3 ч. | |
61, | ОФП, упражнения с мячом, развитие скоростных качеств. | 1ч. | |
62,63,64, 65,66, 67 | Проведение соревнований по настольному теннису. | 6ч. | |
68,69,70 | Техника ударов. | 3ч. | |
71,72,73 | Тактические действия игрока, парные игры. | 3ч. | |
74,75 | Прыжки, многоскоки. ОФП, ускорение, подвижные игры. | 2ч. | |
76,77,78 | Навыки владения мячом и ракеткой. | 3ч. | |
79,80,81 | Тактические действия игрока. | 3ч. | |
82,83 | ОФП, упражнения на гибкость. | 2ч. | |
84,85,86 | Сложные технические приемы. | 3ч. | |
87,88 | Системы розыгрыша, парные игры | 2ч. | |
89,90,91, 92,93 | Проведение соревнований по настольному теннису. | 5ч. | |
94,95,96 | Подачи и удары. | 3ч. | |
97,98,99 | Завершающий удар и топ-спин справа. | 3ч. | |
100,101,102 | Комбинации элементов техники, владение мячом и ракеткой. | 3ч. | |
103,104,105 | ОФП, ускорение, подвижные игры. | 3ч. | |
106,107,108 | Проведение соревнований по настольному теннису. | 3ч. | |
Итого: | 108 часов |
Календарно-тематическое планирование
учебно-тренировочных занятий по настольному теннису на 216 часов
№ Занятия | Содержание | Кол-во часов | дата |
1 | Вводное занятие. Беседа об истории развития игры. | 2ч. | |
2 | Правила игры в настольный теннис. | 2 ч. | |
3,4,5 | Стойки игрока их классификации (правосторонняя, левосторонняя). | 6 ч. | |
6,7,8 | Способы держания ракетки (традиционная, классическая, европейская). | 6 ч. | |
9 | ОФП, упражнение на координацию, подвижные игры. | 2 ч. | |
10,11 | Способы перемещения игрока (шаги, переступания, выпады). | 4 ч. | |
12,13 | Способы перемещения (приставные шаги, скрестные шаги). | 4 ч. | |
14 | ОФП, упражнения для мышц плечевого пояса, упражнения на гибкость. | 2 ч. | |
15,16,17 | Подача простая толчком, парные игры. | 6 ч. | |
18,19 | Навыки владения мячом и ракеткой (подбрасывание, набивание мяча). | 4 ч. | |
20 | Упражнение в парах, ОФП, эстафеты. | 2 ч | |
21,22,23 | Удар толчком слева. | 6 ч. | |
24,25 | Подача накатом справа, парные игры. | 4 ч. | |
26,27 | Удар накатом справа. | 4 ч. | |
28,29 | Оборудование и игровые условия для игры в настольный теннис. | 4 ч. | |
30,31 | Подача накатом слева, парные игры. | 4 ч. | |
32,33 | Удар накатом слева. | 4 ч. | |
34, | Упражнения на развитие координации, подвижные игры, ОФП. | 2 ч. | |
35, | Подача срезкой слева. | 2 ч. | |
36, 37 | Практика игрока атакующего комбинацией ударов. | 4 ч. | |
38,39,40 | Сложные подачи с верхнебоковым вращением. | 6 ч. | |
41, | ОФП, прыжки, многоскоки, подвижные игры. | 2 ч. | |
42,43 | Сложные подачи с нижнебоковым вращением. | 4 ч. | |
44,45,46 | Удар срезкой справа. | 6 ч. | |
47, | Тактика игрока защитного стиля. | 2 ч. | |
48, | Правила проведения встречи. | 2 ч. | |
49,50,51 | Сложные технические приемы, завершающий удар. | 6 ч. | |
52,53,54 | Комбинации подач и ударов. | 6 ч. | |
55,56 | Смешанные тактические действия игрока. | 4 ч. | |
57, | Правила парной игры. | 2 ч. | |
58,59,60 | Простые и сложные подачи. | 6 ч. | |
61, | ОФП, упражнения с мячом, развитие скоростных качеств. | 2ч. | |
62,63,64, 65,66, 67 | Проведение соревнований по настольному теннису. | 12ч. | |
68,69,70 | Техника ударов. | 6ч. | |
71,72,73 | Тактические действия игрока, парные игры. | 6ч. | |
74,75 | Прыжки, многоскоки. ОФП, ускорение, подвижные игры. | 4ч. | |
76,77,78 | Навыки владения мячом и ракеткой. | 6ч. | |
79,80,81 | Тактические действия игрока. | 6ч. | |
82,83 | ОФП, упражнения на гибкость. | 4ч. | |
84,85,86 | Сложные технические приемы. | 6ч. | |
87,88 | Системы розыгрыша, парные игры | 4ч. | |
89,90,91, 92,93 | Проведение соревнований по настольному теннису. | 10ч. | |
94,95,96 | Подачи и удары. | 6ч. | |
97,98,99 | Завершающий удар и топ-спин справа. | 6ч. | |
100,101,102 | Комбинации элементов техники, владение мячом и ракеткой. | 6ч. | |
103,104,105 | ОФП, ускорение, подвижные игры. | 6ч. | |
106,107,108 | Проведение соревнований по настольному теннису. | 6ч. | |
Итого: | 216 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/07/picture-95546.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования «Настольный теннис»
пояснительная запискаПрограмма «Настольный теннис» является модифицированной. При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для спортивных школ Г.В. Бар...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/13/picture-240971-1365864125.jpg)
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».
Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....
дополнительная образовательная программа по настольному теннису
внеурочная деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-536227-1416830490.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Настольный теннис"
Программа предназначена для обучения учащихся детского объединения учреждений дополнительного образования детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-535352-1417331185.jpg)
Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"
Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...
Дополнительная образовательная ( общеразвивающая) программа спортивной секции "Настольный теннис"
Пояснительная записка.Физической культуре и спорту на современном этапе развития общества придается большое значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/27/picture-877940-1679918466.jpg)
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Настольный теннис»
Рабочая программа по настольному теннису предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции. Занятия рассчитаны на четыре года обучения с последовательным углублением теоретически...