дополнительная образовательная программа по настольному теннису
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю
И.о. директора ГБОУ СОШ № 473
Сухаревская Е.В._______________
Дополнительная
образовательная программа
«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
Направленность: физкультурно-оздоровительная
Контингент обучающихся: 1 – 4 классы
Срок реализации программы: 4 года
Программа примерная
Педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 473
Косинов Александр Иванович
Москва 2014 г.
- Пояснительная записка.
Настольный теннис - один из самых массовых и популярных видов спорта в мире, как по числу занимающихся, так и по числу стран, где он развивается. Международная федерация настольного тенниса насчитывает более 200 стран и входит в тройку ведущих мировых федераций по этому показателю. Настольный теннис — прекрасный, увлекательный вид спорта. Он развивает волю, реакцию, выносливость, умение мыслить. Этим видом спорта могут заниматься люди разных возрастов от детского сада до глубокого пенсионного возраста, инвалиды, он может использоваться в качестве восстановительных средств после перенесения многих видов заболеваний.
Настольный теннис является мало затратным видом спорта. Недорогой инвентарь и экипировка, небольшой размер площадки для игры — позволяют играть в настольный теннис в оздоровительных лагерях, домах отдыха, в школах, парках, во дворах и привлекать большое число занимающихся.
Рабочая программа составлена на основе типовой образовательной программы по настольному теннису для детско-юношеских спортивных школ.
Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин. В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов.
Программа является основным документом при организации и проведении занятий по настольному теннису в учреждениях дополнительного образования, а также других организациях по спортивной подготовке детей, однако она не должна рассматриваться как единственно возможный вариант организации и планирования тренировочного процесса.
Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года. Программа рассчитана на 4 года (256 часов) обучения детей в возрасте от 7 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.
Основная цель данной программы – воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества.
Исходя из основной цели, программа решает следующие задачи:
- содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья обучающихся;
- воспитание всех физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости;
- воспитание силы воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса;
- обучение технике и тактике настольного тенниса;
- развитие умения выделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в свои действия, постоянно контролировать себя.
- профилактика вредных привычек и правонарушений.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена рядом особенностей, присущих работе с детьми в условиях малых городов. Это, прежде всего, объективные проблемы при наборе детей, связанные с малой численностью детей одного года рождения, на этапе формирования групп спортивно-оздоровительной подготовки.
Еще один важный фактор – нехватка больших спортивных залов и стандартных игровых площадок. Кроме того, значительно ограничены возможности в использовании специализированного инвентаря, приспособлений и тренажёров. В этой ситуации возникает необходимость разработки и использования методик, которые в некоторой мере сглаживают негативное влияние указанных факторов на уровень подготовки детей, прежде всего по физическим и специальным физическим показателям. Несмотря на внешнюю, кажется, простоту игры, техника и тактика настольного тенниса очень сложна. Ведущую роль в настольном теннисе играют быстрота, сила, ловкость и выносливость в определённых сочетаниях. При этом первостепенное значение имеют скорость мышечного сокращения и регулирование скорости движений, а также пространственная точность движений, кроме того, настольный теннис требует быстрого решения сложных двигательных задач в каждой игровой ситуации. Все сложности предъявляют особые требования к физической, технической и тактической подготовке теннисиста.
Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней подготовки юных теннисистов . В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. Подготовка детей в спортивно-оздоровительных группах подготовки является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, на учебно-тренировочном этапе, строится подготовка теннисистов высокой квалификации.
В спортивно-оздоровительные группы зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и ознакомление с основами техники выбранного вида спорта – настольного тенниса, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на этап ОФП.
Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями. Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативные требования по общей, специальной физической и технической подготовке для обучающихся спортивно-оздоровительного этапа, учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Основной формой обучения является – учебно-тренировочное занятие.
Режим проведения занятий – 4 раза в неделю по 45 минут.
Виды деятельности – спортивно-оздоровительная, игровая, беседы о ЗОЖ.
Кол-во часов: 1 год – 64 часа, за 4 года – 256 часов.
Занятия по настольному теннису проводятся во внеурочное время, согласно составленному расписанию.
Ожидаемый результат:
|
II. Общая характеристика курса
Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати − двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась.
В соответствии с Примерной программой по физической культуре в начальной школе на предметную область «Физическая культура» выделяется 270 ч. Из них 12 ч. – на раздел «Знания о физической культуре», 12 ч. − на раздел «Способы физкультурной деятельности» и 246 ч. − на раздел «Физическое совершенствование». Авторы поддерживают такое распределение часов, при котором основной формой проведения уроков в начальной школе становится двигательная деятельность.
Однако при данном распределении часов (12 ч.+12 ч.) невозможно решить такие глобальные задачи, как формирование здорового образа жизни и развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Поэтому бессмысленно пытаться рассказывать ученику незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом.
Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать учащимся осмысливать свой двигательный опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно возникают вопросы, которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего двигательного опыта. В этом случае учащийся может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
Ш. Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Настольный теннис» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 256 часов. Основное время (232 ч) отводится на раздел «Физическое совершенствование». В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по курсу «Настольный теннис» являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Настольный теннис» являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Настольный теннис» являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития настольного тенниса, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека;
— представлять занятия настольным теннисом как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий;
— организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
VI. Содержание курса
Программа предусматривает следующие этапы подготовки игрока по настольному теннису:
1 год занятий – спортивно-оздоровительный, начально-подготовительный;
2 год занятий - учебно-тренировочный, соревновательный;
3, 4 год занятий – спортивного совершенствования, соревновательный.
На спортивно-оздоровительном этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса. Задача этапа – привлечение как можно большего числа детей, просмотр их индивидуальных особенностей.
На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выбор спортивной специализации и выполнение нормативов для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа – тщательное наблюдение за успешностью обучения детей.
На учебно-тренировочном этапе воспитанники осваивают специальные приемы настольного тенниса: подача, атакующие удары, игра в защите. Задача этапа – отбор наиболее способных детей для участия в соревнованиях.
На этапе спортивного совершенствования проводятся углубленные тренировки со сложными приемами настольного тенниса и дальнейшим анализом выполненных действий. Задача этапа – участие воспитанников в соревнованиях, повышение уровня мастерства, выполнение спортивных разрядов.
Формы подведения итогов: выполнение контрольных нормативов, соревнования.
Нормативы для перехода на учебно-тренировочный этап (общефизические).
юноши
№ | Вид упражнения | Возраст | ||
7-8лет | 9-10лет | 11-12лет | ||
1. | Дальность отскока мяча, м | 3,5-4,5 | 4,55-5,55 | 5,6-6,45 |
22. | Бег по восьмерке, с | 43-32,6 | 32,7-27 | 26,7-21 |
33. | Бег вокруг стола, с | 34-23,7 | 23,6-20,2 | 20,1-18,2 |
44. | Перенос мячей, с | 54-45 | 44,5-35 | 34,8-31 |
55. | Отжимание от стола | 25-35 | 36-45 | 46-55 |
66. | Прыжки со ска-калкой за 45с | 65-75 | 76-94 | 95-114 |
77. | Прыжки в длину с места, см | 103-113 | 114-152 | 154-190 |
88. | Бег 60м | 13,8-12 | 11,9-10,95 | 10,9-10,14 |
девушки
№ | Вид упражнения | Возраст | ||
7-8лет | 9-10лет | 11-12лет | ||
11. | Дальность отскока мяча, м | 3,4-4,4 | 4,45-5,40 | 5,44-6,20 |
22. | Бег по восьмерке, с | 47-37 | 36,7-31 | 30,7-25 |
33. | Бег вокруг стола, с | 34-24 | 23,9-22,1 | 22-20,1 |
44. | Перенос мячей, с | 54-45 | 44,6-37 | 36,8-33 |
55. | Отжимание от стола | 10-20 | 21-30 | 32-40 |
66. | Прыжки со ска-калкой за 45с | 65-75 | 76-94 | 95-114 |
77. | Прыжки в длину с места, см | 103-113 | 114-152 | 137-155 |
88. | Бег 60м | 14-13,1 | 13,0-11,5 | 11,45-10,55 |
Указания к выполнению контрольных упражнений.
Описание тестов.
Физическая подготовка:
- Прыжок в длину с места
Используется для определения скоростно-силовых качеств.
Организационно-методические указания (ОМУ):
- из исходного положения, стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперёд с места на максимально возможное расстояние. Приземление осуществляется на обе ноги одновременно. Результат фиксируется по ближней точке тела к линии старта (в сантиметрах).
Инвентарь: рулетка, гимнастические маты
- Бег 30 метров
Используется для определения скоростных качеств.
Организационно-методические указания (ОМУ):
- из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя испытуемый выполняет рывок от линии старта до преодоления полной
дистанции. Результат фиксируется (в секундах).
Инвентарь: секундомер
- Бег 1000 метров
Используется для определения скоростной выносливости.
Организационно-методические указания (ОМУ):
- Тест проводится на ровной беговой поверхности. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя обучающийся выполняет равноускоренный бег до преодоления полной дистанции. Результат фиксируется (в секундах).
Инвентарь: секундомер, сажень
Специальные упражнения техники настольного тенниса для первого и второго этапов.
- Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
- Набивание мяча тыльной стороной ракетки.
- Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.
- Атакующие удары справа направо.
- Атакующие удары слева налево.
- Атакующие удары справа налево.
- Атакующие удары слева направо.
- Игра толчком.
- Отработка техники подачи.
Специальные упражнения техники настольного тенниса для третьего и четвертого этапов.
- Игра накатами по диагонали.
- Игра накатами по линии.
- Подача накатом.
- Игра подрезками.
- Игра топ-спинами.
- Подача подрезками.
- Игра боковыми вращениями.
Нормативы по технической подготовленности
№ п/п | Наименование технического приема | Кол-во ударов | Оценка |
1. | Набивание мяча ладонной стороной ракетки | 100 80-65 | Хор. Удовл |
2. | Набивание мяча тыльной стороной ракетки | 100 80-65 | Хор. Удовл. |
3. | Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки | 100 80-65 | Хор. Удовл. |
4. | Игра накатами справа по диагонали | 30 и более от 20 до 29 | Хор. Удовл. |
5. | Игра накатами слева по диагонали | 30 более от 20 до 29 | Хор. Удовл. |
6. | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола | 20 и более от 15 до19 | Хор. Удовл. |
7. | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола | 20 и более от 15 до19 | Хор. Удовл. |
8. | Откидка слева со всей левой половины стола (кол-во ошибок за 3 мин) | 5 и менее от 6 до 8 | Хор. Удовл. |
9. | Сочетание откидок справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин) | 8 и менее от 9 до 12 | Хор. Удовл. |
10. | Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (из 10 попыток) | 8 6 | Хор. Удовл. |
11. | Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола(из 10 попыток) | 9 7 | Хор. Удовл. |
Учебный план.
Общая направленность четырёхлетней подготовки теннисистов следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности приемов и широты взаимодействия с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специальным.
- увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки.
Соотношение нагрузки и видов упражнений на разных этапах обучения.
1 год занятий
Спортивно-оздоровительный этап:
общефизическая подготовка,
правила игры в настольный теннис,
теоретическая подготовка
базовая техника игры в настольный теннис.
Этап начальной подготовки:
основы тактики,
игровая практика
2 год занятий
Учебно-тренировочный этап:
специальная физическая подготовка
техника настольного тенниса
индивидуальная и парная игровая практика
3, 4 год занятий
Этап спортивного совершенствования:
специальная физическая подготовка
тактика и техника
игровая практика
соревновательная практика
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ
№п/п | Содержание занятий | Группы | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Теоретические сведения | |||||
1. | Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь. | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. Правила игры в настольный теннис. | 2 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 3 | 2 | 2 | 2 | |
Практические занятия | |||||
1. | Общая и специальная подготовка | 12 | 20 | 16 | 12 |
2. | Основы техники и тактики игры | 49 | 42 | 42 | 32 |
3. | Контрольные игры. Посещение соревнований | 4 | 18 | ||
Итого: | 61 | 62 | 62 | 62 | |
Всего часов: | 64 | 64 | 64 | 64 |
Содержание программы
- Теоретическая подготовка
Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь.
История возникновения настольного тенниса. Появление игры в стране, ее распространение, техника, тактика, особенности инвентаря. Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов. Особенности современной игры.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок.
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности.
Режим дня. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена полости рта. Уход за ногами. Гигиеническое значение водных процедур. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Гигиена мест занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом. Значение врачебного контроля и самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, спирометрия, потоотделение, пульс, кровяное давлениe. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях настольным теннисом. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний, источники инфекций и пути их распространения. Травматизм в процессе занятий настольным теннисом; оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях, приёмы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма.
- Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП)
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук, кистей рук и плечевого пояса
- Упражнения для ног, стоп ног и тазобедренного сустава
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Упражнения для развития силы
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития ловкости
- Упражнения типа «полоса препятствий»
- Упражнения для развития общей выносливости
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (ОФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять строевые упражнения на месте и в движении
- Выполнять комплекс разминки самостоятельно
Специальная физическая подготовка (СФП)
- Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести
- Упражнения для развития игровой ловкости
- Упражнения для развития специальной выносливости
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
-Упражнения с отягощениями
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении упражнений (СФП)
- Технику выполнения упражнений, последовательность, периодичность
Уметь:
- Выполнять упражнения самостоятельно и при помощи партнёра,
с изменением скорости, амплитуды, с отягощениями и без них.
- Развивать специальные способности (гибкость, быстроту, ловкость)
III. Техническая подготовка
Основные технические приемы:
1.Исходные положения (стойки)
а) правосторонняя
б) нейтральная (основная)
в) левосторонняя
2.Способы передвижений
а) бесшажный
б) шаги
в) прыжки
г) рывки
3.Способы держания ракетки
а) вертикальная хватка- «пером»
б) горизонтальная хватка- «рукопожатие»
4. Подачи
а) по способу расположения игрока
б) по месту выполнения контакта ракетки с мячом
5. Технические приемы нижним вращением
а) срезка
б) подрезка
6. Технические приемы без вращения мяча
а) толчок
б) откидка
в) подставка
7. Технические приемы с верхним вращением
а) накат
б) топс - удар
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении технических упражнений
- Основные приёмы техники выполнения ударов.
Уметь:
- Выполнять эти технические элементы на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении технических элементов
IV. Тактическая подготовка
Техника нападения.
Техники передвижения. Бесшажный способ передвижения (без переноса ОЦТ; с незначительным переносом ОЦТ; с полным переносом ОЦТ). Шаги( одношажный, приставной, скрестный). Прыжки (с двух ног, с двух ног на одну, с одной ноги на другую). Рывки ( с правой ноги, с левой ноги, с поворотом туловища, с наклоном туловища)
Техники подачи. Подброс мяча. Траектория и направление полета мяча. Точки пересечения плоскостей вращения мяча. Прием подач. Формы распознавания подач соперника.
Игра в нападении. Накат слева, справа.
Техника защиты.
Техники передвижения. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в защите. Срезка, подрезка.
Обучающиеся должны знать:
-Основные приёмы тактических действий в нападении и при противодействии в защите
Уметь:
- Выполнять элементы тактики на учебно-тренировочных занятиях
- Соблюдать технику безопасности при выполнении элементов тактики
V. Игровая подготовка
Подвижные игры:
- на стимулирование двигательной активности обучающихся
- на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей
Эстафеты с элементами настольного тенниса (на развитие):
- скоростно-силовых качеств
- быстроты действий
- общей выносливости
- силы
- гибкости
- ловкости
- Игровые спарринги:
- 1 х 1, 1 х 2, 2 х 2
Обучающиеся должны знать:
- Технику безопасности при выполнении игровых упражнений
- Основные правила настольного тенниса
Уметь:
- Выполнять основные технические и тактические игровые приёмы
Примерное тематическое планирование занятий:1 год обучения
Раздел программы | Тема | Всего часов | Из них на теорию |
Теоретические сведения. | История возникновения настольного тенниса. Оборудование и инвентарь. Гигиена и врачебный контроль. Техника безопасности при игре в настольный теннис. Правила игры в настольный теннис. | 3 ч | 3 ч |
Практические занятия. | Общая и специальная подготовка. Упражнения на быстроту, ловкость и гибкость. | 6 ч |
|
Силовые упражнения, упр-ия на выносливость. | 6 ч |
| |
Основы техники и тактики игры Упражнения с ракеткой и шариком. Техника подачи толчком. | 4 ч |
| |
Игра толчком справа и слева | 4 ч | ||
Атакующие удары по диагонали | 4 ч | ||
Атакующие удары по линии | 4 ч | ||
Игра в защите. | 4 ч | ||
Тактические схемы | 4 ч |
| |
Игра с тренером | 6 ч | ||
Выполнение подач разными ударами | 5 ч | ||
Игра на счет разученными ударами | 6 ч | ||
Отработка ударов накатом | 4 ч | ||
Отработка ударов срезкой | 4 ч | ||
Итого: 64 ч | Итого: 3 ч |
2 год обучения
Раздел программы | Тема | Всего часов | Из них на теорию |
Теоретические сведения | Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. | 2 ч | 2 ч |
Практические занятия | Общая и специальная подготовка. Упражнения на быстроту и ловкость | 4 ч | |
Упражнения на гибкость | 4 ч | ||
Силовые упражнения | 4 ч | ||
Упражнения на выносливость | 4 ч | ||
Специальные физические упражнения | 4 ч | ||
Основы техники и тактики игры. Атакующие удары справа разной силы и направления | 3 ч | ||
Атакующие удары слева разной силы и направления | 3 ч | ||
Удары срезкой справа | 4 ч | ||
Удары срезкой слева | 4 ч | ||
Удары накатом справа | 4 ч | ||
Удары накатом слева | 4 ч | ||
Чередование ударов различных стилей | 4 ч | ||
Передвижение | 4 ч | ||
Комбинации | 4 ч | ||
Подача различными ударами | 4 ч | ||
Прием подачи | 4 ч | ||
Итого: 64 ч | Итого: 2 ч |
3 год обучения
Раздел программы | Тема | Всего часов | Из них на теорию |
Теоретические сведения | Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. | 2 ч | 2 ч |
Практические занятия | Общая и специальная подготовка. Упражнения на быстроту и ловкость | 4 ч | |
Силовые упражнения | 4 ч | ||
Упражнения на выносливость | 4 ч | ||
Специальные физические упражнения | 4 ч | ||
Основы техники и тактики игры Подача срезкой | 3 ч | ||
Подача накатом | 3 ч | ||
Подача боковым вращением | 3 ч | ||
Техника приема подач разных видов | 2 ч | ||
Тактика быстрой атаки после подачи | 2 ч | ||
Тактика атаки после толчка | 2 ч | ||
Тактика атаки после подрезки | 2 ч | ||
Тактика атаки после наката | 2 ч | ||
Контроль игры срезками | 2 ч | ||
Топ-спин справа | 3 ч | ||
Топ-спин слева | 3 ч | ||
Техника выполнения ударов по высокому мячу | 3 ч | ||
Стиль игры топ-спин + атакующий удар | 4 ч | ||
Стиль игры быстрый атакующий удар + топ-спин | 4 ч | ||
Стиль игры подрезка + атакующий удар | 4 ч | ||
Контрольные игры. Посещение соревно-ваний. Соревновательная практика | 4 ч | ||
Итого: 64 ч | Итого: 2 ч |
4 год обучения
Раздел программы | Тема | Всего часов | Из них на теорию |
Теоретические сведения | Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. | 2 ч | 2 ч |
Практические занятия | Общая и специальная подготовка Упражнения на быстроту, ловкость и гибкость. |
6 ч | |
Специальные физические упражнения. | 6 ч | ||
Основы техники и тактики игры Подача различными ударами. |
5 ч | ||
Техника приёма подач разных видов. | 5 ч | ||
Тактика быстрой атаки после подачи | 2 ч | ||
Тактика атаки после толчка | 2 ч | ||
Тактика атаки после подрезки | 2 ч | ||
Тактика атаки после наката | 2 ч | ||
Контроль игры срезками | 2 ч | ||
Топ-спин справа | 2 ч | ||
Топ-спин слева | 2 ч | ||
Техника выполнения ударов по высокому мячу | 2 ч | ||
Стиль игры топ-спин + атакующий удар | 2 ч | ||
Стиль игры быстрый атакующий удар + топ-спин | 2 ч | ||
Стиль игры подрезка + атакующий удар | 2 ч | ||
Контрольные игры. Посещение соревнований. Соревновательная практика | 18 ч |
| |
Итого: 64 ч | Итого: 2 ч |
Описание материально-технического обеспечения
Для реализации рабочей программы используются:
- спортивный зал (игровая площадка)
- спортивный инвентарь
- секундомер электронный
- скамейка гимнастическая
- скакалки
- мячи теннисные
- мячи набивные
- теннисные столы
- учебно-методическая литература по настольному теннису
Игровая площадка. Игровое пространство должно быть не менее
14 метров длиной, 7 метров шириной и 4 метра высотой. Возможно
уменьшение игрового пространства до 8 м длиной и 4,5 м шириной для
районных соревнований. Источник света должен быть расположен не
ниже 4 м от уровня пола и освещенность игровой площадки должна
составлять не менее 400 люкс.
Сетка. Комплект сетки состоит из собственно сетки, подвесного
шнура и опорных стоек.
Сетку подвешивают на шнур, привязанный с каждого конца к
вертикальной части стоек высотой 15,25 см над игровой поверхностью.
Нижний край сетки вплотную примыкает к поверхности стола. Сетка
плетена квадратами размером 1,3 х 1,5 см.
Мяч – это спортивный инвентарь, используемый для перебивания
ракетками друг другу. Мяч должен быть (с 1 октября 2000г.)
сферической формы диаметром 40 мм (допустимая погрешность от 39,50
до 40,50 мм) и массой 2,7 г. Изготовлен из пластмассы особого сорта
оранжевого или белого цвета.
Стол - это спортивный инвентарь, о который должен ударяться мяч,
перебиваемый игроками через сетку. Поверхность стола должна находиться в
строго горизонтальном положении, быть ровной, матовой и гладкой.
Различают игровую поверхность стола, ребро стола и боковую поверхность
стола. В парной игре стол делят вдоль на две равные половины – поле подач.
Стол для настольного тенниса должен быть прямоугольным, длиной 2,74
м, шириной 1,525 м, высотой от пола 0,76 м.
Игровая поверхность должна быть разделена на две половины
вертикальной сеткой, расположенной параллельно концевым линиям.
Ракетка – спортивный снаряд, предназначенный для выполнения ударов по мячу. Ракетка состоит из деревянного основания и различных накладок. Может иметь любые размеры, форму и массу, но её лопасть должна быть плоской и жесткой. При этом 85 % лопасти по толщине должно быть из натурального дерева.
Основание ракетки – основа ракетки для игры в настольный теннис, имеющая ровную
твердую поверхность, на которую наклеиваются накладки и «щечки» - ручки с ракетки. Основание ракетки может быть изготовлено из фанеры, содержащей несколько слоев, или цельной древесины.
Одежда. Игровая одежда, как правило, должна состоять из рубашки с коротким рукавом и шортов или юбки, носков и игровой обуви. Основные цвета рубашки, юбки или шортов, кроме рукавов и воротника рубашки, должны быть ясно отличны от цвета, используемого в игре мяча.
Литература:
для учителя:
- Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2010
- А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004
- Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004
- Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2005
- О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
- О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 2006
- С.Д.Шпрах. У меня секретов нет. М.: Советский спорт, 2002
- Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 2004
для обучающихся
- Г.В.Барчукова . «Учись играть в настольный теннис»; М.: Советский спорт, 2009
2. С.Д.Шпрах. У меня секретов нет. М.: Советский спорт, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная образовательная программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки
Программа по настольному теннису разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными док...
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».
Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....
Дополнительная образовательная программа "Настольный теннис"
Дполнительная образовательная программа "Настольный теннис" может быть использована для работы с детьми во внеурочное время в рамках работы школьного спортивного клуба....
Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"
Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...
Конспект открытого занятия по теме: "Введение в образовательную программу по настольному теннису"
Открытое занятие проведено тренером – преподавателем МБОУ ДО ДЮСШ Чеди-Хольского кожууна Шигжал Тамарой Викторовной...
Дополнительная предпрофессиональная программа по настольному теннису
Настольный теннис – увлекательный и зрелищный вид спорта с разнообразнейшей техникой, богатый тактическими вариантами и требующий...
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по настольному теннису
Дополнительная препрофессиональная образовательная программа по настольному теннису...