Психологические аспекты деятельности педагога-музыканта.
статья
В данной статье будут рассматриваться психологические состояния педагога-музыканта пр работе с учениками в классе фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_pedportal.docx | 21.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Психологические аспекты деятельности педагога-музыканта.
Педагогика – это не только наука, но и искусство, и, следовательно, человек, отдающий себя целиком этой области, должен быть "творцом". (Рачина Б.С.)
Современное образование ставит высокие требования перед педагогом как творческой личностью, способной реализоваться в нестабильных условиях современной действительности.
Наиболее значимым в становлении творческой личности является развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству и диалогу, богатство личностных проявлений, образности постановки и решения проблем, одухотворенности, ощущения внутренней свободы и артистизма.
В данной статье будут рассмотрены некоторые психологические аспекты деятельности педагога-музыканта.
Проблема психических состояний педагога-музыканта и управления ими как педагогической деятельности, так и исполнительской очень важна, поскольку физическая раскрепощенность (отсутствие зажимов, свобода движений, легкость пластического выражения) и психологическая свобода (отсутствие страха, свободное изъявление воли, мысли, чувства, психическое равновесие) — первое исходное условие продуктивности деятельности педагога.
Умение ориентироваться в своих психических состояниях, адекватно их расценивать, управляя ими, при этом сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности – трудно переоценить значение этих моментов в работе педагога - музыканта.
Уверенность в себе повышает самоуважение, приводит к желанию совершенствоваться над собой, и приносит признание со стороны окружающих. И наоборот, негативное представление о себе, неадекватная самооценка могут снизить эффективность профессионального подхода к своей работе.
Устанавливают прочные эмоциональные контакты как со слушателями, так и с учениками те педагоги-музыканты, которые умеют «сбросить маску», активно и выразительно проявлять свои чувства, умеют быть непосредственными. Чтобы научиться сбрасывать однообразные, сковывающие маски, необходимо овладеть набором ролей, исполнять их непринужденно и гибко — в зависимости от того, с кем общаешься.
При этом педагог не может надеяться только на то, что каждый раз он будет в ударе. Полезно вспомнить, что советовал в этом случае актерам К.С. Станиславский: «Как уберечь роль от перерождения, от духовного омертвления, от самодержавной актерской набитой привычки и внешней приученности» [6, 256]. Нужна какая-то духовная подготовка перед началом творчества каждый раз, при каждом повторении его. Необходим не только телесный, но, главным образом, и духовный туалет перед спектаклем [6, 403].
Психологическая настройка на урок, на предстоящее общение с учениками, возникновение и реализация так называемого коммуникативного вдохновения — сложный, но необходимый процесс. Он определяется индивидуальностью учителя, особенностями ученического коллектива, обстоятельствами деятельности. Возникнув на основе психологической установки педагога, его отношения к педагогической работе в момент непосредственного взаимодействия с учениками, вдохновение зарождается, развивается и укрепляется через общение. Самочувствие педагога зависит и от уровня его общей коммуникативной культуры, и, главное, от степени профессионально - педагогической направленности его личности, его желания "заражать", "воспламенять", вызывать эмоциональный отклик на искусство.
Творческое самочувствие — это такое душевное и телесное состояние человека, которое благотворно влияет на творческий процесс. При этом человек достигает наибольших результатов в труде, находится в состоянии вдохновения. Внешне, со стороны, это состояние можно увидеть по физической подтянутости, собранности, мобилизованности сил человека, по особому блеску глаз.
Важнейшую роль в управлении творческим самочувствием играет непосредственно сам процесс общения. Педагогу необходимо заранее обдумать и выбрать внешние формы выражения своего эмоционального отношения, соответствующие материалу урока: соответствующие жесты, мимику, интонацию. Размышляя над тем, как лучше и ярче воплотить в уроке свои мысли, чувства, учитель проникается атмосферой предстоящей деятельности, настраивается на нее, ощущает ее контуры, ищет средства передачи своего эмоционального состояния [2, 124 — 125].
Процесс педагогического общения осложняется целым радом условий. Наибольшие трудности вызывает атмосфера публичного общения. Многие исследователи отмечают, что общение на людях, в большой аудитории чрезвычайно сложно для начинающих и невозможно без специальной подготовки. Да и людям, которым часто приходится выступать публично, тоже свойственны определенные трудности.
Важным элементом управления творческим самочувствием педагога является его мобилизация непосредственно перед деятельностью, преодоление нетворческого настроения. Ведь самое сложное искусство – казаться безыскусным.
Ничто так не мешает естественности, как желание казаться естественным, поэтому перед уроком педагогу необходимо войти в пустой класс, возможно, произнести несколько начальных фраз, войти в нужное творческое состояние.
Поскольку самочувствие, психические состояния мало подвластны воле и сознанию, надо отталкиваться не от них, а от логики метода физических действий, хорошо описанных еще К.С. Станиславским. Сущность этого метода – в выполнении физических действий, которые должны соответствовать определенным эмоциональным состояниям и способны вызвать в человеке нужные эмоции. Действия всегда поддаются нашему контролю и постепенно сосредотачивают внимание на работе, отвлекая от посторонних воздействий, направляя в нужное творческое русло [5, 129].
Мощным подспорьем в деятельности педагога является такой прием как самовнушение. Психологическая сущность данного приема заключается в укреплении веры в свои силы, возможности и способности. Самовнушение связано с огромной концентрацией психических процессов, а именно: внимания, воображения, памяти и мышления [2, 130]. Техника самовнушения строится на аутогенной тренировке. Человек воздействует на себя с помощью слов и мысленных образов.
Какие бы методы воздействия ни избрал педагог для регуляции своего психического состояния, важно, чтобы они помогали ему в профессиональной деятельности. Ведь психологический аспект деятельности педагога-музыканта — восприятие им жизненных явлений, разных видов искусства, общей культуры, вопросы творческого переживания, вдохновения, самочувствия — пожалуй, наиболее труднодоступный "уголок" внутреннего мира столь яркой и творческой личности.
Список литературы
1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, 1970. — 336 с.
2. Булатова О.С. Педагогический артистизм. Учебное пособие. — М: Академия, 2001. — 240 с.
3. Гильманов С.А. Интуиция педагога. — Тюмень: Знание, 1992 — 67 с.
4. Коган Г. У врат мастерства. — М.: Музыка, 1969. — 342 с.
5. Станиславский К.С. Избранное. — М.: Искусство, 1986. — 237 с.
6. Чехов М.А. О технике актера; Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006 — 390 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса
Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...
Информационно- компьютерные технологии в помощь педагогу-музыканту
В статье дан анализ современных требований в подготовке учителя в сфере компьютерной грамотности, дан краткий перечень программ используемых автором в собственной практике....
Консультация "Задачи педагога - музыканта, воспитателя, родителей по организации музыкальной деятельности детей"
Педагогическое сотрудничество в музыкальном развитии ребёнка выдвигает определённые требования, предъявляемые к педагогу-музыканту, воспитателю, родителям....
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Профессиональное становление будущего педагога-музыканта г.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Васильевич, преподаватель основного музыкальног...
Статья "Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-музыканта".
Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания, формировать эстетические вкусы учащихся, я использую в своей педагогической деятельности не только традиционные музыкальные методики об...
Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."
В данной статье автором представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова. Подробн...
Доклад" Взаимодействие педагога - музыканта с семьёй учащегося на начальном этапе обучения в музыкальной школе и школе искусств."
Взаимодействие педагога - музыканта с семьёй учащегося на начальном этапе обучения в музыкальной школе и школе искусств....