ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
статья по музыке по теме
Профессиональное становление будущего педагога-музыканта
г.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский
социально-педагогический колледж,
Емельянов Владимир Васильевич,
преподаватель основного музыкального инструмента
Современная наука (педагогика, психология) исходит из того, что наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. В ней человек стремится реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность, завоевать авторитет и общественное признание [1]. Сейчас значительно расширились права обучающихся и преподавателей в выборе содержания образования, форм и методов его освоения. Общая тенденция к обновлению содержания образования проявляется в каждой дисциплине, в том числе и на занятиях основным музыкальным инструментом – фортепиано. Везде рекомендуется сочетать классические и современные формы обучения, практическую направленность на формирование специальных и общепрофессиональных умений и навыков. Традиционным формам обучения приходят на смену такие методы работы как дискуссии, исследования, коллективные обсуждения проблем. Всё более утверждаются такие формы как урок-беседа, урок-лекция, урок-консультация. Какие же условия организации таких занятий наиболее целесообразны:
1). Создание атмосферы, способствующей творческому диалогу преподавателя и обучающегося (отказ от монополизированной активности преподавателя, ведущей к авторитарности);
2). Правильно поставленная цель каждого урока;
3). Создание проблемных ситуаций, требующих самостоятельности и активности обучающихся, способствующих их индивидуальному творческому раскрытию (Например, постоянно сталкивать обучающихся со спорными трактовками и редакциями музыкальных произведений, анализировать различные интерпретации одного и того же произведения и т.д.).
Педагогическая работа в сфере музыкального исполнительства сложна тем, что круг задач, стоящих перед педагогом очень широк. Одни затрагивают частные вопросы (методы работы над исполнительским мастерством), другие проходят как бы сквозной нитью через весь учебный процесс – это воспитание, развитие музыкальных способностей, всесторонняя музыкально-пианистическая подготовка обучающихся. В этом плане работа в классе фортепиано таит в себе неисчерпаемые резервы становления личности. Богатые возможности для этого открывает создаваемый на протяжении многих веков инструментальный репертуар, эволюция жанров, выразительных средств, музыкально-эстетических вкусов, художественных оценок, технических ресурсов, инструментально-педагогических принципов. При этом перед преподавателем встаёт одна из труднейших проблем современной музыкальной педагогики – воспитание и перевоспитание вкуса обучающихся, поскольку сейчас сильно упал на только общеобразовательный, но и культурный уровень. Преподаватель ведёт воспитание вкуса по двум тесно связанным линиям: путём продуманного подобранного репертуара и постепенного освоения принципов художественной интерпретации. И ещё возникает одна важная проблема в современных условиях – это проблема, свойственная преподаванию той или иной музыкальной дисциплины (в данном случае – фортепиано) и воспитания методологии нового педагогического мышления. Обучающийся должен понять, что главное – не приобретение под руководством педагога требуемого минимума умений и навыков, а пробуждение потенциала своих творческих и познавательных сил, своей интеллектуальной и эмоциональной инициативы, А преподаватель должен дать студенту возможность для его самоопределения и самоутверждения. Под профессиональным самоопределением понимается процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психологических возможностей. Этот процесс занимает весь период активной трудовой деятельности. Процесс профессионального самоопределения является уникальным и неповторимым. Он формирует индивидуальный стиль деятельности, выявляет зоны личной ответственности за развитие своей индивидуальности средствами профессионального самоутверждения. Можно сказать, что смысл профессионального самоутверждения определяется так: суметь сделать то, что другие не смогли; проявить волю, уметь действовать нестандартно, на свой страх и риск; зарекомендовать себя грамотным и компетентным; стать лучше предшественника, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону; стремиться проявить свою профессиональную индивидуальность.
В практике обучения игре на фортепиано, в связи с проблемой становлении и самоутверждения личности, есть ряд недочетов, на которые необходимо обратить серьёзное внимание[5]:
1.Обучающиеся музыкальному исполнительству в своей повседневной практике имеют дело с весьма ограниченным числом музыкальных произведений, осваивают минимальный по объёму учебно-педагогический репертуар. Это ограничивает их профессиональные горизонты, тормозит процессы развития, гасит познавательные интересы.
2.Урок в музыкально-исполнительских классах, трансформируясь, по сути, в тренаж узкоспециальных профессионально-игровых качеств, подчас значительно обедняется по своему содержанию и музыкальному «наполнению»; расширение знаний происходит медленно и малоэффективно.
3.Преподавание в ряде случаев носит ярко выраженный авторитарный характер, не развивает в надлежащей мере самостоятельности, активности, творческой инициативы молодых музыкантов, т.е. обучающиеся, оказываются лишёнными права на творческий поиск, на использование метода «проб и ошибок», органически присущего творческим профессиям. Дефицит свободы отрицательным образом сказывается на общем и профессиональном развитии педагога-музыканта, и входит в противоречие с психолого-педагогическими подходами и существенными изменениями, которые сейчас происходят в сознании и мироощущении современной молодёжи.
4.Умения и навыки, формирующиеся в процессе обучения игре на фортепиано, это только часть действия. В этих условиях демонстрируется неспособность выйти в практической деятельности за пределы круга отработанных с преподавателем музыкальных произведений. В результате, возникают серьёзные трудности при переносе профессиональных умений и навыков в новые условия, и это имеет самое непосредственное отношение к проблеме личностно-профессионального развития обучающегося.
5.Большинство преподавателей-музыкантов не ставят своей задачей научить учиться самому, полагаясь в первую очередь на себя, на свои внутренние ресурсы. При нынешнем положении дел на «рынке труда» ни один выпускник не застрахован от того, что жизнь не столкнёт его с ситуацией, к которой его ранее, в стенах родного учебного заведения не готовили, и которую трудно было ему предвидеть. Отсюда необходимость уметь перестраиваться, переучиваться, пересматривать весь комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, приобретённых в годы учёбы.
Учить учиться – это не только приобщение будущего педагога-музыканта к «методологии» самостоятельной деятельности, но и формирование определённой жизненной и профессиональной позиции, ориентированной на самодвижение и саморазвитие.
В последнее время проведена конкретная разработка дифференцированных принципов применительно к обучающимся различных уровней подготовки и развития (об этом можно судить по диапазону репертуарных списков учебных программ).
От преподавателя обучающего игре на фортепиано требуется много. Прежде всего, комплекс данных, необходимых исполнителю, ибо учить другого можно лишь тому, что сам знаешь и учишь; умение слышать и анализировать чужое исполнение; на ходу замечать удачи и неудачи, находить их корни; умение становится на точку зрения студента, вместе с ним искать решение очередных задач.[4]
Успех обучения в любой сфере человеческой деятельности зависит не только от точного определения её целей и содержания, но и от способов достижения целей, т.е. методов обучения. Их можно классифицировать по двум направлениям[3]:
1).Наглядно-иллюстративные, (связанные непосредственно с практическими действиями за инструментом, т.е. с самим исполнением музыки);
2). Методы словесного воздействия (главным здесь является слово, характеристики, обобщения, указания, комментарии).
К первой группе относятся следующие:
Метод целостного обзора произведения. Только таким образом можно получить полное и наиболее объективное представление о проделанной работе.
Метод наглядного позитивного показа. Его цель – создание представления о художественном образе. Именно наглядный показ в наибольшей степени пробуждает интерес к работе над тем или иным музыкальным произведением.
Метод «замедленной киносъёмки» (Г.Нейгауз) или «Увеличительного стекла». Этим методом широко пользуются в музыкальной педагогике. Он способствует детальной отработке музыкального произведения.
Метод негативного показа. Преподаватель нарочито утрирует исполнительские недостатки и погрешности исполнения, делает их более рельефными, слышимыми и зримыми для обучающегося.
Метод использования ИКТ в процессе обучения. Это совершенствует слух студента, воспитывает их критическое отношение к своему исполнению.
Ко второй группе относятся методы словесного воздействия:
Метод концентрации внимания. Именно концентрация внимания служит фундаментом, с которого начинается целесообразная деятельность вообще, и в процессе урока в частности. При реализации этого метода требуется умение преподавателя выделить из ряда задач и ситуаций самую необходимую, самую актуальную.
Метод комментариев, объяснений, замечаний. В музыкальной педагогике роль словесного метода является одной из ведущих. Беседы о музыке, смежных видах искусства, анализ исполняемых произведений, впечатления и оценка своей игры – вот далеко не все формы словесного воздействия.
Метод подсказа. Имеет две формы выражения:
1). Словесное напоминание, цель которого – сообщить информацию о задачах, стоящих в приближающемся отрезке музыки. Они даются преподавателем с опережением заблаговременно;
2). Интонационная поддержка (игра на втором инструменте, в верхнем регистре, тактирование и т.д.).
Метод «поправочных остановок». Особенно полезен, когда есть элементарные ошибки во фразировке, артикуляции, погрешности технического и ритмического порядка. Метод ускоряет процесс изучения музыкального произведения, способствует более рациональному использованию времени на уроке.
Индивидуально-групповой метод. На уроках Листа, Нейгауза всегда присутствовало 5-7 человек. Метод привлекает:
1). Повышением продуктивности учебно-воспитательного процесса;
2). Несёт в себе познавательную функцию, т.к. не один обучающийся, а целая группа осваивает различную учебную информацию;
3). Присутствие реальной аудитории воспитывает ответственное отношение к исполняемым произведениям;
4). Позволяет рационально и экономно использовать время на уроке.
Методы работы в классе фортепиано многообразны и требуют со стороны преподавателя использовать их целесообразно и применительно к каждому конкретному обучающемуся.
Личность музыканта несёт в себе идеалы духовного общения людей. Он должен не только уметь исполнять музыкальное произведение (что соответствует больше задачам профессионального музыкального обучения), но быть ещё и носителем духовного начала в музыке (что ближе к идеям музыкального воспитания).[2]
Музыкальное воспитание в прямом смысле не развивает определённых музыкальных способностей. Поэтому музыкальному воспитанию придаётся значение едва ли не важнейшей опоры духовного развития человека – опоры, почти автоматически ведущей к складыванию духовного мира. Музыка рассматривается как средство духовного возвышения человека, вне зависимости от его собственных духовных устремлений и затраченных духовных усилий. Но музыка представляет собой лишь часть жизни и не несёт ответственности за содержание и духовные устои всей жизни. Разум отличает человека от всех других живых существ. Познание мира и самого себя – основное человеческое предназначение. И в этом мире «человека разумного» музыка является одной из основных форм духовно-познавательной деятельности.
Используемые источники:
1. Петрушин, В.И. «Музыкальная психология» [Текст]/ В.И. Петрушин. – Москва. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997 г. -342.
3. В. Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике». Москва «Музыка» 1989г. Стр.66-82, стр.93-105, стр.122-136.
4.С.Е.Фейнберг «Пианизм как искусство». Москва «Музыка» 1969г. Стр.42-84.
5.Г.М.Цыпин «Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения». Москва «Интериракс» 1994г. Стр.28-32, стр.82-86, стр.310-323.
6. Г.М.Цыпин «Музыкант и его работа». Москва «Советский композитор» 1988г. Стр.49-79, стр.248-273.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emelyanov_v.v.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Профессиональное становление будущего педагога-музыканта
г.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский
социально-педагогический колледж,
Емельянов Владимир Васильевич,
преподаватель основного музыкального инструмента
Современная наука (педагогика, психология) исходит из того, что наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. В ней человек стремится реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность, завоевать авторитет и общественное признание [1]. Сейчас значительно расширились права обучающихся и преподавателей в выборе содержания образования, форм и методов его освоения. Общая тенденция к обновлению содержания образования проявляется в каждой дисциплине, в том числе и на занятиях основным музыкальным инструментом – фортепиано. Везде рекомендуется сочетать классические и современные формы обучения, практическую направленность на формирование специальных и общепрофессиональных умений и навыков. Традиционным формам обучения приходят на смену такие методы работы как дискуссии, исследования, коллективные обсуждения проблем. Всё более утверждаются такие формы как урок-беседа, урок-лекция, урок-консультация. Какие же условия организации таких занятий наиболее целесообразны:
1). Создание атмосферы, способствующей творческому диалогу преподавателя и обучающегося (отказ от монополизированной активности преподавателя, ведущей к авторитарности);
2). Правильно поставленная цель каждого урока;
3). Создание проблемных ситуаций, требующих самостоятельности и активности обучающихся, способствующих их индивидуальному творческому раскрытию (Например, постоянно сталкивать обучающихся со спорными трактовками и редакциями музыкальных произведений, анализировать различные интерпретации одного и того же произведения и т.д.).
Педагогическая работа в сфере музыкального исполнительства сложна тем, что круг задач, стоящих перед педагогом очень широк. Одни затрагивают частные вопросы (методы работы над исполнительским мастерством), другие проходят как бы сквозной нитью через весь учебный процесс – это воспитание, развитие музыкальных способностей, всесторонняя музыкально-пианистическая подготовка обучающихся. В этом плане работа в классе фортепиано таит в себе неисчерпаемые резервы становления личности. Богатые возможности для этого открывает создаваемый на протяжении многих веков инструментальный репертуар, эволюция жанров, выразительных средств, музыкально-эстетических вкусов, художественных оценок, технических ресурсов, инструментально-педагогических принципов. При этом перед преподавателем встаёт одна из труднейших проблем современной музыкальной педагогики – воспитание и перевоспитание вкуса обучающихся, поскольку сейчас сильно упал на только общеобразовательный, но и культурный уровень. Преподаватель ведёт воспитание вкуса по двум тесно связанным линиям: путём продуманного подобранного репертуара и постепенного освоения принципов художественной интерпретации. И ещё возникает одна важная проблема в современных условиях – это проблема, свойственная преподаванию той или иной музыкальной дисциплины (в данном случае – фортепиано) и воспитания методологии нового педагогического мышления. Обучающийся должен понять, что главное – не приобретение под руководством педагога требуемого минимума умений и навыков, а пробуждение потенциала своих творческих и познавательных сил, своей интеллектуальной и эмоциональной инициативы, А преподаватель должен дать студенту возможность для его самоопределения и самоутверждения. Под профессиональным самоопределением понимается процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психологических возможностей. Этот процесс занимает весь период активной трудовой деятельности. Процесс профессионального самоопределения является уникальным и неповторимым. Он формирует индивидуальный стиль деятельности, выявляет зоны личной ответственности за развитие своей индивидуальности средствами профессионального самоутверждения. Можно сказать, что смысл профессионального самоутверждения определяется так: суметь сделать то, что другие не смогли; проявить волю, уметь действовать нестандартно, на свой страх и риск; зарекомендовать себя грамотным и компетентным; стать лучше предшественника, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону; стремиться проявить свою профессиональную индивидуальность.
В практике обучения игре на фортепиано, в связи с проблемой становлении и самоутверждения личности, есть ряд недочетов, на которые необходимо обратить серьёзное внимание[5]:
1.Обучающиеся музыкальному исполнительству в своей повседневной практике имеют дело с весьма ограниченным числом музыкальных произведений, осваивают минимальный по объёму учебно-педагогический репертуар. Это ограничивает их профессиональные горизонты, тормозит процессы развития, гасит познавательные интересы.
2.Урок в музыкально-исполнительских классах, трансформируясь, по сути, в тренаж узкоспециальных профессионально-игровых качеств, подчас значительно обедняется по своему содержанию и музыкальному «наполнению»; расширение знаний происходит медленно и малоэффективно.
3.Преподавание в ряде случаев носит ярко выраженный авторитарный характер, не развивает в надлежащей мере самостоятельности, активности, творческой инициативы молодых музыкантов, т.е. обучающиеся, оказываются лишёнными права на творческий поиск, на использование метода «проб и ошибок», органически присущего творческим профессиям. Дефицит свободы отрицательным образом сказывается на общем и профессиональном развитии педагога-музыканта, и входит в противоречие с психолого-педагогическими подходами и существенными изменениями, которые сейчас происходят в сознании и мироощущении современной молодёжи.
4.Умения и навыки, формирующиеся в процессе обучения игре на фортепиано, это только часть действия. В этих условиях демонстрируется неспособность выйти в практической деятельности за пределы круга отработанных с преподавателем музыкальных произведений. В результате, возникают серьёзные трудности при переносе профессиональных умений и навыков в новые условия, и это имеет самое непосредственное отношение к проблеме личностно-профессионального развития обучающегося.
5.Большинство преподавателей-музыкантов не ставят своей задачей научить учиться самому, полагаясь в первую очередь на себя, на свои внутренние ресурсы. При нынешнем положении дел на «рынке труда» ни один выпускник не застрахован от того, что жизнь не столкнёт его с ситуацией, к которой его ранее, в стенах родного учебного заведения не готовили, и которую трудно было ему предвидеть. Отсюда необходимость уметь перестраиваться, переучиваться, пересматривать весь комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, приобретённых в годы учёбы.
Учить учиться – это не только приобщение будущего педагога-музыканта к «методологии» самостоятельной деятельности, но и формирование определённой жизненной и профессиональной позиции, ориентированной на самодвижение и саморазвитие.
В последнее время проведена конкретная разработка дифференцированных принципов применительно к обучающимся различных уровней подготовки и развития (об этом можно судить по диапазону репертуарных списков учебных программ).
От преподавателя обучающего игре на фортепиано требуется много. Прежде всего, комплекс данных, необходимых исполнителю, ибо учить другого можно лишь тому, что сам знаешь и учишь; умение слышать и анализировать чужое исполнение; на ходу замечать удачи и неудачи, находить их корни; умение становится на точку зрения студента, вместе с ним искать решение очередных задач.[4]
Успех обучения в любой сфере человеческой деятельности зависит не только от точного определения её целей и содержания, но и от способов достижения целей, т.е. методов обучения. Их можно классифицировать по двум направлениям[3]:
1).Наглядно-иллюстративные, (связанные непосредственно с практическими действиями за инструментом, т.е. с самим исполнением музыки);
2). Методы словесного воздействия (главным здесь является слово, характеристики, обобщения, указания, комментарии).
К первой группе относятся следующие:
Метод целостного обзора произведения. Только таким образом можно получить полное и наиболее объективное представление о проделанной работе.
Метод наглядного позитивного показа. Его цель – создание представления о художественном образе. Именно наглядный показ в наибольшей степени пробуждает интерес к работе над тем или иным музыкальным произведением.
Метод «замедленной киносъёмки» (Г.Нейгауз) или «Увеличительного стекла». Этим методом широко пользуются в музыкальной педагогике. Он способствует детальной отработке музыкального произведения.
Метод негативного показа. Преподаватель нарочито утрирует исполнительские недостатки и погрешности исполнения, делает их более рельефными, слышимыми и зримыми для обучающегося.
Метод использования ИКТ в процессе обучения. Это совершенствует слух студента, воспитывает их критическое отношение к своему исполнению.
Ко второй группе относятся методы словесного воздействия:
Метод концентрации внимания. Именно концентрация внимания служит фундаментом, с которого начинается целесообразная деятельность вообще, и в процессе урока в частности. При реализации этого метода требуется умение преподавателя выделить из ряда задач и ситуаций самую необходимую, самую актуальную.
Метод комментариев, объяснений, замечаний. В музыкальной педагогике роль словесного метода является одной из ведущих. Беседы о музыке, смежных видах искусства, анализ исполняемых произведений, впечатления и оценка своей игры – вот далеко не все формы словесного воздействия.
Метод подсказа. Имеет две формы выражения:
1). Словесное напоминание, цель которого – сообщить информацию о задачах, стоящих в приближающемся отрезке музыки. Они даются преподавателем с опережением заблаговременно;
2). Интонационная поддержка (игра на втором инструменте, в верхнем регистре, тактирование и т.д.).
Метод «поправочных остановок». Особенно полезен, когда есть элементарные ошибки во фразировке, артикуляции, погрешности технического и ритмического порядка. Метод ускоряет процесс изучения музыкального произведения, способствует более рациональному использованию времени на уроке.
Индивидуально-групповой метод. На уроках Листа, Нейгауза всегда присутствовало 5-7 человек. Метод привлекает:
1). Повышением продуктивности учебно-воспитательного процесса;
2). Несёт в себе познавательную функцию, т.к. не один обучающийся, а целая группа осваивает различную учебную информацию;
3). Присутствие реальной аудитории воспитывает ответственное отношение к исполняемым произведениям;
4). Позволяет рационально и экономно использовать время на уроке.
Методы работы в классе фортепиано многообразны и требуют со стороны преподавателя использовать их целесообразно и применительно к каждому конкретному обучающемуся.
Личность музыканта несёт в себе идеалы духовного общения людей. Он должен не только уметь исполнять музыкальное произведение (что соответствует больше задачам профессионального музыкального обучения), но быть ещё и носителем духовного начала в музыке (что ближе к идеям музыкального воспитания).[2]
Музыкальное воспитание в прямом смысле не развивает определённых музыкальных способностей. Поэтому музыкальному воспитанию придаётся значение едва ли не важнейшей опоры духовного развития человека – опоры, почти автоматически ведущей к складыванию духовного мира. Музыка рассматривается как средство духовного возвышения человека, вне зависимости от его собственных духовных устремлений и затраченных духовных усилий. Но музыка представляет собой лишь часть жизни и не несёт ответственности за содержание и духовные устои всей жизни. Разум отличает человека от всех других живых существ. Познание мира и самого себя – основное человеческое предназначение. И в этом мире «человека разумного» музыка является одной из основных форм духовно-познавательной деятельности.
Используемые источники:
1. Петрушин, В.И. «Музыкальная психология» [Текст]/ В.И. Петрушин. – Москва. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997 г. -342.
3. В. Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике». Москва «Музыка» 1989г. Стр.66-82, стр.93-105, стр.122-136.
4.С.Е.Фейнберг «Пианизм как искусство». Москва «Музыка» 1969г. Стр.42-84.
5.Г.М.Цыпин «Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения». Москва «Интериракс» 1994г. Стр.28-32, стр.82-86, стр.310-323.
6. Г.М.Цыпин «Музыкант и его работа». Москва «Советский композитор» 1988г. Стр.49-79, стр.248-273.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"
статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"...
СПОСОБНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
С целью подготовки специалиста, способного составить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким образом, чтобы у него возникла позитивная установка на...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.
Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и стремлений к профессиональному становлению,...
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...
Ольга Викторовна Лукьянович. КОМПОЗИТОРСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Ольга Викторовна Лукьянович,кандидат искусствоведческих наук, учитель музыки высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург КОМПОЗИТОРСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИ...
Профессиональное самоопределение. Кризисы профессионального становления личности
В период взрослости человек осваивает важные для себя сферы жизни (профессиональная деятельность, создание собственной семьи и воспитание детей, уход за стареющими родителями, организация досуга...