Рабочая программа " Казачество"
календарно-тематическое планирование

Мамедова Сузанна Ильясовна

Программа духовно-нравственного воспитания школьников в традициях казачества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kazachestvo_1.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ЛУНАЧАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

« ВЕРНЫ МЫ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ»

Программа духовно-нравственного воспитания школьников в традициях казачества

Сроки реализации: 4 года

Возраст детей: 7 – 10 лет

Разработчик:

Мамедова С.И.

Учитель английского языка

х. Мирный

2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,

не хранит их в своем сердце, тот позорит

не только свой народ, но, прежде всего,

не уважает самого себя, свой род,

своих древних предков.

Начиная с 2007 г в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

 Образовательная программа по истории казачества, казачьего фольклора,  истории культуры и народного творчества, имеет туристско - краеведческую направленность.  

Программа направлена на духовное, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание. Содержание программы нацелено на накопление

жизненного духовного опыта учащихся  на основе осмысления традиций

народной культуры.

Актуальной становится проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян в воспитании любви к Отечеству, к своей малой родине – Ростовской области, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Актуальность разработки программы в настоящее время обусловлена

необходимостью поиска путей возвращения человека в культуру вопреки

разрушению духовного и культурного кода в результате некоторых

процессов обновления социально- экономической и духовной сферы жизни

общества.

Развитие духовности немыслимо без ощущения человека как части

своего народа и его культуры. В решении задач духовно-нравственного,

патриотического и эстетического воспитания, развития творческих

способностей подрастающего поколения культурным традициям народа

отводится сегодня все более заметное место.

Педагогически направленное приобщение к богатейшим традициям

культуры донских  казаков позволяет преодолеть многие проблемные

ситуации, сложившиеся сегодня в обществе: движение в сторону создания

единой глобальной культуры, сглаживание культурно-этнических

особенностей сообщества, отчуждение молодого поколения от культуры

своих предков, угасание интереса к истории и культурным традициям своего

народа, формирование музыкальных вкусов детей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется

организацией особого воспитательного пространства. Занятия по различным

направлениям, объединенные принципом интегрированности, позволяют

выстроить особую образовательно-воспитательную систему. Отдельные

блоки программы существуют не сами по себе, они объединены содержанием

сферы «между» предметами, обращенными к смыслам человеческой жизни

через традиционную культуру донских казаков. Содержанием этой сферы

являются выстроенные в определенной логике стержневые базовые темы,

которые пронизывают параллельно идущие разделы. Это позволяет

объединить все разделы и сохранить целостность традиций культуры донских казаков.

Теоретические занятия сочетаются с практическими, дают возможность

выхода на самостоятельные практики, что позволяет повысить творческую

активность школьников, сделать занятия максимально интересными и

формирует активную жизненную позицию.

Программа  имеет «стартовый » и «базовый уровень», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных

форм организации материала, минимальную сложность материала,

предлагаемого для освоения содержания программы. Для программы

характерна первоочередная направленность на развитие интереса и

мотивации детей к изучению исторического наследия народов нашей страны

на примере истории, культуры, традиций казачества, являющегося частью

многонационального народа России, на приобретение базовых знаний и

умений, необходимых для работы в техниках прикладного творчества. В то

же время, программа, будучи дополнительной, должна расширять и

углублять знания, полученные в ходе освоения основных

общеобразовательный программ детьми соответствующего возраста.

Цель программы: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения  краеведения, традиций, истории края, культурного наследия предков.

Задачи программы:

1) формировать у детей желания поступать в соответствии  с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);

2) развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;

3) воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;

4) приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом; нравственное воспитание учащихся на основе культурологического аспекта регионального компонента Донского   казачества;

5) дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;

6) развивать физические способности учащихся, используя заложенный в них потенциал.

   Программа рассчитана на 4 года (время обучения в начальной школе). Каждый год обучения состоит из 35 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.При переходе детей в среднее звено школы необходима преемственность.

Данная программа способствует формированию ценностных

ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на

основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию

широких познавательных интересов и творчества.

В программу включены темы занятий, содержание работы, формы итогового

контроля, практические работы, изготовление и конструирование поделок,

макетов, эскизов из прикладного материала и пр.

Содержание программы реализуется путём взаимодействия со специалистами узкого профиля.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса.

Результатами изучения курса «История донских казаков» является формирование следующих УУД:

Личностные УУД

У ученика будут сформированы:

  • Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
  • Устойчивый учебно-познавательный интерес  к новым общим способам решения задач;
  • Адекватного понимания причин успешности/ не успешности в своей деятельности;
  • Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
  • Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД:

По окончании изучения курса ученик научится:

  • Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.
  • Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
  • Высказывать свою версию разрешения проблемы.
  • Различать способ и результат действия.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.

Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их    выполнение

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ  в ходе   проектной деятельности;
  • Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете;
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи;
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы;
  • Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей
  • Устанавливать аналогии;
  • Строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей;
  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога);
  • Слушать и понимать речь других людей;
  • Средством формирования этих действий служит технология   проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему мнению;
  • Контролировать действия партнёра;
  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
  • Средством формирования этих действий служит работа в группах;

Знать/понимать:

-различные фольклорные формы казачества;

-особенности проводимых обрядовых праздников казаков;

-историю своей казачьей семьи и /или историю семьи своих одноклассников;

-уклад жизни, особенности численного состава и распределение обязанностей традиционной казачьей семьи;

-основные ремесла, виды декоративно-прикладного искусства казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;

-памятные события и даты, связанные с историческими событиями казачества;

- основы духовной жизни казаков.

Уметь / применять в практической деятельности:

- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы казачества;

-реконструировать основные праздничные обряды;

-выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

-выполнить некоторые изделия, поделки;

-выполнить исследовательский проект на тему «История и культура Егорлыкского  казачества».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Тематическое планирование

Количество часов  

МОЯ РОДИМАЯ ЗЕМЛЯ – 10 часов

История заселения Дона

2 часа

Первые казаки поселившиеся на Дону

2 часа

История заселения казаками Егорлыкского района

2 часа

Знаменитые казаки.

2 часа

Легенда «Почему Дон Ивановичем зовут».

2 часа

КАЗАК – ПАТРИОТ – 10 часов

Юные казаки – будущие защитники Родины

3 часа

Конь – верный друг казака

2 часа

Экскурсия на Донское подворье( Старочеркасск)

5 часов

БЕРЕГИ СВОЮ СЕМЬЮ И СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ. УВАЖАЙ СТАРШИХ, ЧТИ СТАРОСТЬ – 14 часов

Семья казака – это тыл его

3 часа

Роль семьи в жизни человека

2 часа

что такое генеалогическое дерево?

2 часа

Прошлое семьи, семейные реликвии, семейные традиции, связь поколений;

2 часа

Труд – основа благополучия казачьей семьи;

2 часа

Легенда о балке Кобяковой

2 часа

Легенда о Кобяковском драконе

1 час

2 год обучения

Тематическое планирование

Количество часов

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ – 15 часов

Нравственно – ценностные ориентации

2 часа

Оказание посильной помощи взрослым

2 часа

Распределение обязанностей в казачьей семье

2 часа

Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека .

3 часа

Легенда о Пращуре-Кумире

1 час

Легенда про оберег Славянский

1 час

Казачьи игры

3 часа

Легенда о нагайке

1 час

ПРАВОСЛАВИЕ И КАЗАЧЕСТВО – 10 часов

Святой покровитель казачьего войска – князь Александр Невский

2 часа

Православные праздники

2 часа

Икона в храмах и жилищах

2 часа

Красный угол в казачьей хате

2 часа

Донской диалект

2 часа

ТРУД И БЫТ КАЗАКОВ ДОНА – 10 часов

Традиционный и современный быт казачьей семьи

2 часа

Казачий дом

2 часа

Обустройство жилища, домашняя утварь

2 часа

Кубанская кухня

2 часа

Древние и современные ремесла

2 часа

3 год обучения

Тематическое планирование

Количество часов

ПО-КАЗАЧЬИ СКРОЕН И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН – 18 часов

Фланкировка (основные навыки владения казачьей шашкой и нагайкой)

3 часа

«В городок» - совершенствование навыков броска мяча,

      развитие ловкости, меткости, точности и координации

      движений – мяч

3 часа

«Заюшка» - совершенствование силовых качеств, ловкости, развитие чувства коллективизма – инвентарь не требуется;

3 часа

«Пицва» -тренировка глазомера, воспитание и развитие меткости, точности выполняемых движений при броске в цель – гимнастические палки, кегли.

3 часа

«Рыба» - тренировка ловкости, борьба со страхом при неожиданной атаке – резиновая перчатка на веревке;

3 часа

«Шапочный турнир» - развитие ловкости, скорости, реакции- 2  пилотки.

3 часа

ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ – 8 часов

Обсуждение и раскрытие содержания двух заповедей: Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2 часа

Будь примером для всех

2 часа

Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества.

2 часа

Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны.

2 часа

ДЕРЖИСЬ ПРАВОСЛАВИЯ - ВЕРЫ НАШИХ ПРЕДКОВ – 4 часа

Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край.

2 часа

Изучение православных традиций в казачьих семьях.

1 часа

Православные храмы.  

1 часа

СЛУЖИ ВЕРНО РОССИИ И КАЗАЧЕСТВУ – 7 часов

Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

1 часа

Человек - член общества.

1 часа

Взаимоотношения с другими людьми.

1 часа

Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению.

1 часа

Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина».

1 часа

Знакомство с казачьими заповедями. Понимание их содержания.

2 часа

4 год обучения

Тематическое планирование

Количество часов

ДОНСКИЕ КАЗАКИ – 4 часа

Территория проживания Донских казаков

1 час

Язык, культура Донских казаков.

1 час

Казачьи заповеди.

1 час

Казачьи войска России.

1 час

ЛЮБИ ТРУД И НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ – 6 часов

Значение труда в жизни человека и общества.

2 часа

Значение труда для казачьей семьи.

1 час

Традиционная одежда.

1 час

Казачье жилище, двор, хозяйство.

1 час

Древние и современные ремесла.

1 час

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ – 7 часов

Родители и дети.

1 час

Воспитание мальчиков.

1 час

Подготовка к службе, к взрослой жизни.

1 час

Воспитание девочек – казачек.

1 час

Казачий курень.

1 час

Казачий круг.

1 час

Календарные праздники донских казаков.

1 час

ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ – 4 часа

Казак без веры – не казак.

1 час

Заповеди Божьи.

1 час

Православные храмы Дона.

1 час

Традиции и обычаи донских казаков по православному календарю.

1 час

КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ – 8 часов

Лента времени

1 час

Основные памятные даты.

1 час

Донское  казачье войско в наши дни.

1 час

Управление Донским казачьим войском.

1 час

Несение казаками службы в

наше время.

1 час

Помощь в охране природы

1 час

Выдающиеся казаки Дона.

1 час

Памятники и музеи

1 час

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА – 6 часов

Казачья семья в современной жизни.

1 час

Отношение к семье на Дону.

1 час

История

семьи в истории родного Дона.

1 час

Сохранение и преумножение семейных

традиций

1 час

Обрядовый фольклор донских казаков.

1 час

Донской казачий хор.

1 час

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Астапенко, М.П. История донского казачества с древнейших времён до 1920 г. [Текст] : учебное пособие / М.П. Астапенко. – Ростов н/Д :ООО «Мини Тайп», 2004. – 608 с.

2. Астапенко, М.П. История Донского края [Текст] : учебное пособие / М.П. Астапенко, Е.М. Астапенко. – Ростов н/Д :ООО «Мини Тайп», 2005. – 684 с.

3. Астапенко, М.П. История Донского края. 1920 – 2006 гг. [Текст] : учебное пособие / М.П. Астапенко, Е.М. Астапенко. – Ростов н/Д :ООО «Мини Тайп», 2007. – 304 с.

4. Астапенко, Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII - XX вв. [Текст] / Г.Д. Астапенко. – Ростов н/Д : «БАРО-ПРЕСС», 2006. – 256 с

5. Водолацкий, В.П. Казачий Дон: очерки истории и культуры [Текст] : учебное пособие / В.П. Водолацкий, А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян; под ред. проф. А.П. Скорика. – Ростов н/Д : ООО «Терра», 2005. – 448 с.

6. Гордеев, А.А. История казачества [Текст] / А.А. Гордеев. – М. Вече, 2007. – 640 с.

7. Дулимов, Е.И. Государство и казачество: проблемы взаимодействия [Текст] : монография / Е.И. Дулимов; отв. ред. С.А. Кислицын. – Ростов н/Д : РГУ, 2003. – 336 с.

8. Ильюков, Л.С. Очерки древней истории Донского края [Текст] / Л.С. Ильюков. – Ростов н/Д : «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2004. – 151 с.

9. История донского казачества [Текст] : учебное пособие / А.И. Агафонов, А.В. Венков [и др.]; отв. ред. А.В. Венков. – Ростов н/Д : ООО «Терра», 2005. – 312 с.

10. История казачества России [Текст] : учебное пособие / А.В. Венков, В.П. Водолацкий [и др.]; отв. ред. А.В. Венков. – Ростов н/Д : ООО «Терра», 2005. – 208 с.

11. Казачий сборник [Текст] / отв. ред. Е.И. Дулимов. [Текст] – Ростов н/Д : ДЮИ, 2004. – 443 с.

12. Казачья школа. История и современное казачье образование на Дону [Текст] / составитель Г.Н. Рыковский. – Ростов н/Д: ООО Ростиздат, 2003. – 288 с.

13. Кожанов, А.П. Донское казачество в 20-х годах XX века [Текст] : учебное пособие по спецкурсу / А.П. Кожанов. – Изд.2-е, испр. и доп. – Ростов н/Д : Донской издательский дом, 2005. – 292 с.

14. Лесин, В.И. Ваше величество, это казаки… [Текст] / В.И. Лесин. – М.:Центрполиграф, 2007. – 495 с.

15. Малыхин, К.Г. История Донского края [Текст] : учебное пособие / К.Г. Малыхин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 256 с.

16. Никитин, В.Ф. Казачество: нация или сословие? [Текст] / В.Ф. Никитин. – М. Эксмо, 2007. – 640 с.

17. Озеров, А.А. Донские казаки: проблемы возрождение и перспективы развития [Текст]. В 2-х ч. Ч. 1. История современного казачества / А.А. Озеров, А.Г. Киблицкий. – Ростов н/Д : ООО «Ростиздат», 2003. – 621 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории кубанского казачества 5 класс

     Программа курса разработана на основе программы «История  Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края,  Департамента по делам казачества , военн...

Рабочая программа по Истории кубанского казачества 7 класс

   Цели курса – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиц...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс

Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционная народная культура – явле...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"6 класс

     Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционн...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"7 класс

    Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уник...

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Рабочая программа кружка "Этнография казачества"

Рабочая программа кружка "Этнография казачества"...