Выступление на педагогическом совете «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»
материал
Доклад на тему: «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдасткого района Курской области
Доклад на тему: «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»
Подготовила Спевакова О. В.,
Педагог-психолог
На современном этапе развития общества происходит активное внедрение цифровых технологий в обучение и воспитание. В настоящее время система образования ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Применение компьютерных технологий в этом случае имеет, как правило, развивающую направленность. Использование данной техники открывает новые возможности в учении, мышлении, в эмоциональном и когнитивном развитии. Цифровые технологии призваны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.
Цифровые технологии могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью учебного процесса.
Для дальнейшего понимания роли информационных технологий в учебном процессе необходимо разобраться с понятиями.
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.
Цифровые технологии –
Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.
В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:
Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
- Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
- Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
- Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым;
- Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
- Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.
Применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и информационно-комуникационных технологий является одним из средств, которые развивают познавательные процессы.
Существует три системы приема информации:
- визуальная репрезентативная система человека (где задействованы зрительные анализаторы);
- аудиальная репрезентативная система восприятия информации (задействовано слуховое восприятие информации);
- кинестетическая система восприятия, основанная на ощущениях, чувствах.
Из психологических исследований известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Как гласит народная мудрость,- «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Проведя множество экспериментов, ученые выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.
Рассмотрим подробнее функции цифровизации. В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки текстов, их хранения;
- текстовый редактор;
- графопостроитель,
- графический редактор;
- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
- средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам;
- создании программных продуктов;
- применении различных информационных сред.
Досуговая среда организуется с помощь:
- игровых программ;
- компьютерных игр по сети;
- компьютерного видео.
Применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и модульно-рефлексивного мышления обучаемых, что компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и-процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному понимании.
Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности.
Внедрение современных информационных технологий в образование дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса. При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам обучаемых и специфическим особенностям конкретных предметных областей.
В данном выступлении мы рассмотрели особенности влияния цифровых технологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся.
В настоящее время использование компьютерных технологий в процессе обучения становится основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы.
Применительно к инновационным процессам с учетом их специфики, цифровые технологии понимаются как система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств обучения.
В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование современных цифровых технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук, а также способствует повышению познавательного интереса учащихся в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Кризисные ситуации в образовательном процессе"
Цель педсовета: к концу педагогического совета участники 1. Получат представление о существовании проблемы подросткового суицида.2. Сформируют понятие о подростковом суициде, его видах, прич...
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Устный счет как способ формирования математической компетентности учащихся"
Математическая компетентность - это способность учащегося адекватно применять полученные знания по математике для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Овладев на высоком...
Доклад для выступления на педагогическом совете по теме «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»
Доклад для выступления на педагогическом совете по теме «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»...
Выступление на педагогическом совете на тему «Технология тьюторства»
Изменились приоритетные ценности школьного образования: школа начинает переориентироваться на ценности развития интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, г...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"
Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формир...
Выступление на педагогическом совете "Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии"
Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Совершенствование образовательного процесса в целях повышения качества знаний"
Данный материал содержит информацию, о том, что такое качественное образование и из чего оно складывается. Кроме того, продемонстрированы пути повышения качества образования....