Выступление на педагогическом совете «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»
материал

Спевакова Ольга Владимировна

Доклад на тему: «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдасткого района Курской области

Доклад на тему: «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»

Подготовила Спевакова О. В.,

Педагог-психолог

На современном этапе развития общества происходит активное внедрение цифровых технологий в обучение и воспитание. В настоящее время система образования ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Применение компьютерных технологий в этом случае имеет, как правило, развивающую направленность. Использование данной техники открывает новые возможности в учении, мышлении, в эмоциональном и когнитивном развитии. Цифровые технологии призваны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Цифровые технологии могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью учебного процесса.

Для дальнейшего понимания роли информационных технологий в учебном процессе необходимо разобраться с понятиями.

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.

Цифровые технологии –

Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.

В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:

Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;

  1. Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
  2. Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
  3. Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым;
  4. Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
  5. Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.

Применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

Использование  компьютера  с  его  огромными универсальными возможностями  и информационно-комуникационных технологий  является одним из средств, которые развивают познавательные процессы.

Существует три системы приема информации:

  1. визуальная репрезентативная система человека (где задействованы зрительные анализаторы);
  2. аудиальная репрезентативная система восприятия информации (задействовано слуховое восприятие информации);
  3. кинестетическая система восприятия, основанная на ощущениях, чувствах.

Из психологических исследований известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Как гласит народная мудрость,-  «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Проведя множество  экспериментов, ученые выявили  зависимость   между   методом   усвоения материала и способностью  восстановить  полученные  знания  некоторое  время спустя. Если материал был звуковым,  то  человек  запоминал  около  1\4  его объема. Если  информация  была  представлена  визуально  –  около  1\3.  При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание  повышалось до половины, а если  человек  вовлекался  в  активные  действия  в  процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

Рассмотрим подробнее функции цифровизации. В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель,
  • графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

Досуговая среда организуется с помощь:

  • игровых программ;
  • компьютерных игр по сети;
  • компьютерного видео.

Применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и модульно-рефлексивного мышления обучаемых, что компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и-процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному понимании.

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности.

Внедрение современных информационных технологий в образование дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса. При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам обучаемых и специфическим особенностям конкретных предметных областей.

В данном выступлении мы рассмотрели особенности влияния цифровых технологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся.

В настоящее время использование компьютерных технологий в процессе обучения становится основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы.

Применительно к инновационным процессам с учетом их специфики, цифровые технологии понимаются как система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств обучения.

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование современных цифровых технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук, а также способствует повышению познавательного интереса учащихся в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Кризисные ситуации в образовательном процессе"

Цель педсовета: к концу педагогического совета участники 1. Получат представление о существовании проблемы подросткового суицида.2. Сформируют понятие о подростковом суициде, его видах, прич...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Устный счет как способ формирования математической компетентности учащихся"

Математическая   компетентность  - это способность учащегося адекватно применять полученные знания по математике для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Овладев на высоком...

Доклад для выступления на педагогическом совете по теме «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»

Доклад для выступления на педагогическом совете по теме  «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»...

Выступление на педагогическом совете на тему «Технология тьюторства»

Изменились приоритетные ценности школьного образования: школа начинает переориентироваться на ценности развития интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, г...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формир...

Выступление на педагогическом совете "Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии"

Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Совершенствование образовательного процесса в целях повышения качества знаний"

Данный материал содержит информацию, о том, что такое качественное образование и из чего оно складывается. Кроме того, продемонстрированы пути повышения качества образования....