Выступление на педагогическом совете на тему «Технология тьюторства»
учебно-методический материал на тему
Изменились приоритетные ценности школьного образования: школа начинает переориентироваться на ценности развития интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Тьюторство – это педагогическая технология сопровождения, позволяющая не только выявить познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения.
Мне хочется рассказать об опыте внедрения в практику массовой школы технологии тьюторского сопровождения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_tyutorstva.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология тьюторства
Изменились приоритетные ценности школьного образования: школа начинает переориентироваться на ценности развития интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Тьюторство – это педагогическая технология сопровождения, позволяющая не только выявить познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения.
Мне хочется рассказать об опыте внедрения в практику массовой школы технологии тьюторского сопровождения учащихся.
Впервые тьюторство возникло в виде наставничества в Британских университетах - Оксфорде (XIIв.) и Кембридже (XIIIв.), а сейчас является основным институтом в системе образования стран Запада, особенно в англоязычных государствах. В современном Оксфорде 60% учебного времени отводится на работу с тьютором, 40 % — на лекции и семинары.
Тщательную теоретическую проработку тьюторства в России начала осуществлять Татьяна Михайловна Ковалева в 1990г. в Школе культурной политики (Москва), результатом чего стало создание первой тьюторской группы в школе «Эврика-развитие» в Томске в 1992г. С тех пор история Томска тесно связана с историей тьюторства: здесь, начиная с 1996г., было проведено уже 13 Всероссийских научно-практических тьюторских конференций. В результате тьюторство было введено в дошкольное и школьное образование, во многих регионах России в школах появилась ставка тьютора. В 2007 году случилось еще одна знаменательное событие: все профессионалы, реализующие тьюторские практики и участвующие в ее продвижении в России, объединились в МОО «Тьюторская Ассоциация», куда вошли представители 17 регионов РФ. И, наконец, в 2008г., благодаря усилиям Ассоциации, должность «тьютор» была введена в реестр профессий и зарегистрирована в Минюсте.
Тьюторская педагогика в мире одна из самых дорогих, потому что тьютору оплата начисляется не за класс и не за урок, а за каждого ребенка, с которым он работает. Тьютор – это высокооплачиваемая должность. Вряд ли это возможно в России в государственных или муниципальных школах, вся надежда на частные школы, на поддержку родителей, готовых оплатить за тьюторство, как за дополнительную услугу или учителей-энтузиастов, работающих бесплатно. Например, обучение в Кембридже с тьютором обходится учащимся в 60000 долларов в год.
Сколько тьюторов должно быть в школе?
Пока еще нигде не готовят тьюторов, есть проблема с кадрами, вряд ли любой учитель способен справиться с функциями тьютора, необходима система подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.
В системе развивающего обучения предполагается, что тьютор не должен совмещать и учителя и тьютора. Тьютор – менеджер в сфере образования, новая профессия в системе образования России.
Параметры сравнения | Учитель | Классный руководитель | Тьютор |
Реализуемый процесс | обучение | воспитание | самообразование |
Осуществляемые функции | управление | управление | сопровождение, поддержка |
Используемые методики | методики обучения | методики воспитания | рефлексия опыта самообразования |
Результат | Предметная компетентность | Коммуникативная управленческая, социокультурная компетентности | Формирование индивидуальной ответственности за знание |
Вряд ли в России сегодня есть эти условия для перехода к тьюторской технологии в полном масштабе, но это не мешает любому учителю применять тьюторские технологии в обычной школе в процессе обучения и воспитания учащегося.
Роли педагога в тьюторском сопровождении учащихся:
1. Учебный тьютор Деятельностью учебного тьютора охвачена группа учащихся школы, испытывающих, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы, недостаточный уровень учебной подготовки в основной школе) затруднения в учебной деятельности. Главная технология, используемая тьютором в своей деятельности – консультирование. Помогает учащемуся найти, выявить возможные точки роста и работать по их достижению.
2. Тьютор в исследовательской деятельности. Обучает технологии исследовательской деятельности, сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления (конкурсы, конференции). С помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении. Основной технологией в деятельности являются технологии исследования, консультирования как группового, так и индивидуального.
3. Тьютор в проектной деятельности. Основной уклон и результативность тьютора по проектной деятельности направлена на технологию социального проектирования. Тьютор по проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения. Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование, но на первоначальном этапе все учащиеся проходят вводный курс занятий «Школы проектирования»
Деятельность тьютора можно характеризовать со следующих позиций: Позиция учителя – «Мастер», «Помощник»
Позиция ученика – «Ученик мастера», «Соавтор» Стиль руководства – поддержка.
Мотив учителя - открытость, сотрудничество, поддержка личной инициативы ученика. Мотив ученика - созидание личного опыта, познание, сотрудничество.
Характер организации деятельности – творческие и продуктивные задания. Формы учебных взаимодействий – ученик активен, сам ставит цели. Контроль и оценка – сравнение с предыдущим результатом, личные достижения ,самооценка, рейтинг.
Классное руководство превращается в деятельность, ориентированную на личностное, индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения, общения в целом, в процессе их жизни в школе. Задачи должны быть сформулированы через описание тех изменений, которые мы хотим произвести в нашем воспитаннике. Что нового должно появиться в умениях и человеческих качествах моего воспитанника в результате моей деятельности. Исповедуя компетентностный подход к образованию, классному руководителю следует уделять большое внимание и в ходе уроков и в воспитании формированию и развитию надпредметных компетенций
ЭТО:
- Исследовательские компетенции (проекты, опыты, эксперименты).
- Речевые компетенции (аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение)
- Мыслительные компетенции(выделять главное, делать выводы, абстрагировать, синтезировать)
- Ценностно-смысловые компетенции:(ставить цели, отвечать за свои решения и поступки.)
- Общекультурные компетенции: (следить за своим здоровьем, слушать и слышать, проявлять толерантность, познавать себя и других).
В результате осмысления этого опыта появятся результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы"
Мы точно представляем, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и какими качествами она облад...
Выступление на педагогическом совете по теме «Применение инновационных технологий на уроках русского языка»
Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...
Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"
Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".
Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...
Конкурс «Педагог года – 2015». Выступление на педагогическом совете на тему: «Эффективные технологии реализации ФГОС»
laquo;Воспитание духовно - развитой личности школьника на уроках литературы и во внеклассной деятельности в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образов...
Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»
Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей....