Выступление на педагогическом совете "Кризисные ситуации в образовательном процессе"
методическая разработка по теме
Цель педсовета: к концу педагогического совета участники
1. Получат представление о существовании проблемы подросткового суицида.
2. Сформируют понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
3. Разработают и презентуют модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе".
Задачи:
1. Организовать работу по информированию участников педсовета о существовании проблемы подросткового суицида.
2. Организовать работу по формированию у участников педсовета понятия о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
3. Организовать работу в группах по созданию модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и в семье".
4. Организовать подведение итогов и рефлексию деятельности участников и организаторов педсовета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 18.28 КБ |
zagotovka_dlya_grppy.doc | 51 КБ |
krug_energii.docx | 20.13 КБ |
pedsovet.ppt | 1.12 МБ |
primernaya_model.doc | 38 КБ |
razdatka1.doc | 64.5 КБ |
razdatka2.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
"Кризисные ситуации в образовательном процессе"
Цель педсовета: к концу педагогического совета участники
1. Получат представление о существовании проблемы подросткового суицида.
2. Сформируют понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
3. Разработают и презентуют модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе".
Задачи:
- Организовать работу по информированию участников педсовета о существовании проблемы подросткового суицида.
- Организовать работу по формированию у участников педсовета понятия о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
- Организовать работу в группах по созданию модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и в семье".
- Организовать подведение итогов и рефлексию деятельности участников и организаторов педсовета.
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации, ватманские листы и маркеры для работы в группах.
Тема педсовета «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика». Но возникает вопрос: какой урок можно считать эффективным? Что является критерием эффективности? Подвести участников к мысли, что при эффективном уроке есть результат, удовлетворение от выполненной работы, логическая завершенность деятельности, экономическое расходование сил и энергии.
Действительно, если сил нам не хватает, то наши старания оказываются бесплодными. Мы должны позаботиться о восполнении запасов сил, чтобы получать удовольствие от работы и избежать бессмысленных столкновений с учениками. Мы восстанавливаем силы благодаря отдыху, расслаблению, удовольствиям и радости. Очень важно пополнять запасы энергии, но не менее важно знать, на что вы ее расходуете.
На листах у каждого из вас приведена схема запасов энергии. Уделите время, чтобы подумать о проблемах и тревогах, которые вас занимают в течении дня. Определите, какой из кругов схемы они попадают. Дать участникам 5-7 минут на заполнение данной схемы. Есть ли ситуации, которые находятся во втором и третьем кругах? Сосредоточьтесь на одной из ситуаций. Какие чувства, мысли она вызывает? В чем вы видите ее разрешение? Кто или что может вам помочь? От окружающих чего хотелось получить? Ваше место и роль в данной ситуации? Индивидуальная работа участников педсовета над существующей проблемой. Помощь со стороны психолога в формулировании ответов, пояснение ходы работы.
Эмоции и чувства – это часть нашей жизни. Они отражают наши потребности, наше отношение к чему-либо или кому-либо. Чувства подают сигнал тревоги, защищают нас и показывают, как обстоят дела. Они бывают и положительными (радость, удовольствие, любовь), и отрицательными (гнев, обида, страх, вина). Но мы взрослые и модем контролировать свои эмоции, стараемся, чтобы импульсивные реакции не влияли на наше поведение. Нам более свойственно решать проблемы по формуле: ЧУВСТВУЙ – ДУМАЙ – ДЕЙСТВУЙ.
А теперь проведем параллель и поговорим об учениках. Проблема в том, что их поведение управляется чувствами, а не мыслями. Самые умные дети в определённых ситуациях думают и решают проблемы, но не способны совладать с эмоциями и эффективно действовать на эмоциональном уровне. А что происходит с ребенком, когда он попадает в трудную жизненную ситуацию? Записать на доске формулу: Импульс/Чувства + отсутствие мышления = неправильные действия
Просмотр ролика «скажи суициду нет» После просмотра обсуждение на основе опыта и заполненных бланков «Экономии энергии»: Схожи ли чувства которые указывали Вы с теми, которые испытывают подростки в кризисном состоянии? Их отличие в интенсивности, силе. Какой поддержки и помощи вы ждете? А чего ждут подростки? Поддержки и понимания
Вопрос для работы в группах: «Модель взаимодействия участников образовательного процесса в рамках первичной профилактике кризисных состояний и суицидов среди обучающихся»
Группы: учителя, родители, администрация, социально-психологическая служба (педагог-психолог, социальный педагог)
Работа в группах 5-7 минут. После презентация проектов.
При работе в группах важно ориентировать участников на то, что они сами в рамках своей роли могут дать ребенку, какой помощи и от кого ожидают.
Подведение итогов.
Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ценность ее зависит от того, что мы туда бросаем. Чувства отчуждённости, покинутости, вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой. Иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и поддержать. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не столько от опыта и знаний взрослых, но и от их умения чувствовать и догадываться. Так давайте чувствовать, догадываться и любить! Для любви человек рождается, и она побеждает всё. Любовь у человека есть всегда, пока он жив.
Решение педсовета: Деятельность классного руководителя как одно из направлений по первичной профилактике кризисных ситуаций и суицидов среди обучающихся. Формы и методы работы, используемые классным руководителем в работе с учащимися различны: классные часы «Жизнь прекрасна» (цикл занятий, посвященных жизненным ценностям); акции и флэш-мобы («Мы голосуем за жизнь!», « Мы выбираем жизнь!», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей, «День без конфликтов», др), информационные часы, тренинги, видеоматериал, круглые столы, лектории, устные журналы и т.д. Выбор форм и методов работы каждый учитель выбирает в соответствии с особенностями класса, в котором он является классным руководителем. Классный руководитель осуществляет взаимодействие с администрацией ОУ, социальным педагогом, педагогом-психологом, семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска возникновения кризисных ситуаций.
Предварительный просмотр:
Модель взаимодействия участников образовательного процесса
в рамках первичной профилактике кризисных состояний и суицидов среди обучающихся
Взгляд учителя
Контингент (с кем проводится работа) | Мероприятия (какая работа и что проводится) | Ответственный (кто делает\проводит) |
Обучающиеся | ||
Учителя | ||
Родители |
Модель взаимодействия участников образовательного процесса
в рамках первичной профилактике кризисных состояний и суицидов среди обучающихся
Взгляд родителей
Контингент (с кем проводится работа) | Мероприятия (какая работа и что проводится) | Ответственный (кто делает\проводит) |
Обучающиеся | ||
Учителя | ||
Родители |
Модель взаимодействия участников образовательного процесса
в рамках первичной профилактике кризисных состояний и суицидов среди обучающихся
Взгляд администрации
Контингент (с кем проводится работа) | Мероприятия (какая работа и что проводится) | Ответственный (кто делает\проводит) |
Обучающиеся | ||
Учителя | ||
Родители |
Модель взаимодействия участников образовательного процесса
в рамках первичной профилактике кризисных состояний и суицидов среди обучающихся
Взгляд социально-психологическая службы (педагог-психолог, социальный педагог)
Контингент (с кем проводится работа) | Мероприятия (какая работа и что проводится) | Ответственный (кто делает\проводит) |
Обучающиеся | ||
Учителя | ||
Родители |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Примерная модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе"
Уровни | Название | Цель | Контингент, адресат воздействия | Мероприятия |
1 уровень | Общая профилактика | Повышение групповой сплоченности в школе (учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство) | Учащиеся | Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. |
2 уровень | Первичная профилактика | 1. Выделение групп суицидального риска | Дети и подростки группы риска | 1. Диагностика суицидального поведения |
Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях | Участники образовательного процесса | 1. Классные часы, круглые столы, стендовая информация | ||
3 уровень | Вторичная профилактика | Предотвращение самоубийства | Учащиеся, угрожающие кончить жизнь самоубийством | Оценка риска самоубийства: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы. |
4 уровень | Третичная профилактика | Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев | Очевидцы и свидетели происшествия | Оповещение, возможность проконсультироваться |
Социальная и психологическая реабилитация | Суициденты, оставшиеся в живых | Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно- |
Предварительный просмотр:
Памятка для классных руководителей
Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком
МБОУ для детей, нуждающихся в
психолого-педагогичекой и медико-социальной помощи, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Диалог"
Новочеркасск, мкр. Октябрьский,
ул. Молодежная, 57
Справки по телефону: 29-60-12
с 10:00 до 18:00 ежедневно,
кроме субботы и воскресенья
Телефон доверия
Звонок анонимный и бесплатный
с любого телефона
8-800-2000-122
единый номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей.
Рекомендуемые формы профилактической работы:
- Акция «Я выбираю жизнь»
- Воспитательный час «Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций»
- Конкурс сочинений о смысле жизни (например, «Несколько слов о поиске смысла в жизни» или «Классики литературы о смысле жизни»)
- Проблемные мастерские для педагогов, родителей, учащихся «Нормы неконфликтного общения», «Пути получения помощи в ситуации дискомфорта или стресса»
- Тренинговые занятия «Дорога к спасению души»
- Круглый стол «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества личности учащегося в социуме и дома)
- Конференция «Наше духовное богатство»
- Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?»
- Психолого-педагогические групповые консультации на темы «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения», «Экзамен без стресса» и др.
- Кинолекторий на тему «Нравственные ценности» и др.
Предварительный просмотр:
Если вы слышите | Обязательно | Никогда |
"Ненавижу учебу, класс…" | "Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?" | "Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй" |
"Все кажется таким безнадежным…" | "Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь" | "Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе" |
"Всем было бы лучше без меня!" | "Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит" | "Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом" |
"Вы не понимаете меня!" | "Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать" | "Кто же может понять молодежь в наши дни." |
"Я совершил ужасный поступок…" | "Давай сядем поговорим об этом" | "Что посеешь, то и пожнешь!" |
"А если у меня не получиться?" | "Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому" | "Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!" |
Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, попробуйте:
- Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.
- Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
- Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени).
Вместо того, чтобы говорить: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.
- Напоминание о значимых для него людях.
- Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра-«Да».
- Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
Спросите подростка: “Что идет не так? Когда у тебя возникло это напряжение? Есть ли этому причина?”… Продолжайте этот разговор до тех пор, пока не почувствует облегчение.
- Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).
Лучше всего его выполнять письменно, делая записи:
- Задайте вопрос и найдите источник тревоги. Это и есть главный Страх.
- Сформулируйте страх в виде формулы “что…, если…?”
- Как можно четче представьте все возможные последствия. Напишите все их. Это – список всех проблем, что тревожат подростка.
- Для каждой проблемы придумайте решение. Так вы поймете, что вы можете сделать прямо сейчас – приобрести добавочные навыки, чему-то научить детей, чтобы они смогли сделать в этом направлении.
- Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).
- Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было... То есть рациональное внушение уверенности.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Современное образовательное пространство".
Выступление на педагогическом совете на тему: "Современное образовательное пространство"....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Совершенствование образовательного процесса в целях повышения качества знаний"
Данный материал содержит информацию, о том, что такое качественное образование и из чего оно складывается. Кроме того, продемонстрированы пути повышения качества образования....
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....
Выступление на педагогическом совете по теме: "Региональный образовательный проект «ТЕМП»"(март 2016г).
Данный материал содержит основные мероприятия качества образования для создания кадрового ресурса экономики региона...
Выступление на педагогическом совете «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»
Доклад на тему: «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»...
Выступление на педагогическом совете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного всех су...