Выступление на педагогическом совете "Кризисные ситуации в образовательном процессе"
методическая разработка по теме

Майборода Наталья Михайловна

Цель педсовета: к концу педагогического совета участники 

1. Получат представление о существовании проблемы подросткового суицида.

2. Сформируют понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.

3. Разработают и презентуют модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе".

Задачи: 

1.                Организовать работу по информированию участников педсовета о существовании проблемы подросткового суицида.

2.                Организовать работу по формированию у участников педсовета понятия о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.

3.                Организовать работу в группах по созданию модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и в семье".

4.                Организовать подведение итогов и рефлексию деятельности участников и организаторов педсовета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx18.28 КБ
Microsoft Office document icon zagotovka_dlya_grppy.doc51 КБ
Файл krug_energii.docx20.13 КБ
Office presentation icon pedsovet.ppt1.12 МБ
Microsoft Office document icon primernaya_model.doc38 КБ
Microsoft Office document icon razdatka1.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon razdatka2.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

 "Кризисные ситуации в образовательном процессе"

Цель педсовета: к концу педагогического совета участники 

1. Получат представление о существовании проблемы подросткового суицида.

2. Сформируют понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.

3. Разработают и презентуют модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе".

Задачи: 

  1. Организовать работу по информированию участников педсовета о существовании проблемы подросткового суицида.
  2. Организовать работу по формированию у участников педсовета понятия о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
  3. Организовать работу в группах по созданию модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и в семье".
  4. Организовать подведение итогов и рефлексию деятельности участников и организаторов педсовета.

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации, ватманские листы и маркеры для работы в группах. 

Тема педсовета «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика». Но возникает вопрос: какой урок можно считать эффективным? Что является критерием эффективности? Подвести участников к мысли, что при эффективном уроке есть результат, удовлетворение от выполненной работы, логическая завершенность деятельности, экономическое расходование сил и энергии.

Действительно, если сил нам не хватает, то наши старания оказываются бесплодными. Мы должны позаботиться о восполнении запасов сил, чтобы получать удовольствие от работы и избежать бессмысленных столкновений с учениками. Мы восстанавливаем силы благодаря отдыху, расслаблению, удовольствиям и радости. Очень важно пополнять запасы энергии, но не менее важно знать, на что вы ее расходуете.

На листах у каждого из вас приведена схема запасов энергии. Уделите время, чтобы подумать о проблемах и тревогах, которые вас занимают в течении дня. Определите, какой из кругов схемы они попадают. Дать участникам 5-7 минут на заполнение данной схемы.   Есть ли ситуации, которые находятся во втором и третьем кругах? Сосредоточьтесь на одной из ситуаций. Какие чувства, мысли она вызывает? В чем вы видите ее разрешение? Кто или что может вам помочь? От окружающих чего хотелось получить? Ваше место и роль в данной ситуации? Индивидуальная работа участников педсовета над существующей проблемой. Помощь со стороны психолога в формулировании ответов, пояснение ходы работы.

Эмоции и чувства – это часть нашей жизни. Они отражают наши потребности, наше отношение к чему-либо или кому-либо. Чувства подают сигнал тревоги, защищают нас и показывают, как обстоят дела. Они бывают и положительными (радость, удовольствие, любовь), и отрицательными (гнев, обида, страх, вина). Но мы взрослые и модем контролировать свои эмоции, стараемся, чтобы импульсивные реакции не влияли на наше поведение. Нам более свойственно решать проблемы по формуле: ЧУВСТВУЙ – ДУМАЙ – ДЕЙСТВУЙ.

А теперь проведем параллель и поговорим об учениках. Проблема в том, что их поведение управляется чувствами, а не мыслями. Самые умные дети в определённых ситуациях думают и решают проблемы, но не способны совладать с эмоциями и эффективно действовать на эмоциональном уровне. А что происходит с ребенком, когда он попадает в трудную жизненную ситуацию? Записать на доске формулу: Импульс/Чувства + отсутствие мышления = неправильные действия

Просмотр ролика «скажи суициду нет» После просмотра обсуждение на основе опыта и заполненных бланков «Экономии энергии»: Схожи ли чувства которые указывали Вы с теми, которые испытывают подростки в кризисном состоянии? Их отличие в интенсивности, силе. Какой поддержки и помощи вы ждете? А чего ждут подростки? Поддержки и понимания

Вопрос для работы в группах: «Модель взаимодействия участников образовательного процесса в рамках первичной профилактике кризисных состояний и суицидов среди обучающихся»

Группы: учителя, родители, администрация, социально-психологическая служба (педагог-психолог, социальный педагог)

Работа  в группах 5-7 минут. После презентация проектов.

При работе в группах важно ориентировать участников на то, что они сами в рамках своей роли могут дать ребенку, какой помощи и от кого  ожидают.

Подведение итогов.

Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ценность ее зависит от того, что мы туда бросаем. Чувства отчуждённости, покинутости, вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой. Иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и поддержать. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не столько от опыта и знаний взрослых, но и от их умения чувствовать и догадываться. Так давайте чувствовать, догадываться и любить! Для любви человек рождается, и она побеждает всё. Любовь у человека есть всегда, пока он жив.

Решение педсовета: Деятельность классного руководителя как одно из направлений по первичной профилактике кризисных ситуаций и суицидов среди обучающихся. Формы и методы работы, используемые классным руководителем в работе с учащимися различны: классные часы «Жизнь прекрасна» (цикл занятий, посвященных жизненным ценностям); акции и флэш-мобы («Мы голосуем за жизнь!», « Мы выбираем жизнь!», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей, «День без конфликтов», др), информационные часы, тренинги, видеоматериал, круглые столы, лектории, устные журналы и т.д. Выбор форм и методов работы каждый учитель выбирает в соответствии с особенностями класса, в котором он является классным руководителем. Классный руководитель осуществляет взаимодействие с администрацией ОУ, социальным педагогом, педагогом-психологом, семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска возникновения кризисных ситуаций.



Предварительный просмотр:

Модель взаимодействия участников образовательного процесса

 в рамках первичной профилактике кризисных состояний и суицидов среди обучающихся

Взгляд учителя

Контингент

(с кем проводится работа)

Мероприятия

(какая работа и что проводится)

Ответственный

(кто делает\проводит)

Обучающиеся

Учителя

Родители

Модель взаимодействия участников образовательного процесса

 в рамках первичной профилактике кризисных состояний и суицидов среди обучающихся

Взгляд родителей

Контингент

(с кем проводится работа)

Мероприятия

(какая работа и что проводится)

Ответственный

(кто делает\проводит)

Обучающиеся

Учителя

Родители

Модель взаимодействия участников образовательного процесса

 в рамках первичной профилактике кризисных состояний и суицидов среди обучающихся

Взгляд администрации

Контингент

(с кем проводится работа)

Мероприятия

(какая работа и что проводится)

Ответственный

(кто делает\проводит)

Обучающиеся

Учителя

Родители

Модель взаимодействия участников образовательного процесса

 в рамках первичной профилактике кризисных состояний и суицидов среди обучающихся

Взгляд социально-психологическая службы  (педагог-психолог, социальный педагог)

Контингент

(с кем проводится работа)

Мероприятия

(какая работа и что проводится)

Ответственный

(кто делает\проводит)

Обучающиеся

Учителя

Родители



Предварительный просмотр:

Сосредоточьтесь  на одной из ситуаций из третьего круга (Я не могу контролировать). Опишите все, что связанно с данной ситуацией

Чувства:

Мысли:

Решение:

Помощь и поддержка:

Мое место и роль:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Примерная модель "Меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе" 

Уровни 

Название 

Цель 

Контингент, адресат воздействия 

Мероприятия 

1 уровень

Общая профилактика

Повышение групповой сплоченности в школе (учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство)

Учащиеся
Педагоги
Родители

Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
 

2 уровень

Первичная профилактика

1.  Выделение групп суицидального риска
2.
  Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования

Дети и подростки группы риска

1. Диагностика суицидального поведения
2.
 Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях
действия в этой ситуации

Участники образовательного процесса

1. Классные часы, круглые столы, стендовая информация
2.
 Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства

3 уровень

Вторичная профилактика

Предотвращение самоубийства
 

Учащиеся,  угрожающие кончить жизнь самоубийством

Оценка риска самоубийства: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей.  Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

4 уровень

Третичная профилактика

Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев

Очевидцы и свидетели происшествия

Оповещение, возможность проконсультироваться
с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению

Социальная и психологическая реабилитация

Суициденты, оставшиеся в живых

Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-



Предварительный просмотр:

Памятка для классных руководителей

Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком

МБОУ для детей, нуждающихся в

психолого-педагогичекой и медико-социальной помощи, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Диалог"

Новочеркасск, мкр. Октябрьский,

ул. Молодежная, 57

Справки по телефону: 29-60-12

с 10:00 до 18:00 ежедневно,

кроме субботы и воскресенья

Телефон доверия

Звонок анонимный и бесплатный

с любого телефона

8-800-2000-122

единый номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей.

 Рекомендуемые формы профилактической работы:

  • Акция «Я выбираю жизнь»
  • Воспитательный час «Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций»
  • Конкурс сочинений о смысле жизни (например, «Несколько слов о поиске смысла в жизни» или «Классики литературы о смысле жизни»)
  • Проблемные мастерские для педагогов, родителей, учащихся «Нормы неконфликтного общения», «Пути получения помощи в ситуации дискомфорта или стресса»
  • Тренинговые занятия «Дорога к спасению души»
  • Круглый стол «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества личности учащегося в социуме и дома)
  • Конференция «Наше духовное богатство»
  • Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?»
  • Психолого-педагогические групповые консультации на темы «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения», «Экзамен без стресса»  и др.
  • Кинолекторий на тему «Нравственные ценности» и др.



Предварительный просмотр:

Если вы слышите 

Обязательно 
скажите 

Никогда 
не говорите 

"Ненавижу учебу, класс…" 

"Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?" 

"Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй" 

"Все кажется таким безнадежным…" 

"Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь" 

"Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе" 

"Всем было бы лучше без меня!"

"Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит" 

"Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом" 

"Вы не понимаете меня!" 

"Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это  знать" 

"Кто же может понять молодежь в наши дни."
"Никому не нужны чужие проблемы" 

"Я совершил ужасный поступок…" 

"Давай сядем поговорим об этом" 

"Что посеешь, то и пожнешь!" 

"А если у меня не получиться?" 

"Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому" 
"Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное" 

"Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!" 

Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, попробуйте:

  1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.
  2. Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

  1. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени).

Вместо того, чтобы говорить: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.

  1. Напоминание о значимых для него людях.
  2. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра-«Да».
  3. Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

Спросите подростка: “Что идет не так? Когда у тебя возникло это напряжение? Есть ли этому причина?”… Продолжайте этот разговор до тех пор, пока не почувствует облегчение.

  1. Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

Лучше всего его выполнять письменно, делая записи:

  • Задайте вопрос и найдите источник тревоги. Это и есть главный Страх.
  • Сформулируйте страх в виде формулы “что…, если…?”  
  • Как можно четче представьте  все возможные последствия. Напишите все их. Это – список всех проблем, что тревожат подростка.
  • Для каждой проблемы придумайте решение. Так вы поймете, что вы можете сделать прямо сейчас – приобрести добавочные навыки, чему-то научить детей, чтобы они смогли сделать в этом направлении.
  1. Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).
  2. Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было... То есть рациональное внушение уверенности.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Современное образовательное пространство".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Современное образовательное пространство"....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Совершенствование образовательного процесса в целях повышения качества знаний"

Данный материал содержит информацию, о том, что такое качественное образование и из чего оно складывается. Кроме того, продемонстрированы пути повышения качества образования....

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Региональный образовательный проект «ТЕМП»"(март 2016г).

Данный материал содержит основные мероприятия  качества образования для создания кадрового ресурса экономики региона...

Выступление на педагогическом совете «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»

Доклад на тему: «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»...

Выступление на педагогическом совете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»

        Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного всех су...