Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело
учебно-методический материал
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogse.05_osnovy_etiki_i_estetiki.docx | 63.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения
Воронежской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Борисоглебский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05. Основы этики и эстетики
для специальности 34.02.01 Сестринское дело
2021 г.
Рабочая программа дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело
РАССМОТРЕНО Цикловой методической комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № 1 от «01» 09. 2021 г. Председатель ЦМК____ / Т.И.Титова / | « | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе « » 09. 2021 г. ___________/ Е.И. Полянская / |
Составитель: И.М. Архирейская, преподаватель БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»,
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 14 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05.Основы этики и эстетики
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл и направлена на формирование следующих ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Цель: развитие этического и эстетического сознания, способствующего формированию целостного мировоззрения будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- выявлять нравственное содержание профессиональной деятельности медицинского работника;
- добросовестно выполнять нормы и требования служебного этикета;
-противостоять условиям и факторам профессионально-нравственной деформации;
знать:
- сущность и содержание этики, основные этические принципы и категории;
- сущность, структуру и функции морали;
- основные вехи исторического развития этики;
- нравственные основы деятельности в рамках своей специальности;
- основные признаки, причины и направления профессионально- нравственной деформации специалиста.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 54 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
составление конспектов | 3 |
подготовка сообщений | 11 |
подготовка эссе; формулировка правил | 8 |
подборка цитат, афоризмов на предложенную тему | 2 |
составление схем | 1 |
составление терминологического словаря по этике и эстетике | 2 |
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОГСЭ.05.Основы этики и эстетики
Наименование тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1. | 2. | 3. |
Тема 1. Этика и мораль. | Содержание учебного материала: Предмет этики и ее значение. Структура этического знания. Понятие и структура морали. Природа и происхождение морали: основные концепции. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Лекция. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе «Роль морали в жизни общества». | 1 | |
Тема 2. Важнейшие моральные и этические учения. | Содержание учебного материала: Конфуций. Жень: человечность. Ли: ритуал. Вэнь: воспитанность. Цзюнь-цзы: благородный муж. Будда. Четыре благородные истины. Принцип самосовершенствования через самоотрешение. Проблемы реинкарнации. Моисей. Этические заповеди Моисея. Особенности декалога как нормативной программы. Иисус Христос. Основные морально-этические принципы Христа. Мухаммад. Своеобразие этики Корана. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы « Классификация религий». | 1 | |
Тема 3. Философы моралисты и их вклад в развитие этических знаний. | Содержание учебного материала: Этика Сократа. Добродетель есть знание- основополагающий принцип учений древнегреческого философа. Эпикур и его этические принципы. Жизнь как безмятежность. Кант. Об абсолютной морали и доброй воли человека. Ницше. О моральном кодексе сверхчеловека. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подборка цитат о нравственности Сократа, Эпикура, Э.Канта, Ф.В. Ницше. | 1 | |
Тема 4. Мораль в системе общественных отношений. | Содержание учебного материала: Место морали в духовной жизни общества. Мораль и право. Мораль и политика. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе на одну из предложенных тем: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин), «Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной» ( Р. Эмерсон). | 1 | |
Тема 5. Этика и нравственная культура личности. | Содержание учебного материала: Понятие и структура морального сознания. Добро и зло. Справедливость. Долг и совесть. Достоинство и ответственность. Нравственное поведение. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе на одну из предложенных тем: «Человек, который не хочет делать добро другим, не находит его сам» (Симеон Афонский), «Честь нельзя отнять, ее можно потерять» (А.П.Чехов), «Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок» (Л.Н.Толстой). | 1 | |
Тема 6. Этика межличностных отношений. | Содержание учебного материала: Золотое правило нравственности. Нравственные принципы отношения к другому. Вина, раскаяние, прощение как явления нравственной жизни. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения «Толерантность как основа межличностных отношений». | 1 | |
Тема 7. Профессиональная мораль как объект изучения профессиональной этики. | Содержание учебного материала: Понятие и основные черты профессиональной морали. Профессиональное нравственное сознание. Историческое становление профессиональной морали. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Лекция. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка конспекта «Внешний вид медицинского работника как визитная карточка». | 1 | |
Тема 8. Основные понятия и принципы профессиональной нравственности. | Содержание учебного материала: Профессиональный долг и профессиональная совесть. Профессиональная честь; профессиональное достоинство и ответственность. Профессиональная справедливость. Основные принципы профессиональной нравственности. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе «Быть медиком – это призвание или работа?». | 1 | |
Тема 9. Этика и этикет. | Содержание учебного материала: История возникновения этикета. Виды этикета. Ценность этикета. Общекультурный этикет. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения «Национальная специфика этикета». | 1 | |
Тема 10. Этика служебных отношений. | Содержание учебного материала: | 3 |
Теоретические основы этики служебных отношений. Особенности этики служебных отношений. | ||
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Лекция. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Сформулировать правила субординации в медицинском учреждении. | 1 | |
Тема 11. Этика служебных отношений. | Содержание учебного материала: | 3 |
Понятие этики служебных отношений. Разновидности этики служебных отношений. Этические нормы построения и поддержания служебных отношений. Этика служебных отношений по «горизонтали» и по «вертикали». | ||
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения \ эссе «Портрет руководителя». | 1 | |
Тема 12. Деловой этикет. | Содержание учебного материала: | 3 |
Понятие делового этикета, его функции. Документы, регламентирующие деловой этикет. Правила и принципы делового этикета. Внешний вид делового человека. Жесты и движения делового человека. | ||
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения (на выбор): «Правила поведения в полемике», «Искусство задавать вопросы», «Искусство признавать ошибки» | 1 | |
Тема 13. Нравственные проблемы в современном мире. | Содержание учебного материала: Нравственность и глобальные проблемы. Личность в глобальном мире. Проблемы биоэтики. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Лекция. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения «Нравственные проблемы современного человека». | 1 | |
Тема 14. Нравственные проблемы современного человека. | Содержание учебного материала: Нравственные проблемы- исторический экскурс. Терроризм – как актуальная этическая проблема современности. Этические проблемы виртуализации коммуникационных процессов. Нравственные проблемы современной молодежи (нравственная деградация; духовная опустошенность; падение интеллектуального и образовательного уровня и др.) и пути их преодоления. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе «Этика Интернета: торжество свободы морального выбора или разгул анонимной аморальности?». | 1 | |
Тема 15. Контрольная работа. | Содержание учебного материала: Контрольная работа по теме «Этика и мораль». | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление краткого терминологического словаря по этике. | 1 | |
Тема 16. Эстетика как наука. | Содержание учебного материала: | 3 |
Предмет и задачи эстетики. Специфика эстетического познания: эстетические чувства, эстетический вкус, эстетический идеал. Роль эстетического воспитания в развитии личности. | ||
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Лекция. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подборка цитат об эстетике. | 1 | |
Тема 17. Основные категории эстетики. | Содержание учебного материала: Прекрасное и безобразное. Трагическое и комическое. Возвышенное и низменное. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе на одну из предложенных тем: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов), «Люди видели бы вокруг себя много прекрасного, если бы не были так злы» (Ж. Ренар). | 1 | |
Тема 18. Природа и основные виды эстетической деятельности. | Содержание учебного материала: Специфика эстетической деятельности. Эстетическое творчество. Эстетическое восприятие. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе «Все художественное эстетично, но не все эстетичное художественно» (А.Ф. Лосев). | 1 | |
Тема 19. Искусство как высшая форма эстетической деятельности. | Содержание учебного материала: Понятие «искусство». Функции искусства. Художественный образ. Виды искусства. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Лекция. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка конспекта «Роль искусства в современном обществе». | 1 | |
Тема 20. Виды искусства. | Содержание учебного материала: Архитектура. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Словесное и музыкальное творчество. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка конспекта «Синтетические виды искусства». | 1 | |
Тема 21. Стили в искусстве и их особенности: готика. | Содержание учебного материала: Понятие «художественный стиль». История стиля и его характеристика. Особенности стиля готика. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения «Готический стиль в искусстве». | 1 | |
Тема 22. Стили в искусстве и их особенности: барокко. | Содержание учебного материала: Причины появления барокко. Многогранность видения мира в искусстве барокко. История термина «барокко». Теоретики барокко. Основные принципы барокко. Художники барокко (Джованни Лоренцо Бержени, Караваджо, Питер Пауль Рубенс). | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения « Барокко в искусстве». | 1 | |
Тема 23. Стили в искусстве и их особенности: классицизм и сентиментализм. | Содержание учебного материала: Классицизм: общая характеристика стиля и его особенности в искусстве. Сентиментализм: значение термина. Сентиментализм в литературе и в искусстве. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения «Классицизм и сентиментализм в искусстве». | 1 | |
Тема 24. Стили в искусстве и их особенности: романтизм и реализм. | Содержание учебного материала: Основные черты романтизма. Романтизм в живописи и литературе. Общая характеристика реализма. Реализм в живописи и литературе. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения «Романтизм и реализм в искусстве». | 1 | |
Тема 25. Стили в искусстве и их особенности: модернизм. | Содержание учебного материала: Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение. Модернистские течения в искусстве. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения «Модернистские направления в искусстве». | 1 | |
Тема 26. Эстетическая культура личности. | Содержание учебного материала: Эстетика творчества. Эстетика труда и дизайн. Эстетика быт. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщений (на выбор) «Эстетика рабочего места», «Красота и самобытность дома», «Эстетика внешнего вида человека» | 1 | |
Тема 27. Контрольная работа. | Содержание учебного материала: Проведение контрольной работы. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление краткого терминологического словаря по эстетике. | 1 | |
Всего: | 81 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- мультимедиапроектор;
- экран.
- 3.2. Использование активных и интерактивных форм проведения занятий
- При формировании программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО образовательная организация предусматривает в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
На занятиях по дисциплине ОГСЭ.05. Основы этики и эстетики используются следующие активные и интерактивные формы проведения занятий:
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы проведения занятий | Коды формируемых компетенций |
1. | Этика и нравственная культура личности. | 2 | Семинар | ОК1 ОК11 |
2. | Этика и этикет. | 2 | Семинар | ОК6 ОК8 ОК11 |
3. | Этика служебных отношений. | 2 | Семинар | ОК1 ОК8 ОК11 |
4. | Нравственные проблемы современного человека. | 2 | Семинар | ОК8 ОК10 ОК11 |
5. | Виды искусства. | 2 | Семинар | ОК8 ОК10 ОК11 |
6. | Стили в искусстве и их особенности: готика. | 2 | Семинар | ОК8 ОК10 ОК11 |
7. | Стили в искусстве и их особенности: барокко. | 2 | Семинар | ОК8 ОК10 ОК11 |
8. | Стили в искусстве и их особенности: классицизм и сентиментализм. | 2 | Семинар | ОК8 ОК10 ОК11 |
9. | Стили в искусстве и их особенности: романтизм и реализм. | 2 | Семинар | ОК8 ОК10 ОК11 |
10. | Стили в искусстве и их особенности: модернизм. | 2 | Семинар. | ОК8 ОК10 ОК11 |
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики. Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019 г.
Дополнительные источники:
1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова. Основы этики. - М., 2010гг.
2. Гуревич П.С.Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.
3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.
4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.
Словари:
Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.
Интернет – ресурсы:
Этика - образовательный ресурсный центр - URL: www.ethicscenter.ru/biblio/mur.htm.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов |
Освоенные умения: - выявлять нравственное содержание профессиональной деятельности медицинского работника; - добросовестно выполнять нормы и требования служебного этикета; -противостоять условиям и факторам профессионально - нравственной деформации. Усвоенные знания: - сущность и содержание этики, основные этические принципы и категории; - сущность, структура и функции морали; - основные вехи исторического развития этики; - нравственные основы деятельности в рамках своей специальности; - основные признаки, причины и направления профессионально- нравственной деформации специалиста. | ОК 1 ОК 6 ОК 8 ОК 10 ОК 11 | Оценка выполнения заданий в тестовой форме. Оценка результатов выполнения творческих заданий. Оценка подготовки сообщений, мультимедийных презентаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский) для специальности 31.02.02 Акушерское дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 31.02.02. «Акушерское дело», среднего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский) для специальности 34.02.01 - сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», среднего профессиона...
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Основы этики и эстетики, специальность 31.02. 01 Лечебное дело
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Основы этики и эстетики, специальность 31.02. 01 Лечебное дело...
Контрольно- оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Контрольно оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность Сестринское дело...
Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по специальности ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело...