Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело
учебно-методический материал

Архирейская Ирина Михайловна

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по специальности ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogse.06._osnovy_etiki_i_estetiki.docx106.22 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения

Воронежской области

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Борисоглебский медицинский колледж»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной работе

« ___ »     09     2021 г.

___________ Полянская Е.И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

по дисциплине ОГСЭ. 06.  Основы этики и эстетики

для специальности 31.02.01 Лечебное дело

2021 г.


Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ. 06. Основы этики и эстетики для специальности 31.02.01 Лечебное дело составлены на основе рабочей программы дисциплины ОГСЭ.06.  Основы этики и эстетики для специальности 31.02.01 Лечебное дело.

«РАССМОТРЕНО»

Цикловой методической комиссией

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол  № 1 от « 01»   09   2021 г.

Председатель ЦМК _____________

                               /Титова Т.И./

«ОДОБРЕНО»

Методическим  советом  колледжа

Протокол  № _  от «__»     09   2021 г.

Председатель Методического совета

______________  Полянская Е.И.

Составитель:

Архирейская И.М., преподаватель БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ)

6

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

7

  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

20

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

37

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

38

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3  «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), ФГОС СПО  по специальности подготовки 31.02.01 Лечебное дело, Уставом БПОУ  ВО «Борисоглебсемедколледж»,  в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.

Образовательное  учреждение при формировании программы подготовки специалистов среднего звена «обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей» (п. 7.1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования).

Самостоятельная работа обучающихся (далее – СРО)– одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы обучающихся, с другой – развития их познавательной активности.

Целью и основными задачами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся является:

– систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

– углубление и расширение теоретических знаний;

– формирование умений использовать справочную документацию;

– специальную и дополнительную литературу, периодическую печать;

– развитие познавательных способностей и активности обучающихся;

– формирование самостоятельности мышления;

– развитие исследовательских умений.

Объем СРО определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО). СРО является обязательной для каждого обучающегося, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам колледжа.

Согласно учебному плану БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж» для специальности 31.02.01 Лечебное дело для дисциплины ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики отведено 27 часов на СРО.

Вид учебной работы

Объем часов

Самостоятельная  работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

составление конспектов

3

подготовка сообщений

11

подготовка эссе; формулировка правил

8

подборка цитат, афоризмов на предложенную тему

2

составление схем

1

составление терминологического словаря по этике и эстетике

2

При определении содержания СРО учитывается уровень самостоятельности обучающихся и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут.

Для организации СРО необходимы следующие условия:

– готовность обучающихся к самостоятельному труду;

– мотив к получению знаний;

– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

– консультационная помощь.

Формы СРО определяются содержанием дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму СРО определяет преподаватель при разработке рабочих учебных программ изучаемых дисциплин и учебно-методических комплексов.

Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося соответствует виду работы и оговаривается в задании.

Контроль и оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося в рамках текущего контроля успеваемости осуществляется преподавателем дисциплины по пятибалльной шкале.

Отметка выставляется в журнал теоретического обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки выполнения задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося.


2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ)

№ п\п

Основные виды заданий

Затраты времени

на единицу

задания (часы)

1.

Составление конспектов

1

2.

Подготовка сообщений

1

3.

Подготовка эссе

1

4.

Формулировка правил

5.

Подборка цитат, афоризмов на предложенную тему

1

6.

Составление схем

1

7.

Составление терминологического словаря по этике и эстетике

1

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1.

Составление конспектов.

Цель работы: выработка умения анализировать, обобщать материал, выделять главную информацию.

Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается маловажная информация, но сохраняется, переосмысливается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.

Необходимо помнить, что:

1. Основа конспекта – тезис.

2. Способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспектирования.

3. Нужны формы записи (разборчивость написания), ориентированные на быстрое чтение.

4. Приёмы записи должны способствовать быстрому запоминанию (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схематичная запись в форме графика или таблицы).

5. Конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование, но он требует полного понимания речи. Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста.

6.Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника.

7. Возможно в конспекте использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.

Способы конспектирования.

Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста.

При конспектировании линейно – последовательным способом целесообразно использование плакатно - оформительских средств, которые включают в себя следующие:

-сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

-выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

-использование различных цветов;

-подчеркивание;

-заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» – таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, « мое мнение» и т.п.

Схема с фрагментами – способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, – при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.

Простая схема – способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа. Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект – вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.
Общие рекомендации студентам по составлению  конспекта.

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Рекомендации по оформлению:

Конспект оформляется в тетрадях или на листах формата А4 шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные. В тетрадях в клетку – писать через строчку аккуратным разборчивым почерком без ошибок. Прописывать название темы на первой строке в центре. На листах формата А 4 прописывать на следующей строке после темы справа Фамилию и инициалы автора.

Критерии оценки  конспекта:

Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 1,5 печатного листа формата А4 \ не менее 4 тетрадные страницы.

Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем –– 1,5  печатного листа формата А4\ не менее 3-4 тетрадных страниц.

Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление,  объем-   1 страница печатного листа формата А4\ 2 тетрадные страницы.

Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 1 страницы печатного листа формата А4\ 1 тетрадная страница.

Задание 2.

Подготовка сообщений

Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на  занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

 Сообщение отличается от доклада и реферата  меньшим объемом информации и ее характером.

Построение устного сообщения  включает три части: вступление (10-15% общего времени), основную часть (60-70%) и заключение (20-25%).

Во вступлении указывается тема сообщения, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, сообщается основная идея, кратко перечисляются рассматриваемые вопросы, дается современная оценка предмета изложения. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта суть темы сообщения. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы по теме доклада, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

Алгоритм самостоятельной работы по подготовке устного сообщения:

1. Выберите тему из предложенной преподавателем тематики сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого материала.

2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.

3. Повторите лекционный материал по теме сообщения.

4. Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум-трем рекомендованным источникам.

5. Выделите незнакомые слова и термины. Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.

6.  Составьте план сообщения.

7. Еще раз внимательно прочитайте текст выбранных источников информации, стараясь понять общее содержание. Выделите наиболее значимые для раскрытия темы факты, мнения, положения.

8. Запишите основные положения сообщения в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.

9. Составьте окончательный текст сообщения.

10. Оформите материал в соответствии с определенными преподавателем требованиями.

Сообщение оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых редакторов и распечатывается на листах формата А4. Оформление материала должно иметь следующую структуру: титульный лист, текст сообщения, список использованных источников.

Рекомендации:

1. Прочитайте текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.

2. Восстановите последовательность изложения текста сообщения, пересказав его устно.

3. Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.

4. Подготовьте публичное выступление по материалам сообщения.

Отметим, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Поэтому важно выбрать интересную для слушателей форму изложения материала (например, презентация, демонстрирующая основные положения, использование фотоматериалов, видеофрагментов, аудиозаписей, фактологического материала).

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху:  

-критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам;

-критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности;  

-критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Регламент устного публичного выступления обычно составляет не более 5 минут. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории по теме Вашего сообщения.

Цель задания :

- углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;

-формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;

- развитие познавательных способностей, формирование чувства ответственности.

Содержание задания:

- чтение указанной литературы;

- написание сообщений;

- подготовка устного сообщения на данную тему.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему занятию.

Основные требования к результатам работы :

в сообщении должны быть освещены следующие моменты:

- сущность понятий  темы;

- необходимость и важность  изучения темы для будущей профессии;

- оформление сообщения на бумажном или электронном носителе.

Критерии оценки:

- соответствие представленной информации заданной теме -1 балл;

-правильность оформления материала- 1 балл;

- свободное владение материалом сообщения - 1 балл;

- качество ответов на вопросы- 1 балл;

- умение держаться перед аудиторией- 1 балл.

Максимальное количество баллов: 5

Оценка выставляется по количеству набранных баллов.

Форма контроля:- проверка наличия сообщений у каждого студента, устный опрос на занятии с последующим обсуждением.

Задание 3.

Подготовка  эссе.

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. (Словарь Ожегова)

Создание эссе − чрезвычайно интересное и полезное занятие. Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал; это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого, часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. Уникальность этого жанра в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле. На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.

Особенности эссе:

- наличие конкретной темы или вопроса;

- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

- небольшой объём;

- свободная композиция;

- непринуждённость повествования;

- внутреннее смысловое единство;

- афористичность, эмоциональность речи.

Разновидности эссе:

с точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др.

Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Требования, предъявляемые к эссе:

1. Объем эссе не должен превышать  1 страницы.

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Структура эссе:

1. Введение — определение основного вопроса эссе, актуальность. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы:

«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?»,

«Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,

«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

2. Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

3. Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Отметим наиболее приемлемую технику доказательства приведенных в эссе высказываний. Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения:

тезис — это сужение, которое надо доказать;

аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса;

вывод — это мнение, основанное на анализе фактов;

оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Клише, которые можно использовать при написании эссе:

1. Введение.

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

2. Основная часть.

Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…

Рассмотрим несколько подходов… Например, …

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

С одной стороны, … С другой стороны, …

3. Заключение.

Подведем общий итог рассуждениям.

К какому же выводу мы пришли…

Таким образом,…

Итак, ..

Рекомендации:

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1. изучите теоретический материал;

2. уясните особенности заявленной темы эссе;

3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4. выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5.  определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6. составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1.  напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

2. проанализируйте содержание написанного;

3. проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

4. внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Приветствуется использование:

- эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме);

-дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль);

- пословиц, поговорок, афоризмов других авторов, также подкрепляющих вашу точку зрения;

- мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей;

-риторические вопросы.

Требования к оформлению эссе:

1. Титульный лист.

2. Текст эссе.

Эссе должно быть оформлено на листах формата А4 в печатном или рукописном варианте.

Оформление печатного текста.

Параметры страниц: верхнее и нижнее – 2 см, левое - 2 см, правое - 1,5 см. Интервал абзаца - полуторный. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта - 14. 

Если текст пишется от руки, то он должен быть написан разборчиво и аккуратно, чернилами одного цвета. Абзацы в тексте начинают стандартным отступом от левого поля страницы (1,25-1,27 см).

Срок выполнения:

- подготовить к следующему занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента; заслушивание и обсуждение эссе у нескольких студентов (по выбору).

Критерии оценивания эссе:

- раскрытие смысла высказывания – 1 балл

- представление и пояснение собственной позиции обучающегося – 1 балл

-характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла

Максимальный балл – 5.

 Оценки:

 «5» (отлично)

1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

2. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа.

3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт.

«4» (хорошо)

1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

2. Проблема раскрыта с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа, но теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются.

3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт.

«3» (удовлетворительно)

1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

2. Проблема раскрыта при формальном использовании научных терминов.

3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт.

«2» (неудовлетворительно)

1. Не ясно выражена собственная позиция.

2. Проблема не раскрыта, или сформулировано мнение без аргументов.

3. Аргументация своего мнения дана вне контекста проблемы.

Задание 4.Фомулировка правил.

Цель работы: выделять главное в учебном материале, обобщать, систематизировать информацию.

Субординация – это правила делового этикета, определяющие взаимоотношения между сотрудниками коллектива. Термин обозначает порядок общения с вышестоящим руководством и между подчиненными.

Рекомендации:

1. Внимательно изучите материал по данной теме.

2. Сформулировать правила помогут ответы на следующие вопросы:

Отношения: средний медицинский работник - пациент

- как должен вести себя фельдшер (медицинская сестра) в общении с  пациентом? – какие темы  запрещено обсуждать медицинским работникам в присутствии пациента?

- что должен сделать фельдшер (медицинская сестра) перед проведением болезненных процедур?

              Отношения: средний медицинский работник - родственники пациента

- как нужно отвечать на вопросы родственников пациента?

- о чем не имеет право рассказывать фельдшер (медицинская сестра) родственникам пациента?

Отношения: средний медицинский работник - врач

- как должны строится взаимоотношения между врачом и средним медицинским персоналом?

- как должен вести себя средний медицинский работник в случае возникновения сомнений в процессе выполнения врачебных назначений?

Отношения: между медицинскими работниками среднего звена.

- как установить дружеские отношения между коллегами?

3. Ответы на вопросы должны быть сформулированы четко и ясно с соблюдением логической последовательности.

Форма отчета: 

- выполненное задание оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Отчет должен иметь следующую структуру: 

1.Титульный лист.

2.Лист , содержащий сформулированные правила.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему  занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента; фронтальный опрос.

Работы, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Критерии оценки:

1.Корректность, четкость формулировок (3 балла)

2.  Отражение взаимоотношений между всеми участниками коммуникации в медицинском учреждении (4 балла).

3. Количество сформулированных правил- не менее 10 (2 балла).

4. Грамотность, аккуратность оформления работы  (1 балл).

Оценка:

5-6 баллов - «удовлетворительно»

7-8 баллов- «хорошо»

9-10 баллов - «отлично»

Задание 5. Подборка цитат, афоризмов на предложенную тему.

Цель работы: научиться грамотно оформлять цитаты, афоризмы.

Цитата — отрывок из литературного произведения, приводимый с дословной точностью.  Афори́зм — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Общие требования к цитируемому материалу:

Цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту, в той грамматической форме, в которой он дан в источнике.

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажений и обозначается многоточием.

Цитирование должно быть полным, без искажения мысли автора.

Цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить доказательством и подтверждением выдвинутых автором положений.

При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).

Основные правила оформления цитат.

 Прямая речь.  Знаки ставятся, как при прямой речи.

 Пример.

 А.П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно  говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

 Косвенная речь, СПП (сложноподчинённое предложение). Цитата – придаточное предложение, начинается с маленькой буквы.

Пример.

В.Г. Белинский писал о том, что «создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».

 Предложение с вводным словом.

Пример.

Печорина нельзя считать эгоистом в полном смысле этого слова, так как, по мысли В.Г. Белинского, «эгоизм не знает мучений».

По словам Оскара Уайльда, «нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо».

 Цитата – отрывок из стихотворения.

 Знаки при словах автора – как при прямой речи, цитата записывается в столбик  без кавычек.

 Пример.

 А.А. Блок писал:

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

Пропуск цитаты.

На месте пропуска (пропусков) цитаты пишется многоточие.

Пример.

«Не случайно наши русские классики … рекомендовали читать сказки», - писал А.А. Фадеев.

Форма отчета: 

-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета-1 страница (не меньше 15 цитат или афоризмов).

Отчет должен иметь следующую структуру: 

1.Титульный лист.

2.Лист  с выписанными цитатами (афоризмами) на предложенную тему.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему  занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента; фронтальный опрос.

Работы, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1  балл.

Критерии оценки:

1.Выписанные цитаты (афоризмы) соответствуют заданной теме (2 балла).

2. Цитаты принадлежат разным философам, писателям, научным деятелям (не меньше 5 авторов) (3 балла).

3. Количество выписанных цитат соответствует заданному числу (2 балла).

4. Правильность оформления (2 балла).

5. Аккуратность, грамотность работы (1 балл).

Оценка:

5-6 баллов - «удовлетворительно»

7-8 баллов- «хорошо»

9-10 баллов - «отлично»

Задание 6.

Составление схем.

Цель работы:

- научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в виде схемы и оформлять отчет согласно требованиям.

Отчет:

- оформить учебный материал в виде схемы.

Форма отчета для составления схемы:

-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Содержание материала оформляется в виде схемы:

              …….                              …….                          ………                       ……….  

Отчет должен иметь следующую структуру: 

1.Титульный лист

2.Лист со схемой.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему  занятию.

          Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента,  собеседование.

Критерии оценки:

1.Соответствие представленной в схеме  информации заданной теме

2. Читаемость, логичность, лаконичность схемы

3.Правильность оформления

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично

Задание 7.

Составление терминологического словаря по этике и эстетике.

Словарь- книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту).

Цель задания:

- подборка и систематизация терминов;

- развитие умения выделять главные понятия темы (раздела, главы) и формулировать их.

Рекомендации к  составлению  терминологического словаря по этике и эстетике:

1. ознакомиться со структурой словаря этических терминов\ кратким словарем по эстетике;

2. выписать термины, относящиеся к изученному материалу (не менее 30 слов);

3. выписанные термины расположить в алфавитном порядке;

5. представить работу в установленный срок.

Требования к оформлению:

1. Формат листов А4. Шрифт Times New Roman, размер 14, расстояние между строк – полуторный, абзацный отступ 1,25см., поля 30мм (слева), 20мм (сверху), 20мм (справа), 20мм (снизу).

2. Сверху (по центру) указывается название словаря «Словарь по этике»\ «Словарь по эстетике».

Форма контроля:

- проверка наличия словаря у каждого студента; индивидуальный опрос студентов.

Критерии оценки:

1. Многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины (3 балла).

2. Количество  выписанных терминов  соответствует заданному числу(3 балла).

3. Правильность оформления (2 балла).

4. Грамотность и аккуратность выполненной работы (2 балла).

Оценка

5-6  баллов «удовлетворительно»

7-8 баллов «хорошо»

9-10 баллов «отлично»

4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема 1. Этика и мораль.

Уметь:

-приводить примеры моральных и аморальных поступков из истории, литературы, повседневной жизни.

Знать:

- происхождение термина этика;

-отличительные особенности морали и нравственности;

-структуру морали;

-основные концепции происхождения морали.

Задание: подготовка эссе  «Роль морали в жизни общества».

Рекомендации по выполнению: смотрите методические рекомендации по написанию эссе.

Основные источники:

1. П. Егоров,В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Интернет – ресурсы:

Этика - образовательный ресурсный центр - URL: www.ethicscenter.ru/biblio/mur.h

Тема 2. Важнейшие моральные и этические учения.

Уметь:

-приводить примеры моральных и аморальных поступков из истории, литературы, повседневной жизни.

Знать:

-этику ритуала Конфуция;

-благородные истины Будды;

-этические заповеди Моисея;

-морально-этические принципы Иисуса Христа;

- своеобразие этики Корана.

Задание: составление схемы « Классификация религий».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по составлению схем.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Интернет – ресурсы:

http://docplayer.ru/28763166-A-e-kulakov-religii-mira.html

Тема 3. Философы моралисты и их вклад в развитие этических знаний.

 Уметь:

-пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, доказательно рассуждать.

Знать:

- основы этики Сократа;

-этические принципы Эпикура;

-этическое учение Канта, Ницше.

Задание: подборка цитат о нравственности Сократа, Эпикура, Э.Канта, Ф.В. Ницше.

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подборке цитат, афоризмов по предложенной теме.

Основные источники:

1. П.Егоров,В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Интернет-ресурсы:

1. http://successlib.ru/p1033/

2. http://citaty.su/aforizmy-izrecheniya-i-citaty-epikura

3. http://www.omg-mozg.ru/avtory-kant-immanuil.htm

4. http://worldofaphorism.ru/avtory/fridrih-nicshe

Тема 4. Мораль в системе общественных отношений.

Уметь: приводить примеры моральных и аморальных поступков из истории, литературы, повседневной жизни.

Знать:

-роль  морали в системе общественных отношений;

-общие и отличительные черты морали и права, морали и политики, морали и религии.

Задание: подготовка эссе на одну из предложенных тем: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин), «Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной» ( Р. Эмерсон).

Рекомендации по выполнению: смотрите методические рекомендации по написанию эссе.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Интернет – ресурсы:

Этика - образовательный ресурсный центр - URL: www.ethicscenter.ru/biblio/mur.h

Тема 5. Этика и нравственная культура личности.

Уметь:

- пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, доказательно рассуждать.

Знать:

- значение понятия «нравственная культура»;

-факторы, определяющие нравственную культуру личности;

- основные принципы нравственной культуры;

- основные категории морального сознания.

Задание:  подготовка эссе на одну из предложенных тем: «Человек, который не хочет делать добро другим, не находит его сам» (Симеон Афонский), «Честь нельзя отнять, ее можно  потерять» (А.П.Чехов), «Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок» (Л.Н.Толстой).

Рекомендации по выполнению: смотрите методические рекомендации по написанию эссе.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Интернет – ресурсы:

Этика - образовательный ресурсный центр - URL: www.ethicscenter.ru/biblio/mur.h

Тема 6. Этика межличностных отношений.

Уметь:

- приводить примеры моральных и аморальных поступков из истории, литературы, повседневной жизни.

Знать:

- «золотое» правило нравственности;

- нравственные принципы взаимоотношений между людьми;

- роль раскаяния, прощения в нравственной жизни человека.

Задание: подготовка сообщения  «Толерантность как основа межличностных отношений».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва:КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Интернет-ресурсы:

1. https://vuzlit.ru/410354/tolerantnost_osnova_mezhlichnostnyh_otnosheniy

2.http://5orka.ru/index/problema_tolerantnosti_v_mezhlichnostnykh_otnoshenijakh/0-661

3. https://works.doklad.ru/view/UU9m5heFPL4.html

Тема 7. Профессиональная мораль как объект изучения профессиональной этики.

Уметь: приводить примеры моральных и аморальных поступков из истории, литературы, повседневной жизни.

Знать:

- определение понятий «профессиональная этика». «профессиональная мораль»;

- историю развития профессиональной морали;

-элементы структуры профессиональной морали: профессионально-нравственное сознание,  профессионально-нравственное поведение, профессионально-нравственное  отношение.

Задание: подготовка конспекта «Внешний вид медицинского работника как визитная карточка».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по составлению конспектов.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Интернет-ресурсы:

1. https://studopedia.ru/29_53533_vneshniy-vid-meditsinskogo-rabotnika.html

2. https://medport.info/the-news/trebovaniya-k-vneshnemu-vidu-medicinskogo-personala.html

3. https://www.zdrav.ru/articles/4293659650-19-m04-10-vneshnij-vid-medicinskogo-rabotnika

Тема 8. Основные понятия и принципы профессиональной нравственности.

Уметь:

- приводить примеры моральных и аморальных поступков из истории, литературы, повседневной жизни.

Знать:

- значение понятий «профессиональный долг и профессиональная совесть», «профессиональная честь», «профессиональное достоинство и ответственность», «профессиональная справедливость»;

- основные принципы профессиональной нравственности- принципы гуманизма, оптимизма, патриотизма, толерантности.

Задание: подготовка эссе «Быть медиком -это призвание или работа?».

Рекомендации по выполнению: смотрите методические рекомендации по написанию эссе.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Интернет – ресурсы:

Этика - образовательный ресурсный центр - URL: www.ethicscenter.ru/biblio/mur.h

Тема 9. Этика и этикет.

Уметь:

- вести себя в общественных местах.

Знать:

-историю этикета;

-взаимосвязь этики и этикета;

- роль этикета в современном обществе;

- правила поведения в общественных местах.

Задание: подготовка  сообщения «Национальная специфика этикета».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.

Основные источники:

1. П.Егоров,В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва:КноРус, 2019г.

Интернет – ресурсы:

1. https://studfiles.net/preview/5022108/page:29/

2. https://studopedia.su/19_139157_natsionalnaya-spetsifika-rechevogo-etiketa.html

Тема 10. Этика служебных отношений.

Знать: 

-понятие этики служебных отношений;

- классификацию служебных отношений;

-особенности этики служебных отношений.

Задание: сформулировать правила субординации в медицинском учреждении.

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по формулировке правил.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

2. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Интернет – ресурсы:

1. http://pdnr.ru/a1851.html

Тема 11. Этика служебных отношений.

Уметь:

- обобщать, систематизировать материал, выделять главное.

Знать:

- формы служебных отношений;

- этические нормы построения и поддержания служебных отношений;

- формы распоряжений;

-этику общения «по горизонтали» и «по вертикали».

Задание: подготовка  сообщения «Портрет руководителя» \ эссе «Портрет руководителя» (на выбор).

Рекомендации по выполнению:  смотрите рекомендации по подготовке сообщения.

Рекомендации по выполнению:  смотрите рекомендации по написанию эссе.

 Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

2. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Тема 12. Деловой этикет.

Уметь:

- обобщать, систематизировать материал, выделять главное.

Знать:

-этикет приветствия и представления.

- принципы делового этикета;

-составляющие имиджа делового человека.

Задание: подготовка сообщений (на выбор): «Правила поведения в полемике», «Искусство задавать вопросы», «Искусство признавать ошибки»

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.

 Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.

2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов.- Казань, 1992.

3. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. - М., 1988. 4. Дейл Карнеги. Собрание сочинений в трех томах. Том 1-Азбука, 1998.

Тема 13.  Нравственные проблемы в современном мире.

Уметь:

-размышлять, анализировать, приводить примеры.

Знать:

-нравственные проблемы современного общества и пути их преодоления.

Задание: подготовка   сообщения «Нравственные проблемы современного человека».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.

 

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

Интернет – ресурсы:

1. www.ethicscenter.ru/biblio/mur.htm.

2. https://nabiraem.ru/blogs/culture/15721/

3. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=552651

Тема 14. Нравственные проблемы современного человека.

Уметь:

-выделять  актуальные этические проблемы современной молодежи.

Знать:

- актуальные этические проблемы современности и пути их решения.

Задание: подготовка  эссе  «Этика Интернета: торжество свободы морального выбора или разгул анонимной аморальности?».

Рекомендации по выполнению: смотрите методические рекомендации по написанию эссе.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Интернет – ресурсы:

Этика - образовательный ресурсный центр - URL: www.ethicscenter.ru/biblio/mur.h

Тема 15.  Контрольная работа.

Уметь:

-оценивать поступки людей с позиции нравственного выбора.

Задание: составление краткого терминологического словаря  по этике.

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по составлению терминологического словаря по этике и эстетике.

Основные источники:

1. Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Тема 16.  Эстетика как наука.

Уметь:

- анализировать, приводить примеры.

Знать:

- предмет и задачи эстетики;

- историю развития эстетики как науки;

- специфику эстетического познания;

- о роли эстетического воспитания в развитии личности.

Задание: подборка цитат об эстетике.

Рекомендации по выполнению: смотрите  рекомендации по подборке цитат, афоризмов на предложенную тему.

 Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2016г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Интернет – ресурсы:

1. http://parfumclub.org/other/citaty-pro-estetiku.html

2. http://citaty.su/estetika-citaty-i-aforizmy

Тема 17.  Основные категории эстетики.

Уметь:

- анализировать материал, приводить примеры.

Знать:  

- основные категории эстетики.

Задание: подготовка эссе на  одну из  предложенных тем:  «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов), «Люди видели бы вокруг себя много прекрасного, если бы не были так злы» (Ж. Ренар).

 Рекомендации по выполнению: смотрите методические рекомендации по написанию эссе.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Тема 18.  Природа и основные виды эстетической деятельности.

Уметь:

- анализировать материал, приводить примеры.

Знать:

- уровни эстетического сознания и его элементы.

 

Задание: подготовка эссе «Все художественное эстетично, но не все эстетичное художественно»  (А.Ф. Лосев).

Рекомендации по выполнению: смотрите методические рекомендации по написанию эссе.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Тема 19.  Искусство как высшая форма эстетической деятельности.

Уметь:

-различать понятия «художественный образ»  в искусстве от «художественного образа» в философии;

Знать:

- историю возникновения искусства;

- функции искусства;

- определение художественного образа и его основные черты.

 

Задание: подготовка конспекта «Роль искусства в современном обществе».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по составлению конспекта.

Основные источники:

1.  https://poisk-ru.ru/s38852t6.html.

Тема 20.  Виды искусства.

Знать:  

- виды искусства и их  классификацию;

-специфику разных видов искусств.

Задание: подготовка конспекта «Синтетические виды искусства».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации  по написанию конспекта.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

Тема 21.  Стили в искусстве и их особенности: готика.

Уметь:

-отличать готический стиль от других стилей.

Знать:

-определение художественного стиля; 

-историю стиля и его особенности.

 

Задание: подготовка  сообщения  «Готический стиль в искусстве».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

Интернет – ресурсы:

1. https://revolution.allbest.ru/culture/00672715_0.html

Тема 22.  Стили в искусстве и их особенности: барокко.

Уметь: 

- отличать стиль барокко от других стилей.

Знать: 

-историю возникновения и становления стиля; 

-особенности стиля барокко.

Задание: подготовка  сообщения  « Барокко в искусстве».

 

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

Тема 23.  Стили в искусстве и их особенности: классицизм и сентиментализм.

Уметь: 

- отличать стиль классицизма  и сентиментализма в искусстве   от других стилей.

Знать:

-историю возникновения и становления стилей; 

-особенности стилей классицизма и сентиментализма.

 Задание: подготовка  сообщения  «Классицизм  и сентиментализм в искусстве».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

Тема 24.  Стили в искусстве и их особенности: романтизм и реализм.

Уметь: 

- отличать стиль романтизма   и реализма в искусстве от других стилей.

Знать: 

историю возникновения и становления стилей; 

-особенности стилей романтизма и реализма.

Задание: подготовка  сообщения  «Романтизм и реализм в искусстве».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

Тема 25. Стили в искусстве и их особенности: модернизм.

Уметь: 

-отличать стиль модернизма в искусстве от других стилей.

Знать: 

- предпосылки формирования идей модернизма;

- направления модернизма;

- достижения модернизма в искусстве.

Задание: подготовка  сообщения  «Модернистские направления в искусстве».

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

Тема 26. Эстетическая культура личности.

Уметь: 

- поддерживать и создавать вокруг себя красоту;

Знать: 

-определение понятия «эстетическая культура личности»;

- способы формирования эстетической культуры личности;

- критерии сформированности эстетической культуры личности.

Задание: подготовка сообщения (на выбор): «Эстетика рабочего места», «Красота и самобытность дома», «Эстетика внешнего вида человека»

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.

Основные источники:

1. П.Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019г.

Дополнительные источники:

1.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

Тема 27. Контрольная работа.

Уметь: 

- оценивать поступки людей с позиции нравственного выбора;

- добросовестно выполнять нормы и требования служебного этикета;

- с позиций теории эстетики анализировать произведения искусства, объекты и явления современной действительности.

Знать: 

-  сущность и содержание этики и эстетики; основные этические принципы и категории;

- нравственные основы деятельности в рамках своей специальности;

-условия и факторы профессионально-нравственной деформации;

- нравственные проблемы современного  человека;

- нормы поведения в общественных местах;

- стили в искусстве, их виды и особенности.

Задание: составление  терминологического словаря  по  эстетике.

Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по составлению терминологического словаря по эстетике.

Основные источники:

1. Эстетика: Словарь. Под общей редакцией А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1994.

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка «5» ставится тогда, когда:

  • обучающийся свободно применяет знания на практике;
  • не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
  • обучающийся выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
  • обучающийся усваивает весь объем программного материала;
  • материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.

Оценка «4» ставится тогда когда:

  • обучающийся знает весь изученный материал;
  • отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
  • обучающийся умеет применять полученные знания на практике;
  • в условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
  • материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями.

Оценка «3» ставится тогда когда:

  • обучающийся обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
  • предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
  • материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями.

Оценка «2» ставится тогда когда:

  • у обучающегося имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
  • материал оформлен не в соответствии с требованиями.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основные источники:

П.Егоров, В. Руднев.  Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019 г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С.Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Интернет – ресурсы:

Этика - образовательный ресурсный центр - URL: www.ethicscenter.ru/biblio/mur.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.03.Иностранный язык по специальности 33.02.01 Фармация

данный материал содержит методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.03 Иностранный язык(Английский)...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДП. 17. ФИЗИКА для специальнотси 34.02.01 Сестринское дело

Методические рекомендации содержат пояснительную записку, рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями, методические указания для самостоятельной работы студентов, задания для...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация

Методические рекомендации по организации внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.07 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.07 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Основы этики и эстетики, специальность 31.02. 01 Лечебное дело

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Основы этики и эстетики, специальность 31.02. 01 Лечебное дело...

Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело

Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики, специальность 31.02.01 Лечебное дело...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05 Основы этики и эстетики, специальность 34.02.01 Сестринское дело...