Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Основы этики и эстетики, специальность 31.02. 01 Лечебное дело
учебно-методический материал

Архирейская Ирина Михайловна

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Основы этики и эстетики, специальность 31.02. 01 Лечебное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogse.06_osnovy_etiki_i_estetiki.docx62.35 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения

Воронежской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Борисоглебский медицинский колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики

для специальности 31.02.01 Лечебное дело

2021г.

Рабочая программа дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01Лечебное дело

РАССМОТРЕНО

Цикловой методической комиссией

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол  № 1 от «1»  09   2021 г.

Председатель ЦМК____ / Т.И.Титова /                                      

«

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

«  »    09.2021 г.

___________/ Е.И. Полянская /

Составитель: И.М. Архирейская, преподаватель БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ   ДИСЦИПЛИНЫ

16

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 Лечебное дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл и направлена на формирование ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения  дисциплины.

Цель: развитие этического и эстетического сознания, способствующего формированию целостного мировоззрения будущего специалиста.

В результате освоения  дисциплины обучающийся должен:

уметь:

- выявлять нравственное содержание профессиональной деятельности медицинского работника;

- добросовестно выполнять нормы и требования служебного этикета;

-противостоять условиям и факторам профессионально-нравственной деформации;

знать:

- сущность и содержание этики, основные этические принципы и категории;

- сущность, структуру и функции морали;

- основные вехи исторического развития этики;

- нравственные основы деятельности в рамках своей специальности;

- основные признаки, причины и направления профессионально- нравственной деформации специалиста.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

самостоятельной работы обучающегося 27 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

теоретические занятия

54

Самостоятельная  работа обучающегося (всего)

27

в том числе:

составление конспектов

3

подготовка сообщений

11

подготовка эссе; формулировка правил

8

подборка цитат, афоризмов на предложенную тему

2

составление схем

1

составление терминологического словаря по этике и эстетике

2

Промежуточная  аттестация в форме контрольной работы

2.2.  Тематический план и содержание дисциплины ОГСЭ.06.Основы этики и эстетики

Наименование тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1.

2.

3.

Тема 1.

Этика и мораль.

Содержание учебного материала:

Предмет этики и ее значение.  

Структура этического знания.

Понятие и структура морали.

Природа и происхождение морали: основные концепции.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Лекция.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка эссе «Роль морали в жизни общества».

1

Тема 2.

Важнейшие моральные и этические учения.

Содержание учебного материала:

Конфуций. Жень: человечность. Ли: ритуал. Вэнь: воспитанность. Цзюнь-цзы: благородный муж.

Будда. Четыре благородные истины. Принцип самосовершенствования через самоотрешение. Проблемы реинкарнации.

Моисей. Этические заповеди Моисея. Особенности декалога как нормативной программы.

Иисус Христос. Основные морально-этические принципы Христа.

Мухаммад. Своеобразие этики Корана.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Урок.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

 Составление схемы « Классификация религий».

1

Тема 3.

Философы моралисты и их вклад в развитие этических знаний.

Содержание учебного материала:

Этика Сократа. Добродетель есть знание- основополагающий принцип учений древнегреческого философа.

Эпикур и его этические принципы. Жизнь как безмятежность.

Кант. Об абсолютной морали и доброй воли человека.

Ницше. О моральном кодексе сверхчеловека.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подборка цитат о нравственности Сократа, Эпикура, Э.Канта, Ф.В. Ницше.

1

Тема 4.

Мораль в системе общественных отношений.

Содержание учебного материала:

Место морали в духовной жизни общества.

 Мораль и право.

Мораль и политика.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Урок.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка эссе на одну из предложенных тем: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин), «Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной» ( Р. Эмерсон).

1

Тема 5.

Этика и нравственная культура личности.

Содержание учебного материала:

Понятие и структура морального сознания.

Добро и зло.

Справедливость.

Долг и совесть.

Достоинство и ответственность.

Нравственное поведение.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка эссе на одну из предложенных тем: «Человек, который не хочет делать добро другим, не находит его сам» (Симеон Афонский), «Честь нельзя отнять, ее можно потерять» (А.П.Чехов), «Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок» (Л.Н.Толстой).

1

Тема 6.

Этика межличностных отношений.

Содержание учебного материала:

Золотое правило нравственности.

 Нравственные принципы отношения к другому.

 Вина, раскаяние, прощение как явления нравственной жизни.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Урок.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка сообщения  «Толерантность как основа межличностных отношений».

1

Тема 7.

Профессиональная мораль как объект изучения профессиональной этики.

Содержание учебного материала:

Понятие и основные черты профессиональной морали.

Профессиональное нравственное сознание.

Историческое становление профессиональной морали.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Лекция.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка конспекта «Внешний вид медицинского работника как визитная карточка».

1

  Тема 8.

Основные понятия и принципы профессиональной нравственности.

Содержание учебного материала:

Профессиональный долг и профессиональная совесть.

Профессиональная честь; профессиональное достоинство и ответственность.

 Профессиональная справедливость.

Основные принципы профессиональной нравственности.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Урок.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка эссе «Быть медиком -это призвание или работа?».

1

Тема 9.

Этика и этикет.

Содержание учебного материала:

История возникновения этикета.

Виды этикета.

Ценность этикета.

Общекультурный этикет.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка  сообщения «Национальная специфика этикета».

1

Тема 10.

Этика служебных отношений.

Содержание учебного материала:

3

Теоретические основы этики служебных отношений.

Особенности этики служебных отношений.

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Лекция.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Сформулировать правила субординации в медицинском учреждении.

1

Тема 11.

Этика служебных отношений.

Содержание учебного материала:

3

Понятие этики служебных отношений.

Разновидности этики служебных отношений.

Этические нормы построения и поддержания служебных отношений.

Этика служебных отношений  по «горизонтали» и по «вертикали».

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

 Подготовка  сообщения \ эссе «Портрет руководителя».

1

Тема 12.

Деловой этикет.

Содержание учебного материала:

3

Понятие делового этикета, его функции. Документы, регламентирующие деловой этикет.

Правила и принципы делового этикета.

Внешний вид делового человека.

 Жесты и движения делового человека.

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Урок.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка сообщений (на выбор): «Правила поведения в полемике», «Искусство задавать вопросы», «Искусство признавать ошибки»

1

Тема 13.

Нравственные проблемы в современном мире.

Содержание учебного материала:

Нравственность и глобальные проблемы.

Личность в глобальном мире.

 Проблемы биоэтики.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Лекция.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка   сообщения «Нравственные проблемы современного человека».

1

Тема 14.

Нравственные проблемы современного человека.

Содержание учебного материала:

Нравственные проблемы- исторический экскурс.

Терроризм – как актуальная этическая проблема современности.

Этические проблемы виртуализации коммуникационных процессов.

Нравственные проблемы современной молодежи (нравственная деградация; духовная опустошенность; падение интеллектуального и образовательного уровня и др.) и пути их преодоления.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка  эссе  «Этика Интернета: торжество свободы морального выбора или разгул анонимной аморальности?».

1

Тема 15.

Контрольная работа.

Содержание учебного материала:

Контрольная работа по теме «Этика и мораль».

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Урок.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Составление краткого терминологического словаря  по этике.

1

Тема 16.

Эстетика как наука.

Содержание учебного материала:

3

Предмет и задачи эстетики.

Специфика эстетического познания: эстетические чувства, эстетический вкус, эстетический идеал.

Роль эстетического воспитания в развитии личности.

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Лекция.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подборка цитат об эстетике.

1

Тема 17.

Основные категории эстетики.

Содержание учебного материала:

Прекрасное и безобразное.

Трагическое и комическое.

Возвышенное и низменное.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Урок.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

 Подготовка эссе на  одну из  предложенных тем:  «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов), «Люди видели бы вокруг себя много прекрасного, если бы не были так злы» (Ж. Ренар).

1

Тема 18.

Природа и основные виды эстетической деятельности.

Содержание учебного материала:

Специфика эстетической деятельности.

Эстетическое творчество.

Эстетическое восприятие.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Урок.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка эссе «Все художественное эстетично, но не все эстетичное художественно»  (А.Ф. Лосев).

1

Тема 19.

Искусство как высшая форма эстетической деятельности.

Содержание учебного материала:

Понятие «искусство».

Функции искусства.

Художественный образ.

Виды искусства.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Лекция.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка конспекта «Роль искусства в современном обществе».

1

Тема 20.

Виды искусства.

Содержание учебного материала:

Архитектура.

Изобразительное искусство.

Декоративно-прикладное искусство.

Словесное и музыкальное творчество.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка конспекта «Синтетические виды искусства».

1

 Тема 21.

Стили в искусстве и их особенности: готика.

Содержание учебного материала:

Понятие «художественный стиль».

История стиля и  его характеристика.

Особенности стиля готика.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка  сообщения  «Готический стиль в искусстве».

1

Тема 22.

Стили в искусстве и их особенности: барокко.

Содержание учебного материала:

Причины появления барокко. Многогранность видения мира в искусстве барокко.

История термина «барокко». Теоретики барокко. Основные принципы барокко.

Художники барокко (Джованни Лоренцо Бержени, Караваджо, Питер Пауль Рубенс).

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная  работа обучающихся.

Подготовка  сообщения  « Барокко в искусстве».

1

Тема 23.

Стили в искусстве и их особенности:

классицизм и сентиментализм.

Содержание учебного материала:

Классицизм: общая характеристика стиля и его особенности в искусстве.

Сентиментализм: значение термина.

Сентиментализм  в литературе и в искусстве.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная  работа обучающихся.

Подготовка  сообщения  «Классицизм  и сентиментализм в искусстве».

1

Тема 24.

Стили в искусстве и их особенности: романтизм и реализм.

Содержание учебного материала:

Основные черты романтизма. Романтизм в живописи и литературе.

Общая характеристика реализма. Реализм в живописи и литературе.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная  работа обучающихся.

Подготовка  сообщения  «Романтизм и реализм в искусстве».

1

Тема 25.

Стили в искусстве и их особенности: модернизм.

Содержание учебного материала:

Общая характеристика  стиля «модерн»: понятие и зарождение.

Модернистские течения в искусстве.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Семинар.

2

Самостоятельная  работа обучающихся.

Подготовка  сообщения  «Модернистские направления в искусстве».

1

Тема 26.

Эстетическая культура личности.

Содержание учебного материала:

Эстетика творчества.

Эстетика труда и дизайн.

Эстетика быт.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Урок.

2

Самостоятельная  работа обучающихся.

Подготовка сообщения (на выбор): «Эстетика рабочего места», «Красота и самобытность дома», «Эстетика внешнего вида человека»

1

Тема 27.

Контрольная работа.

Содержание учебного материала:

Проведение контрольной работы.

3

Аудиторные занятия.

2

Теоретическое занятие:

Урок.

2

Самостоятельная  работа обучающихся.

Составление краткого терминологического словаря  по  эстетике.

1

                                                                                                                                                                    Всего:

81

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличие кабинета.

Технические средства обучения:

- мультимедиапроектор;

- ноутбук;

- экран.

  1. 3.2. Использование активных и интерактивных форм проведения занятий
  2. При формировании программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО образовательная организация предусматривает в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

На занятиях по дисциплине ОГСЭ.06. Основы этики и эстетики  используются следующие активные и интерактивные формы проведения занятий:

Тема занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы проведения занятий

Коды формируемых компетенций

1.

Этика и нравственная культура личности.

2

Семинар

ОК1

ОК11

2.

Этика и этикет.

2

Семинар

ОК6

ОК8

ОК11

3.

Этика служебных отношений.

2

Семинар

ОК1

ОК8

ОК11

4.

Нравственные проблемы современного человека.

2

Семинар

ОК8

ОК10

ОК11

5.

Виды искусства.

2

Семинар

ОК8

ОК10

ОК11

6.

Стили в искусстве и их особенности: готика.

2

Семинар

ОК8

ОК10

ОК11

7.

Стили в искусстве и их особенности: барокко.

2

Семинар

ОК8

ОК10

ОК11

8.

Стили в искусстве и их особенности:

классицизм и сентиментализм.

2

Семинар

ОК8

ОК10

ОК11

9.

Стили в искусстве и их особенности: романтизм и реализм.

2

Семинар

ОК8

ОК10

ОК11

10.

Стили в искусстве и их особенности: модернизм.

2

Семинар

ОК8

ОК10

ОК11

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. П. Егоров, В. Руднев. Основы этики и эстетики.  Учебное пособие - Москва: КноРус, 2019 г.

Дополнительные источники:

1. Губин В.Д., Е.Н. Некрасова.  Основы этики. - М., 2010гг.

2.  Гуревич П.С. Эстетика: учебник. М.: КноРус, 2011.

3. Мирошниченко А.А.Этика деловых отношений: учеб. пособие- М.:МИЭМП, 2012г.

4. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Издательство: Логос, 2012 г.

Словари:

Этика: Энциклопедический словарь. М.,2001.

Интернет – ресурсы:

Этика - образовательный ресурсный центр - URL: www.ethicscenter.ru/biblio/mur.h

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды

компетенций

Формы и методы контроля

и оценки результатов

Освоенные умения:

- выявлять нравственное содержание профессиональной

деятельности медицинского работника;

- добросовестно выполнять нормы и требования служебного этикета;

-противостоять условиям и факторам профессионально - нравственной деформации.

Усвоенные знания:

- сущность и содержание этики, основные этические принципы и категории;

- сущность, структура и функции морали;

- основные вехи исторического развития этики;

- нравственные основы деятельности в рамках своей специальности;

- основные признаки, причины и направления профессионально- нравственной деформации специалиста.

ОК 1

ОК 6

ОК 8

ОК 10

ОК 11

Оценка выполнения заданий в тестовой форме.

Оценка результатов выполнения творческих заданий.

Оценка подготовки сообщений, мультимедийных презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потреби...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ) СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 54.02.01. ДИЗАЙН (В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04. Иностранный язык (немецкий) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 072501 (54.02.01)...