Рабочая коррекционная программа «Охрана и развитие зрительного восприятия» (5-7 классы)
материал (5 класс)
Рабочая коррекционная программа
«Охрана и развитие зрительного восприятия»
(5-7 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая коррекционная программа «Охрана и развитие зрительного восприятия» (5-7 классы) | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено Директор МБОУ СОШ № 84 _____________ Коппалова Л.Н. Приказ № 42/14 от 31.08.2017 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 84»
Принято педагогическим советом
МБОУ «СОШ №84№»
Протокол № 14 от 31.08.2017
Рабочая коррекционная программа
«Охрана и развитие зрительного восприятия»
(5-7 классы)
Выполнил:
Учитель биологии Ермоленко Е.А.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия» для 5-7-х классов составлена на основе программы «Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей» Плаксиной Л.И. М., «Город» 1999 г. В настоящее время охрана нарушенного зрения трактуется не как пассивное неупотребление зрения, а как широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого- педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и на его развитие. Проведение коррекционных занятий на развитие зрительного восприятия в сочетании со всей работой по использованию слабого зрения в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение для компенсаторного развития познавательной деятельности в условиях зрительного дефицита.
ЦЕЛЬ: Формирование способности к обнаружению, различению, опознаванию предметов с различного расстояния, цветоразличению, координации движений глаза и руки для увеличения и развития зрительной зоркости, зрительной реакции, зрительного внимания и зрительной памяти.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие зрительной реакции.
2. Учить различать цвет, форму, величину, размер, расстояние.
3. Формирование зрительных способов обследования предметов.
4. Учить подкреплять зрительное восприятие предметов обследованием с помощью сохранных анализаторов.
5. Учить подкреплять рассматриваемое словесным объяснением.
6. Развивать зрительное внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Группы для занятий комплектуются с учётом возраста, состояния основных зрительных функций. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 7 классе (34 часа в год), в 5-6 классах – 17 часов в год. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 7 минут. В ходе занятий происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, развитие монокулярной и бинокулярной фиксации, глазодвигательных функций, поля зрения. Совершенствуется способность к обнаружению, восприятию основных информативных признаков (формы, размера, цвета, яркости, контраста), опознанию изображений.
Работа строится в 3 этапа:
I Этап- Восприятие простых изображений (цвет, форма, размер, удалённость, оттенки, яркость)
II Этап- Восприятие сложных изображений (контраст, контуры, симметрия, теневое изображение, выпадение рисунка).
III Этап- Восприятие сложных сюжетных рисунков (план, детали, расположение объектов, выпадение элементов рисунка).
Формирование зрительных представлений о растительном и животном мире ведётся по темам:
- Деревья, кустарники, травянистые растения, цветы;
- Овощи, Фрукты;
- Четвероногие животные, птицы, рыбы, насекомые.
Формирование зрительных представлений о жизни и деятельности людей, объектах быта и труда ведётся по темам:
- Мой дом – моя семья; Мой город;
- Мебель, посуда, одежда и обувь;
- Инструменты;
- Транспорт.
5 класс.
Характеристика группы: занятия посещают 15 учеников – 5 мальчиков и 10 девочек. У 13 из них патология зрения, которая является результатом плохого зрительного восприятия окружающей действительности. У одной девочки имеется задержка психического развития, у другой – умственная отсталость. Нарушение полноты, скорости, целостности восприятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 17 занятий в году.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Виды деятельности |
1 | Проверка уровня развития зрительного восприятия учащихся. | 1 | Тестирование, гимнастика для глаз. |
2 | Гигиена зрения, уход за очками, чистота рук и глаз. | 1 | Беседа с учениками, гимнастика для глаз. |
3 | Комплекс упражнений гимнастики для глаз. | 1 | Выполнение различных комплексов упражнений. Фиксация в тетради различных методик. |
4 | Тренировка механизмов восприятия глубины через рисование. | 1 | Рисование, гимнастика для глаз. |
5 | Повторение. Фигуры. | 2 | Трапеция, параллелограмм. Куб, цилиндр, брусок, конус, пирамида. Фигуры: звезда (5, 8- конечная), крест (с прямым и суженным углом). Многоугольники. |
6 | Упражнения на восприятие формы предмета. | 1 | Работа учащихся с различными предметами, определение их формы, гимнастика для глаз. |
7 | Повторение. Цвет. | 1 | Основные цвета, цвета радуги. Упражнения на восприятие цвета. |
8 | Повторение: восприятие сложных изображений: теневое, контурное, недорисованное. | 1 | Работа по карточкам (раскрась, дорисуй), гимнастика для глаз. |
9 | Рисование обеими руками. | 1 | Рисование различных объектом обеими руками, гимнастика для глаз. |
10 | Восприятие наслоений. | 1 | Работа учащихся по карточкам, гимнастика для глаз. |
11 | Восприятие сюжета по нескольким последовательным картинкам. | 1 | Работа с картинками, рассказ учащихся, как результат проделанной работы, гимнастика для глаз. |
12 | Восприятие сюжетного рисунка. | 1 | Работа учащихся с различными сюжетными рисунками, гимнастика для глаз. |
13 | Задания на развитие мышления, внимания, памяти с использованием зрения. | 1 | Работа с карточками, гимнастика для глаз. |
14 | Отражения. Упражнения с зеркалом. | 1 | Выполнение упражнений с зеркалом, гимнастика для глаз. |
15 | Величина и измерение предметов. | 1 | Практическая работа с различными предметами, фиксация результатов в таблицу, гимнастика для глаз. |
16 | Диагностика уровня сформированности зрительных представлений. | 1 | Тестирование, гимнастика для глаз. |
ИТОГО | 17 |
Планируемые результаты:
-- Знать основные цвета, их оттенки, закономерности смешивания цветов.
-- Знать некоторые характеристики цветов.
-- Называть предметы основных цветов (жёлтый - солнце, банан).
-- Узнавать предмет в чёрно- белом варианте, основные формы, объёмные фигуры.
-- Сложные фигуры (звезда).
-- Называть предметы основных форм (круг - колобок, солнце, тарелка, куб - аквариум).
-- Узнавать предмет по тени, силуэту, контуру.
-- Изображать симметрично простой предмет.
-- Дорисовывать незаконченное изображение.
-- Видеть выпавшие изображения.
-- Составлять разрезанные (на 6- 9 частей) открытки и разрезать сами.
-- Узнавать выпавшие фрагменты рисунка.
-- Выделять детали изображённых объектов.
-- Сравнивать объекты с их плоскостным изображением.
-- Опознавать объект по его описанию.
-- Знать и применять правила гигиены зрения, ухода за очками, упражнений для глаз.
-- Раскрашивать сюжетный рисунок.
-- Знать правила игры в лото, домино, шашки, «морской бой», «крестики-нолики».
6 класс
Характеристика группы: занятия посещают 10 учащихся: 8 мальчиков и 2 девочки. У 9 из них небольшая зрительная патология, у одного мальчика – задержка психического развития. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 17 занятий в году.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Проверка уровня развития зрительного восприятия учащихся. | 1 | Тестирование, выполнение индивидуальных заданий, гимнастика для глаз. |
2 | Гигиена зрения, уход за очками, чистота рук и глаз. | 1 | Презентация «Гигиена зрения». Беседа с учениками, гимнастика для глаз. |
3 | Комплекс упражнений гимнастики для глаз. | 1 | Выполнение различных комплексов упражнений. Фиксация в тетради различных методик. |
4 | Упражнения на восприятие формы предмета. | 1 | Работа учащихся с различными предметами, определение их формы, гимнастика для глаз. |
5 | Оттенки цветов. | 1 | Презентация «Мир красок». Игра «Угадай оттенок», гимнастика для глаз. |
6 | Упражнения на восприятие цвета. | 1 | Основные цвета, цвета радуги. Упражнения на восприятие цвета. гимнастика для глаз. |
7 | Повторение: восприятие сложных изображений: теневое, контурное, недорисованное. | 1 | Работа по карточкам (раскрась, дорисуй), гимнастика для глаз. |
8 | Рисование обеими руками. | 1 | Рисование различных объектом обеими руками, гимнастика для глаз. |
9 | Работа с разрезными иллюстрациями. | 1 | Работа учеников с разрезанными иллюстрациями, гимнастика для глаз. |
10 | Восприятие сюжета по нескольким последовательным картинкам. | 1 | Работа с картинками, рассказ учащихся, как результат проделанной работы, гимнастика для глаз. |
11 | Восприятие сюжетного рисунка. | 1 | Работа учащихся с различными сюжетными рисунками, гимнастика для глаз. |
12 | Задания на развитие мышления, внимания, памяти с использованием зрения. | 2 | Работа с карточками, гимнастика для глаз. |
13 | Упражнения, способствующие снятию общего утомления. | 1 | Выполнение специальных упражнений, гимнастика для глаз. |
14 | Комплекс упражнений на развитие мышц глазодвигательного аппарата. | 1 | Выполнение специальных упражнений, гимнастика для глаз. |
15 | Выполнение упражнений с использованием зрения на скорость. | 1 | Выполнение специальных упражнений, гимнастика для глаз. |
16 | Диагностика уровня сформированности зрительных представлений. | 1 | Тестирование, гимнастика для глаз. |
17 | ИТОГО | 17 |
Планируемые результаты:
-- Знать основные цвета, их оттенки, закономерности смешивания цветов
-- Знать некоторые характеристики цветов
-- Называть предметы основных цветов (жёлтый-солнце, банан)
-- Узнавать предмет в чёрно- белом варианте
-- Основные формы, объёмные фигуры
-- Сложные фигуры (звезда)
-- Называть предметы основных форм (круг- колобок, солнце, тарелка, куб - аквариум)
-- Узнавать предмет по тени, силуэту, контуру
-- Изображать симметрично простой предмет
-- Дорисовывать незаконченное изображение
-- Видеть выпавшие изображения
-- Составлять разрезанные (на 6- 9 частей разной формы) открытки и разрезать сами
-- Узнавать выпавшие фрагменты рисунка
-- Выделять детали изображённых объектов
-- Сравнивать объекты с их плоскостным изображением
-- Опознавать объект по его описанию
-- Знать и применять правила гигиены зрения, ухода за очками, упражнений для глаз
-- Раскрашивать сюжетный рисунок
-- Знать правила игры в лото, домино, шашки, «морской бой», «крестики-нолики»
-- Правила работы с инструментами, пиротехническими изделиями, работы в кабинетах повышенной опасности.
7 класс
Характеристика группы: занятия посещают 16 учеников – 9 мальчиков и 7 девочек. У всех имеется патология зрения, запас представлений относительно нормы снижен у всех, зрительное восприятие недостаточное. У одного ученика имеется умственная отсталость и еще у двух мальчиков задержка психического развития. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 за год.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Проверка уровня развития зрительного восприятия учащихся. | 1 | Тестирование, выполнение индивидуальных заданий, гимнастика для глаз. |
2 | Гигиена зрения, уход за очками, чистота рук и глаз. | 2 | Презентация «Гигиена зрения». Беседа с учениками, гимнастика для глаз. |
3 | Комплекс упражнений гимнастики для глаз. | 2 | Выполнение различных комплексов упражнений. Фиксация в тетради различных методик. |
4 | Гигиена питания слабовидящего школьника. | 3 | Презентация «гигиена питани», беседа с учащимися. Заполнение учениками таблицы «Правильное питание», гимнастика для глаз. |
5 | Гигиеническое обучение и воспитание. | 3 | Работа в группах по карточкам. Игра «Личная гигиена», гимнастика для глаз. |
6 | Глаз человека- сложная оптическая система. | 2 | Изучение строения глаза человека, работа с макетом, слайдами, гимнастика для глаз. |
7 | Зрительные функции глаза. | 2 | Работа с таблицами. Работа в группах, гимнастика для глаз. |
8 | Близорукость – миопия. | 2 | Выступление учащихся с докладами. Беседа, гимнастика для глаз. |
9 | Астигматизм. | 2 | Выступление учащихся с докладами. Беседа, гимнастика для глаз. |
10 | Дальнозоркость – гиперметропия. | 2 | Выступление учащихся с докладами. Беседа, гимнастика для глаз. |
11 | Травмы глаз. | 2 | Презентация «Травмы глаз», практическая работа «оказание первой помощи при глазных травмах», гимнастика для глаз. |
12 | Ожоги глаз. | 2 | Презентация «Ожоги глаз», практическая работа «оказание первой помощи при глазных ожогах», гимнастика для глаз. |
13 | Заболевания зрительного нерва. | 1 | Презентация «Заболевания зрительного нерва». Заполнение таблицы, гимнастика для глаз. |
14 | Косоглазие. | 2 | Рассказ учителя, беседа с учащимися, гимнастика для глаз. |
15 | Альбинизм. | 1 | Рассказ учителя, беседа с учащимися, гимнастика для глаз. |
16 | Заболевания сетчатки. | 1 | Презентация «Заболевания сетчатки», гимнастика для глаз. |
17 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Заболевания глаз». | 1 | Тестирование, гимнастика для глаз. |
18 | Подведение итогов года. | 1 | Тестирование, гимнастика для глаз. |
19 | Резерв | 2 | Повторение пройденного материала. |
ИТОГО | 34 |
Планируемые результаты:
-- Знать основные цвета, их оттенки, закономерности смешивания цветов
-- Знать некоторые характеристики цветов
-- Узнавать предмет в чёрно- белом варианте
-- Основные формы, объёмные фигуры
-- Сложные фигуры (звезда)
-- Называть предметы основных форм (круг- колобок, солнце, тарелка, куб - аквариум)
-- Узнавать предмет по тени, силуэту, контуру
-- Изображать симметрично простой предмет
-- Дорисовывать незаконченное изображение
-- Видеть выпавшие изображения -- Составлять разрезанные (на 6- 9 частей) открытки и разрезать сами
-- Определять предметы на рисунке дальнего и ближнего плана
-- Узнавать выпавшие фрагменты рисунка
-- Определять объекты на рисунках в разных ракурсах (в фас, в профиль, в полупрофиль)
-- Выделять детали изображённых объектов
-- Сравнивать объекты с их плоскостным изображением
-- Опознавать объект по его описанию
-- Раскрашивать сюжетный рисунок
-- Знать правила игры в лото, домино, шашки, «морской бой», «крестики-нолики»
-- Знать и применять правила гигиены зрения, ухода за очками, упражнений для глаз
-- Знать своё зрительное заболевание, причину, проявление, коррекцию и профилактику данного заболевания
-- Гигиену питания, обучения и воспитания слабовидящего школьника
-- Правила работы с инструментами, пиротехническими изделиями, работы в кабинетах повышенной опасности.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет. Ярославль, «Академия развития», 1997г.
2. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. М., Школа- Пресс, 2001г.
3. Григорьева Л.П. Развитие зрительного восприятия // Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида. М., ИКПРАО, 1999 г.
4. Ермаков В.П. Таблицы для подбора и построения графических изображений при нарушении зрения. М., ВОС, 1988 г.
5. Забрамная С.Д. Наглядный материал для обследования детей. М. , Просвещение, 1981г.
6. Матюгин И.Ю. Зрительная память. М., Эйдос, 1992г.
7. Никулина Г.В. Готовим к школе ребёнка с нарушениями зрения С-П. 2004 г.
8. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в учреждении для детей с нарушением зрения. М., ИКПРАО,
1998г.
9. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М., ВОС, 1988г.
10. Тимофеева Т.Б. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах 3-4 видов. Р-на-Д., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения в старшей группе
Открытое индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием современных педагогических технологий....
Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в старшей группе
Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в старшей группе «Цветы»....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия.
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия.Тема: «Транспорт»....
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Овощи и фрукты».
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Овощи и фрукты»....
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Насекомые».
Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Насекомые»....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для учащихся второго класса с нарушением зрения "Урожай-собирай"
Использование графических упражнений способствуют развитию навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул для выполнения зрительной задачи; формируют умение пользов...