Методическая разработка - Герои среди нас
методическая разработка
Аннотация.
Методическая разработка посвящена работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста на примере проявлений человеческого, в частности, детского героизма в обычной жизни, формированию гуманного отношения к личности человека и развитию его высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
В программе обозначены цели и задачи, виды и формы деятельности, определены механизмы оценивания результатов, имеется план работы.
Введение.
Социальная значимость данной работы в воспитании, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного члена общества и компетентного гражданина России.
Новизна разработки состоит в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания с реальным примером героизма мальчика, который живет вместе с ними, в одной деревне, которой учился в той же школе, что и дети.
Вопрос гражданско-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Данный классный час был разработан с целью формирования у детей четких представлений о человеческом героизме и подвиге в реальной жизни. Героизм представлен на примере поступков персонажей из детских сказок и рассказов, работая над которыми, дети учатся различать понятия «персонаж» и «герой». Так же приводятся примеры профессий, представителям которых, приходится совершать подвиги по долгу службы и зову совести. Во время беседы дети услышат рассказы о детях – героях времен ВОВ и современников.
В процессе подготовки и проведения данного мероприятия, хотелось донести до детей мысль, что подвиг и героизм это не сказочные и мифические понятия, а реальные поступки реальных людей. А так же, что подвиги могут совершать обычные люди и даже дети, которые не могут остаться равнодушными, когда кому-то нужна помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_novikova_vs.docx | 527.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Комитет по образованию» АМО «Еравнинский район
МАОУ «Усть-Эгитуйская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс методических разработок
по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
«Россиянин. Гражданин. Герой»,
посвященный 100-летию Зугдыр Дариевича Цыдыпова
Номинация: «Баатарнууд манай дунда» «Герои среди нас».
Тема:
«ГЕРОИ СРЕДИ НАС!»
Автор: Новикова Валентина Сырендоржиевна,
учитель истории и обществознания I категории
МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ» Еравнинского района
e-mail: valya.1983photo@mail.ru
Телефон: +7914-057-20-29
2022г.
Аннотация.
Методическая разработка посвящена работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста на примере проявлений человеческого, в частности, детского героизма в обычной жизни, формированию гуманного отношения к личности человека и развитию его высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
В программе обозначены цели и задачи, виды и формы деятельности, определены механизмы оценивания результатов, имеется план работы.
Введение.
Социальная значимость данной работы в воспитании, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного члена общества и компетентного гражданина России.
Новизна разработки состоит в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания с реальным примером героизма мальчика, который живет вместе с ними, в одной деревне, которой учился в той же школе, что и дети.
Вопрос гражданско-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Данный классный час был разработан с целью формирования у детей четких представлений о человеческом героизме и подвиге в реальной жизни. Героизм представлен на примере поступков персонажей из детских сказок и рассказов, работая над которыми, дети учатся различать понятия «персонаж» и «герой». Так же приводятся примеры профессий, представителям которых, приходится совершать подвиги по долгу службы и зову совести. Во время беседы дети услышат рассказы о детях – героях времен ВОВ и современников.
В процессе подготовки и проведения данного мероприятия, хотелось донести до детей мысль, что подвиг и героизм это не сказочные и мифические понятия, а реальные поступки реальных людей. А так же, что подвиги могут совершать обычные люди и даже дети, которые не могут остаться равнодушными, когда кому-то нужна помощь.
Основная часть.
Тема: «Герои среди нас!»
Цель: Рассказать учащимся о примерах проявления героизма среди детей.
Задачи:
Уточнить такие понятия как «герой», «подвиг», «храбрость»;
Показать примеры проявления храбрости среди сказочных героев;
Напомнить о «героических» профессиях (пожарные, военные, полицейские, спасатели);
Познакомить с историческими фактами детского героизма;
Привести примеры подвигов детей в наше время;
Этапы реализации:
Классный час предусматривает работу по следующим направлениям:
- гражданское образование;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- формирование ценностных личностных качеств;
- формирование здорового образа жизни;
- семья;
Ресурсное обеспечение: Компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.
Ожидаемые результаты: Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся.
Механизм оценки результативности: Высокая активность детей во время классного часа.
Положительные отзывы учеников.
Отсутствие конфликтных ситуаций во время обсуждения темы.
Проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими.
Вступительное слово учителя:
Как вы думаете, что такое подвиг и есть ли в нашей современной жизни место для подвига и героев? И кто такой герой в нашей современной жизни?
Ответы учащихся на вопросы.
«Герой – не тот, кто не знает страха, а тот, кто умеет побороть его в себе».
Подготовка к восприятию темы
Учитель. Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.
ДЕТИ - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Беседа, уточняющая понятия «герой», «подвиг», «храбрость»
Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактуется в словаре это понятие
Термины:
Герой - человек, совершающий подвиги, доблестный храбрец.
Учитель: Тогда что же означает подвиг и храбрость?
Подвиг — доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.
Храбрость - и; ж. Мужество и решительность в поступках, умение преодолеть страх; смелость.
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
ГЕРОИ ВСЕХ ВРЕМЕН.
Учитель: С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости. В литературе очень ярко и образно передан героизм нашего народа.
РАБОТА ПО ТЕМЕ.
Показ представителей профессий, для которых подвиг – это ежедневная работа. Перед детьми возникает следующий вопрос: «Работа или Подвиг»?
Беседа, которая доводит до сознания детей, что есть профессии, в которые идут люди, готовые помогать другим. Не каждый человек этих профессий способен на подвиг, но в их работе часто есть риск для жизни, который подразумевает готовность проявить героизм.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.
Рассказ о детях – героях ВОВ (Приложение 1).
(Надя Богданова, Вася Коробко, Зина Портнова, Марат Казей). В беседе надо обратить внимание детей на то, что часто, говоря о войне, люди вспоминают подвиги солдат-мужчин. Но защищать свою Родину хотели и дети, среди которых было много очень храбрых и смелых ребят, воевавших наравне со взрослыми. Порой они служили Родине ценою собственной жизни.
Рассказ о современных детях-героях (Данил Зайцев, Дима Михайлов) (Приложение 2).
Подвигу и героизму место не только в сказках и на войне, но и в обычной жизни. Люди порой оказываются в ситуациях, когда нет времени звать на помощь. В такие моменты тот, кто оказался рядом – единственный, кто может помочь, попавшему в беду. Не каждый взрослый может совладать со своим страхом и проявить мужество в таких ситуациях. Послушайте историю, произошедшая с ученицей нашей школы в 2018 году , которая оказалась в опасности.
Рассказывает ученица 9 класса – Доржиева Дарина: Этот случай произошел в ноябре 2018 года в селе Усть-Эгита, мне тогда было 11 лет. Я шла в школу, как вдруг, откуда ни возьмись, на меня набросилась огромная соседская собака. Пес сразу сбил меня с ног, я упала, и он начал кусать мою ногу. Собака уже хотела вцепиться в мою голову, но тут вовремя подбежал Эдуард, который учился в 10 классе. Он бросился на помощь, отогнал животное камнями и проводил меня до дома. Потом меня сразу родители увезли в районную больницу. Полгода я проходила лечение, ставили уколы и сейчас остался только небольшой шрам. И сейчас, спустя время, я понимаю, что если бы не мой спаситель, последствия были бы гораздо серьезнее.
Учитель: Через год после героического поступка, 1 ноября 2019 года, состоялась церемония награждения 20 юных героев со всей России. Из Дальневосточного округа в Москву приезжали трое ребят, один из них - Эдуард Бардуев из Еравнинского района Бурятии. Ребят наградили председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и директор Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Виктор Золотов. Тогда о юном еравнинце написали многие ведущие федеральные СМИ. Когда журналисты спрашивали его об этом случае у Эдуарда, он отвечал: - Когда я увидел, что на девочку напала собака, не задумываясь, бросился на помощь. На тот момент за себя мне страшно не было, я только за девочку переживал.
Все эти дети не считают, что совершили что-то выдающееся. И искренне не понимают, почему вокруг них такая суматоха - грамоты, медали, интервью... Но есть и еще одно общее качество. Теперь все они, поголовно, мечтают стать спасателями... Бардуев Эдуард сейчас учиться в медицинском колледже на фельдшера, и это безусловно профессия, которая спасает жизнь людей.
Мнение эксперта
На риск надо идти сознательно
Сергей Щетинин, первый заместитель председателя Высшего Совета Российского союза спасателей:
- Готовность ребят спасти других говорит о многом, и прежде всего о том, что они воспитываются в нормальной семье, а это главное. А вот из взрослых в нынешние времена немногие не способны на подвиг. По нашим данным, за последние три года почти сто детей спасали чужие жизни. Но нет статистики, сколько ребят погибло при этом. Нельзя бросаться спасать кого-то, сломя голову. Не умеете плавать — не бросайтесь в воду. На риск все-таки надо идти сознательно. Мы хотим, чтобы наша молодежь хорошо знала правила спасения, чтобы преподавание в школе основ безопасности жизнедеятельности не было формальным. Это помогло бы сберечь сотни жизней.
РЕФЛЕКСИЯ.
Беседа о ежедневном труде, благих делах, проявлении смелости, усердия, как о «первых шагах» на пути к становлению личности, способной на героический поступок. Проводится аналогия с лесенкой, которая ступенька за ступенькой формирует в нас человека, способного на героический поступок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Наряду с гражданско-патриотическим воспитанием, путем знакомства с человеческим героизмом в литературе, на войне и в жизни, целью данного занятия было донести до ребят мысль о том, что героям и подвигам место не только в сказках, но и в реальной жизни. Пожалуй, самым неожиданным для детей оказалось, что в школе, где она учатся, есть настоящий герой. Так же интерес вызвал угол обзора профессий, в которых ежедневная рутинная работа тесно переплетена с отважными и смелыми поступками. Данный формат подачи информации и примеры из жизни нашли живой отклик в душах детей.
Это только малая часть историй про отважных детей и их недетские поступки. Один пост не сможет вместить в себя рассказы обо всех героях. Не всех награждают медалями, но от этого их поступок не становится менее значимым. Самая главная награда — благодарность тех, чью жизнь они спасли.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рассказы о детях-героях.
Надя Богданова.
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Вася Коробко.
Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.
Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.
Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Зина Портнова.
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Марат Казей
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Современные дети-герои.
Данил Зайцев
Маленький герой Бурятии – так в республике окрестили 5-летнего Данилу Зайцева. Этот малыш спас от смерти свою старшую сестренку Валю. Когда девочка провалилась в полынью, брат целых полчаса держал ее, чтобы течение не затянуло Валю под лед.
Когда руки у мальчика замерзли и устали, он схватил сестру за капюшон зубами и не отпускал, пока на помощь не подоспел сосед – 15-летний Иван Жамьянов. ( на его счету уже есть одна спасённая жизнь, в 6 лет точно также он вытащил из воды тонущего сверстника). Подросток смог вытащить Валю из воды и на руках отнес обессилевшую и заледеневшую девочку к себе домой. Там ребенка закутали в одеяло и напоили горячим чаем.
Узнав об этой истории, руководство местной школы обратилось в региональное правление МЧС с просьбой наградить обоих мальчиков за геройский поступок.
Дима Михайлов.
Это случилось в селе Михайловка в Кижингинском районе: 9-летний Дима вместе со своим племянником 6-летним Данилкой пошли к реке смотреть на плывущие льдины. Маленький мальчик забежал на мост, доска под ним треснула и мальчик упал в реку. Сильное течение стало относить его к середине реки. Тогда Дима, не раздумывая, прыгнул в реку и за ворот пальто вытащил племянника на берег.
Врачей вызывали на дом, они смотрели мальчиков - Диму оставили дома, а Данилка попал в больницу. У него было переохлаждение организма, судороги - сначала ему оказали первую помощь, а после госпитализировали. Но на следующий день мальчика уже выписали.
Тихий, спокойный - так характеризуют родители Диму, он никогда не был отличником, однако стал героем в своей небольшой деревни после подвига. На сельском сходе его земляки решили ходатайствовать в МЧС о присуждении Диме награды за героический поступок. Теперь у семьи Михайловых хранится медаль "За отличие в ликвидации последствий ЧС".
Почётные грамоты Российского Союза спасателей «За мужество и самоотверженность в экстремальных ситуациях» получили шесть учеников Сосново-Озёрской школы №1. Это 11-12 летние Сарюна Дондокова, Батор Майдараев, Дугар Майдараев, Булат Доржиев, Цырен Сандаков и Гэсэр Дашиев, принявшие участие в тушение пожара. Теми же грамотами наградили 11 юных жителей села Кабанск – Михаила Иванова, Арсентия Абсатарова, Кристину Князькину, Алину Поломошину, Андрея Трофимова, Анастасию Никонову, Вадима Поплевина, Анну Сарину, Сергея Степанова, Диану Федорову и Сергея Шешурихина. Эти дети помогали тушить пожар в жилом доме посёлка Танхой. А два уланудэнца – Владислав Агафонов и Александр Пащенко – в декабре 2018 года помогли полицейским поймать грабителя.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Олимпийцы среди нас!"
Цель мероприятия: популяризация олимпийского движения «СОЧИ-2014 и формирование позитивного отношения детей к проведению XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи.Задачи:расширить информ...
Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....
Методическая разработка «Урока мужества, совмещенного с Уроком письма» на тему: «Героями не рождаются, героями становятся»
Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методическая разработка по проведению цикла мероприятий "Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут"
Методическая разработка по проведению цикла мероприятий "Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут"...
Методическая разработка «Информационная среда и нравственное воспитание детей»
Данная методическая разработка рассматривает широкий круг проблем, связанных с различными аспектами воздействия информационно-коммуникационных технологий на сферу нравственного воспитания. В разработк...
Методическая разработка к Всероссийскому конкурсу среди классных руководителей. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Персоналии и герои Смутного времени.
Важнейшим направлением воспитательной работы образовательных учреждений в Российской Федерации, является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Оно способствует решению важных, значимых восп...