Методическая разработка по проведению цикла мероприятий "Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут"
методическая разработка
Методическая разработка по проведению цикла мероприятий "Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 46.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРАЗОВАНИЯ
ДОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОРЕНОВСКИ РАЙОН
Методическая разработка
по проведению цикла мероприятий
«Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут»
в рамках подготовки к краевому конкурсу оборонно-массовой и
военно-патриотической работы памяти маршала К.Г. Жукова
Составитель: педагог-организатор
МАНУ ДО ДХТД МО Кореновский район
Т.А. Алексеева
г. Кореновск-2020 год
Оглавление
1. Введение стр. 3
2. Основная часть стр. 4
3. Приложение №1 стр. 5
4. Приложение №2 стр. 10
5. Приложение №3 стр. 16
6. Заключение стр. 19
7. Список литературы стр. 20
1. Введение
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Главная задачи образовательных учреждений – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого учащегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.
Задачи учреждений дополнительного образования детей по патриотическому воспитанию учащихся: разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность; развитие гражданского и национального самосознания детей, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою родину; создание педагогических ситуаций, направленных на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.
Главными инструментами патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей и подростков служат творческие конкурсы, патриотические мероприятия, акции и праздники.
Методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении мероприятий военно-патриотической направленности с воспитанниками 5-11 классов образовательных учреждений.
2. Основная часть
Актуальность: патриотизм – одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности, основа сохранения государственности и территориальной целостности страны. Все чаще и чаще мы слышим в средствах массовой информации факты, свидетельствующие о возрождении фашистской идеологии, стремление умалить роль России в победе над фашизмом. Все чаще вспыхивают конфликты на национальной и религиозной почве, совершаются террористические акты. Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций, приобщение воспитанников к историческому прошлому Родины, воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, формирование личности, способной противостоять современным вызовам и угрозам – наиболее важная задача на современном этапе.
Цель: распространение опыта работы по подготовке и проведению внеклассных мероприятий, направленных на формирование чувства патриотизма, духовно-нравственных качеств на примере подвигов героев-защитников Отечества.
Задачи: на основе содержания сценариев внеклассных мероприятий формировать патриотическое сознание, вызвать эмоциональный отклик, соответствующий художественному материалу, стремление воспитывать в себе качества, присущие будущему защитнику Отечества.
Практическая значимость обусловлена необходимостью новых подходов к патриотическому воспитанию. Современные подростки способны перенять нравственно-духовный опыт на основе ярких эмоциональных впечатлений и переживаний, личного участия.
Ожидаемые результаты: формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, повышение уровня духовной культуры.
Цикл мероприятий «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут» проводится Доме художественного творчества детей в рамках подготовки к краевому конкурсу оборонно-массовой и военно-патриотической работы памяти маршала К.Г. Жукова и включает в себя:
Урок Памяти «Дороги героев, дороги отцов»;
- Литературно-музыкальная композиция «Памяти павших будем достойны»;
- Устный журнал «Блокадный Ленинград»
3. Приложение №1
Сценарий
Урока Памяти
«Дороги героев, дороги отцов»
Цель: воспитание патриотического чувства, любви и уважения к ветеранам локальных войн.
Задачи:
-способствовать развитию интереса к истории своей Родины;
-воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине, своему народу;
-формировать представления о воинском долге и верности Отечеству;
-формировать уважительного отношения к участникам войны в Афганистане.
Ожидаемые результаты:
-подготовка обучающихся к участию в общественно-политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
-решение проблемы преемственности поколений;
-повышение статуса героико-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Журавли», на сцену выходит ведущая.
Ведущая: Хранит земля войны минувшей шрамы,
Погибших имена, бесчувственный гранит,
Гвоздики красные, холодный мрамор,
Рыданье женщин у могильных плит.
Афган, Чечня, Таджикская граница-
И снова сыновей мы отправляем в бой,
Безусых, не успевших опериться
И костыли уж вновь стучат по мостовой.
О, Русь моя, о, боль моя - Россия!
Где мне слова такие отыскать
И где мне взять такие силы
Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья. Так уж вышло, что история России – это история воинского долга. Ни одно другое государство в мире не вынесло за время своего существования столько воин, сколько довелось пережить России. Вот уже несколько лет нам не кажется странным и необычным, если в День Победы рядом с ветеранами Великой Отечественной войны мы видим молодых ребят с боевыми наградами на груди – тоже ветеранов Афганской и Чеченской войн.
Афганская война, её ещё называют «необъявленной» или же просто «политической ошибкой». Она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная, 10 страшных лет. С 1979 по 1989 год. В этом году, 15 февраля исполняется 26 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Ребята, я предлагаю вам ненадолго перенестись в то далёкое время и вспомнить, как это было. Внимание на экран.
Показ видеофильма «Война в Афганистане»
https://www.youtube.com/watch?v=uvIRi6fIFa4
Ведущая: 1979 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не раз обращалось к правительству СССР, с просьбой об оказании военной помощи, но получало решительный отказ. Правительство СССР полагало, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.
И все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и нелегко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а США предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой серьезную угрозу. Только тогда, это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Советским войскам предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.
25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул. Это стало началом трагедии, вошедшей в историю нашей страны как Афганская война. Тогда еще никто не догадывался, что продлится она долгие годы.
Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…
Песня «Война» исполняет Чуприна Дмитрий
солист студии бардовской песни «Визит»
Ведущая: Советским войскам предписывалось защищать местное население от бандитов, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин. Одним словом, официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг
А на самом деле наши воины под огнём врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Самархане и Шибаргане, Кандагаре и Балхе. Наши войска на простреленных вертолетах Ми-8, на опаленных КамАЗах везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным.
Несколько лет назад об этой войне не говорили вслух, она считалась государственной тайной. А участие в ней пограничных войск вообще тщательно скрывалось. Но недостатка в добровольцах не было. Военнослужащие со всей страны писали – пошлите служить в Афганистан. Многие офицеры просились в Афганистан на второй, на третий срок службы.
Видеоряд «Письмо сестре»
https://www.youtube.com/watch?v=fKuPGVAOw-w
Ведущая: Но не только мужчины выполняли свой долг, нельзя не вспомнить о женщине, чья жизнь также связана с этой войной. Венера Кагармановна Бабыкина служила медсестрой на пограничной заставе Туркестанского округа с 1980 года. Главная задача их медсанчасти вывозить на БТРе или на «вертушке» раненых с территории Афганистана. Работали по два человека: один врач и одна медсестра. Приходилось иногда и с парашютом прыгать. Венера Кагармановна за свою службу в погранвойсках налетала 1 тысячу 900 часов. За время службы она сдала 26 литров крови. Нередко она ложилась на стол для прямого переливания, во время операции, так как ждать было некогда, все решали минуты, многим мальчишкам она спасла жизнь.
А тем временем в Советский Союз, на Родину шли цинковые гробы. «Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны.
Мы два года шагали с тобой
По горячим дорогам войны,
Нам знакомы и зной, и боль
И тюльпаны афганской вины.
Ах, тюльпаны прожженной земли,
Вы как память тех огненных дней
Алым пламенем вы проросли,
Словно кровь наших русских парней.
Ведущая: Ребята умирали не только в боях. Болезни, распространенные в Афганистане «косили» всех без разбора. Гепатит, тиф, дизентерия навсегда подорвали здоровье нашим солдатам, которые воевали за чужой мир. Поддерживали престиж своей Родины. Совсем еще мальчишки они прошли сквозь ад и кровь. Они видели предательство и дружбу, подлость и благородство, безысходность и храбрость.
Песня «Тревога» исполняет Московцев Елисей
Солист студии бардовской песни «Визит»
Ведущая: Ограниченный контингент не смог изменить ситуации в Афганистане, хотя уже к началу 1980 года там оказалось пятьдесят тысяч советских солдат и офицеров. Партизанские формирования «моджахедов» или «душманов» контролировали почти всю территорию Республики Афганистан. Афганские партизаны, имея свободу передвижения через границы, могли воевать бесконечно. А советская армия при всем ее превосходстве в силе не могла и не должна была продолжать боевые действия. Она несла серьезные потери. Стало ясно, что из Афганистана надо уходить.
Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана. Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Борис Громов. А 7-го февраля погиб сержант Игорь Альбертович Ляхович. Ему было суждено стать последним солдатом, убитым в Афганистане. Своей смертью он, как бы, поставил точку в той войне. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года в 10 часов 20 минут. 15 февраля 1989 года Афганская война была окончена - событие, которого давно ждала наша страна и весь мир. Сегодня мы чтим память павших в Афганской войне. 15 февраля стал днем воина – интернационалиста.
За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек посмертно. Более 200 тыс. воинов-интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР.
Через Афганскую войну прошло - более 600.000 солдат и офицеров, 15.051 - погибло, 53.753 – ранено. Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом.
Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц!
Светлая память всем тем,
Кто не вернулся с войны,
Кто стал частичкой тишины,
Кто лег в горах и не проснулся
От необъявленной войны.
Минута молчания
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Ведущая: Дорогие ребята, я желаю вам счастья, чтобы вы никогда не знали войны. До свидания, до новых встреч!
4. Приложение №2
Сценарий
литературно-музыкальной композиции
«Памяти павших будем достойны»
Цель: формирование нравственной позиции, гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества
Задачи:
-расширить знания воспитанников о героических страницах истории нашей страны;
-воспитывать чувства благодарной памяти всем тем, кто отстоял свободу и независимость, до конца выполнив свой долг;
-развивать духовно-нравственные качества, присущие будущим защитникам. Отечества
Ожидаемый результат: сформировать у учащихся гордость за деяния наших предков, уважения к военной истории России, проявление чувства благородства, готовности к защите Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер.
Ход мероприятия:
Звучит фонограмма песни из к/ф «Офицеры» «От героев былых времён». На сцену выходит ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы с вами вспомним о Великой Отечественной войне. Скажите, когда началась эта страшная война? Правильно 22 июня 1941 г, а закончилась 9 мая 1945 г. А кто с кем воевал? Как раньше называлась наша страна? Эта война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий, оставила страшный след в каждой семье. Война, которая длилась 4 страшных года, 1418 дней и ночей. Она унесла более 27 миллионов человеческих жизней. Более 27 млн. за 1418 дней – это 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 1 человек в минуту. Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать – 38 лет. Вот что такое 27 млн. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.
Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война»
Ведущая: 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска без напали на нашу страну. Тогда наша страна называлась Советский союз. Так началась Великая Отечественная война. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель войны захватить нашу страну. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, в которой говорилось: «В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка». Весь советский народ по зову Матери – Родины встал на смертный бой. Песня «Вставай страна огромная» стала гимном для советских защитников. Давайте с вами вспомним, как это было, внимание на экран.
Видеоряд «Вставай, страна огромная»
https://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A
Ведущая: Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Верховный главнокомандующий Германии Гитлер заявлял: «Нам недостаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград и Москву. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ». На борьбу с фашистами поднялся весь народ, от мала до велика. Все, кто мог держать в руках оружие, стремились попасть на фронт.
Солистка вокального ансамбля «Голоса» Артюхова Лиза
песня «Отмените войну»
Ведущая: Военкоматы были переполнены добровольцами. Вслед за отцами уходили на фронт сыновья, безусые мальчишки, прямо из-за школьных парт шагнувшие в окопы. В грозные годы Великой Отечественной войны на оборону с фашистами поднялись девчонки и мальчишки, ваши ровесники. Отложив недочитанные книжки и учебники, взяли в руки винтовки и гранаты, вдохновляемые одной мыслью: «Всё для фронта, всё для победы!».
Мужали дети на войне,
Не по годам взрослели рано.
Глазёнки их в сто раз больней
Солдатам души жгли, чем раны…
…Коль воля мне была б дана,
Тем детям, что войну видали,
Ну, может быть, не ордена,
Но «За отвагу» б дал медали.
Ведущая: В годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. пионеров – юных защитников Родины - было награждено боевыми орденами и медалями. Скажите мне, ребята, а вы знаете имена детей-героев Великой отечественной войны?
Ведущая: Самым юным солдатом на войне был 6 летний Сережа Алешкин. Он жил в г. Сталинграде (Волгоград). После гибели своей семьи, Сережа стал сыном 142 стрелкового полка. Во время одного из боев, он увидел, как снаряд попал в землянку командира полка и позвал на помощь. За спасение жизни командира Сережа был награжден медалью «За боевые заслуги».
Не обошла война стороной и наш родной город, который тогда ещё был станицей Кореновской. А кто из вас знает, когда конкретно немецкие войска захватили её? Верно, 6 августа 1942 года гитлеровские захватчики появились в станице Кореновской – в стальных касках, серо – зелёных мундирах с закатанными до локтей рукавами. На касках – эмблема: одноглавый орёл держит в когтях круг, в нём свастика (крест с загнутыми краями). Таким был внешний облик завоевателей.
Но наши земляки не испугались. Многие из вас знают о комсомолке Венере Павленко и пионерке Кларе Навальневой (учились в СОШ № 17), которые назло полицаям пели на улицах советские песни, помогали продуктами пленным советским солдатам. Девушки спасли от гибели и помогли переправиться за линию фронта двум советским лётчикам. Самолет летчиков был сбит под Волгоградом, а им пришлось катапультироваться. Удачно приземлившись на парашютах и выменяв форму на гражданскую одежду, летчики решили пробираться к своим в ст. Кореновскую, они не знали, что станица была захвачена немцами. Девочки спрятали лётчиков, кормили и ухаживали за ними. Однажды немцам стало известно о тем, что в ст. Кореновской скрываются советские летчики. Клара и Венера успели предупредить летчиков, сказали, что им нужно срочно уходить, что им грозит смертельная опасность. Когда девочки шли от лётчиков, их арестовали, посадили в тюрьму, которая располагалась во дворе за зданием магазина «Сардана». Девочек каждый день уводили на допрос и пытали. Однажды подружек увезли, и их больше не видели. Позже один из полицаев рассказал, что Клару и Венеру расстреляли.
За спасение советских лётчиков Венера Павленко и Клара Навальнева посмертно награждены медалями «За отвагу».
Всего за 6 месяцев в Кореновском районе было уничтожено 220 мирных жителей. 2 февраля 1943 года советские войска подошли к Кореновской. Бои за станицу длились 4 дня. 6 февраля 1943 года нас освободили.
Видеоролик «И все о той весне»
https://www.youtube.com/watch?v=kD2qM4vkdGc
Ведущая: Многие советские города подвергались длительной осаде фашистов. Но наши воины вместе с мирными жителями защищали эти города и все-таки отстояли их. Сейчас эти города носят почетные звания города-герои. Ребята, скажите, какие города-герои вы знаете? Всего 13 городов-героев, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945. Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.
Город-герой Брест. Пограничная брестская крепость
22 июня 1941 г. немецкие войска атаковали пограничную брестскую крепость. Нападение было неожиданным, в это время в Брестской крепости еще мирно спали солдаты, офицеры, их жены и дети. 8 тысяч защитников крепости были застигнуты врасплох 17 тысячной группировкой немцев. У наших солдат не было возможности ни выпить воды, ни отдохнуть. «Я умираю, но не сдаюсь» - запись на одной из стен Крепости. Около месяца затратили фашисты на взятие крепости.
Город-герой Минск
25 июня 1941 Минск был взят немецкими войсками. Всего в Минске и близлежащих деревнях и селах было убито более 400 тысяч человек. Освобождение Минска началось только через 3 года. К моменту освобождения города целыми оставались около 70 зданий, весь остальной город был полностью разрушен.
Город-герой Киев
В июле 1941 70 дней продолжалась оборона Киева. Но, несмотря на все старания советских войск, город был захвачен немцами. Целых 2,5 года немцы издевались над мирными жителями Киева. Спасение пришло только в декабре 1943, когда после тяжелейшей битвы Киев был полностью освобожден от врага.
Город-герой Одесса
73 дня войска Советской армии вместе с мирными жителями обороняли город от немцев.
Город-герой Севастополь
На защиту Севастополя были брошены лучшие силы советской армии, но, не взирая на все усилия советский войск, Севастополь был захвачен немцами в июле 1942 года. Полностью освобожден только через 2 года.
Город-герой Новороссийск
После 225 оккупации, в феврале 1943 года, советским войскам удалось вернуть Новороссийск, тем самым укрепив свои позиции на юге.
Город-герой Смоленск
С 16 июля 1941 года начались бои за Смоленск, которые продолжались на протяжении двух месяцев. Советские войска понесли тяжёлые потери, но это дало возможность выиграть время и подготовиться Москве к нападению врага. Окончательно Смоленская область была освобождена от фашистов только в 1943 году.
Город-герой Тула
Благодаря отваге и силе наших войск, атаки немцев под Тулой осенью 1941 года были отражены. Сам город пострадал достаточно сильно
Город-герой Санкт-Петербург (Ленинград)
8 сентября 1941 началось одно из самых страшных событий войны – блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня. За годы блокады погибло до 1,2 миллионов человек: большая часть населения умерла от голода, и только 3% от артобстрелов и бомбежек.
Город-герой Москва
К Москве немцы стали подходить осенью 1941. Обороны Москвы
продолжалась до декабря 1941 года. Город несколько раз охватывала паника, настолько близко подходили немцы к столице. Но 5 декабря наше войско отбросило немцев на 200 км назад.
Город-герой Керчь
Через город Керчь линия фронта переходила четыре раза. В результате кровопролитных боев и сражений было убито 15 тысяч мирных жителей. Более 14 тысяч жителей угнаны в плен. Сам город был практически разрушен. Лишь 11 апреля 1944 года Керчь была полностью освобождена от немцев.
Город-герой Мурманск
Германская армия имела директиву от Гитлера: уничтожить Мурманск за несколько дней, так как через мурманский порт шли грузы из стран-союзниц, которые снабжали всю советскую армию. За годы войны на Мурманск было совершено около 800 налетов, сброшено 185 тысяч бомб, но окончательно прервать сообщение между Мурманском и армией немцам не удалось.
По количеству бомбовых ударов город уступает лишь Сталинграду, да и разрушено зданий было немало. Угроза Мурманску была снята осенью 1944 года, когда советские войска начали наступательную операцию в этом направлении.
Город-герой Волгоград (Сталинград)
На протяжении 200 дней шла ожесточённая битва за каждый метр города, за каждую улицу, дом и семью. Здесь похоронены тысячи и тысячи людей, благодаря которым немцы уже не смогли набрать былую силу и мощь.
9 мая 1945 года завершилась Великая Отечественная война. В эти дни мы вновь вспоминаем тех, кого с нами нет, и поздравляем тех, кто дошёл до этого светлого дня.
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте с вами встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Вечная память героям! Слава сыновьям и дочерям нашей Отчизны, положившим жизнь на алтарь Великой Победы! Почтим их память минутой молчания.
Звучит метроном, минута молчания
Ведущая: Спасибо, присаживайтесь.
Нет! – заявляем мы войне,
Всем злым и чёрным силам.
Должна трава зелёной быть,
А небо синим – синим!
Нам нужен разноцветный мир,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
Все пули и снаряды.
Мы хотим, чтоб люди мирно жили,
Чтоб дети разных стран дружили,
Чтоб леса, поляны зеленели,
Чтобы птицы в небе звонко пели.
Ведущая: Дорогие ребята, я желаю вам счастья, чтобы вы никогда не знали войны. А наша встреча подошла к концу. До свидания, до новых встреч!
5. Приложение №3
Сценарий
устного журнала
«Блокадный Ленинград»
Цель: формирование чувства патриотизма на примере подвига детей – жителей блокадного Ленинграда, глубокой признательности тем, кто наравне со взрослыми отстоял город, проявляя стойкость, мужество, героизм.
Задачи:
-Расширить представление воспитанников о подвиге ленинградцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г;
-Формировать нравственные понятия: героизм, мужество, стойкость, преданность на основе произведений советских поэтов.
-Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества.
-Развивать навыки выразительного чтения.
Ожидаемые результаты: осознанное чувство благодарности ветеранам за Победу и передаваемый ими опыт
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер.
Ход мероприятия:
Звучит фоновая музыка, на сцену выходит ведущая.
Ведущая: У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял свое имя: Санкт – Петербург, Петербург, Ленинград и снова Санкт – Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде, о блокадном Ленинграде.
К началу сентября 1941 года ценой огромных потерь гитлеровские войска вышли на ближайшие подступы к городу и блокировали его с суши. Организаторы защиты Ленинграда быстро и четко расставили сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. Всего в Ленинграде в августе было организованно свыше 40 тысяч человек. Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, достроили 1500 дотов, 35 км баррикад. Люди работали по12-14 часов в сутки.
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфального шествия не получилось.
Фюрер поставил задачу завладеть городом, сравнять его землей и сделать необитаемым. Не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя»,- цинично пророчествовал он.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, не будут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
30 августа 1941 года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К тому времени там находилось свыше 2,5 млн. жителей, среди которых были женщины, старики, дети. Захватив пригороды, немецко-фашистские войска непрерывно обстреливали город огнем тяжелой артиллерии и подвергали массовой бомбежкой с воздуха. 8 сентября 1942 года для ленинградцев наступил один из самых черных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Враг рассчитывал на то, что голод сломит воинов – защитников Ленинграда. Почти 900 дней (8 сентября1941 – 27 января 1944) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой в истории блокады. Вся страна помогала мужественным защитникам города. По льду Ладожского озера была проложена трасса. И 13 ноября 1941 года, когда лед, наконец, стал, по ней отправился спешно собранный коннотранспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок в пути провалились под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Затем автоколонны из полуторок, грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смертью», но позднее появилось другое название «Дорога жизни». Перевозки через Ладогу достигли необходимого размаха не сразу, и среднюю порцию снижали, она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (для всех) в сутки. Этот ломтик трудно было назвать хлебом. Он на 40 % состоял из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из дерева.
Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей. Вымирали целыми семьями, целыми кварталами. Об этом свидетельствует дневник Тани Савичевой, которой было 11 лет, когда она осталась одна. Большая семья Савичевых – пятеро детей, их мама и бабушка. С ними жили еще двое братьев. Их рано умершего отца. Вот строчки из дневника Тани Савичевой:
«Женя - умерла 28 декабря в 12 часов дня 1942 года.
Бабушка – 25 января в 3 часа дня 1942 года
Лика умерла – 17 марта в 5 часов утра 1942 года
Дядя Вася умер – 13 апреля в 2 час ночи 1942 года
Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 года
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942
Савичевы умерли все. Осталась одна Таня»
В августе 1942 Таню Савичеву вместе с другими детьми эвакуировали. За жизнь девочки боролись всеми доступными способами. Но Таню спасти не далось. Она умерла 1 июня 1944 года.
Весной 1942 года при таянии снегов на улицах и площадях было найдено около 13 тысяч трупов – «подснежников», так их тогда называли. Дети, оставшиеся без родителей, лежали в постелях, истощенные, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесенного застыл в глазах. Кожа лица рук была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели по 15-20 дней горячей пищи, даже кипятка. Всего в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре 53 тысячи, в марте – 90 тысяч.
Город переживал трагические дни. Не было продуктов, света. Вышли из строя водопровод и паровое отопление. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. Всего было выпущено и отремонтировано около 1500 танков, тысячи боевых и морских орудий, много боевых кораблей, 120 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов и около 10 миллиардов снарядов и мин.
Город не только выдержал осаду, но и победил врага. 27 января 1944года блокада Ленинграда была прорвана. Над заснеженной Невой гремели залпы победоносного салюта. К этому времени в Ленинграде осталось 560 тысяч человек. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные строки: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охранной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто. Пискаревское кладбище стало местом массовых захоронений ленинградцев, погибших в годы блокады города. В братских могилах покоится 570 человек. Кроме братских могил на кладбище насчитывается около 6200 захоронений. Некоторые из них безымянные, а на сером граните других выбиты имена погибших, даты рождения и смерти. Здесь всегда лежат живые цветы.
Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Наш долг
6. Заключение
Для организации деятельности по военно-патриотическому воспитанию и повышения ее эффективности мы рекомендуем создавать в учреждениях информационную базу, на основе которой будет строиться вся дальнейшая работа. Сбор информации должен вестись постоянно.
Особое внимание при организации военно-патриотической работы следует уделять ее планомерности и системности, иначе вся работа будет носить эпизодический характер и не позволит оказывать необходимое воспитательное воздействие. Следует отдавать предпочтение массовым формам работы. Это объясняется тем обстоятельством, что коллективный настрой, коллективное переживание обладает большим эмоциональным потенциалом, нежели индивидуальное восприятие мыслей. Опыт показывает, что сила влияния массового мероприятия на отдельного зрителя в значительной степени зависит от того, как переживают происходящее другие зрители, какой внутренний отклик находит мероприятие в каждом, кто на данный момент находится рядом.
При подготовке и организации мероприятия военно-патриотической направленности мы советуем использовать больше выразительных средств, включать в представление различные театрализованные эпизоды, использовать наглядные пособия и современные телекоммуникационные технологии. Это позволит достичь максимального эмоционального воздействия на зрителя, мероприятие надолго запомнится и будет иметь большое воспитательное воздействие.
7. Литература
1. Адамович, А. Блокадная книга / А. Адамович, Д.А. Гранин. – 5-е изд., испр. и доп. – Ленингад: Лениздат, 1989
2. Алексеев С.П. Подвиг Ленинграда 1941 — 1944 гг. -М.: Детская литература.
3. Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат.
4. Великая Отечественная Война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 3. Освобождение. - М.: Наука
5. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. - М.: Олма-пресс.
6. Галушко Ю. А., Колесников А.А. О долге и чести воинской в российской
7. Засекреченные войны и их герои; Современная школа - Москва, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс
Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...
Герои-в нашей памяти всегда!
На уроке разговор идёт о Грише Антонове, который после школы учился в техникуме. Призывником попал на войну. Сражался, уничтожил 3 танка. Погиб как герой....
Презентация "Юные герои в нашей памяти живут"
Презентация о юных героях-антифашистах...
Методическая разработка урока «...главное, не падайте никогда духом» (по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)
В разработке представлена групповая работа шестиклассников на уроке....
Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов "Всероссийский урок Памяти и Славы"
Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов "Всероссийский урок Памяти и Славы"...
"Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут"
Проект по увековечиванию памяти героев ВОВ...