Методическая разработка к Всероссийскому конкурсу среди классных руководителей. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Персоналии и герои Смутного времени.
методическая разработка по истории (7, 8, 9, 10 класс)

Королёва Наталья Владимировна

Важнейшим направлением воспитательной работы образовательных учреждений в Российской Федерации, является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Оно способствует решению важных, значимых воспитательных и социальных проблем, так как формирует у подрастающего поколения чувство патриотизма, осознанию ложных ценностей (цинизм, агрессивность и др.) и искажения истории.

Тема выбрана как знаковое явление в Отечественной истории. Ее последствия определили дальнейший характер развития страны и поменяли сознание русских людей еще в XVII веке. В настоящее время возрастает внимание к проблемным вопросам России на переломных этапах развития государства. Именно Смутное время явилось проявлением глубокого государственного кризиса, результатом сложнейшего переплетения разнообразных противоречий.

В День Народного Единства (4 ноября), мы вспоминаем героев XVII века, которые предопределили ход дальнейшего развития Российского Государства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». А.С. Пушкин.

Слайд 2

1 2 3 4

Слайд 3

Название задания Балл 1. Найти правильный вариант ответа с помощью QR-кода. Максимальный балл 3 - Выбран правильный QR-код, название памятника, город, в котором он находится и краткое описание событий «Смутного времени»; 3 - Выбран правильный QR-код, допущена неточность в названии памятника ИЛИ города, ИЛИ присутствуют небольшие недочеты в содержании описании событий «Смутного времени»; 2 Выбран правильный QR-код, но неправильно дано название памятника ИЛИ город, в котором он находится ИЛИ описание событий носят не точный характер; 1 Задание не выполнено. 0 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ С QR-кодом

Слайд 4

Медный всадник Г. Санкт-Петербург 2. Памятник Минину и Пожарскому. Г. Москва 3. Родина – мать зовет! г. Волгоград 4. Памятник Георгию Победоносцу Г.Москва

Слайд 5

Видео «День народного единства» https://www.youtube.com/watch?v=Fk4ya2UltU8

Слайд 6

Задание № 1. «Мозговой штурм». Баллы выставляются автоматически после завершения работы. Максимальное количество баллов - 9 Задание 2. «Причины Смутного времени» Баллы выставляются в соответствии с точным заполнением пропусков в тексте. 1 неточность, минус балл. Максимальное количество баллов - 10 Задание № 3. «Собери пазлы ». Данное задание выполняется на время – 2 минуты. Результат оценивается по количеству собранных пазлов . Максимальное количество баллов - 12 Задание № 4. «Викторина» - Рефлексия. Играют все команды. Команда, которая дает правильный ответ, получает по баллу за ответ. Максимальное количество баллов - 10 Рефлексия. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 3 Итого: Макс. число за выполненную работу – 47 баллов 1 место – 47-40 баллов 2 место – 39-30 баллов 3 место – 29 -20 баллов 4 место – 19-10 баллов 5 место – 9- 1 балл

Слайд 7

Задание № 1. «Мозговой штурм». Время выполнения 3 минуты. Ссылка https://learningapps.org/watch?v=pb6rz0pua21 (Оценивается в 9 баллов)

Слайд 8

Задание № 2. «Причины Смутного времени» Время выполнения 3 минуты. Ссылка https://learningapps.org/view585469 (Оценивается в 10 баллов).

Слайд 9

Задание № 3. «Собери пазлы » Время выполнения 3 минуты. Ссылка: https://learningapps.org/view696756 (Оценивается в 12 баллов).

Слайд 10

Задание № 4. «Викторина». На обсуждение одного вопроса 1 минута. Ссылка: https://learningapps.org/view2655558 (Оценивается в 10 баллов).

Слайд 11

Задание № 1. «Мозговой штурм». Баллы выставляются автоматически после завершения работы. Максимальное количество баллов - 9 Задание 2. «Причины Смутного времени» Баллы выставляются в соответствии с точным заполнением пропусков в тексте. 1 неточность, минус балл. Максимальное количество баллов - 10 Задание № 3. «Собери пазлы ». Данное задание выполняется на время – 2 минуты. Результат оценивается по количеству собранных пазлов . Максимальное количество баллов - 12 Задание № 4. «Викторина» - Рефлексия. Играют все команды. Команда, которая дает правильный ответ, получает по баллу за ответ. Максимальное количество баллов - 10 Рефлексия. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 3 Итого: Макс. число за выполненную работу – 47 баллов 1 место – 47-40 баллов 2 место – 39-30 баллов 3 место – 29 -20 баллов 4 место – 19-10 баллов 5 место – 9- 1 балл

Слайд 12

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ ! ВСЕ МОЛОДЦЫ !



Предварительный просмотр:

II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей на лучшие методические разработки

 воспитательных мероприятий

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Персоналии и герои Смутного времени

Автор: Королёва Наталья Владимировна,

учитель истории и обществознания.

Муниципальная бюджетная образовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Читы»

2021 год

Пояснительная записка

Важнейшим направлением воспитательной работы образовательных учреждений в Российской Федерации, является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Оно способствует решению важных, значимых воспитательных и социальных проблем, так как формирует у подрастающего поколения чувство патриотизма, осознание ложных ценностей (цинизм, агрессивность и др.) и искажение истории.

Тема выбрана как знаковое явление в Отечественной истории. Ее последствия определили дальнейший характер развития страны и поменяли сознание русских людей еще в XVII веке. В настоящее время возрастает внимание к проблемным вопросам России на переломных этапах развития государства. Именно Смутное время явилось проявлением глубокого государственного кризиса, результатом сложнейшего переплетения разнообразных противоречий.

В День Народного Единства (4 ноября) мы вспоминаем героев XVII века, которые предопределили ход дальнейшего развития Российского Государства.

Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Тема: Персоналии и герои Смутного времени.

Целевая аудитория: обучающиеся 13-15 лет (7-9 классы).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: классный час посвящен памяти героев русского государства XVII века, проявивших мужество, героизм, отвагу в сложный период «Смутного времени» и приурочен к празднованию Дня народного Единства. 

Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости и интереса к истории страны.

Задачи:

  1. прививать обучающимся знания о и формировать умение анализировать и обобщать пройденный материал;
  2. способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Смутного времени;
  3. воспитывать чувство долга перед Родиной и уважения к государственным приоритетам России.

Планируемые результаты.

Личностные: воспитание российской гражданской и формирование культурной идентичности у обучающихся на основе осознания принадлежности к общности победителей в борьбе с польской интервенцией 17 века; воспитание чувства гордости за свою Родину и самоотверженную борьбу русского народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные:

регулятивные: организация деятельности, умение предоставлять факты событий; контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

коммуникативные: развитие речевых навыков; участвовать в обсуждении конкретных заданий, аргументировать и высказывать свое мнение;

познавательные: применение способов решения проблем творческого и поискового характера (систематизировать, выполнять логические операции), в том числе в группе и команде.

Предметные: закрепление знаний по истории России в период «Смутного времени».

Форма проведения воспитательного мероприятия: классный час. Он организован в форме соревновательного характера, в котором могут принять участие обучающиеся одного класса или параллели, либо ребята разных классов, прошедших по истории тему «Смутное время».  

Обоснование темы:

  1. необходимость доведения до обучающихся исторических фактов истории государства Российского;
  2. осознание важности происходивших исторических событий;
  3. формирование патриотического отношения к российскому государству.

Педагогические технологии: информационно – коммуникационная, игровая, проблемно-поисковая.  

Ресурсы:

- материально-технические: ноутбук на каждую команду или телефон с поддержанием программы QR кода; в классе - колонки, интерактивная доска, школьная доска, черновик (блокнот), песочные часы, рассчитанные на 1 минуту;

- информационные: программа LearningApps.org для организатора;

- кадровые: модератор для подсчета баллов.

Рекомендации по использованию методической разработки: материалы разработки целесообразно использовать при подготовке классных часов; конкурсов в рамках патриотического направления ко Дню Народного Единства, который отмечают в России 4 ноября; неделе истории и на уроках для закрепления знаний по пройденной теме.

Основная часть

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия: 

  1. В классном часе по теме «Смутное время» могут принять участие обучающиеся, прошедшие данную тему по истории России (это закрепление материала, в том числе могут участвовать те обучающиеся, которые выбрали сдачу экзамена в форме ОГЭ по истории, а также те, кому интересно изучать этот предмет).
  2. Возможно привлечение обучающихся одного класса, либо одной параллели, ребят разных возрастных категорий, прошедших материал по данной теме.
  3. Участники мероприятия делятся на команды (от 3-х до 4- х), в каждой из которых от 3-х до 5 человек; команда дает себе название, которое фиксируется на доске.
  4. Допускается наличие «болельщиков».
  5. Необходимо обеспечить каждую группу ноутбуком или телефоном, с программой QR-кода (хотя бы у одного обучающегося в команде); блокнотом или листом бумаги (будет использоваться в качестве черновика).

Сценарий.

Организационный момент: приветствие, проверка наличия технических средств и дополнительного материала для записей (черновик). Краткий инструктаж. Проверка названий команд (названия фиксируются на доске).

На экране демонстрируются слайды.

(Слайд 1) Учитель: Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами высказывание А.С. Пушкина «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Как вы думаете, о какой «Славе предков» пишет А.С. Пушкин?   (Учитель выслушивает различные мнения обучающихся и подводит к тому, что в России есть Дни воинской славы, памятные и юбилейные даты военной истории России).

Учитель: Дни воинской славы (Дни славы русского оружия) - это памятные дни России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории нашей страны.

В ноябре мы будем отмечать один из важнейших праздников.

(Слайд 2) Чтобы вспомнить, что это за праздник, вам предстоит с помощью программы, считывающей QR-код, расшифровать его. Необходимо выбрать правильное изображение на слайде, посвященное этому празднику. Назвать памятник, город в котором он находится и коротко описать событие, связанное с нужным изображением.  

Выигрывает та, команда которая быстрее справится с заданием. (даст правильное название памятника, город, в котором он находится и коротко информацию об историческом событии, связанным с памятником).

(максимальное количество баллов – 3);

(Слайд 3) На экране демонстрируются критерии оценивания задания.

Модератор записывает на доске баллы командам.

(Слайд 4) Учитель: Вы выбрали правильно. Фотография под номером два Памятник Минину и Пожарскому в городе Москве. Событие, с которым связан памятник называется «Смутное время». Ежегодно 4 ноября в России отмечается День народного единства. Как связаны между собой история XVII века и государственный праздник?

(Слайд 5) Предлагаю посмотреть видео, чтобы вспомнить историю (в презентацию встроено видео https://www.youtube.com/watch?v=Fk4ya2UltU8 . Это дает возможность более точно вспомнить об истории возникновения праздника и участниках далеких событий (7 мин.)).

Учитель: Из видео вы вспомнили, что кроме героев Смутного времени были еще антигерои, которые не хотели единства России. Наш классный час так и называется «Персоналии и герои Смутного времени». Проведем его в виде соревнований.

Каждая команда будет выполнять задания по ссылке или с использованием QR-кода. На выполнение каждой работы отводится время (о времени сообщает модератор) учитываются точность и качество.

 (Слайд 6) Ведущий знакомит ребят с критериями оценивания.

(Во время выполнения заданий, каждой команде записываются набранные баллы на доске).

В процессе игры ведущий постоянно координирует действия участников.

(Слайд 7) Задание № 1. «Мозговой штурм». 3 минуты.

Командам предлагается пройти по ссылке или использовать QR-код и решить тест «Персоналии и герои «Смутного времени» на время и точность.

Ссылка: https://learningapps.org/watch?v=pb6rz0pua21   

(Оценивается в 9 баллов)

(Слайд 8) Задание № 2. «Причины Смутного времени» - 3 минуты.

Команды проходят по ссылке или используют QR-код. Задание - заполнить пропуски в предложенном тексте.

Ссылка: https://learningapps.org/view585469 

(Оценивается в 10 баллов).  

(Слайд 9) Задание № 3. «Собери пазлы» - 3 минуты.

Команды проходят по ссылке или используют QR-код. В задании нужно соотнести имя участника Смутного времени и событие. Если задание будет выполнено правильно, откроется памятник освободителям России от Смутного времени.

Ссылка: https://learningapps.org/view696756 

(Оценивается в 12 баллов).

(Слайд 10) Задание № 4. «Викторина». На обсуждение одного вопроса -  1 минута.

Проводится на большом экране для всех команд.

Ссылка: https://learningapps.org/view2655558 

(Оценивается в 10 баллов).

Рефлексия

Учитель: Сегодня мы с вами хорошо поработали. Давайте подведем итоги (за четкие и правильные ответы возможно добавить по 1 баллу).

- К чему призывает нас это праздник? (День народного единства призван напомнить нам, о том, что, мы большая многонациональная страна. Когда мы едины, мы непобедимы).

- В чем состоит суть народного единства? (Этот день является свидетельством единения людей, сплочения общества, милосердия, взаимопонимания и уважения).

- Для чего нам нужно единство? (Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие и поддержка друг друга, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности).

Ученик: В День единства будем рядом,

                Будем вместе навсегда,

                Все народности России

                В дальних селах, городах!

               Вместе жить, работать, строить,

               Сеять хлеб, растить детей,

               Созидать, любить и спорить,

               Охранять покой людей,

               Предков чтить, дела их помнить,

               Войн, конфликтов избегать,

               Чтобы счастьем жизнь наполнить,

               Чтоб под мирным небом спать!

(Слайд 11) Демонстрируется слайд с критериями. Подсчитываются баллы, подводятся итоги. Объявляются команды победители.  

 (Слайд 12) Учитель: Всем спасибо за участие.

Объявляются победители соревнований. Награждения.

Критерии оценивания

Название задания

Балл

  1. Найти правильный вариант ответа с помощью QR-кода.

- Выбран правильный QR-код, название памятника, город, в котором он находится, и краткое описание событий «Смутного времени».

- Выбран правильный QR-код, допущена неточность в названии памятника ИЛИ города, ИЛИ присутствуют небольшие недочеты в содержании описании событий «Смутного времени».

- Выбран правильный QR-код, но неправильно дано название памятника ИЛИ город, в котором он находится, ИЛИ описание событий носят неточный характер.

- Задание не выполнено.

Максимальный - 3

3

2

1

0

Задание № 1. «Мозговой штурм».

Баллы выставляются автоматически после завершения работы.

Максимальное количество баллов - 9

Задание 2. «Причины Смутного времени»

Баллы выставляются в соответствии с точным заполнением пропусков в тексте.

1 неточность, минус балл.

Максимальное количество баллов - 10

Задание № 3. «Собери пазлы». Данное задание выполняется на время – 2 минуты.

Результат оценивается по количеству собранных пазлов.

Максимальное количество баллов - 12

Задание № 4. «Викторина» - Рефлексия.

Играют все команды. Команда, которая дает правильный ответ, получает по баллу за ответ.

Максимальное количество баллов - 10

Рефлексия. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальное количество баллов - 3

Итого:

Макс. число за выполненную работу – 47 б

1 место – 47-40 баллов

2 место – 39-30 баллов

3 место – 29 -20 баллов

4 место – 19-10 баллов

5 место – 9- 1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия» по формированию гражданской идентичности

Методические рекомендациик Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия»по формированию гражданской идентичности  Цель программы – содействие формированию гражданской иден...

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся. 8 простых шагов или небудничные будни классного руководителя. Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаю...

Методическая разработка Проект «Мы будем помнить…», направленный на патриотическое воспитание кадет

Информационная карта проекта 1.      Название проекта: «Мы будем помнить…».2.      Цель проекта: формирование у воспитанников ...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности(тематическое направление)Тема методической разработки- Герой нашего времени...

II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Методическая разработка по тематическому направлению - Духовное и нравственное воспитание. Тема методической разработки: Мы за мир! Мы за дружбу!Выбор данной темы объясняется тем, что в восп...

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»

В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...